Дип-14. Пушкин, Бродский и частность жития

Пушкин, Еся Бродский, фра РСЛ и святая частность жития

27 мая 1826 г. Пушкин из Пскова в Петербург отправил князю поэту и верному своему респонденту письмо о предельном отчаянии от заточения в Михайловском губе (в глуши степных селений по роману о Е.Онегине!) с предельно откровенным проклятием Руси:

<<<
Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство. Ты, который не на привязи, как можешь ты оставаться в России? если царь даст мне слободу, то я месяца не останусь.
Мы живем в печальном веке, но когда воображаю Лондон, чугунные дороги, паровые корабли, английские журналы или парижские театры и <бордели> — то мое глухое Михайловское наводит на меня тоску и бешенство.

В 4-ой песне «Онегина» я изобразил свою жизнь;

когда-нибудь прочтешь его и спросишь с милою улыбкой:

где ж мой поэт? в нем дарование приметно —
услышишь, милая, в ответ:

он удрал в Париж и никогда в проклятую Русь не воротится — ай да умница.»
>>>

Конец (последняя фраза) письма просто «убивает»:

 <<< Незабавно умереть в Опоческом уезде.  Прощай>>>

Апокалипсическое настроение поэта объяснимо = он был унижен и обескуражен тем,  что на Руси правитель сделал с его частностью …  Своей частности Пушкин был в 1824-ом , т.е. в 25 лет от роду, полностью лишен – ему было позволено жить в ИТУ под надзором  родителей, клира церкви и надзирателей вертикали власти.

II

Свою  вторую часть речи, оказавшейся лекцией о частности,  после вручения Нобелевской премии по литературе в 1987 г  эмигрант (ссыльный) Иосиф Бродский   начал фразой:

 «Если искусство чему-то и учит (и художника — в первую голову), то именно частности человеческого существования.»

И затем сразу пояснил ее (частности жития индивида) генезис и ценность :

«Будучи наиболее древней — и наиболее буквальной — формой частного предпринимательства, оно вольно или невольно поощряет в человеке именно его ощущение индивидуальности, уникальности, отдельности — превращая его из общественного животного в личность»

И чуть ниже чуточку подробнее о бесценной частности жития человека :

«Великий Баратынский, говоря о своей Музе, охарактеризовал ее как обладающую «лица необщим выраженьем». В приобретении этого необщего выражения и состоит, видимо, смысл индивидуального существования, ибо к необщности этой мы подготовлены уже как бы генетически.

Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его состоит в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь.

Ибо она у каждого из нас только одна, и мы хорошо знаем, чем все это кончается.

Было бы досадно израсходовать этот единственный шанс на повторение чужой внешности, чужого опыта, на тавтологию — тем более обидно, что глашатаи исторической необходимости, по чьему наущению человек на тавтологию эту готов согласиться, в гроб с ним вместе не лягут и спасибо не скажут.»

Когда  1826-ом Пушкин изменил себе и отказался быть только Поэтом или поэтом вообще и сам предложил быть Пророком власти (лично царя-душителя),  он встал на тропу, на которой не появляется Муза и не дарит вдохновения … на которой  после 1830 он обмер, более не написав ничего поэтически  гениального.

 Это была цена потери места от Бога и потери частности … потери себя … раздвоения личности меж мыслью и чувством …

III

Вот, мой милый мстинский отшельник фра АИЯ, вот суть (смысл) сообщения твоего коллеги фра РСЛ:

<<<
Последствия принятого решения о проведении СВО  для моей частности таковы:
 -  я ее лишен и фактически являюсь расконвоированным заключенным в огромной зоне Земли  без права:
- голоса (критического) частности
- распоряжаться своими денежными горбом заработанными накоплениями  по своему усмотрению по святому праву частности
- пересекать кордоны и перемещаться по поверхности Земного Шара по желанию святейшей частности

Меня ни о чем не спросили ... но заточили
>>>


Рецензии