Дневники ноябрь-декабрь 2016

2.11.16. Лекция о Ренессансе для Сколтеха
1) Проторенессанс (Джотто, Франциск Ассизский)
2) Энгельс о Ренессансе («Величайшая прогрессивная революция...»)
3) «He wills that it not discovered be, save where it’s pleasing to His deity» (Чосер, «Кентерберийские рассказы»)
4) Данте
5) Платина «De obsoniis ac honesta voluptate»
6) Лоренцо Валла
7) Боккаччо «О славных женщинах» (Isis, Helen, Dido, Sappho, Cleopatra, Julia daughter of Caesar)
8) Николай Кузанский
9) Фома Кемпийский
10) Флорентийский собор
11) Марсилио Фичино
12) Пико делла Мирандола (его рассуждение о Солнце)
13) Макиавелли (Алан Блум о нем)
14) Леонардо да Винчи
15) Микеле Савонарола
16) Географические открытия (помидоры, какао, кофе, пряности)
17) Кардано
18) Рабле (Ронделе, Рондибилис) враги науки + Чосер и Фома Кемпийский
19) Коперник (Кун «Коперниковская революция»)
20) Бенедетти
21) Бруно
22) Франческо Сицци
23) Галилей
24) Лютер
25) Игнатий Лойола
26) Шекспир (монолог Гамлета)
27) Дюрер «Меланхолия»
28) Роберт Бертон
29) Фрэнсис Бэкон
Итак, я прочел 6 лекций по 3 часа. Т.е. 12 лекций по 1,5 часа. Первая лекция началась с истории Древней Греции, первых цивилизаций, Египта, завоевание Египта Персией (как по-английски Камбиз? – K’эмбазис). Как по-английски «жрецы»? Потом, кажется, после перерыва, говорил о досократиках и о Фалесе Милетском. Сказал, что «в Кампании богов больше, чем людей» (это из Ренана). Рассказал о Пифагоре, о его определении философа, о Цицероне («Бога же тем умом...»). О слове «космос» и «идея», о слове «фюсис» и «природа». Употребил слово «awesome». О кастах в Индии. Openness. После лекции подошла Католикова. Кажется, задавала вопрос Аня Шмелькова и точно Алия Хайруллина (нужно ли заниматься прошлым, не лучше ли смотреть в будущее?). Я в ответ про культурные корни. Также о Солоне и об изречении «познай самого себя». Может быть, также об «избегай крайностей». И о Плутархе. Кажется, сказал, кто такой Дильс. Кажется, рассказывал о визите Гиппократа к Демокриту. Надо расспросить поподробнее Алию или Аню. Кажется, и о четырех жидкостях рассказал, но не уверен. Вторая лекция о Гераклите и Сократе. Упомянул Ницше. В первой лекции – об Академии. Каждый человек по природе стремится к знанию.
3.11.16. Позавчера был в центре Opus Dei на мессе. Видел о. Фернандо. Продолжаю рассказ про курс лекций в Сколтехе. Второй день: первая половина занятия – Гераклит. Толкование изречений, отрывок из «Фауста» (о переводе греческого слова «логос»), сравнение одного из изречений («Природа любит скрываться») с афоризмом Эйнштейна: «God is subtle, but not malicious». Вторая половина – Сократ. Упомянул о Ницше. На первой лекции упомянул о метафизике как о новом слове, изобретенном греками.
Шопенгауэр
1) Анти-Гегель
2) Но и не Штирнер (ибо «сочувствие»)
3) Буддизм (рассказать про Гаутаму)
4) Детство, Гданьск
5) Англия, Франция
6) Отец и мать, Гёте
7) 1819 – подарил Гёте «Мир как воля и представление»
8) 1820 – лекции в Берлинском университете. Байка о Гегеле
9) 1831 – переезд во Франкфурт-на-Майне
10) 1844 – второе издание книги «Мир как воля и представление» (уже в двух томах)
11) 1851 – Parerga und Paralipomena (там и «Афоризмы житейской мудрости»)
12) 1859 – третье издание книги «Мир как воля и представление»
13) Влияние: Давид Штраус одобрительно о нем (в книге «О старой и новой вере»). Толстой, Чехов, Ницше, Фрейд.
Младогегельянцы: Бруно Бауэр, Маркс, Энгельс
Дарвин. «Происхождение видов», «Происхождение человека», «survival of the fittest»
Ницше и Штраус
Ницше и Бауэр
Шеллинг, лекция 15 ноября 1841 года
Энгельс, «беднейшие из бедных»
Кьеркегор
5.11.16. Hegel to Niethammer:
“I stick to the fact that the world spirit has given the time the order to advance. Such a command will be obeyed; this entity strides irresistibly forward like an armoured, firmly united phalanx and with such an imperceptible movement through thick and thin as the sun strides. Uncountable light infantry against and for the same flank all around it, they mostly do not know what is happening and all get struck on the head like being struck by invisible hand… The most secure (namely inner and outer) option is to keep sight of this advancing giant”.
5 июля 1816. «Ich halte mich daran, dass der Weltgeist der Zeit das Kommandowort zu avancieren gegeben; solchem Kommando wird pariert».
6.11.16. Лекция для 5 курса. Бруно Бауэр. Синоптики (почему у Марка нет рождения Христа). Рассказать о четырех евангелистах. Пародия на Гегеля. Пародия на Шеллинга (приписывается Энгельсу). Дружба с Марксом в Берлине.
Энгельс. Слушает Шеллинга, читает Фейербаха. Уезжает в Англию. Манифест коммунистической партии.
Маркс. Капитал. Прибавочная стоимость. Бакунин, Герцен, Чернышевский, Плеханов, Ленин.
Другая линия. Штраус: «Жизнь Иисуса», «О старой и новой вере». Кьеркегор. Идет от Шеллинга. Возможность откровения. Ницше.
Lei Feng. Diary, 17 April, 1962.
“The function of an individual in the revolutionary cause is like a screw in a machine. The machine becomes a strong unit, can move smoothly and exert enormous power due to the joints and fixture of many screws. A screw is small, but its function is beyond measurement. I am willing to be a screw forever. Screws have to be maintained and cleaned often so that they will not get rusty. A person’s mind is the same, it has to be examined often so that it will not have problems”.
9.11.16. Половина курса прочитана. На следующие три занятия:
Science of the Modern Times (XVII-XIX centuries)
1. Фрэнсис Бэкон (идолы, «Новая Атлантида»)
2. Декарт («Рассуждения о методе», «Начала философии», неподвижная точка преобразования – «Размышления о первой философии»)
3. Ньютон (сосредоточенность, алхимия, история)
4. Бошкович (цитаты и их истолкование)
5. Гримальди (цитата, о конечности скорости света, дифракция, призма)
6. Паскаль (давление, амулет, «Мысли»)
7. Борелли (цитаты)
8. Лейбниц (теодицея как оптимизация)
9. Вольф (учитель Ломоносова, китайская философия)
10. Кант (антиномии)
11. Враги науки: Руссо, Робеспьер («Революция не нуждается в ученых»)
12. Наполеон и наука (Лаплас)
13. Гегель и Дарвин (развитие)
14. Ницше (враг или друг?)
15. Ренан и Штраус – о новой парадигме
16. Энгельс «Диалектика природы» (враг или друг?)
