Заговорённый лётчик-ас

За время Великой Отечественной войны этот лётчик-ас прошёл все ступеньки авиационной карьеры - был пилотом, старшим пилотом, командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи.
 Он воевал на Закавказском, Северо-Кавказском, Юго-Западном и 3-м Украинском фронтах.
 За его плечами были оборона и освобождение Кавказа и Кубани, освобождение Украины, Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии.
За годы войны он совершил более 605 боевых вылетов, провёл 143 воздушных боя, сбил лично 46 и в группе 8 самолётов противника, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика.
Невероятно, но сам он ни разу не был ранен, его самолёт не горел, не был сбит, за всю войну не получил ни единого попадания в бою! Его все считали заговорённым. А сам он любил повторять одну заповедь: «Воздушный боец не только тот, кто сбивает, но и тот, кто умеет сам не быть сбитым».
Дважды Герой Советского Союза.
Заслуженный военный лётчик СССР.
Маршал авиации.
 Доктор военных наук.
Профессор.
 Депутат Верховного Совета СССР 6 - 8 созывов.
 Автор более 140 научных работ и книг: «Служение Отчизне», «Боем живёт истребитель», «Резерв высоты», «Тактика в боевых примерах».
Был участником Парада Победы в городе Москве в июне 1945-го года и более 20-ти военных парадов на Красной площади.
9 мая 1985-го года на параде в честь 40-летия Великой Победы ему было доверено пронести Знамя Победы по Красной площади.
Владимир Высоцкий посвятил легендарному асу песни: «Их восемь — нас двое…» и «Песня о погибшем летчике».
Звали этого лётчика - Николай Михайлович Скоморохов.


***


Родился будущий лётчик-ас 19 мая 1920 года в селе Лапоть (ныне село Белогорское) Саратовской области, в семье потомственных волгарей.
Он был правнуком бродячих комедиантов (скоморохов), осевших на Волге после разгрома восстания С. Разина, внуком бурлака, сыном рыбака и матроса.
В 1928-м году Коля пошёл в школу в селе Лапоть.
Во время коллективизации у семьи Скомороховых отобрали корову и Карего – любимую лошадку Николая. Мальчик страшно переживал. Вскоре Карего не стало: в неволе он быстро умер.

К слову. Николай - дважды Герой Советского Союза, боевой офицер - вернулся в родное село после войны.
Среди встречающих он увидел мужчину, который отбирал Карего. Пошёл навстречу. У того глаза забегали, и он оцепенел: у Николая висел пистолет с правой стороны. Что думал тот рьяный земляк, неведомо. Николай подошёл, поздоровался. Рука здоровающегося с ним мужчины дрожала.
Чтобы не ошибиться, не выпуская руки, спросил: «Мама, это он?»
– «Да, сыночек… Господь с ним!» – сказала мать.
Николай промолчал…
 Отпустил его руку, пристально посмотрел в глаза. Больше этих глаз он не видел. Назавтра односельчанин уехал из села навсегда...
 
***

В 1930-м году в поисках заработка семья перебралась в город Астрахань.
Там Николай учился в НСШ № 21 до 1935-го года.
Отец с сыном подрядились «метать» сети под воблу. Ну, а для этого приходилось утром в полпятого встать и до школы успеть связать с десяток метров мелкоячеистой сети.
Несмотря на всё это, Николай окончил семилетку.

 В 1935—36 гг. - учёба в ФЗУ №12 при судоремонтном заводе им. III Интернационала.
 В 1936—39 гг. Николай работал на этом заводе слесарем и токарем.
С сентября 1939-го года по декабрь 1940-го года Скоморохов, с детства пристрастившийся к чтению,  учился в Астраханском краевом библиотечном техникуме.

Вскоре произошло событие, изменившее всю его жизнь. Николай впервые увидел самолёт «У-2», приземлившийся в их посёлке.
Запал ему в душу самолёт. Он и не думал, боялся думать, что вот вдруг он полетит на таком самолёте когда-то. Но ему так хотелось этого, так хотелось...
Желание летать привело его в марте 1940-го года в Астраханский аэроклуб им. М. В. Водопьянова.
 С тех пор он не представлял себе жизнь без авиации.
 После окончания техникума Николай добровольцем ушёл в Красную Армию.
Он был направлен в лётную школу в город Батайск Ростовской области (6 декабря 1940-го года).

***

Когда началась Великая Отечественная война, Николай был курсантом Батайской военной авиационной школы пилотов им. А. К. Серова.

