Что не так с новым Бивисом и Баттхедом?

Что не так с новым Бивисом и Баттхедом?

(ссылка на видео-вариант - https://youtu.be/ruJAiD72VPc)

Во-первых, новый фильм почти полностью проигнорировал массивный лор сериала, собираемый годами: основных героев второго плана там либо нет вообще, либо они появляются на сущие секунды (даже не минуты). Так, нет там несчастного мистера Андерсона, которого герои вечно доводили до белого каления; нет Стюарта, над которым они вечно потешались, лишь на несколько мгновений мы увидели в кадре учителя Ван Дриссена и физрука Баззката, а так же того самого директора МакВикера, Тодд появляется лишь для того, чтобы умереть, и даже той самой Дарьи-Диареи нам не показали. Вместо этого мы увидели набор каких-то совершенно рандомных, плоских и скучных персонажей, которые могли бы появиться в любом другом мультфильме и какой-то психодел с "умными" Бивисом и Баттхедом из других вселенных. То же касается, кстати, и локаций с предметами, выражаясь языком игр. На карте нового фильма практически нет Highland High, дома Стивенсонов, гаража Ван Дриссена, спортзала средней школы, квартирки Андерсена, заправки, библиотеки и парка с цветами - равно как и мотоциклов банды Тодда, телевизора, газонокосилки и прочего. Проще говоря, во времена, когда каждый второй фильм пытается заполнить каждый кадр своего римейка "фан-сервисом", "Бивис и Баттхед уделывают Вселенную" оказался практически пустым в этом плане, лишенным каких-либо воспоминаний, каких-то знакомых лиц, вообще какого угодно "ностальжи". Для фильма, который ждали десять лет (а потом еще десять лет) это совершенно недопустимо.

Во-вторых, из бесчисленного множества оригинальных тем, наличествующих в сериале, была выбрана самая скучная и оторванная от лора - космос и параллельные вселенные. Все это прекрасно смотрелось бы в Рике и Морти (на худой конец, в Симпсонах) - но не здесь. Если вы посмотрите на список серий и их содержание, то увидите, что Бивис с Баттхедом были заняты многим: например, они берут собаку из приюта, лечат больную птичку, пытаются стать рок-группой, работают на радио, ходят на политические ток-шоу, вкалывают за прилавком и у плиты, устраивают забастовку, спасают самоубийц, помогают разбившимся летчикам, работают в службе доставки, много думают о будущем и так далее. Собрать из подобного сему новый фильм можно было бы, обойдясь без космоса - но почему-то не вышло; и видно, что это не "тема Майка Джаджа", в ней он себя, как творец, не чувствует. И это слишком заметно. При просмотре этого детища не покидает ощущение, что Майк Джадж лишь поставил свое имя в титрах и дал свой голос для озвучки ключевых персонажей, а в разработке сценария принимал участие кто-то другой, не удосужившийся даже ознакомиться с оригинальным материалом. И судя по всему, это так и было. "Майк Джадж уступил место режиссёра соавтору «Рика и Морти» Джону Райсу» (https://filmz.ru/pub/7/34511_1.htm).

В-третьих, уровень шуток (и развития персонажей, их произносящих) был редуцирован до уровня, который Бивис и Баттхед превзошли еще в четвертом сезоне. Почему-то Майк Джадж в своей голове, видимо, полностью вычеркнул пятый, шестой и седьмой сезоны каноничного сериала, в которых наблюдался серьезный рост главных персонажей - и, судя по всему, просто забыл, что они умели читать (вплоть до того, что в серии Womyn Бивис прямо указывал людям на грамматические ошибки, а в серии Drawing Class оба героя ловко играли буквами, переставляя слова из магнитиков, не говоря уже о том, что Бивис читал журнал People и т.д.). Это был канон, созданный самим автором за долгие годы. Когда же в новом фильме Бивис внезапно теряет умение не то что грамотно читать, но даже считать как следует, все действо очень быстро теряет ценность. Можно ли представить себе, скажем, Барта Симпсона, который столь же внезапно разучился бы кататься на скейтборде?... Деталь маленькая - но очень важная. Наверное, самая важная из всех.

И ладно бы, герой был бы глупым - так был он еще смешным! Увы, но из-за этого самого отупения героев мы получили шутки уровня "телки, трахаться, жопа". При этом, не стоит забывать, Майк Джадж снял знакомую всем и каждому "Идиократию"... казалось бы! Уж кто-кто, а Майк Джадж должен был лучше других понимать опасность деградации - но этого не случилось; и уровень юмора самого автора скатился до уровня персонажей из "Идиократии"...