17. Шпенглер (о фаустовской науке)
18. Ломброзо (о Франциске и Лютере), Нордау (о Толстом), Фрейд (бессознательное)
Что касается трех первых недель. Главное, что лекции прочитаны. Упомянуты следующие имена: Фалес, Солон, Пифагор, Гераклит, Сократ, Аристотель, Гете, Плутарх, Цицерон, Демокрит, Эпикур, Эпиктет, Марк Аврелий, Гиппократ, Гален, Амвросий Медиоланский, Августин Гиппонский, Августин Кентерберийский, Юлий Цезарь, Шекспир, Григорий I, Ансельм Ланский, Бернард Клервоский, Абеляр, Петр Ломбардский, Фома Аквинский, Аверроэс, Авиценна, Жан Буридан, Альберт Саксонский, Николай Кузанский, Фома Кемпийский, Хильдегарда Бингенская и т.д.
11.11.16. Вчера конференция (Шпенглер) плюс первая месса отца Карлоса.
Бэкон
1) Великое восстановление наук (Instauratio magna scientiarum)
2) Новый органон (Novum Organum, or, True Suggestions for the Interpretation of Nature)
3) Где идолы? В двух местах: Novum Organum и De Augmentis Scientiarum, or, The Arrangement and General Survey of Knowledge
4) Учился в Тринити колледже в Кембридже с 12 до 15 лет
5) Новая Атлантида
Декарт. Жизнь, обучение у иезуитов (захоронение сердца Генриха IV в коллегии Ла Флеш). Особенности образовательной системы иезуитов. Ratio studiorum. Вольтер, Джойс.
The idols of the den have their origin from the peculiar nature, both of mind and body, in each person; as also from education, custom, and the accidents of particular persons. It is a beautiful emblem, that of Plato's den; for, to drop the exquisite subtilty of the parable, if any one should be educated from his infancy in a dark cave till he were of full age, and should then of a sudden be brought into broad daylight, and behold this apparatus of the heavens and of things, no doubt but many strange and absurd fancies would arise in his mind; and though men live indeed in the view of the heavens, yet our minds are confined in the caverns of our bodies; whence of necessity we receive infinite images of errors and falsehoods, if the mind does but seldom, and only for a short continuance, leave its den, and not constantly dwell in the contemplation of nature, as it were, in the open daylight. And with this emblem of Plato's den agrees the saying of Heraclitus; viz., that men seek the sciences in their own narrow worlds, and not in the wide one.
Arthur Holmes. Commandment – Sin – Redemption
The schoolmen neglected the commandment: “And the Lord God took the man and put him into the garden of Eden to dress it and to keep it” (Gen 2, 15).
Science – handmaid of theology – the new horizon
Descartes
1) Jesuits
2) Mystical dreams
3) Pilgrimage to Loreto
4) Cogito ergo sum
У арабов не было Реформации и не было своего Бэкона. Поэтому застой. Надо, чтобы кто-нибудь организовал науку. А потом уже можно смеяться (как Свифт).
The enemies of science: Swift, Pope, Rousseau.
“For man by the fall, fell at once from his state of innocence and from his kingship over creation. Both of these misfortunes, however, can, even in this life, be in some part repaired; the former by religion and faith, the latter by the arts and sciences. For the curse did not make creation entirely and forever rebellious; but in virtue of that edict, “In the sweat of thy brow shalt thou eat bread”, it is now, by various labours (assuredly not by disputations or idle magical ceremonies), at length, in some measure, subdued into supplying bread for man; that is, to the uses of human life” (Novum Organum).
15.11.16. План завтрашней лекции.
1. Бошкович. Просвещение. Sapere aude! (определение Канта). Энциклопедия. Д’Аламбер. Дидро о гениальности.
2. Кризис гуманизма. Гегель, Дарвин, Ницше. Парадокс Дарвина.
3. Штраус, Ренан, Энгельс – энтузиасты науки.
4. Шопенгауэр – Фрейд.
5. Ломброзо, Нордау, дегенерация.
6. Ницше и Фрейд – критика ученых.
7. Нерешенные проблемы. Менделеев.
Strauss. “The Old Faith and the New”
“The unity of the All is obviously but a conclusion deduced from analysis; the same seems to hold good in respect to its infinity, as regards both duration and extent. The All being the All, nothing can exist outside of it; it seems even to exclude the idea of a void beyond. Nevertheless, the infinitude or finiteness of the Cosmos has at all times been a subject of controversy. And here it lay in the interest of theology to affirm its finite nature, so that infinity might be reserved to the world-creating Deity; the bias of independent philosophy was towards the opposite side… What becomes of the church, whose whole system of faith is based upon a miraculous beginning (creation), a violent interruption (fall of man), and a specially miraculous resumption of the development of the world and of the human race (redemption)?”
«Be of good cheer, Nature! Pursue, like the deaf and blind star-fish which vegetates in the bed of the ocean, thy obscure task of life; persevere; mend for the millionth time the broken meshes of the net; repair the boring-machine which sinks to the last limits of the attainable the well, from which living water will spring up. Sight and sight again the aim which thou hast failed to hit throughout the ages; try to struggle through the scarcely perceptible opening, which leads to another firmament. Thou hast the infinity of time and space to try the experiment. He who can commit blunders with impunity is always certain to succeed» (Ренан).
«However many millions of suns and earths may arise and pass away, however long it may last before the conditions for organic life develop, however innumerable the organic beings that have to arise and to pass away before animals with a brain capable of thought are developed from their midst, and for a short span of time find conditions suitable for life, only to be exterminated later without mercy, we have the certainty that matter remains eternally the same in all its transformations, that none of its attributes can ever be lost, and therefore, also, that with the same iron necessity that it will exterminate on the earth its highest creation, the thinking mind, it must somewhere else and at another time again produce it» (Engels).
Вопросы для Сколтеха
1) Что есть материя? Масса зависит от скорости (это следствие постоянства скорости света)
2) Что есть движение? Диаграммы Фейнмана
3) Что есть природа? Кварки
4) Скорость света – от Ремера
5) Постоянная Планка
6) Заряд электрона
7) Кривизна пространства
8) Расширение вселенной
9) Прерывность и непрерывность
10) Генетика
11) Фотоэффект
12) Радиоактивность
13) Опыт Резерфорда
14) Постулаты Бора
15) Соотношение неопределенностей
16) Туннельный эффект
17) Закон Хаббла (вспомнить Энгельса, Штрауса и Ренана)
18) Гонение на генетику, теорию относительности и квантовую механику
19) Гениальность и помешательство. Ницше: дионисийство, «где то безумие...»