Сразу после окончания лётной школы младший сержант Скоморохов был направлен в 164-й ИАП (истребительный авиационный полк), вооружённый самолётами «ЛаГГ-3».
Это произошло в конце ноября 1942-го года.
В это время шли  ожесточённые бои на Волге у Сталинграда и в горах Кавказа.
В полку Николая кто-то сразу же окрестил «скоморохом». Именно такой позывной будет у него все годы войны.

1-е боевые вылеты он совершил над Черноморским побережьем Кавказа. Тогда 164-й истребительный авиаполк  (295-я истребительная авиационная дивизия под командованием Героя Советского Союза Николая Баланова), базировался на Адлерском аэродроме.
На боевые операции посылались опытные лётчики. А ему – новичку - чаще всего приходилось в паре с кем - то совершать разведывательные полёты. И хотя они были тоже ответственными боевыми заданиями, Николаю хотелось настоящего дела.
 В одном из вылетов он едва не погиб, когда его истребитель отсекли от группы своих самолётов и зажали «Мессеры». Лишь исключительная природная одарённость Скоморохова как пилота позволила ему тогда уйти от преследователей.
Лётчиков не хватало. И потому, хотя Николай был новичком, его посылали на боевые задания. И ему однажды пришлось ввязаться в 1-й свой бой с врагом.
Над нашей передовой завис «FW-189» («рама») - немецкий разведчик, корректирующий действия артиллерии. Звено «ЛаГГ-3» устремилось в атаку. Его командир капитан Дмитриев меткой очередью сбил фашиста. Скоморохов, наблюдал это, как бы со стороны, хотя сам находился неподалёку в воздухе. Он был поражён, как всё это произошло: без всякого напряга и очень изящно.

     Вскоре довелось открыть боевой счёт и «товарищу младшему сержанту».
Случилось это в январе 1943-го года над горами севернее Лазаревской.
Вновь «рама» висит над нашей передовой, занимаясь разведкой. Скоморохов обнаружил разведчик «FW-189» и атаковал его сверху.
 
• Вот что вспоминал сам Скоморохов:
 «…Проклятущая «рама». Мы знали: если сразу её не сразишь – потом с ней трудно управиться… вышел прямо на «раму» и дал очередь по её бензобакам. Клевок. Шлейф дыма. Удар о скалы. Неописуемая радость охватила меня. Я что-то заорал во всё горло, взвился свечой в небо».

     В том бою родился замечательный снайпер. Теперь всё свободное время он изучал схемы воздушных боёв, проводил математические расчёты, постигая теорию стрельбы по быстро двигающей воздушной цели.
Росла теоретическая подготовка, появились и успехи в воздухе.

22 февраля 1943-го года Николай преподнёс сам себе подарок к юбилею Красной Армии, сбив «Ju-87» - пикирующий бомбардировщик или «лаптёжник», как его у нас называли.

 Через неделю - 1 марта 1943-го года - снова победа. На этот раз был сбит «Ме-109».

   
***

В марте 1943-го года полк отозвали с фронта для пополнения и перевооружения на новые истребители «Ла-5».
После возвращения полка на фронт, 14 июня 1943-го года произошёл бой над своим аэродромом - Нижней Дуванкой.
Тогда всё происходило  словно в пропагандистском фильме.  Шло партсобрание, на котором обсуждался вопрос о приёме Николая в партию. И тут последовала команда «На вылет!». Скоморохов с ведомым В. Шевыриным поднялись в воздух. Используя невысокую облачность, они сбили 2 «FW-190». И в мокрой от боя гимнастёрке менее чем через час Николай вновь предстал перед импровизированным президиумом. В партию его приняли единогласно…

В боях на Курской дуге 24 июля 1943-го года Скоморохову довелось сбить 3 фашистских истребителя «Ме-109».
Следует отметить, что в тот день в одном из боёв у его самолёта заглох мотор. Всё шло к падению. Фашистский лётчик внимательно наблюдал за исходом ситуации, предвкушая лёгкую победу. Однако Николаю в критической, смертельно опасной ситуации удалось запустить заглохший в воздухе двигатель и расправиться с зазевавшимся врагом.

В конце августа забытому в сержантах лётчику было, наконец-то, присвоено звание младшего лейтенанта.
И вскоре Николай был назначен командиром звена.

