Светлан Голосеев гвардеец монгольского императ. 17

Глава 17. Дикий монгол – идеал для подражания

– Слушайте, я так продрогла в этом нетопленном зале! У них вечно холодно, сколько я здесь бывала. И на улице мерзко. Нужно срочно что-то выпить.

– Лира Павловна давайте же пойдём в «Лотос», там точно дают спиртное и готовят неплохо.

– Вы меня неправильно поняли. Я не хочу спиртное. Я хочу вредной жирной горячей пищи и кофе, вот. И я знаю, где это можно получить. Пойдёмте.

Лира привела меня в придорожную забегаловку под брендом «Чебуречная». Обычно я подобные заведения обхожу стороной – в них всегда пахнет старым горелым маслом и ещё чем-то специфически противным. И если бы ни Лира, я не рискнул бы принимать тут пищу. Но в маленьком зале с несколькими «стоячими» столиками пахло вкусно. Мы взяли подносы, и нам по заказу Лиры Павловны выдали по два горячих, буквально шипящих чебурека и по большой кружке кофе.

– Можете меня осуждать, – сказала Лира, откусив изрядный кусок, – но я обожаю вот так поедать чебуреки, чтобы горячий сок тёк по рукам и подбородку, и чтобы кофе был растворимым из пакетиков, с сахаром и очень горячий, чтобы хлебать его большими глотками, обжигаясь. Я здесь бываю, когда наступают не лучшие времена. Тут знаете, чем хорошо – они всегда жарят на свежем масле. Пара банальных чебуреков переносят меня в детство, а после выходишь, и вроде как попадаешь в параллельную современность – всё так же, а настроение другое, и видится всё в гораздо лучшем свете.

– Для меня мир не изменился, наверно, я слишком приземлённый. Но чебуреки понравились! Я вообще люблю мясо.

– Я тоже.

– Ну да, вас в вегетарианстве заподозрить трудно.

– А вы всё-таки едкий! Да, мне нравится пожирать мясо, хоть я и понимаю, что для женщины это неприлично. А вдруг это от моих диких предков? Когда ем мясо вот так, с аппетитом, шашлык, например, чтобы дымком припахивало – всегда ощущаю себя каким-то кочевником. Да, именно мужчиной в степи у костра с куском жареного мяса в руках.

– Думаете, гены?

– Может, гены, а может, просто начиталась. Знаете, я вам сейчас зачитаю… руки вытру. Сохранила себе интересный образ степного варвара со слов одного индуса. Индус этот был придворным поэтом и хронистом, сопровождал хана, в том числе в битвах, и звали его Амир Хосров Дехлеви. Они там взяли в плен сколько-то монголов, и он описывает их внешний вид. К слову, Амир в данном случае не имя, а почётный титул. А писал он на интересном персидском диалекте Северной Индии. Вот оно. Слушайте: «Их глаза столь узки, а взгляд столь пронзителен, что, кажется, они могут взглядом просверлить дыру в медном сосуде, а их зловоние еще ужаснее, чем цвет кожи. Их головы сидят па плечах так плотно, что, кажется, у них нет шеи, а щеки напоминают бугристые штопаные бурдюки. Их носы расплющены от одной скулы до другой. Их ноздри подобны зловонным могилам, из ноздрей торчит шерсть, достигающая рта. Усы их необычайно длинны, а вот бороды очень скудны. Их грудь частью черного, частью белого цвета усеяна вшами, словно пересохшая земля кунжутными зернами. Вообще, их тела усыпаны паразитами, а кожа производит впечатление шагрени, годной только для изготовления сапог». Как вам?

– Сильно! И вы ощущаете себя таким варваром, но только свободным и с кровавым куском мяса?

– Ну, не совсем – без вшей и других паразитов. Но согласитесь, что-то в этом есть – какая-то сила. Ведь этот поэт явно их боится, даже пленных. Иногда мне кажется, что я бы хотела…

– В таком случае, я бы, пожалуй, опасался оказаться рядом.

