Контрольное управление администрации края

Слушая периодически новости в СМИ, узнаю, что многие указания нашего президента Владимира Путина не исполняются правительством или отдельными министерствами,  в том числе так называемые национальные проекты. Что уж тут говорить, когда высказанные на каком-то совещании устные поручения не оформляются письменно, и по ним никаких указаний не  дается. Я сейчас не буду все это перечислять, чтобы не перегружать свою заметку излишними подробностями, но думаю, мои читатели с этим согласятся.

Я лично считаю, что предыдущий опыт работа нашего президента не обогатил его некоторыми положениями, связанными с контролем за выполнением руководящих документов всех уровней.  Вот что написано о карьере Путина на «гражданской» службе в 90-е годы прошлого века.

Уволившись из КГБ 20 августа 1991 года, продолжил работу в мэрии Санкт-Петербурга. После поражения Собчака на губернаторских выборах 1996 года переехал в Москву, где был назначен заместителем управляющего делами президента РФ. 

После недолгого пребывания во главе Федеральной службы безопасности РФ и на посту секретаря Совета Безопасности в августе 1999 года возглавил правительство.

О том, что наш президент не был отличником или даже хорошистом во время учебы в школе и институте, я уже писал, это известный факт, который не опровергает и сам Путин. А между тем знание некоторых положений в работах Ленина помогло бы ему  в исполнении обязанностей руководителя такой огромной страны, как Россия.

Впрочем, наш президент не считает Ленина государственным деятелем, а просто революционером.  И мне кажется, он очень не прав.

Известно, какое огромное значение придавал В. И. Ленин проверке исполнения, считая эту функцию управления наиболее важной среди других, и особенно участию в этом трудящихся. На предприятиях действует различный контроль административный, экономический, технический, финансовый и общественный, осуществляемый партийными, профсоюзными организациями и органами народного контроля. ;

Непременной чертой ленинского стиля работы является систематический контроль исполнения. Проверять людей и проверять фактическое исполнение дела — в этом, еще раз в этом, только в этом теперь гвоздь всей работы, всей политики, — с такими словами обратился В. И. Ленин к участникам заседания коммунистической фракции Всероссийского съезда металлистов в марте 1922 г. В. И. Ленин указывал, что после принятия решения и выдачи заданий подчиненным необходим систематический, действенный контроль за четким и своевременным их выполнением. ;

Контроль исполнения переписки. В. И. Ленин придавал исключительное значение контролю фактического исполнения. Контроль исполнения облегчается четкой постановкой административного делопроизводства, правильной организацией переписки, последующей группировкой документов в дела. ;

Не следует никогда забывать, что контроль исполнения — это фактическое исполнение. В. И. Ленин требовал от РКИ определить способы проверки на месте лично , непосредственно, исполняется ли как в чем трудности 1. ;

В. И. Ленин неоднократно указывал, что главным в управленческой деятельности должен быть хорошо поставленный контроль исполнения принятых решений и поручений, проверка их фактического исполнения в установленные сроки. Нам нужна проверка пригодности людей, проверка фактического исполнения... Проверять людей и проверять фактическое исполнение дела — в этом, еще раз в этом, только в этом теперь гвоздь всей работы, всей политики . ;

В. И. Ленин решительно боролся за оперативный и действенный контроль исполнения документов. Его директивы, письма, распоряжения часто заканчивались указанием на необходимость строжайшей проверки реального, фактического исполнения. Во многих документах по вопросам организации контроля В. И. Ленин красной нитью проводит мысль о том, что проверкой исполнения принимаемых решений и намеченных планов должен заниматься не только контрольный аппарат, но и каждый руководитель. ;

Методологические основы научной организации управления и делопроизводства заложены в трудах В. И. Ленина, решениях КПСС и Советского правительства. Особое внимание В. И. Ленин уделял культуре работы советских учреждений. В ряде статей, заметок В. И. Ленина содержатся указания о требованиях к документам, постановке контроля исполнения, организации работы коллегиальных органов, работе с жалобами и заявлениями трудящихся и т. д. ;