  4 декабря 1943-го года группа «ИЛ-2» направлялась на бомбардировку вражеских позиций. Её сопровождала четвёрка «Ла-5».
 В районе цели вверху появилось 8 «мессеров», которые попытались атаковать наши самолёты для предотвращения бомбардировки.
Скоморохов бросил свою четвёрку наперерез врагу. Атаки шли одна за другой. Строй фашистских машин был разрушен, и они покинули поле боя. «Илюшины» благополучно отбомбились. А Скоморохов успел за короткое время схватки сбить 2 истребителя противника.

• Вот что записано об этом боевом вылете в личном деле героя:
«4.12.1943 года. Выполнял задание на сопровождение группы Ил-2. В районе цели штурмовики были атакованы 8 самолётами Ме-109. Несмотря на численное превосходство противника, Скоморохов смело вступил в бой. Дерзкими атаками, с большим риском для жизни, он расстроил боевые порядки вражеских истребителей, сорвал их замысел и дал возможность «Ильюшиным» полностью выполнить боевое задание. В воздушной схватке Скоморохов лично сбил 2-х «Мессеров», принудив остальных покинуть поле боя. Лётчики 951-го штурмового авиационного полка, вернувшись на аэродром, устроили старшему лейтенанту Скоморохову торжественную встречу».

В боях над Днепром и в Запорожье Скоморохов продолжил список сбитых им «Мессеров» и «Фоккеров», одержал свою 13-ю победу.

Вот 2 эпизода той поры:

Эпизод 1-й.
Четвёрка наших истребителей, возглавляемая Скомороховым, летела на прикрытие наших наземных войск.
 Впереди в разрыве облаков мелькнули 2 вражеских «фокке-вульфа».
Не раздумывая, Николай бросился в атаку. Меткая очередь, и один из фашистов, кувыркаясь, полетел на землю.
 А вот и основная немецкая группа, задачей которой в тот день была штурмовка наших передовых частей. Их 10. Наша четвёрка помчалась на врагов и те, сбросив беспорядочно бомбы, развернулись в обратный путь.
Тут же появились ещё 2 группы: 16 «Fw-190» и 4 «Ме-109».
Направив одну пару наших «Ла-5» на связывание «мессеров», Скоморохов со своим ведомым бросился на «фокке-вульфы». Требовалось не допустить их до прицельного бомбометания.
 Скоморохов короткой очередью сбил одного врага. И в ту же секунду мимо него свалился на землю истребитель, сбитый Горьковым. 2 десятка фашистских самолётов спасовали перед неординарными действиями советской четвёрки,  заставившей их сбросить бомбы на головы собственных солдат и поспешно бежать.
На земле догорали 3 самолёта врага…

Эпизод 2-й.
При отступлении немцы решили взорвать Днепрогэс. Могла погибнуть гордость нашей страны. Разведка донесла, что плотина уже заминирована. Наземная операция могла не успеть. Необходимо было обнаружить, каким образом с воздуха можно предотвратить катастрофу. Операцию взял под личный контроль Верховный Главнокомандующий.
В разведку были отправлены Скоморохов с ведомым Овчинниковым.
До середины Днепра им удалось добраться без проблем. Ну, а дальше их встретил такой плотный заградогонь, что, казалось, они не летели, а лавировали между снарядными разрывами. Но им же нужно было не просто полетать там, а следовало скурпулёзно отснять всю плотину. Да ещё и плёнку в штаб доставить неповреждённой. 2 раза они пролетели мимо плотины, 2 плёнки уже были отсняты. Но Скоморохов решил, что для подтверждения уже полученных данных надо ещё одну плёночку приобщить. И вот 2 самолёта, как будто связанные невидимой верёвочкой, скользят то над самой водой, то поднимаются до верхней кромки изогнутой бетонной стены. А фотоавтомат щёлкает и щёлкает. В это время бешеная стрельба зениток стихла, и к паре «Лавочкиных» устремилась четвёрка «мессеров».
Съёмка закончена. Но в бой вступать нельзя - слишком дорогой груз в кабине. Да и горючее на исходе. Надо «делать ноги». «Мессеров» уже 3 пары, трассы пулемётных выстрелов перекрещиваются над самой кабиной. Советская пара взмывает резко вверх, из моторов выжимается значительно больше, чем рассчитывали конструкторы. Так же резко, почти в пике ведущий мчится вниз, только над самой землёй, когда кажется уже всё, самолёт выправился и странно покачиваясь, потянулся к своему аэродрому. Немцев нет, расстреляв весь боекомплект, они убрались восвояси.
     Через два часа следует новый приказ: «Всё повторить». И снова та же пара трижды проносится мимо плотины, фотографируя всё, что только попадает в объектив. И снова зенитки. И вновь на третьем заходе «мессеры». Отличие одно, на обратном пути у Скоморохова резко поднялась температура. И лётчик вынуждено совершил посадку в поле. А очнулся в госпитале: жестокий приступ малярии, привязавшейся к нему ещё в детстве, сразил его в самый неподходящий момент.
      Плёнки в тот же день были отправлены по назначению.
 Наши штурмовики разбомбили все кабели, подводящие электроэнергию к заложенной взрывчатке, плотина была спасена…