20) Физики и лирики (Слуцкий, 1959)
21) Томас Кун
22) Карл Поппер
23) Психоанализ. Фрейд (реабилитация символического видения мира)
24) Лакатос
25) Фейерабенд
26) Витгенштейн + Ленин
27) Ландау
28) Сахаров
29) Интернет
30) Экология
31) Шпенглер
32) Трансгуманизм
33) Ленин – враг науки
34) Сноу «Две культуры» (1959)
35) Спор Бора и Эйнштейна
36) Тейяр де Шарден
37) Хайдеггер

16.11.16. Итак, основной материал рассказан. Остались вопросы по философии науки ХХ века. Теперь пора подвести итоги. Если я буду повторять свой курс, с чего я начну? То же самое: wisdom and science, king Solomon, Thales, Solon, Buddha, Greece, the seven sages, Academy… Then the second lecture: Heraclitus and Socrates (with Xanthippe and Nietzsche). Also Plato and the cave. Then the third lecture: Pythagoreans and Democritus. Also a little of Aristoteles. Then the fourth lecture: starting from Epictetus and Marcus Aurelius to Christians and Christianity, to Pope Gregory I, Anselm of Laon and Abelard (also Bernard of Clairvaux “Commentary on the Song of Songs”). The fifth lecture: Peter Lombard, Thomas Aquinas. Whether one man can teach another. Proofs of the existence of God. Aristotle and Christianity. The sixth lecture: Albert of Saxony + Buridan on impetus or rough surface of the Moon. Nicholas Oresme: if we look on Earth from the heavenly sphere, the Earth will seem moving: “Thus it is apparent that one cannot demonstrate by any experience whatever that the heavens move with diurnal motion; whatever the fact may be, assuming that the heavens move and the earth does not or that the Earth moves and the heavens do not, to an eye in the heavens which could see the Earth clearly, it would appear to move; if the eye were on the Earth, the heavens would appear to move (se un ouyl estoit ou ciel et il voit clerement la terre, elle sembleroit meue, et se le ouyl estoit en terre, le ciel sembleroit meu)” (Livre du ciel et du monde, 536-537).
Седьмая лекция: Николай Кузанский, Фома Кемпийский, гуманизм. Восьмая лекция: Боккаччо, Чосер, Коперник, Микеле Савонарола. Девятая лекция: Кардано, Галилей. Десятая лекция: Бэкон, Джон Донн, Декарт (о движении Земли, сравни Орем). Одиннадцатая лекция: Гримальди, Борелли, Ньютон. Двенадцатая лекция: Бошкович, Секки, Дарвин, Ницше, Гегель, Маркс. Конец гуманизма. Штраус, Ренан, Энгельс о бесконечности мира.
Но в итоге мало что удалось сделать. Студенты лучше реагируют на общие рассуждения, чем на тексты и факты. Надо пересказывать тексты своими словами. В следующий раз так и буду делать.
«In a word, the “physical” idealism of today, just as the “physiological” idealism of yesterday, merely means that one school of natural scientists in one branch of physical science has slid into a  reactionary philosophy being unable to rise directly and at once from metaphysical materialism to dialectical materialism. This step is being made, and will be made, by modern physics; but it is moving towards the only true method and the only true philosophy of natural science not directly, but by zigzags, not consciously, but instinctively, not clearly perceiving its “final goal”, but drawing closer to it gropingly, hesitatingly, and sometimes even with its back turned to it.
Modern physics is in travail; it is giving birth to dialectical materialism. The process of childbirth is painful. And in addition to a living healthy being, there are bound to be produced certain dead products, refuse fit only for the garbage-heap».
18.11.16.С мамой читаем Мариенгофа. После 12 лекций можно подводить итоги. Завтра Физтех. 20 ноября Ларисе было бы 39 лет. Из первой лекции: «Всякий человек по природе стремится к знанию», - это основа для лектора, надежда. Соломон и Солон. Египетские жрецы. Камбиз. «Awesome». Дельфы. «Ничего слишком» («Избегай крайностей»). После лекции: Католикова и Ахмадуллина. Академ.
Вторая лекция. «Nature loves to hide». Ницше не хочет деланного благородства, превращения плебея в патриция. Он хочет органичности, нового вида природно благородных людей. Хотя сам разночинец, как Добролюбов и Чернышевский.
Не хочу брать такой тон, как Уильям Дюрант.
Третья лекция. «I came to Athens, and no one knew me». “Democritus, at every step he took/His sides with unextinguished laughter shook” (Ювенал, «Сатиры»).
Четвертая лекция. Эпиктет о христианах («Galileans from habit»). Марк Аврелий о христианах. Гален о христианах.
Пятая лекция. Петр Ломбардский: «Бог обитает в Своих святых». Рассказ о Фоме Аквинском. «Может ли один человек учить другого?». Перекликается с парадоксом Дарвина: можно ли доверять человеку, если его мозг принципиально не отличается от мозга обезьяны?
Я хочу много рассказать студентам о русской философии, русской культуре. Пусть слушают. А то я не успеваю. Заканчиваю на Достоевском. А я хочу в ХХ век.
Wittgenstein.
“Lenin’s writings about philosophy are of course absurd, but at least he did want to have something done. A most remarkable face, partly Mongolian in feature. Isn’t it remarkable that, in spite of their professed materialism, the Russians have gone to such trouble to preserve Lenin’s body in perpetuity, and to visit his tomb”.
21.11.16. Введение во Храм Пресвятой Богородицы (по Григорианскому календарю). Пишу в Сколтехе.
План
Chesterton Gilbert Keith. The Return of Don Quixot.
The return of Aristotle. Barions, leptons – природа.
Matter, form – Plato, Aristotle, Heisenberg “Physics and Philosophy”.
Annihilation.
Motus est actus entis in potentia. Change of forms.
Continuous or sudden?
Speed of light. Juppiter’s sattelites. Galileo, Borelli.
Mass depends on velocity. Quite a new idea, foreign even to Boscovich.
The second major breakthrough – Planck’s constant.
Dimensionality – mass multiplied by velocity and by length.
Principle of the least action.
Electron’s charge.
Geometry of space. Curvature.
Expansion of the universe.
Вечером добавил. Прочел лекцию. Была Елизавета Тихомирова.
План для 5 курса. Русская философия.
1. Иван III и Московский Кремль. Контарини, Фиораванти, Мандельштам
2. Упоминание об Августине у Курбского (контекст). Смерть Василия III. Водка
3. Симеон Полоцкий. Типографии
4. Стефан Яворский и Беллармин
5. Феофан Прокопович (об атеизме)
6. Ломоносов и Вольф
7. Карамзин и Кант
8. Вяземский и иезуиты
9. Пушкин: Руссо, Кант, Наполеон («Мы все глядим в Наполеоны...»)
10. Лермонтов. Фатализм
11. Белинский: Гегель и Фейербах
12. Достоевский: Штирнер
13. Толстой: Шопенгауэр, Ломброзо. Нордау о Толстом
14. Чаадаев. Мысли о России
15. Хомяков: Миланский собор
16. Владимир Соловьев и Блок
17. Шестов: Спиноза, Кьеркегор, Ницше
18. Мережковский. «Чехов и Горький»
19. Розанов. «Апокалипсис нашего времени». Троцкий о Розанове в статье «Литература и революция»
20. Футуризм. Маринетти и Маяковский
21. Лосев
22. Лев Гумилев
23. Александр Солженицын. Значение воли и страдания. Эсхил о страдании («Wisdom comes through suffering»). Гарвардская речь.

22.11.16. Неевклидовая геометрия. Шарообразность Земли. Целльнер, Клиффорд. Парадокс Ольберса и гравитационный парадокс. Стэнли Яки. Обретенная вселенная. Эйнштейновская модель. Де Ситтер. Фридман. Леметр. Эддингтон. «The biggest blunder of my life». Гамов. Хаббл. Красное смещение. Пензиас и Вильсон. Водород и гелий.
На завтра: Шпенглер и Витгенштейн.
Следующая неделя: Томас Кун (+ научные революции), Карл Поппер, Лакатос (научно-исследовательские программы), Фейерабенд (анархизм). Тейяр де Шарден (ноосфера). Русская наука. Просопография. Гениальность и помешательство. Экология. Интернет. Физики и лирики (две культуры). Точность гуманитарного знания. Трансгуманизм. Хайдеггер.
1. Поппер. «Нищета историцизма» (1957).
2. Стоики.