В 1920—1921 гг. существовала единая Контрольная комиссия, которая в 1921 г. была разделена на ЦРК (ответственную за финансовый контроль) и ЦКК (ответственную за контроль партийной дисциплины). Центральная Контрольная комиссия (ЦКК) была сформирована по инициативе В. И. Ленина с целью борьбы с нарушениями дисциплины, партийной этики, с «моральным разложением» коммунистов. В это же время был создан Народный Комиссариат Рабоче-Крестьянской инспекции (РКИ) для осуществления контрольных функций над аппаратом государственного управления. Формирование органов партийного контроля было логичным завершением процесса утверждения в стране однопартийной диктатуры коммунистической партии. Институт партийного контроля являлся неотъемлемой частью организационной структуры партии. Создание органов партийного контроля обуславливалось рядом обстоятельств: отсутствием эффективной связи между центральными и региональными партийными организациями, необходимостью контроля исполнения директив ЦК и Политбюро ЦК РКП (б), моральной деградацией членов низовых партийных организаций, коррупцией, пьянством, шкурничеством, злоупотреблением властью.

Согласно Уставу, состав ЦКК избирался Съездом партии, члены ЦКК не могли быть одновременно и членами ЦК. Местными контрольными органами РКП(б) (с 1925 — ВКП(б)) были областные контрольные комиссии, окружные контрольные комиссии, районные контрольные комиссии, городские контрольные комиссии и т. д. Рекордно большой состав ЦКК — около 120 членов — был избран на XV съезде ВКП(б) в 1927 году.

Формально контрольные комиссии обладали автономией, но, ввиду согласования их деятельности с президиумами партийных комитетов, члены органов партийного контроля стали превращаться в штатных сотрудников партийных аппаратов. В аппаратной иерархии РКП(б) члены ЦКК были поставлены на верхнюю ступень, их статус приравнивался к статусу членов ЦК. Таким образом, работники органов партийного контроля превращались в привилегированную прослойку социальной структуры советского государства.

• В 1934—1952 гг. — вместо ЦКК существовала Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б),
• В 1952—1990 гг. — Комитет партийного контроля при ЦК КПСС.
• В 1962—1965 гг. — Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета министров СССР — произошло объединение КПК при ЦК КПСС и Комитета государственного контроля Совета министров СССР.
Непосредственно делами КПСС в этот период занималась Партийная комиссия при ЦК КПСС. В отличие от прежней ЦКК, состав КПК не избирался на съезде, а утверждался ЦК КПСС (фактически — Секретариатом ЦК КПСС).

КПК при ЦК КПСС являлся центральным контрольным органом партии. По Уставу КПСС этот орган проверял соблюдение членами и кандидатами в члены КПСС партийной дисциплины, привлекал к ответственности коммунистов, виновных в нарушении Программы и Устава партии, партийной и государственной дисциплины, рассматривал апелляции на решения об исключении из КПСС и партийных взысканиях. Одной из форм деятельности КПК при ЦК КПСС было рассмотрение на заседаниях персональных дел коммунистов.

Пример рассмотрения персональных дел членов КПСС на рубеже 1960-х годов отражён и запечатлён в заключительной серии многосерийного советского российского кинофильма "Вечный зов" (киностудия "Мосфильм",1973-1983гг, режиссёры-постановщики Владимир Краснопольский и Валерий Усков) - рассмотрение персонального дела бывшего 1-го секретаря Шантарского районного комитета ВКП(б)/КПСС Петра Петровича Полипова (главная роль актёра театра и кино СССР/РСФСР-РФ Юрия Смирнова) в ходе специально созванного (так именно по фильму - слова 1-го секретаря обкома КПСС - главная роль актёра театра и кино СССР/РСФСР-РФ Василия Корзун) бюро областного комитета КПСС и контрольного органа областной партийной организации.

До 1934 г. на должность Председателя ЦКК назначался кто-либо из авторитетных членов Политбюро сроком на 2-3 года (поскольку членство в ЦКК нельзя было совмещать с членством в ЦК). В 1934—1946 гг. Председатель КПК был по совместительству секретарём ЦК ВКП(б) и членом Оргбюро ЦК ВКП(б).