   ***

В начале 1944-го года из лучших лётчиков 295-й ИАД была создана «эскадрилья охотников». В её задачу входило в свободном полёте обнаруживать немецкие самолёты и уничтожать их.
Заместителем её командира  - Николая Краснова -  был назначен Николай Скоморохов.
В эскадрилью вошли такие асы, как В. Кирилюк, О. Смирнов, А. Володин.
Эскадрилья базировалась на одном аэродроме с 31-м ИАП, тесно взаимодействуя в воздухе с его лётчиками.
 За 3 месяца своего существования эскадрилья уничтожила в воздушных боях несколько десятков самолётов противника.
 Но затем была расформирована. Потому как полки, давшие туда лучших своих бойцов, понесли в боях тяжёлые потери. И командиры настояли на возвращении своих «орлов».
Скоморохов был переведён на должность комэска первой эскадрильи в 31-й ИАП, которым командовал Онуфриенко.

Случилось так, что лётчики фашистской «Бриллиантовой двойки» сбили в бою друга Николая Скоморохова.
 «Бриллиантовой двойкой» называли немецкую пару истребителей, лётчики которой были награждены лично Гитлером бриллиантовыми крестами за особые заслуги в войне. Таких пилотов набралась целая эскадрилья. Их самолёты легко было опознать по ярко-жёлтому коку винта. Как правило, они летали парой. Это были асы из асов.
 20 мая 1944-го года, именно такая пара сбила над Дунаем близкого друга Николая Скоморохова — его тёзку, Героя Советского Союза капитана Николая Горбунова.
Скоморохов очень близко к сердцу принял смерть друга.  И сожалел, что он сам ничем не мог ему помочь, поскольку его не было рядом в воздухе. И пообещал за него отомстить.
 Через сутки в очередном бою ему попался очень опытный соперник. Очевидно, что это был один из «бриллиантовых». Долго они крутились, пытаясь найти позицию, удобную для решающей атаки. Наконец «на вертикали» Скоморохову удалось всадить в немца добрую порцию свинца. Немецкая машина взорвалась ещё в воздухе. И Николай жалел, что не удалось выяснить: тот это был, кого он искал, или не тот.
Через несколько дней Николая атаковала четвёрка «мессеров» с жёлтым коком. Скоморохов устремился в бой. Но один из «мессеров» начал тянуть его вверх, как бы приглашая на рыцарский поединок, один на один. Наш лётчик вызов принял, и «Лавочкин» тоже устремился вверх. На предельно допустимой высоте, когда даже кислородная маска не спасала и сознание начало затуманиваться, Скоморохову удалось на одном из виражей попасть в фашиста. Лётчик выпрыгнул с парашютом, но на земле угодил в плен. Оказалось, что заместитель командира эскадры, в паре со своим командиром сбивший Горбунова, тоже решил отомстить Скоморохову за гибель друга, но сам потерпел поражение. Вот так и получилось, что Скоморохов своё обещание, данное на могиле друга, выполнил, а немцу это не удалось.
Первым делом сбитый немецкий ас попросил показать ему известного всему Люфтваффе Скоморохова. И, когда увидел Николая - этого 22-летнего белобрысого парнишку - никак не мог поверить, что он и есть тот самый страшный русский ас, сбивший к тому времени не один десяток фашистских самолетов.

К слову. Рассказ Скоморохова о погибшем друге вдохновил Владимира Высоцкого на песню «О погибшем лётчике», впервые прозвучавшую в спектакле «Звёзды для лейтенанта» в московском театре им. Ермоловой в 1975 году:
Кто-то скупо и чётко
Отсчитал нам часы
Нашей жизни короткой,
Как бетон полосы, —
И на ней — кто разбился,
 Кто — взлетел навсегда…
Ну, а я приземлился, —
Вот какая беда…

В Ясско-Кишинёвской операции старший лейтенант Скоморохов сбил несколько «Ме-109».
 В конце августа ему было поручено сопровождать «Ли-2», где летел Маршал Жуков. У Скоморохова уже был опыт подобных полётов: ранее он сопровождал самолёт Василевского и даже решительно обстрелял «Як», сделавший попытку приблизиться к нему.