В результате всего вышеописанного мы потеряли то, что делало Бивиса - Бивисом и Баттхеда - Баттхедом.
Все, что представляли из себя персонажи, рождалось из их небольшого, но бойкого ума, и оригинального подхода к жизни при всей приземленности существования. В новом же "фильме" они слишком глупы для оригинальности, к жизни относятся как дети с известными задержками развития, и творят глупости не из-за своей несовместимости с плоским миром обывателей, а именно из-за плоскости уже собственной, с которой не совместим остальной мир.

Давайте вспомним, почему был популярен сериал в 90ы-ых?

Бивис и Баттхед были главными детьми девяностых и того поколения - здоровый "пофигизм", нищета, самодостаточность, и, главное, радикальное отрицания всякого застарелого хлама прошлого.  Дети 90-ых сами создавали свою жизнь, и Бивис с Баттхедом были тому примером. Бивис и Баттхед представляли собою свободных людей, которые плевать хотели на прелести конформистского существования. В вакууме воспитания, в пропаганде "правильности" они создавали свои собственные, инстинктивные ценности и жили по ним -  и все это без какого-либо самокопания, унижения, ненависти и мстительности к жизни.
Чтобы это показать, Майк Джадж и поднимал уровень их самосознания с каждой новой серией. С нынешними "малолетними дебилами" это уже невозможно.

Бивис и Баттхед, сами того не ведая, исполняли все рекомендации по психологической гигиене, не были заморочены ненужными переживаниями, не отягощены разъедающими душу раздумьями. Сколько неудач преследовало героев? Каждый раз - неудача, крах, проблемы. "Ну что ж - еще раз!" - и без самокопания, без нытья, в самой обычной мирской суете наши персонажи продолжали жить. Не бороться с жизнью, не клеветать на нее, не стонать и плакать - а жить и смеяться.
Но одно дело, когда раздумья не посещают тебя по причине внутренней свободы духа, а совсем-совсем другое - когда ты не способен даже считать, не говоря уже о том, чтобы где-то работать и содержать себя.

Ни Бивис, ни Баттхед не шли на поводу у мира - они любили свою рок-музыку, свою маленькую жизнь, свою безусловную дружбу, основанную на понимании без слов, шли только собственной дорогой - даже если это стоило им тотального одиночества вдвоем - и всегда уходили прочь от мира. Да вспомнить только их коронную фразу! Всегда, когда вокруг них начиналась вакханалия конформистского общества, их объединяло одно. Баттхед смотрел на своего вечного друга и говорил "ВАЛИМ ОТСЮДА, БИВИС". И они, в своем извечном равнодушии к "теркам и разборкам", уходили в закат, смеясь только над своими шутками; уходили независимыми, свободными - вечно-счастливые в своем маленьком мирке.
В этом же фильме не было ни того, ну другого, ни третьего: ни рок-музыки, ни фразы "валим отсюда", ни ухода в закат, ни даже маленького мирка. Все вышеописанное работало на фоне продуманных и проработанных образов персонажей (на то и сотни серий!), где мы понимали (как и положено сатирическим произведениям), что персонажи не такие уж и тупые, не такие уж бесцельные; что им можно даже сострадать. В "Do Universe" нам объяснили как раз иное - Бивис и Баттхед действительно тупые, действительно бесцельные, и не стоит сострадать этим нелепым олигофренам. Иными словами, подтвердили все те убогие представления, которыми наградили исходный сериал его ненавистники (и что еще хуже, горе-обожатели, которые смотрели только самые нелепые, "упоротые" серии оригинального сериала, пропуская все то хорошее, что там все-таки было).

По сути то, что снял Майк Джадж, есть прямой и намеренный саботаж собственного детища - что, кстати, не ново в кинематографе. Когда автор устал от своего произведения, но вынужден по контракту делать и делать новые серии, все, что ему остается, это снять такую чушь, которая провалится в прокате... Случалось такое достаточно часто - и, видимо, случилось и в этом  случае. Будем надеяться именно на это. Ибо если Майк Джадж снял подобное "произведение" "искусства", считая, что делает что-то действительно стоящее, то... давайте не будем продолжать это печальное рассуждение.


Рецензии