Деятельность органов партийного контроля во многом помогла не только уменьшить в партии количество нарушителей партийных и этических норм, но и несколько улучшить низкое качество системы управления. Важным элементом партийного контроля стало отсутствие общественного контроля над советской политической системой снизу. Выборность органов партийного контроля быстро стало формальной процедурой, которая была под контролем местной партконференции, выдвигавшей кандидатов, не имевших фактически политических конкурентов.

В соответствии с резолюцией XIX партийной конференции было предложено, в целях совершенствования контрольно-ревизионной работы в партии, обеспечения надежных гарантий против субъективизма, самоуправства, влияния личных и случайных обстоятельств на партийную политику предлагается создать единый контрольный орган — Центральную контрольную комиссию КПСС, упразднив КПК при ЦК КПСС и Центральную Ревизионную Комиссию КПСС. На XXVIII съезде КПСС в 1990 г. КПК при ЦК КПСС и ЦРК КПСС были объединены в единый орган — ЦКК КПСС.

Центральная Контрольная Комиссия КПСС в своей деятельности руководствовалась Уставом КПСС и положением, утверждаемым съездом партии. На своем Пленуме она избирала Президиум ЦКК КПСС.
В 1920—1923 должности руководителя ЦКК не существовало, её деятельность на общероссийском уровне курировал нарком РКИ (И. В. Сталин).

Председатель ЦКК РКП(б) — ВКП(б):
• Куйбышев, Валериан Владимирович (1923—1926)
• Орджоникидзе, Григорий Константинович (1926—1930)
• Андреев, Андрей Андреевич (1930—1931)
• Рудзутак, Ян Эрнестович (1931—1934)
Председатель Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б):
• Каганович, Лазарь Моисеевич (1934—1935)
• Ежов, Николай Иванович (1935—1939) (фактически до 1938)
• Андреев, Андрей Андреевич (1939—1952)

Председатель Комитета партийного контроля при ЦК КПСС:
• Шкирятов, Матвей Фёдорович (1952—1954)
• должность вакантна, и. о. — Комаров, Павел Тимофеевич (1954—1956)
• Шверник, Николай Михайлович (1956—1966)
• Пельше, Арвид Янович (1966—1983)
• Соломенцев, Михаил Сергеевич (1983—1988)
• Пуго, Борис Карлович (1988—1990)

Председатель Центральной контрольной комиссии КПСС:
• Пуго, Борис Карлович (1990—1991)
• Махов, Евгений Николаевич (1991)

Большинство этих фамилий хорошо известны моим читателям, так как это были известные всей стране политические деятели того или иного периода.

Я член КПСС с 1974 года до запрещения КПСС в РСФСР в 1990 году, но партийный билет до сих пор хранится у меня.  С 1976 по 1977 год был председателем народного контроля в городской больнице № 11 города Хабаровска, а с 1977 по 1986 год – секретарем партийного бюро первичной партийной организации этой больницы, поэтому на собственном опыте знаю, как важно организовать действенный контроль за выполнением постановлений вышестоящих партийных органов,  партийных собраний и заседаний партийного бюро самой больницы.

По мне получается, что отсутствие четкой работы подведомственной президенту исполнительной власти и приводит к тому, что многие поручения и даже законы, принятые на основании этих поручений, не выполняются, повисают в воздухе.

Когда мне в голову пришла идея написать по этому вопросу свой материал, я стал вспоминать, как был поставлен вопрос с контролем постановлений Главы администрации Хабаровского края в бытность им Виктора Ивановича Ишаева.

Это был мощный хозяйственный руководитель, недаром он был главой, т.е. губернатором Хабаровского края, долгих 18 лет, а потом стал полномочным представителем президента в Дальневосточном Федеральном округе и вице-премьером, министром по развитию Дальнего Востока. Вот что о нем можно прочитать в Википедии.

Ви;ктор Ива;нович Иша;ев (род. 16 апреля 1948) — советский и российский политик и экономист, глава администрации/губернатор Хабаровского края (1991—2009), полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе (2009—2013), министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока — полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе (совмещённая должность, с 2012—2013). Действительный государственный советник РФ 1 класса (2009).
Кандидат (1997), затем доктор экономических наук (1999), профессор (2001), член-корреспондент Российской академии наук (2003), академик РАН (2008).