В боях за освобождение Украины и Донбасса, в небе Молдавии и на Балканах, Николай совершил сотни боевых вылетов, в десятках воздушных боёв оттачивал свою боевую выучку.
Ему доверили лично и во главе группы вести воздушную разведку. Здесь в полной мере проявились его организаторский талант и тактическое мастерство.

В конце 1944-го года Скоморохов участвовал в освобождении Румынии и Болгарии.

В ноябре в небе Югославии четвёрка «Ла-5» под командованием Скоморохова получила задание прикрыть наступавшие наземные войска в районе Апатина. На виду тысяч бойцов сухопутных войск «Лавочкины» ринулись на армаду истребителей-бомбардировщиков «FW-190».
Наша четвёрка врезалась в строй «фокке-вульфов», разметала его и вынудила немцев освободиться от бомбового груза, не долетев до нашей передовой.
В течение 10 секунд Скоморохов сбил 2 самолёта противника.

Особенно успешными были его бои в Венгрии.
 Там интенсивность воздушных схваток может быть сравнима с напряжённостью боев на Кубани, Курской дуге, над Днепром.

В декабре 1944-го года в бою над Секешфехерваром, в долгой изматывающей дуэли с «Ме-109», пилотируемым немецким асом, на высоте более 9000 метров в 3-й лобовой атаке он сбил «Мессер». Его лётчик спасся с парашютом и был пленён.

 Через несколько дней - 21 декабря 1944-го года - Н. Скоморохов с ведомым И. Филипповым вылетел на «свободную охоту», которую ему время от времени разрешали.
Внизу нашим наземным войскам удалось прорвать оборонительную линию «Маргарита» и приступить к окружению будапештской группировки врага. Немцы всячески пытались сдержать советские войска. При этом они очень надеялись на свою авиацию. К этому времени в Люфтваффе оставалось совсем немного бомбардировщиков. В армию в основном поступали истребители нового поколения «фокке-вульф-190», которые использовались немцами, в том числе, и в качестве штурмовиков. Бронированная кабина, мощное вооружение (две пушки и два пулемёта), высокая скорость (до 625 км в час) делали этот самолёт опасным противником.
  Вот с восьмёркой таких истребителей, шедших с подвешенными бомбами, в районе озера Веленце, и встретилась пара «Ла-7», тоже совершенно новых советских истребителей.
- Филиппов, прикрой! - скомандовал Скоморохов своему ведомому и, набрав высоту, помчался в атаку на фашистских истребителей.
Свой удар он направил по ведущему.
 Гитлеровец заметил опасность, пытался вывернуться из-под удара.
Но было уже поздно: блеснув огнем, ударили пушки «лавочкина». Длинный
язык пламени лизнул фонарь кабины, и «фоккер» штопором врезался в землю.
Выходя из пике, Николай заметил ещё 2 группы «FW-190», направляющихся в сторону наземного боя. «Фоккеры» шли с подвешенными бомбами, намереваясь нанести удар по нашим механизированным соединениям, прорвавшимся глубоко в расположение противника.
Считая свое превосходство подавляющим, немцы были уверены в своей неуязвимости.
Действительно, что могла противопоставить им пара советских истребителей?
Скоморохов же придерживался другого мнения.
- Атакую левую группу «фоккеров»! Филиппов, прикрой! Я Скоморохов, приём, приём! - передал по радио Скоморохов и устремился на врага снизу.
 Ещё несколько секунд, пушечная очередь и ещё один объятый пламенем вражеский самолёт полетел, кувыркаясь, на землю.
В наушниках Филиппова раздался тревожный голос фашистского диспетчера:
- Achtung. Achtung, inder Luft Skomorokhoff.
Даже не зная немецкий, понять эти слова было нетрудно. Диспетчер повторял их снова и снова. 28 «Фоккеров» тут же, беспорядочно сбрасывая бомбы на свои войска, начали разлетаться в разные стороны.
Но бегство удалось не всем.
 Филиппову удалось поймать в прицел одного стервятника и тот, объятый пламенем, рухнул вниз.   Взмыв в небо, Филиппов опередил ещё одного фашиста и мастерски сбил его.
В свою очередь Скоморохов тоже догнал одного удирающего врага и отправил его на землю.
Внизу сотни людей, затаив дыхание, наблюдали этот потрясающий бой двоих против 30-ти. Случилось непостижимое. Два советских лётчика невредимые направились домой, в то время как 5 немецких самолётов валялись на земле…

