Светлан Голосеев гвардеец монгольского императ. 21

Глава 21. Стольный град Сарай

– Вот живут же эти татары! Столько дней едем, а всё города да посёлки без перерыва. А народу сколько, это же невиданно!

– Так народ-то согнанный. Смотри, тут и славяне наши кирпич обжигают, да посуду из глины пекут, тут и кыпчаки скотину пасут, и прочие народы, коих и не опознать по лицу, кто такие, своим ремеслом занимаются.

– А города красивы! Глаз не оторвать, каковы дворцы кирпичные в изразцах цветных! У нашего князя терем-то бревенчатый, что изба высокая, а таких украшений и не видывали. А землица здесь – палку воткни, на ней яблоки созреют. Сады-то, где такие увидишь – на много вёрст сады! Поля-огороды везде. А травы – да тут скотина сама плодится без счёту.

– Говорят, здесь до Орды только скотину и пасли, а теперь видишь, городов настроили и строить продолжают. Эй, трудяги, откуда вы, что творите?

– Рязанские. Дом богатому татарину ладим.

– Бог вам в помощь, бедолаги.

– Да ничего, привыкли, не хуже других.

– Эх, братцы, послужу хану на войне, прославлюсь отвагою, отпустит он меня со службы, тогда сюда приеду, дом построю на берегу Ахтубы-реки…

– Гарем, поди, заведёшь, Веселин?

– А чего же настоящему татарину гарем не иметь?

– Так ты татарин, Веселин? А я всё думаю, чего это ты не такой как все.

– Стану татарином, коли служить в татарском войске долго буду. Мне хан бирку выдаст, что я татарин и могу иметь много жён.

– А жёнок-то каких возьмёшь? Наверно курносых?

– Нет, я разных наберу, изо всяких народов, чтобы разнообразие было. Вот проедусь с вами, посмотрю мир, тогда и выберу, какие покрасивше.


– А смотрите, братцы, ведь по великому граду едем. По сторонам усадьбы одна богаче другой! А впереди минарет высотою до неба! Эй, дядя, скажи, что за град впереди?

– Из какого же далека вас пригнали, коли Сарай не узнали?

– Так с Руси мы. Не каждый год, поди, в Сарай ездим. Сам-то будто родился здесь?

– Ага, «родился»… галичские мы, слыхивал такое княжество? Как там, в Руси, сынки?

– А кому как, дядя, кому стерво, кому полон, а кому полны закрома – как везде. Так, говоришь, это тот самый стольный град Сарай? Повезло же нам братцы!

– Сю-юн, стой! Ждать меня.

– Братцы, тут лагерь военный, как в Бельджамене, только побольше, и огорожен стеною глиняной. Вот попомните моё слово – жить тут будем. Может, и баньку позволят.

– Сюн! В ворота по двое заезжай! Вправо принять. Сто-ой! Лошадей расседлать! Арбанаи, поделить места в хуаране. Первый, второй десятки, выставить часовых к дверям и к воротам! Запрещается выходить из помещения без разрешения арбаная, за ворота – только по моему приказу! Тогооч, сегодня вари жирную еду. Третий десяток – двух помощников к котлам. Четвёртый десяток – двоих в помощь человеку, за продуктами поедут. Пятый десяток – двоих в помощь банщикам. Мунча сегодня, акбаши, отмоетесь, снова кудри станут как золото. Большому человеку показывать вас буду!

– Колот, у меня нога разболелась, я ехать не могу.

– Ты вечно выгадываешь, Веселин. Как к котлу с большой ложкой, так ты всегда здоров.

– Колот, пошли нас с Лютым.

– Ладно, Злобыня, езжайте, за вас мне не боязно.

– С кем ехать-то?

– А вон, подвода у ворот ожидает.

– Пошли, Лютой, хоть город посмотрим.

– Знаешь, Злобыня, я всё больше по нашей Руси скучаю. Красиво здесь и привольно, а всё не то, не наше, не родное. Сейчас бы забраться в ельничек за маслятами, эх…

– Ничего, Лютой, мы с тобой ещё вернёмся к нашим ельникам, сильными и богатыми вернёмся, родных наших отыщем. А пока надо делать, что велят.