– Вот видите, у вас гены не кочевника! Но сегодня вы – мой пленник, и нам пора возвращаться к нумизмату.


–  Мы к вам вернулись. И принесли почти тёплый чебурек и кофе. Берите, берите. Кушайте, а мы пока посмотрим, что любопытного есть у соседей.

– Не уходите, я могу рассказывать и параллельно с поеданием. Действительно очень вкусный чебурек. Лира, покажете после, где это заведение?

– Непременно. Здесь рядом совсем. А вкусно потому, что они не разогревают привозное, а готовят сами и жарят прямо на ваших глазах. От этого и сочность, и аромат и всё остальное в совокупности.

– Не заметил, как проглотил. Спасибо вам! Долг – платежом! Я продолжаю. Итак, мы прошлись по основной территории караванных путей между Востоком и Западом. На юг пойдём, я имею в виду Индию?

– Давайте не пойдём, Индия далека от наших интересов.

– Как угодно. Но учтите, что монеты и оттуда поступали в общий денежный оборот караванных путей, хотя и в меньшем количестве. Кстати, лет пять назад в Киргизии нашли монету, отпечатанную аж на Цейлоне в 1200 году – редкость жутчайшая!

– Потрясающе! Вы так интересно рассказываете!

– Так я же фанатик! Я в семнадцатом году даже в Чэнду летал специально на нумизматическую выставку. Помните, Лира, я вам фото показывал?

– Это на юго-западе Китая, – подсказала Лира Павловна.

– Да, провинция Сычуань. Представляете, специализированная выставка монет древних государств – участников торговли по Шёлковому пути. Монетами были представлены и Римская империя, и Индия, и Сасанидское государство и, конечно, монгольские ханства, и многие другие страны. И всё это монетное богатство лишь из двух музеев, один из которых – Сианьский музей нумизматики!

– Ничего себе, есть специализированный музей по вашему профилю?

– Да он не один, вы не знали? Музеев денег, думаю, несколько десятков, у нас в России есть, конечно. В Питере замечательный Музей истории денег, в Москве Музей денег мира, Музей международного нумизматического клуба, в Феодосии интересный Музей денег – это те, в которых я бывал. Да в каждом крупном банке есть музей денег. Но давайте не расплываться мыслью по древу, лучше я вам расскажу о деньгах улуса Джучи.

Как вы понимаете, до монголов на этой территории водились самые разнообразные, популярные на конкретный момент деньги или их заменяющие товары. Весь тринадцатый век в Золотой Орде пользовались драхмами или дирхамами.

– То есть, и теми и другими одновременно?

– Давайте я объясню, – подключилась Лира Павловна. – Это одно и то же. Дирхамы или иначе дирхемы с седьмого века были арабскими деньгами. А происходит слово от греческого «драхма», так оно исказилось в арабском языке. Продолжайте, пожалуйста.

– Дирхамы и по сей день являются национальной валютой Арабских Эмиратов, Ливии, Иордана, Катара, Марокко. Но нам сейчас это неважно. А важно то, что в 1310 году тогдашний хан Золотой Орды Тохта провёл денежную реформу и заменил эти самые дирхамы – ввёл новую денежную единицу серебряный данг. Лира, вы лучше скажете о происхождении названия и его производных.

– Слово «данг» – персидского происхождения, и дословно переводится как «часть» чего-то мелкого. В тюркских языках производное от слова «данг» – «теньга». По-казахски, по-чувашски, по-калмыцки звучит почти одинаково и означает «деньги», «серебряная монета». Современные деньги Казахстана называются тенге. Даже название Вьетнамского донга имеет примерно такое же происхождение и означает «медь». И как вы сами уже догадались, русское слово «деньги» происходит непосредственно от названия денежной единицы Золотой Орды «данг».