К концу декабря 1944-го года на боевом счету командира эскадрильи 31-го истребительного авиаполка капитана Н. М. Скоморохова числилось уже 25 вражеских самолётов, сбитых им лично, и 8 - в составе группы.  А также уничтожены были им на земле 3 вражеских самолёта, 13 повозок с боеприпасами, 1 склад с горючим и 9 железнодорожных вагонов.
 
Бесстрашный ас к этому времени носил 3 ордена Красного Знамени, ордена Александра Невского и Отечественной войны 1-й степени...


    ***

16 января 1945-го года капитан Скоморохов в паре вылетел на свою любимую «свободную охоту».
В районе Таряй, северо-западнее Будапешта, лётчики встретили в воздухе 3 группы транспортных самолётов «Ju-52»  (16 машин)  и 38 истребителей прикрытия «Ме-109».
 Двое против 54-х!!!
Такого ещё не знала история Второй Мировой войны. Для непосвященных результат боя ошеломителен. Но для тех, кто хорошо знал Скоморохова, вполне предсказуем.
В результате смелых атак Николай лично сбил 2 «Ju-52» и 1 истребитель, а его ведомый уничтожил ещё 2 машины противника. Остальные, беспорядочно сбросив бомбы, убрались подобру-поздорову.

Позднее, в боях за Будапешт, Скоморохов сбил 16, а за Вену - ещё 9 вражеских самолётов.

При сопровождении штурмовиков для ударов по танкам и мотопехоте противника, Николай и его подчинённые провели немало блестящих боёв и без потерь возвращались на свой аэродром.
Так, сопровождая группу «Илов» в район севернее Будапешта, капитан Скоморохов во главе шестёрки «Лавочкиных» вступил в бой с группой истребителей противника.
В непродолжительной, но упорной борьбе на вертикалях наши лётчики сбили 8 вражеских машин, не потеряв ни одной. При этом, 3 самолёта вогнал в землю лично Николай Скоморохов.

• Характеризуя Скоморохова, командир 31-го истребительного авиационного полка подполковник Г. Д. Онуфриенко писал:
«В воздушных боях Николай Михайлович нетороплив, но решителен, расчётлив и хладнокровен. Требователен к себе и подчинённым. Пользуется исключительным авторитетом среди всего личного состава полка. В боевой работе не знает усталости...»

В  боевых действиях Скоморохова было много нового, оригинального. Он был рьяным поборником новых боевых порядков истребителей, основу которых составляло не звено из 3-х самолётов, а пара и звено из 4-х машин. Его эскадрилья первой в полку перешла к боевым порядкам, эшелонированным по высоте и рассредоточенным по фронту.
Результатом стало успешное противостояние в бою с силами противника, имеющего многократный численный перевес. Неоднократно лётчики под командованием Скоморохова в воздушных боях шестёркой, звеном и даже парой атаковывали многократно превосходящие силы противника.
 Совсем ещё молодой человек, но уже признанный снайпер, виртуозно владеющий своим самолётом, которого серьёзно опасались немецкие асы, вывел собственную формулу воздушного боя: «Истребитель обороняется только нападением». Эта формула стала законом в боевой работе и для него самого и для его подчинённых.
Проведённые им бои стали классикой военного искусства.

22 февраля 1945-го года, за умелое командование эскадрильей, мужество и отвагу, проявленные в боях, капитану Н. М. Скоморохову было присвоено звание Героя Советского Союза.

10 апреля 1945-го года, уже в бою над австрийскими Альпами, ас атаковал несколько плотных групп «FW-190».
2-х «Фоккеров» Скоморохов «свалил» в 1-й же атаке в течение нескольких секунд: 1-го - с ходу сзади - сверху, 2-го - резко изменив траекторию полёта, снизу.
Продолжая атаковать истребителей - бомбардировщиков, лётчик сбил ещё 1 самолёт.

Хотя господство советской авиации в воздухе было безусловным, бои велись исключительно упорные и кровопролитные.
 В одном из них погиб ведомый Скоморохова - младший лейтенант Филиппов.