Я начал работать в отделе здравоохранения Хабаровского крайисполкома с 1988 года вначале заместителем, а через 8 месяцев – первым заместителем заведующего отделом здравоохранения. Неоднократно имел встречи и беседы с Виктором Ивановичем еще в бытность его директором Хабаровского завода алюминиевых строительных конструкций, а затем начальником Главного планово-экономического управление Хабаровского крайисполкома, а затем уже и с губернатором.

В России, начиная с 1992 года, каждый руководитель региона имел очень большие права и мог организовывать работу всех структур своей администрации, исходя из собственных представлений о менеджменте, т.е. науке управления.  Поэтому я не знаю, по чьей инициативе в администрации Хабаровского края появилось контрольное управление.  Его возглавил опытный партийный функционер, известный своей принципиальностью и честностью, Николай Тупикин, бывший работник  крайкома КПСС.  Но к нему я вернусь чуть позже.

А пока расскажу о структуре штаба здравоохранения края после 1992 года.  За те почти десять лет, что я проработал в нем, оно несколько раз меняло название – управление здравоохранения, департамент здравоохранения, министерство здравоохранения. При каждой смене названия функции не менялись, но росла штатная численность сотрудников. Лишь один раз, в 1997 году, в составе департамента появился новый отдел по обеспечению медицинским оборудованием и медикаментами.  Это случилось после того, как краевые «Медтехника» и Фармация» перестали быть государственными структурами, а стали частными фирмами.

Но все эти годы в составе штаба было контрольно-аналитической отдел. До этого в отделе здравоохранения крайисполкома ничего подобного не существовало.  Учреждение этого отдела была инициатива тогдашнего начальника управления Анатолия Ивановича Вялкова.  К этому времени я уже был его первым заместителем,  и этот отдел подчинялся мне непосредственно.  Он был небольшой, но очень работоспособный. Руководила отделом Людмила Львовна Пиотрович, врач-педиатр по специальности, опытный клиницист, в прошлом заведующая отделением центральной районной больницы. Она возглавила отдел и организовала его работу. Две сотрудницы –Галина Алексеевна Шубина и Ольга Александровна Галина - занимались анализом статистических показателей, а еще один сотрудник – Лариса Степановна Шетенко, в прошлом заведующая отделом здравоохранения Хабаровского горисполкома, контролировала выполнение всех выходящих из нашего управления приказов, распоряжений, решений коллегии управления здравоохранения.  Должен сказать, что неисполнительные работники на местах, в том числе главные врачи, очень боялись, когда им звонила Лариса Степановна. Она и по своей прошлой работе зарекомендовала  себя как требовательный и в меру жесткий руководитель, а выйдя на пенсию и перейдя на работу в краевое управление, сохранила свои лучшие деловые качества. На заставке я сфотографирован с сотрудниками контролно-аналитического отдела. Шетенко стоит рядом со мной.

Примерно также я могу охарактеризовать и Николая Тупикина. Он был начальником строительного отдела крайкома партии, очень важного подразделения, ведь по результатам выполнения плана строительно-монтажных работ в регионе судили в советское время, насколько успешно ведется  партийная работа.  Мне довелось познакомиться с Тупикиным еще в начале 80-х годов, когда я, тогда главный внештатный рентгенолог города Хабаровска, докладывал первому секретарю крайкома партии Алексею Клементьевичу Черному, что надо внести некоторые изменения в проект детской городской больницы, чтобы было возможно установить современные рентгеновские аппараты, потому что проект строительства был устаревший.  Именно Тупикин дорабатывал со мной решение строительной планерки с участием А.К.Черного в соответствии с его поручением.  Уже тогда я понял, каким дотошным может бы Тупикин, которому пришлось показать массу СНиПов и других документов по рентгеновской службе. Тогда это был еще не старый невысокий человек с небольшим дефектом одного глава, по-моему, левого.

Когда я работал еще в отделе здравоохранения крайисполкома, у нас был всего один автомобиль в отделе, и зачастую куда-то выехать было затруднительно.  Правда, заместители могли вызвать дежурный автомобиль из гаража крайисполкома, но и это не всегда было возможно, потому что дежурных машин мало, а отделов в крайисполкоме много.  Потом, когда по указу президента России Ельцина деятельность компартии в РСФСР была запрещена, к нам в отдел передали автомобиль «Волга ГАЗ-31», не новый, который временами приходилось ремонтировать.