– Так видишь, всё дальше от Руси гонят. А смотри-ка, возница, похоже, славянин.

– Мир тебе, добрый человек! Мы к тебе в помощники, сказали, за продуктами.

– Мир вам, славяне! Радостно видеть белокурых. Тут по большей части черноволосы все, да и лицами не славяне. Откуда вы?

– Тверь родимая.

– А-а, Федорчукового войска деяние! Наслышаны мы тут о том разбое. Ну, усаживайтесь, по пути поговорим. Но-о, пошла!

– Дядя, ты нам рассказывай, что проезжать будем. Любопытно нам, что тут есть, в столице татарской.

– Так что тут рассказывать? Вот тут черкесы проживают, сукно производят – мастера они по этому делу. Туда дальше, на степной окраине кыпчаки обитают. Они всё больше со скотиной кочуют, а здесь овец стригут.

– А там вон, столько построек, да не ухожены уж больно…

– А, то кощейские. Их тут – со всего мира! Ваши земляки тоже есть, недавно присылали в хуаране стену ремонтировать.

– Бедолаги! Что же они делают?

– А что надо, то и делают. Арыки для орошения садов копают, глину для кирпичей добывают да месят, дома строят, в поле работают – да мало ли дел для рабочих рук?

– А там вон, дым валит. Чего это летом печи топят?

– Это уже кархана*1 начинаются. Там кирпичи обжигают, дальше посуду лепят – красивая посуда! Это всё наши славяне. Тут каждый народ своим миром живёт. Вот проедем славян, дальше справа персидский народ проживает, у них главное дело – железное да кузнечное. Им поближе к реке надо – по реке и руду, и топливо доставляют, и железо издалека везут, бывает. У них славное купище*2, оружие – глаз не отвести! Вон, видите, дымит, и слышно даже, как куют. К ним как приедешь, потом три дня в ушах звенит.

– И там тоже слышно, стучат.

– А там медники, тоже из полуденных стран. У них торжище, тоже залюбуешься! Чего только не творят из меди да бронзы! Да ещё и позолотят иное – при солнце смотреть нельзя, глаза слепит. Мастера!

– Так у них свой торг, а у кузнецов другой?

– А у каждого конца свой торг – по ремеслу. Хочешь оружие – пожалуй сюда, хочешь арбуз – езжай в другой конец.

– А я арбуза и не пробовал в жизни.

– И я тоже.

– Попробуете, какие ваши годы. Ещё не поспели.

– А какие они по вкусу, дядя, как яблоки?

– Да куда там яблоки! Сладкие словно мёд и притом большие как твоя башка! Иной арбуз втроём не осилить.

– Так дорогая такая-то ягода?

– Нет, как поспеют все разом, так ими рабов кормят. Так что вам-то, служивым, точно достанется. А вот начинается конец косторезов, тоже умельцы! Ну а нам сворачивать пора.

– Жаль, там дворцы виднеются…

– Верно, там дворцы – словами не описать! Ирий*3 земной! Стены в золоте и изразцах невиданной красоты. Внутри прямо озёра с водою. Печи плоские, на них и возлежат, когда пируют или гарем свой созерцают. Вода в те дворцы сама течёт. А то, что тело исторгает, то утекает по трубам, будто и не было. Вот как живут знатные татары в Сарае!

– Ты сам что ли видал такое, дядя?

– Не, меня туда на порог не пустят. Рассказывали, кто бывал. Но не врут. Там и дворец самого султана Узбека!

– Вот бы посмотреть!

– Мне в ту сторону не положено. Вот если пошлют, тогда повезу. А так лучше там не показываться. Стража – звери! Все бесермене*4, за своего господина голову отрезать – для них, что плюнуть! Так-то!

– А где хоть тот дворец, далеко ли?

– А вон, мечеть с минаретом. Новенькая, хан недавно приказал построить. Недалеко от неё и дворец ханский-султанский.

– А чего они, дядя, везде эти минареты строят?

– Так с них велелепие*5 ихнему богу Аллаху творят. Вот, скоро заголосят, так услышишь отовсюду. Такая у них вера магометанская.

– А смотри-ка, тот дворец красив был, а видать обветшал.