     Последнюю победу Николай Скоморохов одержал 25 апреля 1945-го года в небе Австрии, когда он, демонстрируя молодым пилотам мастер-класс, изящно без суеты расправился с очередным «фокке-вульфом». Молодёжь наблюдала за боем, открыв рты…

18 августа 1945-го года, за боевые заслуги, проявленные при освобождении Венгрии и Австрии, Скоморохов был награждён 2-й медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.

Получив боевое крещение в 1942-м году младшим сержантом, Скоморохов прошёл всю войну, закончив её майором.
 От гор Кавказа Николай дошёл (точнее будет сказать - долетел) до Венгрии и Австрии.
Это невероятно, но до последнего дня войны лётчик, совершивший 605 боевых вылетов, проведший 143 воздушных боя, в которых лично сбил 46 и в группе еще 8 самолётов противника, выполнивший более 100 разведочных полётов по ту сторону линии фронта, сам ни разу не был сбит. Мало того, он не был ни разу ранен, а его самолёт в боях не получил ни одной пробоины, и только от обстрела вражескими зенитками один раз немного пострадал…

• Дочь Скоморохова - Светлана Николаевна рассказывала:
«У папы было очень хорошее зрение.  Свыше 120 процентов. Поэтому он всегда первым обнаруживал в небе врага… По официальным данным, он лично сбил 46 фашистских самолётов и 8 – в групповых атаках. Но это не совсем так. Папа часто рассказывал, что вот, например, был бой, в котором он уничтожил четыре или пять самолётов противника. По официальным данным, такого нет: он сбивал за один вылет не более трёх машин. Я сначала ничего не понимала. Потом мне объяснили папины друзья. В войну летали двойками – ведущий и ведомый. У папы был очень хороший ведомый. И когда ему не хватало нескольких побед до очередной награды, Николай Михайлович просто отдавал ему на счёт свои сбитые самолеты».

Николай Скоморохов был одним из выдающихся советских асов.
 Это просто удивительно: как молоденький парнишка Коля Скоморохов родом из деревни Лапоть громил фашистских асов, кавалеров всяких там Бриллиантовых крестов, элиту Люфтваффе? Столько побед!
Да, он не был первым или вторым по числу сбитых немецких самолётов (хотя на его счету их тоже немало). Скоморохов отличился другим. За всю войну (а летал он с 1942-го года и до Победы) его самолёт ни разу не был подбит, а уж тем более сбит, и сам лётчик за все время не получил ни одной царапины!
Он оказался в десятки раз лучше, смелее, мужественнее и профессиональнее фашистских «стервятников» (так наши лётчики называли немецких асов).

 
   ***

   
После Войны Николай Скоморохов не раз участвовал в Парадах.
 1-й раз  Скоморохову довелось пройти по Красной площади среди других Героев Советского Союза 24 июня 1945-го года в самом главном Параде в истории нашей Родины – Параде Победы.
 Тогда, чётко чеканя шаг и держа равнение направо, он и представить себе не мог, что это будет не последний Парад, в котором ему придётся принять участие. Свыше 20-ти раз, шагая строевым шагом по Красной площади впереди воинского соединения, которое он возглавлял, у генерала Скоморохова, наверное, каждый раз перед глазами была одна и та же картина: Мавзолей, на котором стоит всё руководство страны, и среди них человек, с именем которого шли в бой миллионы советских солдат.
  А был  ещё один Парад, который состоялся в мае 1985-го года, когда, в честь 40-летия Победы над фашизмом, Маршалу авиации дважды Герою Советского Союза Николаю Михайловичу Скоморохову было доверено почётное право пронести историческое Знамя Победы по Красной площади.

  После войны легендарный лётчик-ас продолжал служить в ВВС.
Он командовал авиационной частью, соединением. 
Летал на разных типах боевых реактивных самолётов.
В 1949-м году окончил Военную академию имени Фрунзе.
 В 1958-м году окончил с отличием и Золотой медалью Военную академию Генерального штаба.
В 39 лет стал генералом.
В 1971-м году ему было присвоено звание «Заслуженный военный лётчик СССР».
 С 1973-го года он был начальником Военно-Воздушной академии имени Гагарина.
Он всю жизнь жил боем, оставаясь верным старой фронтовой пословице: «Боем живёт истребитель». Война не окончилась для него в 1945-м. Много лет командуя Военно-воздушной академией им. Ю.А. Гагарина, он готовил курсантов, передавал им свой опыт, делал из мальчишек настоящих офицеров. Он болезненно переживал «перестройку» и развал армии. И в частности авиации, зная, какую дорогую цену приходится платить за небоеспособность войск.
Большое внимание уделял начальник Академии истории развития отечественной авиации. Имеющийся в Академии музей за годы его службы пополнился уникальными экспонатами. Им было предложено организовать поиск и реставрацию летательных аппаратов разнообразнейших типов. Более 60-ти таких экземпляров и пополнили фонды музея, в том числе такие как «Илья Муромец», «Ил-2», «СБ», «Як-4», «Су-100», «Ту-144» и другие.