Поэтому, когда самостоятельность управления здравоохранения администрации увеличилась, и мы могла сами решать, что и где надо купить, чтобы не страдала управленческая работа,  Вялков дал мне поручение решить вопрос с покупкой нового автомобиля для управления, потому что я, как отвечающий за сотрудничество с иностранцами, временами оставался «безлошадным».  У меня был отличный персональный водитель Игорь Чеснейший, я поручил это дело ему, и он вскоре пришел с предложением купить новый корейский автомобиль «Хюндай Соната» красивого изумрудного цвета у местной фирмы по цене, дешевле новой «Волги»  из Тольятти, за которой еще надо ехать.  Автомобиль один из тех первых, где в основном используются узлы японского автомобиля «Мицубиси».  Я поехал, посмотрел автомобиль, который по уровню комфорта не шел ни в какое сравнение с нашей «Волгой ГАЗ-31», в котором была мягкая подвеска, почти бесшумный мотор и кондиционер, чего не был в огромной «барже», как тогда называли «Волгу ГАЗ-31» сами шоферы.

Я согласовал вопрос с Вялковым, и вскоре у нашего подъезда стояла эта красавица.  Но такой автомобиль вызвал зависть у других чиновников администрации края, и кто-то «настучал» Ишаеву о такой покупке управлением здравоохранения. Ишаев вызвал Тупикина и дал поручение разобраться.  Тот позвонил мне и приказал явиться к нему со всеми документами о покупке и  объяснить, зачем новый автомобиль был куплен.

В назначенное время я прибыв в «Белый дом», как звали в Хабаровске бывшее здание крайкома партии, а теперь администрации края, за облицовку здания светлыми мрамором.  Поднялся в кабинет Тупикина и тут же был им принят.  Чему-чему, а организации работы Тупикин мог любого поучить.  Я доложил начальнику контрольного управления все плюсы и минусы покупки корейского автомобиля, особенно напирая  на то, что госпожа  иномарка дешевле товарища автомобиля, и предложил ему самому убедиться в моей правоте. На следующий день я должен был ехать в командировку в Вяземский район, и добраться туда проще всего было на автомобиле.  Было жаркое лето, и Тупикин, привыкший ездить на черных  «Волгах» в такую жару без кондиционера, очень не хотел составить мне компанию. Но я ему пообещал, что он и не заметит, как мы домчим до Вяземска в автомобиле с кондиционером, хотя это более 140 км.

Как мы договорились, я к 9 часам стоял у здания администрации края вместе с автомобилем и водителем. Тупикин вышел, обошел машину вокруг, покачал, чтобы узнать, как работают амортизаторы, и сел рядом с водителем.  Игорь Честнейший был классный водитель. Когда мы ездили еще на нашей черной «Волге» с крайкомовскими номерами, он вел себя на трассе в меру нагловато, как настоящий крайкомовский водитель, знавший, что его машину должны пропустить, иначе греха не оберешься. Но так же он вел и нашу красавицу «Сонату». В это время иномарок на дорогах Хабаровска было немного, а такая изумрудная красавица вообще одна, поэтому нам уступали дорогу.

Как я и обещал Тупикину, мы домчали до Вяземска чуть больше, чем за час. Наш ждал главный врач Николай Дроздов. Мы оперативно в присутствии Тупикина решили все вопросы, потому что Дроздов был информирован, с кем и зачем я приеду. Потом все вместе сделали обход больницы, чтобы начальник контрольного управления администрации края увидел,  как работают медицинские работники.  У самого Тупикина дочь медицинский работник в Хабаровске, так что он не совсем профан в медицинских вопросах.

В это время пришло пора пообедать, и Коля Дроздов, как опытный руководитель больницы, да того, как  мы пошли с обходом, поручил главной медсестре позаботиться об обеде для  приехавших  в его кабинете и для него за компанию.  Та была тоже опытная, и когда мы вернулись в кабинет главного врача после обхода, стол был  накрыт.  Мой водитель уже был накормлен в пищеблоке больницы. Оба Николая не отказались пропустить по рюмочке водки, тем более что Тупикину возвращаться в Белый дом  было не обязательно, я лишь пригубил, потому что не пью водку, так что наш обед прошел в «теплой, дружеской обстановке», как пишут в правительственных коммюнике.