3. Фауст – бесконечность (капитализм, Колумб, Фрэнсис Бэкон, Дон Жуан, Коперник, Декарт, Ньютон).
4. Магическая культура.
5. Классическая versus Египетская: культ мертвых, пирамиды, пластика, Евклид, пять правильных многогранников.
6. Закат.
7. Россия.
Витгенштейн
1. Рассел. Носорог.
2. Плен. Монтекассино. Tractatus logico-philosophicus. Спиноза.
3. Молчать.
4. Кембридж. Кочерга. Поппер.
5. Философские исследования.
6. Смирение. Ваш профессор очень глуп.
7. Ссора с Расселом. Отношения Рассела и Витгенштейна. Table talk. Red and blue.

23.11.16.  Кун. Incommensurability, anomaly, quarrel with Popper, revolutionary science, pre-normal science, normal science. Paradigm – shared by all examples of solved problems (наблюдение сверхновой 1572 года, объяснение спектра абсолютно черного тела). Puzzles. Scientific community (схоласты, ньютонианцы, дарвинисты, специальные случаи: нацизм, коммунизм). Paradigm shift (Абеляр, Галилей, Эйнштейн, Леметр, Планк, Мендель).
Ломброзо. «Гениальность и помешательство». Примеры: Франциск, Лютер, Кардано, Россини, Шопен. Определение гения у Дидро. Меланхолия. Примеры: Паули, Оппенгеймер, Рассел, Хемингуэй, Сэлинджер.
Вторник:
Карл Поппер
1) Фальсификация (Фрейд, Маркс, Дарвин, Ломброзо)
2) Критический реализм
3) Нищета историцизма (Конт, Маркс, Шпенглер)
4) Открытое общество и его враги (Платон, Гегель)
5) Мир-3 (ноосфера)
6) Спор с Куном (у Поппера кумулятивизм, у Куна иррационализм и несоизмеримость парадигм)

Физики и лирики. Точность гуманитарного знания. Роль Интернета.
Что есть культура? Слуцкий. Возможность синтеза. Ренессанс. Бродский о языке (нобелевская речь). Ландау о Толстом. «These are mathematicians. We do not speak to them». Здесь тоже тема врагов науки: от Чосера и Свифта до Ленина и Воннегута. И еще Эйнштейн («Достоевский дал мне больше, чем Гаусс»).

Среда:
Лакатос и Фейерабенд. Экология и демография.
Вечером добавил. Первая лекция: «Man by nature wants to know». “Will to know”. Вторая лекция: «Nature loves to hide». Nietzsche against Socrates. Faust on logos. “Mir hilft der Geist”. Третья лекция: «I came to Athens and no one knew me». Baryonic nature, quality: strangeness. “His sides with unextinguished laughter shook”.
Четвертая лекция. Эпиктет, Марк Аврелий и Гален о христианах. Пятая лекция. Петр Ломбардский о святых. Шестая лекция. Рупесцисса о пятой сущности. Седьмая лекция. Кузанец. Восьмая лекция. Сицци плюс Микеле Савонарола. Девятая лекция. Кардано. Величие (grandezza) Галилея. Клавий. Коимбрская коллегия. Десятая лекция. Джон Донн. Николай Орем о движении Земли (вид с неба). Idols of the den. Одиннадцатая лекция. Гримальди о ртути в торричеллиевой трубке. Двенадцатая лекция. Сен-Венан о Бошковиче. Ренан о бесконечности вселенной. Тринадцатая лекция. The Return of Aristoteles. Дудинцев. «Белые одежды». Четырнадцатая лекция. Фрейд как подготовка к Попперу. Jaki. Clifford. Пятнадцатая лекция. Витгенштейн (silverless=бессеребренник). Хейзинга. Гессе. Шпенглер. Морфология культуры. Закат (sunset, Untergang). Поппер. 1902, Вена. Альфред Адлер, марксизм, Новая Зеландия, кочерга Витгенштейна, Лакатос, Лондонская школа экономики.
24.11.16. День рождения Ани Даниловой. Виделся с Инной Соломоновной. Потом Физтех, Н.Н. Кудрявцев, А.И. Кобзев. Читал Свифта. Вспоминаю лекции. Первая: «Academos’ grove». Вторая: «vocation and occupation». Beruf. В какой связи? Призвание Сократа. «God is subtle, but not malicious (Nature loves to hide)». Вторая лекция мне понравилась больше первой. Кстати, упомянул о Ксантиппе. Гален сравнил с Ксантиппой свою мать. Третья лекция понравилась еще больше, чем вторая. Пифагорейцы: the unreasonable effectiveness. Но главное – Демокрит. Heavy and light. Why? Этого никто не рассказывает, потому что «О небе» мало кто читает. Четвертая – опять трудно, но я начал с Эпиктета. Материалом я владел с 4 по 6 лекцию. Потом 7 – это было тяжело. Кузанец, Флорентийская академия – им это было неинтересно. Они ничего этого не знали. Да и откуда? Повеселее стало на 8 лекции. Там Сицци, плюс Боккаччо, плюс Чосер. И была Полина Шичкова. 9 лекция – Кардано, Галилей. Слушали с напряжением. 18 псалом никак не хотели воспринимать. Какое-то отторжение. Grandezza – Аня Текич помогла перевести это слово на английский. Вообще, примирение наступило после Витгенштейна.
25.11.16. Бродский – граппа. Einstein to Moszkowski: “If you ask me in whom I am most interested at present, I must answer – Dostoevsky. Dostoevsky gives me more than any scientist, more than Gauss… It is the moral impression, the feeling of elevation, that takes hold on me when a work of art is presented. And I was thinking of these ethical factors when I gave preference to Dostoevsky’s works. There is no need for me to carry out a literary analysis, nor to enter on a search for psychological subtleties, for all investigations of this kind fail to penetrate the heart of a work such as The Brothers Karamazoff. This can be grasped only by means of feelings that find satisfaction in passing through trying and difficult circumstances, and that become intensified to exaltation when the author offers the reader ethical satisfaction. Yes, that is the right expression, “ethical satisfaction”! I can find no other word for it”.
“Zunaechst allgemein. Wenn Sie aber fragen, wem ich zurzeit das staerkste Interesse entgegen bringe, so kann ich darauf erwidern: »es ist Dostojewski!« Er wiederholte den Namen mehrmals mit gesteigertem Akzente. Und um jeden denkbaren Einwand wie mit einem Keulenhieb niederzuschlagen, ergaenzte er: »mir gibt Dostojewski mehr als irgend ein Wissenschaftler, mehr als Gauss!«
Herr Professor, sagte ich nach einer laengeren, fuer mich subjektiv sehr erklaerlichen Pause, wenn Sie zwei so gewaltige, aber doch gaenzlich heterogene Namen nebeneinander nennen, so eroeffnen Sie damit ein Thema, das nicht durch einen Machtspruch zu erledigen ist. Man kann Dostojewski als Gestalter und Seelenkuender aufs hoechste verehren, ohne ihm den Ewigkeitswert zuzuweisen. Aber das haengt von individueller Taxierung ab, und wenn ich meine eigene erwaehnen darf, so glaube ich, dass Dostojewski bei aller Gewalt seiner unmittelbaren Kunstwirkung den Jahrhunderten nicht in gleicher Weise standhalten wird, wie mancher andere vom Parnass. Wesentlicher scheint mir die Eroerterung darueber, ob ueberhaupt ein fuer Kunst und Forschung gemeinsamer Massstab gefunden werden kann. Vielleicht darf man das Mass der »Unersetzlichkeit« als das beiderseitig gueltige annehmen. Wenn Sie nun sagen: Dostojewski gibt mir mehr als Gauss, so wuerde dies etwa der Empfindung entsprechen: Ohne Dostojewski wuerden die ›Karamasoffs‹ nicht existieren, wuerde mir ein mit nichts vergleichbarer Lebenswert fehlen. Haette aber der Goettinger Gauss einen seiner Fundamentalsaetze der Algebra nicht in die Welt gesetzt, so waere vermutlich ein anderer Gauss aufgetreten, der es geleistet haette. Hiernach also erhoeht das Gefuehl den Wert des Kunstwerks, weil dessen Hervorbringung auf einen einzigen angewiesen war”.