– Так град не молод уже. И дворцы в нём старые есть. Говорят, ещё хан Батый его построил, а это, почитай, лет семьдесят, а то и больше.

– Это разве старый! Твери нашей поболее двухсот лет будет.

– А вот видишь как – Тверь вашу разорили, а Сарай возвеличился. Так боги поворачивают. Гляди-ка, за разговорами уже и приехали. Сейчас главному татарину доложу и грузить станем. Ждите пока.

– Слышь, Злобыня, врёт, поди, дядька – ладно, вода в дом сама течёт, но что бы это самое само утекало неведомо куда, такого не бывает.

– Кто знает, чудес много на свете. Дядька, вроде, не трепло. Может, за тридевять земель такое придумали, а татары себе приказали исполнить.


Звонок другу.

– Лира Павловна, Сараем интересуюсь.

– Приятно слышать. Каким конкретно Сараем?

– Не тем, что во дворе.

– А вы злопамятны. Я имела в виду, вам интересен Старый или Новый Сарай – Сарай-Бату или Сарай ал-Джедид?

– Больше Старый. Есть ли у вас свидетельства очевидцев, реальные описания этой столицы? А про Новый Сарай меня интересует, в первую очередь, мог ли Светлан его видеть.

– Вопрос ясен. Сейчас пороюсь в закромах. Пришлю, что накопаю.


Через пару часов прилетел ответ: «По некоторым данным Сарай ал-Джедид заложен ханом Узбеком в начале 30-х годов XIV века. Более того, вычислена дата основания новой столицы – 1332 год. Таким образом, ваш Светлан мог присутствовать при основании этого города в том случае, если оказался там через пять лет после Тверского бунта. А вот при возвращении на родину, он, конечно, мог посетить новую столицу, так как её гибель датируется 1395 годом. Город вырос и развился чрезвычайно быстро и был одним из самых процветающих городов своего времени.

Что касается Старого Сарая, то я уже вам о нём рассказывала. Вот что сообщает путешественник Ибн-Батута*6, посетивший многие территории и города Золотой Орды: «Город Сарай — один из красивейших городов, достигший чрезвычайной величины, на ровной земле, переполненный людьми, с красивыми базарами и широкими улицами. Однажды мы выехали верхом с одним из старейшин его, намереваясь объехать его кругом и узнать объём его. Жили мы в одном конце его и выехали оттуда утром, а доехали до другого конца его только после полудня. Совершили там молитву полуденную, поели и добрались до нашего жилища не раньше, как при закате. Однажды мы прошли его в ширину, пошли и вернулись через полдня, и всё это сплошной ряд домов, где нет ни пустопорожних мест, ни садов». Сообщения Ибн-Батуты считаются достоверными.

Я на всякий случай позвонила нашему нумизмату. Пересылаю его информацию по Вотсапу».

Сообщение от нумизмата:

«Здравствуйте! Мне есть, что сказать о Сарае. У меня даже монетка сарайская имеется. Покажу при встрече. Да, на деньгах, которые чеканили в Сарае, обычно имеется указание монетного двора «Сарай». В четырнадцатом веке были выпуски монет, на которых выбито «Сарай ал-Махруса», что означает «Дворец Богохранимый». Такое название связывают с принятием мусульманства. Ну, что вам сказать ещё интересного?.. Первые монеты в Сарае начали выпускать только через тридцать лет после основания города. Наверно, хватало других монетных дворов, их в Золотой Орде было много. Пожалуй, это всё. Если вспомню полезное, сообщу. Желаю удачи в поисках!»


  *1 Кар-хана – мастерские, производства (кумыкское); так они именуются в средневековых источниках
  *2 Купище – рынок, торжище (древнерусское)
  *3 Ирий – рай (древнерусское)
  *4 Бесермен – магометанин (древнерусское)
  *5 Велелепие – восхваление, возвеличивание (древнерусское)
  *6 Абу Абдуллах Мухаммад ибн Абдуллах ат-Танджи, более известен как Ибн Баттута (1304-1377 гг.) – берберский путешественник и странствующий купец, объехавший все страны исламского и неисламского мира — от Булгара до Момбасы, от Томбукту до Китая. Автор книги «Подарок созерцающим о диковинках городов и чудесах странствий»


Рецензии