Кто такие гагаузы и кто торки-гузы?
Против фальсификации истории аварских конфедератов тенгликовскими шарлатанами
1. Гагаузы - не торки-гузы, успешно громившие вместе с русами (Киевская Русь) поздних хазар. Гагаузы (Болгария, Румыния, Молдова) не имеют НИКАКОГО отношения к средневековым торкам-гузам,так как явл. болгарами, перешедшими на турецкий язык и исповедующие православие. И поэтому они никак не могут соответствовать тем гузам (огузам),игравших роль наёмников хунзахских нуцалов, которым было предоставлено местожительство без взимания налогов на горе Акаро на территории нынешнего Хунзахского района
2. ЯЗЫК ГАГАУЗОВ с явно нетурецким произношением,интонацией и мелодикой. Говорящие на гагаузском производят впечатление на тех,кто говорит по-турецки, как вроде вьетнамцев, выучившихся говорить по-русски, так как отличаются почти все звуки. Вроде-бы всё то же самое,но выслушивать подобный выговор знакомых слов -утомительное занятие. Гагаузы начав о чём-то говорить с носителями турецкого языка на родном языке никак не могут точно сформулировать мысль, настолько их речь невразумительна и бедна. Имеет отличия также грамматика. В гагаузском нет абсолютно никакой общемусульманской терминологии ( ни арабского,ни иранского происхождения),в их языке даже "страна" это просто - "место" (yer) . Намного легче понять какого-нибудь сельского узбека чем образованного гагауза,их владение турецким- это уровень детского сада для малышей с дефектами развития.
К реальным средневековым огузам близка речь турецких (тюркмен) и сирийских туркмен (торкоман), а также туркмен Туркменистана (тюркмен), а вовсе не гагаузов. Вряд ли сколько-нибудь серьёзную связь с современными реальными потомками средневековых огузов могут иметь и т.н. "токуз-огузы".
3. ГЕНЕТИКА ГАГАУЗОВ показывает, что это славянско-балканский этнос, максимально близкий болгарам.
4. САМОСОЗНАНИЕ ГАГАУЗОВ: причисляют себя к болгарам
Общий вывод. Нет никаких причин видеть в современных гагаузах средневековых торков-гузов. Никакого отношения к наёмникам хунзахских нуцалов они иметь не могут.
Тюркский этнический элемент имеющий родство с кавказскими аварами, кубачинцами и кайтагскими даргинцами- это уйгуры Китая (реальных древних уйгуров, т.е. "хуэйху","теле"с Орхона среди них мало,так как кочевой тюркский элемент отхлынул с оазисов Синьцяна) и узбеки Афганистана + казахский клан связанный с монголами (если не изменяет память,его название, вроде-бы Ысты), а гагаузы вообще никогда никакого отношения к ним не имели. Родство с перечисленными тюркоязычными этносами исключительно по отцовской линии. Пришлых из Орхона в Синьцзян-"хоров" местные жители- хотанцы (саки Хотана, тохары, согдийцы и др) называли "краснолицыми", затем это прозвище перешло и на монголов, которые для тибетцев тоже "хоры". Термин "хор" присутствует также в чеченском языке с тем же значением,что и в монг. языках -"червь,насекомое" и т.п.
Из монголов же относительную близость ко всем трём кавказским этносам показывают монголы Синьцзяна и Внутренней Монголии. По религии они мусульмане. Тибетоязычные цяны (Синьцзян) незначительно опрежают их по близости родства. А о родстве с гагаузами не может идти и речи. Ареал генетических связей с кавказскими аварами, кубачинцами и кайтагцами охватывает регион персидского Хорасана,далее сев. Афганистан и выходит на границы с Китаем, давая ощутимое нарастание родства в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР и заканчивается на монголах Внутренней Монголии. Наиболее вероятным связующим элементом нам видится сака-хаумаварга (amyrgioi,amorges) так как саки были когда-то широко представлены как к востоку от Каспия,так и в Синьцзяне.
Автор древнеуйгурско-немецкого словаря считает, что др.-уйгурское humura связано с араб. humra "красный". Как мы заметили раннее,это слово должно соответствовать осет. хом "сырой,рыхлый" и все они легко объединяются в общее значение "сырой,недоделанный,первочеловек" как мы это видим в иврите: adam "человек"(сотворённый из глины), adom "красный". В др.-уйгурском Humar - распространённое мужское имя. Ср. также арм. hum "cырой,недоработанный,тучный", khonav "влажный". Как известно, именно такая терминология использовалась некоторыми народами в качестве обозначения понятия "дикарь".
Речь идёт лишь об исследованных кавказоязычных этносах Сев. Кавказа, среди которых,однако,данные лакцев (Казикумух) вообще не брались для сравнения. Для лезгин вероятно былое смешение с ираноязычными маскутами.
Следы генетического влияния чисто семитского фактора в Дагестане на уровне 0,1. Дагестанский J1 - евразийский, а не семитский. Но зато семитский маркер отчётливо прослеживается в Азербайджане и Турции. Мы предпологаем, что иудео-христианство могло быть занесено в Дагестан из Византии, так как Византия переселяла на Кавказ иудеев, но известно, что иудео-христианские секты были также причисляемы византийскими ортодоксами к иудеям. Предпологаемая территория, откуда они могли быть переселены - Khonai (Хонаи) на юго-западе совр. Турции- совр. Хоназ. В эпоху Кавк. Албании и позднее сохранились сообщения источников о хонах и "хунно-масагетах". Случайное ли это созвучие или нет, мы не знаем, однако на территории Турции нет больше мест с такими названиями, к тому юго-запад Византии/Турции,действительно, населяли общины с синкретической иудео-христианско-языческой идеологией, причём раннехристианские и достаточно авторитетные в христианском мире.
Свидетельство о публикации №222071500909