“Selbstverstaendlich, diese ganz besonders; und wenn die Frage an mich persoenlich gerichtet wird, so sage ich ohne Scheu: ich freue mich meiner eigenen Entwickelungen und unterliege keiner Anwandlung des ueberdrusses, wenn ich sie mir wiederhole. Somit muss ich schon, um zur Begruendung des Anfangs zurueckzukehren, einen anderen Wertgrund aufstellen, der mich veranlasst, den Hoechstgrad des Gluecksgefuehls vom Kunstwerk zu erwarten. Es ist der ethische Eindruck, die ethische Erhebung, deren ich in unvergleichlichem Masse inne werde, wenn mich das Kunstwerk anstrahlt! Und an diese ethischen Gueter dachte ich, wenn ich Dostojewskis Werke voranstellte. Ich brauche da gar nicht literarisch zu analysieren, noch mich auf Aufspuerung oder Nachweis psychologischer Feinheiten einzulassen, denn alle Untersuchungen dieser Art dringen nicht bis zum Herzenskern einer Dichtung wie die Karamasoffs. Dieser ist nur mit dem Gefuehl zu erfassen, das in Drang und Not Befriedigung findet, das aufjubelt, wenn ihm der Dichter die ethische Genugtuung bietet! Ja, das ist das Wort: » ethische Genugtuung«! ich finde keinen anderen Ausdruck.«
Er leuchtete foermlich, und ich war von Einsteins Anblick tief ergriffen. Es war in diesem Augenblick, als zoege er den letzten Schleier von seiner Seele, um mich teilnehmen zu lassen an seiner Verzueckung. War das noch der Physiker, der die Geschehnisse der Welt in Mathematik umgiesst, der zwischen Elektronen und Universen seine Gleichungen spannt? Wenn er es war, so sprach aus ihm die andere Seele, die Faustische; »Und wenn du ganz in dem Gefuehle selig bist, Nenn es dann, wie du willst, Nenn's Glueck! Herz! Liebe! Gott! Ich habe keinen Namen dafuer, Name ist Schall und Rauch, Gefuehl ist Alles!«
Und sicher, es brauchte kein Buch von Dostojewski zu sein, um dies Gefuehl in ihm zu entzuenden. Er waehlte es als Exponenten einer Stimmung, die je nach Lektuere wechseln mag, aber in ihrer sittlichen Grundlage keiner Schwankung unterliegt. Wir erfahren aus anderen Anlaessen, wie wenig ihm die Ethik zu sagen hat, wenn sie systematisch betrieben wird, ja dass er sie nicht den Wissenschaften beiordnet. Wir erkennen aber zudem, dass die Ethik in seinem inneren Erleben als die unverdraengbare Dominante auftritt. Seine heisse Kunstliebe ist durch und durch ethisch betont, und sie wird erwidert durch die Kunst, die ihn ethisch beglueckt”.
“Literary intellectuals at one pole – at the other scientists, and as the most representative, the physical scientists. Between the two a gulf of mutual incomprehension – sometimes (particularly among the young) hostility and dislike, but most of all lack of understanding”.
“As one would expect, some of the very best scientists had and have plenty of energy and interest to spare, and we came across several who had read everything that literary people talk about. But that’s very rare. Most of the rest, when one tried to probe for what book they have read, would modestly confer, “Well, I’ve tried a bit of Dickens”, rather as though Dickens were an extraordinary esoteric, something like Reiner Maria Rilke”.
(Чарльз Сноу. Две культуры).
Лакатос
1) Биография
2) Ученик Поппера. В чем разница?
3) В чем несогласие с Куном?
4) Научно-исследовательская программа (hard core, protective belt, hypotheses ad hoc)
5) Примеры (эйнштейновская – искривление света, ньютоновская – кометы, марксизм – кризис 1929 года, фрейдизм – «Недовольство культурой»= «Civilization and Its Discontents», случай Отто Вайнингера, Шпенглер – современное искусство, массовая культура, атеизм, Ломброзо – поведение Есенина, Хлебникова и Маяковского).
6) Дегенерирующая научная программа – марксизм (предсказывал абсолютное обнищание рабочего класса, победу революции в развитой стране, а не в России, отсутствие конфликтов между социалистическими странами, а на самом деле события в ГДР 1953, Венгрии 1956, Чехословакии 1968, конфликт между СССР и Китаем). Чтобы спасти дегенерирующую научную программу, надо постоянно придумывать новые гипотезы. In the ocean of anomalies. Можно ли присоединиться к дегенерирующей научной программе, чтобы ее спасти? Пример из средневековья: Луна шероховатая или гладкая?
Хайдеггер. Биография. Основные труды. Гуссерль. Sein und Zeit. Влияние Ницше. Отношение к технике.
1) Добыча полезных ископаемых (в частности урана)
2) Строительство гидроэлектростанций (и, добавим, АЭС)
3) Опасность, что и человек станет ресурсом
«The rule of Enframing threatens man with the possibility that it could be denied to him to enter into a more original revealing and hence to experience the call of a more primal truth».
“The closer we come to the danger, the more brightly do the ways into the saving power begin to shine and the more questioning we become. For questioning is the piety of thought”.
“Je mehr wir uns der Gefahr naehern, um so heller beginnen die Wege ins Rettende zu leuchten, um so fragender werden wir. Denn das Fragen ist die Froemmigkeit des Denkens”.
(Хайдеггер. Вопрос о технике)
In a progressive research programme theory leads to the discovery of hitherto unknown novel facts.
Degenerating research programme – Marxism.
Интернет
1) Книгопечатание (протестантизм). Научная революция XVII века
2) Интернет (демократические революции в Северной Африке)
3) Предсказание Интернета: Сахаров
4) Преимущества Интернета: гипертекст, фальсификация. Трезвость. Новые возможности для самообразования.
5) Опасности Интернета: риск потеряться в океане информации. Глобализация.

30.11.16. Прочел последнюю лекцию. Теперь вспоминаю первую. Упомянул об Институте научной информации в Филадельфии. Science Citation Index, Social Science Citation Index, Art and Humanities Citation Index. Конечно, рассказывал про Фалеса, как он в яму упал. И про рощу Академа. Про семь мудрецов. Про Дельфы. Про суд Соломона. Sage. Про Будду. Может быть, и про осевое время. Про Камбиза, который завоевал Египет. Про Дильса, кажется. И употребил термин «досократики». Рассказал о фрагменте Фалеса у Цицерона: «Deum autem eam mentem…» (и вот нашел книгу о Фалесе для будущих лекций, если будут). Но нового, конечно, ничего не сказал. Тут новое – только реакция Тертуллиана и Фомы Аквинского на анекдот о Фалесе (яма). Но до этого я, кажется, не добрался.