На обратном пути Тупикин сел на заднее сиденье рядом со мной, и в дороге рассказал многое из совместной работы с А.К.Черным.  Кое что  я уже забыл, но вот один случай помню.

В Хабаровске к этому времени уже функционировало три ТЭЦ, и в достатке было и тепловой, и электрической энергии. Но было время, когда электричества в городе не хватало, проводились так называемые «веерные» отключения.  Третья, самая мощная ТЭЦ, еще строилась, к тому же уже была построена Зейская ГЭС, которая работала на половину проектной мощности, потому что электричество некуда было девать.  Наш доблестный Госплан не додумался построить ЛЭП-500 в Хабаровский край, который остро нуждался в электрической энергии (Во времена Сталина за такую бесхозяйственность кто-то мог поплатиться и жизнью, а уж свободой точно). И тогда А.К.Черный решил построить ЛЭП-500 методом народной стройки.  Бросили клич, со всех заводов собрали нужных специалистов – монтажников, электриков, посулив большие зарплаты, и вывезли на участки, проходящие и по Амурской, и по Еврейской автономной областям.  Жил люди в строительных вагончиках, многие материалы доставляли к месту возведения опор электропередач на вертолетах, потому что места эти заболоченные. Обычно такое строительство ведется зимой, когда болота замерзают, и техника может пройти. Но оттянуть стройку на зиму было невозможно, Хабаровск останется еще одну зиму без электричества.  Но останутся еще и свинокомплекс и птицефабрика в окрестностях города без электричества, начнется падеж от холода  поросят и птицы, это же какие убытки.  Поэтому работы начались под контролем Черного уже весной.

Тупикин и рассказал, как он однажды с Черным полетел на вертолете посмотреть, как ведется стройка.  Подлетают к одной опоре, к другой, но вертолет не может приземлиться, пилот не знает, что там – земная твердь или болотина. И Черный, и Тупикин, и другие сопровождающие в сапогах, иначе там не пройдешь. И Черный, когда они подлетели в одной из строящихся опор, говорить Тупикину: «Прыгай!». И тот, как настоящий коммунист, прыгнул  в неизвестность, хотя до земли было совсем недалеко, чуть больше метра.

Тупикин прыгнул и провалился в болото до подмышек.  С большим трудом и с помощью работяг его вытащили и  доставили к опоре, а потом и к домику, где жили строители. Там, оказывается, можно было приземлиться. Тупикин там обсох и обогрелся немного, потом вертолет забрал его. Вечером, когда все проверяющие ужинали в походных условиях,  Черный налил Тупикину полный стакан водки и велел выпить для профилактики  простуды.

Вот такой рассказа я услышал из уст начальника контрольного управления края, который запомнил. А ЛЭП-500 была построена, и очередную зиму город прожил без «веерных» отключений электричества, а потом и ТЭЦ-3 была достроена, и в квартирах стало тепло.

А Тупикин по приезду доложил Ишаеву, что нецелевого расходования средств в управлении здравоохранения не выявил, старый  крайкомовский автомобиль подлежал списанию из-за технической изношенности, что корейский автомобиль стоит дешевле отечественной «Волги», но более комфортабельный.  Не знаю, по этой ли причине, но Ишаев скоро пересел на японский «Лексус», а для его поездок в районы был приобретен «Тойота Лэнд Крузер». А вот его заместители так и ездили на «Волгах ГАЗ-31».

Потом мне еще не раз приходилось докладывать Николаю Тупикину о ходе выполнения нашим управлением постановлений главы администрации края по здравоохранению, и делать мне это было просто. Ведь и наш контрольно-аналитический отдел не зря получал деньги, вовремя и в полном объеме получал нужную информацию из районов и обрабатывал для доклада губернатору и в Минздрав России. Может, поэтому Анатолий Ивановича Вялкова  и перевели на работу в Минздрав Росси вначале начальником Главка, а потом он стал  заместителем, а затем и первым заместителем министра здравоохранения в Правительстве Фрадкова.


Рецензии