– Вот как мы с Лирой вас перекрёстным! Так вот, эти данги продержались ровно сто лет. А ханы и крупные торговцы Золотой Орды большие суммы хранили в сумах – слитках массой около 200 граммов. Из этих слитков при необходимости чеканили монеты. Из каждого сума получалось сто двадцать дангов. К слову, сум сейчас в ходу – так называется валюта Узбекистана. Мне попались интересные данные: во второй половине четырнадцатого века в Крыму средний заработок составлял от 100 до 170 дангов. Интересно, кто его подсчитывал? В те же времена лошадь стоила от 60 до 200 дангов.  Ну, вот примерно, как теперь – стоимость средненького автомобиля сопоставима с одним-двумя средними годовыми заработками.

– Посмотрите, ваши соседи уже собирают свои альбомы…

– Ух ты! Старый Мазай разболтался в сарае! Давайте закругляться. Коротенько о денежках нашей родной Руси. Те же дирхемы Арабского халифата в конце восьмого века распространяются по бассейнам Дона, Днепра, Волги. И завезли их туда викинги, они же привезли дирхемы и на родину, в Скандинавию. Вообще на Руси все деньги были иностранного производства. Первые русские монеты появились в конце X века и назывались они златниками и сребрениками. Внешне были похожи на византийские, но имели русские надписи. Чеканка этих денег продолжалась очень недолго.

С одиннадцатого века на Русь попадают западноевропейские денарии, а также английские, французские и немецкие монеты. Обращение иностранных монет на Руси прекращается в конце того же века. И начинается безмонетный период, когда деньгами служили слитки серебра определённого веса и конфигурации в разных княжествах. Во время безмонетного периода также широко использовались различные заменители денег от шкурок пушных животных до тропических раковин каури. Эти денежные ракушки назывались ужовками. Не слышали такое название? Они часты в археологических слоях того времени.

С приходом монголов, естественно, в подконтрольных им землях стали распространяться монгольские деньги. Сначала в небольшом количестве так называемые татарские дирхемы из серебра, позже, с начала четырнадцатого века, как я уже вам рассказывал, серебряные данги. Ой-ой-ой, нас сейчас выгонят. Всё, друзья, лекция закончена. Спасибо, что были внимательны! До свидания!


– Ну что, вы довольны? – спросила Лира Павловна, когда мы выбрались на улицу.

– Ещё как! Профессиональная лекция простым языком, с интересными подробностями. Только слишком много сразу, нужно будет ещё прослушать. Скинете мне запись? А сейчас отметим эту лекцию, где пожелаете.

– Спасибо. Я на работу, там статья недоделанная.

– А домой? Сегодня же выходной.

– А дома без меня ничего не изменится. У меня даже кошки теперь нет… а цветы я полила.

– Лира Павловна, что-то из вас сегодня пышет пессимизмом. Что-то случилось?

– Бывает, находит, без причины... Знаете, мне иногда представляется, что жизнь – полёт к цели. Нас выстреливают, и мы летим, а пока летим – живём. Только цель нам неизвестна, ведь не мы её выбирали и не мы нажимали на курок. И если выбранная стрелком цель не близко, то можно так лететь и лететь… и начать сомневаться. Ведь не случайно говорят «живёт бесцельно». А может, стрелок так и рассчитывал, чтобы цель была поражена на излёте?

– Это не про вас, точно. У вас интересная работа и вы ею увлечены, и уже многое открыли…

– Но мы же не знаем истинной цели. А вдруг эта моя работа как раз ложная цель, которая создала рикошет или я в ней просто увязну как в старой телогрейке? Или, ещё хуже, выстрел банально тренировочный, и моя стрела воткнётся в какую-нибудь соломенную мишень?

– Так вы хотя бы определитесь, кто вы, пуля или стрела. Я шучу, конечно…

– Да какая разница – хоть реактивный снаряд или баллистическая ракета! Главное, чтобы не «в молоко». Ой, давайте не будем, а то мне придётся снова есть что-нибудь хищно-запретное. А дважды в день – это слишком. До встречи!

Улитка снова спряталась в свою скорлупку.


Рецензии