А вот вторая лекция была интереснее. Гераклита сравнил с Эйнштейном («God is subtle, but not malicious»). “Nature loves to hide”. Это осенило. И также тема логоса у Гераклита и сцена из «Фауста». Это глубоко и поучительно. Но впечатления не произвело. Про Ксантиппу и лошадей (больше понравилось). И тема «Сократ и Ницше» - она вообще выигрышная. Почему Ницше против нравственного самоусовершенствования? Он хочет, чтобы сама природа рождала нравственно чистых людей?
1.12.16. Аркадий Цейтлин: «Если бы я служил Богу так, как я служил физике...». Но Фрадкин – ветеран войны, мудрый человек. Возможно, духовная близость с ним всё оправдывает. Как Витгенштейн и Фреге. «Human resources» - то, чего боялся Хайдеггер («Вопрос о технике»). И «Theoricae mediceorum planetarum ex causis physicis deductae». Ньютон: «Borel did something in it».
Первая лекция: «Каждый человек по природе стремится к знанию». Scientia от слова «scire» и рассказ о слове «scientist». Вторая лекция: Serge Mouraviev (b. 1938) – интересный человек, необычная судьба (специалист по Гераклиту). Третья лекция о Демокрите: «Я пришел в Афины, и никто не знал меня (“Veni Athenas, neque me quisquam ibi adgnovit”) Цицерон (Тускуланские беседы V, 36) и Диоген Лаэртский (О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов IX, 7). И о нем же: «Его бока тряслись от неудержимого смеха» (Ювенал). Как Гулливер по разным странам, так и я по разным эпохам.
2.12.16. Четвертая лекция. Начал с Эпиктета. Рассказал об отношении Эпиктета к христианам («галилеянам»). Потом об отношении к христианам Марка Аврелия. И о Бродском («Homage to Marcus Aurelius»). Потом о Галене (в каком контексте он упомянул христиан). Потом об Амвросии («Жертвоприношение Авраама»): дрова – крест. Потом «five great landings». И дальше Абеляр, Бернард Клервоский. Но народ не реагировал. Слишком много имен. Юля Бондарева сказала, что «much less structured». Пятая лекция больше понравилась: «Может ли один человек учить другого?». И по Дарвину: «Может ли обезьяна учить человека?». Понравилось, как я изложил, что общего между христианством и аристотелизмом. И фрагмент из комментариев Фомы Аквинского к «О небе», где о контингентности вселенной. А шестая лекция? Начал с Рупесциссы (quinta essentia rerum omnium). Потом перешел к Альберту Саксонскому («Figura sphaerica est multum apta ad motum et maxime circularem»). Седьмая лекция: Николай Кузанский (слушали вяло). Франциск Ассизский и Пастернак («Сестра моя жизнь»). Дата рождения Академии. Восьмая лекция: Сицци. Платоническая беседа о любви. Семь металлов. Чосер. Боккаччо «О славных женщинах». Девятая лекция: Кардано и Галилей. Важно, что Клавий учился в Коимбрской коллегии. А я помню их комментарии к Аристотелю. Grandezza di Galileo (Папа Иоанн Павел II, выступление 1979 года). Десятая лекция. Начал с Джона Донна. «For whom the bell tolls?». Упоминание у него о книге Галилея «Звездный вестник». Потом Бэкон (idols of the den). Декарт и Орем. Если на землю посмотреть с неба, она будет казаться вращающейся вокруг своей оси. В какой-то системе отсчета она обязательно движется. Таким образом хотел уйти от осуждения инквизицией. Но отрицал, что Солнце в центре мира, а потому не еретик (и не неоплатоник).
8.12.16. Праздник Непорочного Зачатия. Получил от Эдуардо последнюю часть посланий о. Гобби (за 1997 год). Уже виден конец. Большая получилась работа. Если оставят в Сколтехе на следующий год, то надо будет разгрузить курс, хотя он будет в итоге менее содержательным. Но раз они так хотят, пусть так и будет. Вчера был доклад в Итальянском культурном центре. Удачно. Была Наташа Зверева с дочкой Машей. Передал номерок от гардероба ВНЦПЗ, который мама случайно унесла с собой в кармане. С мамой читаем Шершеневича. Надо купить Мессерера «Промельк Беллы». Но это уже после окончания курса в Сколтехе, может быть, после 14 декабря. Но если не оставят в Сколтехе, то освободится время. Пусть будет как Богу угодно. Но я сейчас достиг того уровня, который мне нравится. Но какой ценой? Последняя запись: «Ars artium est regimen animarum». Вот этим и приходится заниматься в Физтехе, а теперь и в Сколтехе.
Вечером добавил. Вчерашний доклад показал, что найден хороший метод воздействия на аудиторию. Толковать текст. Наташе Зверевой понравилось. И вообще, с аудиторией было взаимодействие. Это или есть, или нет. Нужны ли презентации? Люди избалованы, привыкли к картинкам. Надо ли идти у них на поводу? Ни у Яки, ни у Аверинцева презентаций не было. Но, может быть, продолжения не будет, поэтому не о чем беспокоиться. А что касается Физтеха, то тут надо готовиться. Думаю, что буду читать в таком порядке: 1) Фрейд, 2) Шпенглер, 3) Витгенштейн, 4) Кун, 5) Ломброзо, 6) Поппер, 7) Сноу («Две культуры»), 8) Лакатос, 9) Хайдеггер («Вопрос о технике»).
10.12.16. Шестая печать: горы, покройте нас. Скрыться от гор христианской культуры в пещерах, оттуда гор не видно, сузить свой горизонт. Еще одно доказательство, что мы живем во время шестой печати. И болезнь Альцгеймера – знамение времени. Как и аутизм, которым занялась Полина Шичкова. На 5 курсе Наташа Бараева (рассказывала на зачете о Вольтере). И Аня Рязанова (о Камю). Утром – Дима Рязанов о Юнге для аспирантов.
Закончил Гобби. Теперь редактура редактуры. Но это уже детали. Opus finitum est. Для 5 курса 9 лекций (последняя – Хайдеггер). У Хайдеггера не только вопрос о технике, но и смысл истории (Пауль Йорк фон Вартенбург). И его знаменитое интервью журналу "Шпигель".
11.12.16. Занимался Хайдеггером. Должна получиться интересная лекция. По поводу спрятавшихся в пещерах. Здесь надо вспомнить «idols of the den». И метафору Аверинцева «задыхаться в малом времени». Люди прячутся в антиисторизм, в невежество. Не хотят видеть, потому что пребывание в ущельях гор ограничивает горизонт. В оригинале spelaia (множественное от spelaion, как у Платона в 7 книге «Государства» 514A). Т.е. люди добровольно залезли в пещеру.
14.12.16. Закончил курс. Петровская Татьяна Семеновна: из Томска, химик. На 4 года старше меня. Выглядит молодо. Говорили об Энгельсе. Она заместитель декана Сколтеха по образованию. Мне кажется, что правильно говорить об Абеляре, сравнивать его с Ансельмом Ланским и Бернардом Клервоским (толкование на Песню Песней). Еще вспомнить «Habet mundus iste noctes suas et non paucas».