Николай Михайлович защитил диссертацию доктора военных наук.
Одна за другой выходили научные работы (более 140!) за авторством Скоморохова, учебники по тактике ВВС и тактике армейской авиации, многочисленные учебно-методические материалы. Во время боевых действий в Афганистане и других горячих точках, большинство из теоретических разработок Скоморохова нашли своё практическое применение.

В 1981-м году Н. М. Скоморохову было присвоено высшее воинское звание для родов войск - Маршал авиации.

В 1983-м году ему было присвоено учёное звание профессор.

Николай Михайлович Скоморохов 3 созыва избирался Депутатом Верховного Совета СССР, был делегатом 5-ти съездов КПСС (с XXIII по XXVII), делегатом XXIV съезда Компартии Украины.

Перу Скоморохова принадлежит 7 книг, изданных большими тиражами.

С августа 1988-го года он - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов министерства обороны СССР.

В 1992-м году он уволился из Российской Армии. Надо сказать, что Скоморохов отслужил в армии 52 календарных года, ну а если посчитать выслугу лет с учётом войны, то она достигает 79(!).

После этого все свои силы Николай Михайлович направил на общественную работу.

Скоморохов никогда не забывал о городе, где обрёл крылья, о людях, которые дали ему путёвку в жизнь. Бывая в Астрахани, всегда приходил на родной завод, встречался с наставниками, рабочими, молодёжью. Был в курсе всех дел и проблем, всегда помогая и словом, и делом.

В 1992-м году Скоморохов возглавил Российский комитет ветеранов войны и участников вооруженных конфликтов. На посту председателя Комитета Маршал авиации Скоморохов находился по 1994-й год.
Эти годы, оказавшиеся самыми тяжёлыми в жизни нашей страны, сильней всего ударили по наименее защищённым слоям населения. И особенно это коснулось ветеранов Великой Отечественной.
Много сил пришлось потратить Николаю Михайловичу, отстаивая честь и достоинство русского офицера. Им написано много статей, противостоящих валу нападок на Красную Армию, когда преуменьшался подвиг советского народа, и в мозги молодёжи вбивалось мнение, что Советский Союз выиграл войну только после того как «завалил врага трупами», да и без помощи союзников, которые явились истинными победителями, наша страна ничего сделать не смогла бы. Простой перечень названий его публикаций говорит сам за себя: «Подвиг срока давности не имеет», «Святое дело и кривая тень», «Не побеждённые, мы – победители».
     Приближалось 50-летие Победы, и Николай Михайлович с присущей ему энергией включился в эту работу. По его предложению в Москве был возведён памятник Маршалу Победы Георгию Константиновичу Жукову. Руководствуясь высказанным в одной из своих статей афоризмом: «Подвиг тогда обретает крылья, когда о нём узнают люди», Николай Михайлович прилагал всё свое влияние для сохранения в народной памяти всех - и мертвых, и живых…

***
   
14 октября 1994-го года произошло непоправимое. На 38-м километре Горьковского шоссе, прямо напротив въезда в возглавляемую много лет им Академию, Маршал Скоморохов попал в автомобильную аварию и трагически погиб.
В прессе никакой информации, проливающей свет на эту трагедию, нет.

Похоронили дважды Героя Советского Союза Маршала авиации Николая Михайловича Скоморохова на Новодевичьем кладбище.

На родине Героя - в родном селе Белогорское Саратовской области - был установлен бронзовый бюст выдающегося лётчика. 
Именем Героя названа средняя школа в городе Астрахань.
В Москве, на доме где жил Герой, установлена мемориальная доска.
По Волге ходит судно «Николай Скоморохов».
Владимир Семёнович Высоцкий посвятил Николаю Скоморохову («дядя Коля», как он его называл) 2 песни.


Рецензии