16.12.16. Пишу рецензию на книгу Катасонова. Не думал, что это будет так легко. Видно я уже пропитался разными цитатами, мыслями и ассоциациями. Надо подводить итоги курса в Сколтехе. Первые четыре лекции более или менее понятны. Пятая – о Петре Ломбардском и Фоме Аквинском. С интересом слушали, как Фома Аквинский отвечает на вопрос: «Может ли один человек учить другого?». Также интерес вызвали причины, по которым аристотелизм был положительно воспринят в Средние века.  Также внимание привлекли рассуждения Фомы Аквинского о размерах и возрасте вселенной.
Вечером добавил. Слушал передачу от 14 февраля 2009 года. Все-таки я протащил эту идею о реке.
17.12.16. Провел занятие для аспирантов: Гранкина, Кирова, Шашкова, Фиданян. Толкование хождения по воде. Шаги Христа не слышны из-за бури, но Он идет. Распознавание изображения. Человек может не увидеть свое спасение. Утонуть из-за отсутствия веры.
Река. Если это Батый, то дракон действует через Батыя (монгольские идолы). Сейчас люди утрачивают это видение, но у о. Гобби оно есть.
18.12.16. 12 лет со дня причащения папы. И также день рождения бабушки Рахили. Написал рецензию на книгу Катасонова. Шестая лекция в Сколтехе началась со спирта (Иоанн Рупесцисса) и кончилась Альбертом Саксонским («Apta ad motum et maxime circularem»). Здесь за 28 лет никто у нас не продвинулся ни на шаг. А ведь об этом можно было рассказывать детям...
Аспирантские занятия
2007-2008: Сергей Владимиров, Илья Агрон
2009-2010: Ира Конистяпина (об Амальрике «Доживет ли Советский союз до 1984 года»: сейчас и начинается самое интересное)
2010-2011: Оксана Ковалева (Оренбург)
2011-2012: Наташа Соломещ (Кови «Семь навыков высокоэффективных людей»)
2012-2013: Саша Криволапова, Инна Лобанова
2013-2014: Ира Кайдалова, Кирилл Сиэтлов
2014-2015: Маша Солнцева
2015-2016: Буртелов, Жук, Чибисов
2016-2017: Оля Гранкина
19.12.16. Праздник св. Николая (по Юлианскому календарю). 8 лет после посещения Елены Исааковны. Читал работу Юлии Пономаревой о святителе Игнатии. Конечно, надо бы почитать свежими глазами. У него был конфликт с оптинскими старцами.
20.12.16. 18 лет после исповеди у отца Ильи. Что интересно? Апостол Иоанн (Евангелие + Апокалипсис), Бернард Клервоский, Доминик, Алан де ла Рош, Людовик Гриньон де Монфор. Места, где являлась Дева Мария или где были чудеса, связанные с Ее образами: Рю де Бак, Лурд, Фатима, Гарабандал, Акита. Деятельность о. Гобби. В Православной Церкви – 1395 год + Дивеево + Тихвинская Божья Матерь.
Для них для всех я непонятен (stultus): Володя Рокитянский, Александр Васильевич Антонов. Но ученый и должен быть не от мира сего. Не вписываться в парадигму.
Конечно, это великий сюжет: Фома Аквинский и Дарвин. «Может ли обезьяна учить человека?». А потом 7 лекция. Начал с Николая Кузанского. Микрокосм. Humanus Deus. Плифон. Взятие Константинополя. Флорентийский собор. Почему всё так медленно? Никак не опубликуют перевод «Laetentur caeli». И вообще ничего не хотят публиковать. Что-то тронулось с Инной Соломоновной. Медленно! Но мне это не нужно. Искушение обыденностью (Лена, ее термин). Потом рассказал им о Франциске и о Джотто. Интересно, откликнется ли Апурва? И чем закончилась 7 лекция? Основанием Академии. Марсилио Фичино. И Пико делла Мирандола. Сказал и о Лютере. Потом Коперник. В контексте неоплатонического учения о Солнце.
Потом 8 лекция. Тут о Сицци, как он спорил с Галилеем. О Боккаччо, о Микеле Савонароле, о Чосере. Заодно о Фоме Бекете. Была Полина Шичкова. Алия Хайруллина заинтересовалась Боккаччо («О славных женщинах»). Так что толк был.
«Composition of place». Это ответ Воланда на аргументы Берлиоза. Imagination – trait of genius.
О ком я смогу выступить? Фрейд, Ломброзо, Кун, Поппер, Лакатос, Шпенглер, Хайдеггер, Мишель Фуко, Витгенштейн, Сноу. Потом Гессе, Джойс и Оруэлл. Оставшееся время – русская философия. Подражать Стивену Дедалусу. Но мягче.
Лекция 9. «Grandezza di Galileo». Бенедетти о Копернике. Аристарх Самосский. Пс. 18: tent=tabernacle. Я дал слишком много информации.
Лекция 10. Начал с Джона Донна. Это хорошо. For whom the bell tolls? И вспомнил Бродского «Элегия Джону Донну». Упоминание о Галилее у Джона Донна. Потом Бэкон. Idols of the den. Потом Декарт: «Пожалейте французскую кровь» (Gentlemen, spare the French blood!).
Лекция 11. Гримальди и Борелли. Спиноза? Contingency. Торричелли. Кастелли. Ньютон. Парадоксы ньютоновской вселенной.
В принципе, теперь уже понятно, как дальше читать. Если будет повторение курса, оно уже не застанет меня врасплох.
Сегодня был ученый совет: митрополит Иларион, отец Владимир Шмалий, Катасонов, Фокин. Юле Пономаревой помогаю писать о святителе Игнатии Брянчанинове. Но главное поле деятельности – Физтех и Сколтех. Осталось только чуть-чуть доработать лекцию о Мишеле Фуко, включить «Историю безумия» и «Историю сексуальности». На 5 курсе немного интересующихся: Аня Рязанова, Катя Гладких, Наташа Михеечева, Лера Скворцова, Герман Сергей, Роман Демихов, Аня Куранова. Но когда они все присутствуют, читать легко.
21.12.16. Неожиданное продолжение: «Will to know» - это, оказывается, Мишель Фуко. Фуко преподавал в Коллеж де Франс. А учился в Эколь Нормаль (где его наставником был Альтюссер). Что касается лекций в Сколтехе. Разговор о Бенедетти. Надо было сказать о Драбкине («Mechanics in XVI Century Italy»). Но там, конечно, не полный перевод всей книги «Diversarum speculationum…».
12 лекция: Ренан и Штраус + Солнце (Секки). Солнце, конечно, оставалось тайной (побольше, чем излучение черного тела – об этом Ганс Бете в нобелевской речи). И Планк не ответил на все вопросы: он ответил на вопрос, почему Солнце желтое, но не ответил на вопрос, почему оно так долго светит. Здесь важен Свифт (жители Лапуты тоже задавали этот вопрос).
13 лекция: White Robes. The Return of Don Quixot. 14 лекция: цефеиды, Целльнер, Клиффорд и Фрейд. 15 лекция: Шпенглер и Витгенштейн. 16 лекция: Кун и Ломброзо. 17 лекция: Поппер и Сноу. 18 лекция: Лакатос, Фейерабенд, Хайдеггер.
А что показали экзамены?
2006: Самара, Орск, Астана, Рига, Будапешт
2007: Вильнюс, Каунас, Санкт-Петербург, Лиссабон
2008: Минск, Рим
2010: Киев
2011: Таба, Иерусалим, Минск
2013: Санкт-Петербург
2014: Элат
2015: Рим
2016: Рим
22.12.16. Сегодня первый день, как я смог возобновить занятия по теме «Восприятие России иностранцами». Нашел Кюстина в английском переводе, параллельно читаю Палмера. Не забывать и Крижанича. Но самое главное: Кюстин, Палмер, Биркбек, Брандес. Они дадут полную картину. Еще читал Мишеля Фуко для будущих лекций в феврале-апреле. И Хайдеггера не надо забывать. Сколтех стал отпускать потихоньку. Сегодня иду с Аней и Антоном в театр.
Чего я хочу? Целостной картины России глазами иностранцев. Изнутри мы её как-то иначе понимаем. Еще нужно будет подключить Обри де Ла Моттре.
23.12.16. Вчера был на спектакле «Пока наливается пиво» (в главной роли Евгений Гришковец). Сравни «Миф о Сизифе» Камю. Читаю Астольфа де Кюстина. Очень скучно, но надо вчитываться. Еще не забывать читать биографию святителя Игнатия Брянчанинова. Январь посвятим путешественникам.
24.12.16. Сочельник. Собираюсь с Леной к о. Фернандо. Провел занятие с аспирантами. Тема: Лакатос. Следующее занятие о Фейерабенде. Надо подготовиться. Сколтех понемногу отпускает. Читал Кюстина. Интересно его мнение о Робеспьере. Англичане этого места не перевели. Надо бы найти издание 1930 года, которое мне давал читать Юрий Пивоваров в Алабино в 1985 году.
25.12.16. Рождество. Читал Кюстина и Фейерабенда. Фейерабенд – последнее, что осталось. Можно больше не читать, уже картина ясная. А вот Кюстина надо читать дальше. И на английском языке он лучше усваивается. Ошибки русского перевода (pax=покой). Сколтех отходит, но мучительно. А в Физтехе будет продолжение: Скворцова, Бараева,Сергей, Куранова, Гладких.
26.12.16. Праздник св. Стефана. Вчера читал Фейерабенда, Кюстина, Готье. В Кронштадте был англиканский священник (о нем вспоминает, кажется, Палмер).
Вечером добавил. Читал Кизенко об Иоанне Кронштадтском на английском языке. За этим будущее. Восприятие России на Западе. Начиная с Ивана III (Контарини). Когда Готье въехал в Кронштадт, там уже служил о. Иоанн.
27.12.16. Праздник св. Иоанна Богослова (по Григорианскому календарю). Читал о Делезе и Гваттари. Уже достаточно для лекции 10 января. Отправил Эдуардо файл с переводом книги о. Гобби (скоро конец). Звонила сестра Христина. Поговорил немного с матерью Терезой-Марией. Надеюсь, что Оксана устроилась у сестер Матери Терезы на 3 Парковой. У атеистов физиологическое отвращение к христианству (см. Ленин, конспект «Философии истории» Гегеля: «Нередко здесь у Гегеля о боженьке, религии, нравственности вообще — архипошлый идеалистический вздор» и др. места). Наверное, и я внушаю физиологическое отвращение. Это надо понять (по Спинозе) и не обижаться.
Фрейд (1856-1939), Поппер (1902-1994), Сноу (1905-1980), Кун (1922-1996), Ломброзо (1835-1909), Нордау (1849-1923), Лакатос (1922-1974), Хайдеггер (1889-1976), Шпенглер (1880-1936), Витгенштейн (1889-1951), Фуко (1926-1984), Делез (1925-1995), Гваттари (1930-1992), Гессе (1877-1962), Джойс (1882-1941), Оруэлл (1903-1950), Сартр (1905-1980), Камю (1913-1960), Симона де Бовуар (1908-1986).
28.12.16. День рождения Ани. Нашел книгу Делёза о Ницше. Там, кажется, всё понятно. Ризома – множественность, детерриториализация – анархизм. И всё это коренится в тезисе Ницше: «Бог умер». Но то же самое уже есть у Бакунина. И описано Достоевским. Симулякры Бодрийяра – орхидеи и осы. Непонятен смысл этого примера (против нормальной сексуальности?).
Лютер, Адам Смит, Фрейд – против овнешнения (фетишизации), за интериоризацию.
Лютер – за интериоризацию религии.
Адам Смит – за интериоризацию собственности.
Фрейд – за интериоризацию сексуальности.
Но надо дальше освобождать человека.
Ницше – от лютеровской религиозности.
Маркс – от частной собственности.
Делёз – от нормальной сексуальности.
Почему, чем плоха моногамная семья? Она связана с экономическим насилием, капитализмом, частной собственностью и религией. В ней расцветает Эдипов комплекс, чувство вины.
29.12.16. “Религия, собственность, семья” (Альфред Наке). Лютер, Адам Смит, Фрейд. Фрейд – реформатор психологии, как Лютер – реформатор религии, Адам Смит – реформатор экономики.
Читал Кюстина. Очень интересные рассуждения о Петре I, Петербурге (навеянные посещением домика Петра). Сравнение Петербурга с Иерусалимским храмом.
Делез мне нужен, чтобы поговорить о Лютере, Адаме Смите, Фрейде, Ницше и Марксе.
Сам Делез – это анти-Фрейд. Но дальше мрак, тупик. На Делезе заканчивается философия. Годом раньше умер Фейерабенд. Рисовать портреты. Последний портрет – это портрет Делеза.
Конечно, есть Стэнли Яки. Но это уже другая история.
Если подумать о русской философии (до которой я вряд ли доберусь), то, конечно, нельзя пройти мимо Бакунина.
Очень интересен Кюстин. Наверное, не менее интересны будут Палмер, Готье, Биркбек, Брандес. Потом можно будет обобщить.
Это была отличная находка: рассказывать о русских философах глазами иностранцев. Будут новые курсы: религия и наука, религия и культура.
30.12.16. Переводил статью Ди Джакомо о Витгенштейне. С мамой читал мемуары Шершеневича. Послушал свою лекцию о Шпенглере от 7 декабря 2013 года (для аспирантов МФТИ). Вполне нормально. И, кажется, удачной была и лекция о Шпенглере на английском языке в Сколтехе. Но с ней никаких воспоминаний не связано. Еще слушал лекцию о Фейерабенде от 16 ноября 2013 года (тоже МФТИ, аспиранты). А вот лекцию о Мишеле Фуко не записали. Тогда был энтузиазм. А потом, в 2014 году, уже шел по программе, как и в 2012 году, когда училась Инна Лобанова. А у кого я преподавал в 2014 году? У Маши Солнцевой. А в 2015 у Василия Чибисова. А сейчас? Оля Гранкина. С Делёзом, наконец, всё ясно. Это тупик, как и Антонен Арто. Галковский – философ в стиле Делёза. Гипертекст. А в Сколтехе требуют логики (чтобы тело было с органами, а не без органов!). Юля Бондарева. Ну, я дам логику!
Для 4 курса (февраль). Обычное начало («Will to know»). Но это только в том случае, если будут заинтересованные люди. А если нет, то просто теорминимум (как в свое время у Ландау). Досократики (по программе, которую я готовил во время ремонта). Grove. Академия.
31.12.16. Работал над переводом статьи Ди Джакомо о Витгенштейне. Да, там есть эстетика. Но понять ничего нельзя. Я не понимаю атеистической эстетики. Какой-то «сон Версилова». Она не настоящая. Но надо привыкать и к ней, попробовать через нее объяснить что-то свое. Как в случае Ницше. А атеисты не могут без Достоевского (и любят Апокалипсис).


Рецензии