По натянутой струне Гл 21. На Лысом Яре

Глава 21. На Лысом Яре

В середине января Север начинает оживать, как весной сады и леса. Не сам Север, конечно, покрывшийся в снежных заносах и ледяных панцирях, а люди, живущие в нем. И все потому, что возможность доставлять продукты к ним в эти районы возможны только летом, если они привязаны к рекам водоносным, по которым идут корабли с баржами, и зимой, когда застывают реки, болота, и автотранспорт по зимникам (дорогам через леса, болота, озера) начинает доставлять сюда различные грузы.

Люди вздыхают, идут в магазины, в которых кроме надоевших макарон с консервами и гнилыми овощами, начинают появляться мясо, сливочное и растительное масла, конфеты с пряниками, спиртное. В хозяйственных отделах – стиральные порошки, краски, обои, веники, туалетная бумага, в канцелярских – тетради, ручки, карандаши, … Да разве все перечислишь.

Правда если честно, то в небольших поселках магазинов, торгующих раздельными товарами нет. В них все продается вместе – гастрономические и хозяйственные товары, мебель, канцелярия, одежда и обувь, ювелирные изделия.

И хорошо, когда что-то нужное тебе из этого нужно что-то приобрести, у тебя есть какие-то финансовые накопления.

В поселках, где находились газотранспортные предприятия, как в Казымске хоть о каком-то достатке и можно было говорить. Пусть зарплата платилась работникам и с большими задержками, но, извините, когда некуда тратить деньги, они накапливались, и ждали своего часа: половодий и зимников.

И вот с середины января, как обычно, через реки, на которых наращивают зимние ледяные дороги, сначала пропускают машины общим весом не более пяти тонн. И так, наращивая ледяную дорогу за счет той же воды, которую берут с помощью насосов, толщина ледяной дороги увеличивается до полутора метров, и выше, и к концу января по ледяным трассам идет самый тяжелый транспорт -сорокопятитонники, шестидесятитонники. Они везут товары для промышленности, начиная с турбин для электростанций, заканчивая ими же для компрессорных станций. А также трубы для воды, газопроводов, строительные материалы для домов – начиная с кирпича, досок, цемента, заканчивая железобетонными конструкциями.

И задача газотранспортного предприятия, в этот трехмесячный период крепкой зимы по замерзшим дорогам, доставить в свои производственные подразделения с жилыми поселками, как можно больше груза. Летом такой возможности уже не будет: вскроются реки и болота, и единственное, куда можно будет доставить оставшийся товар, так только в те поселки, стоящие на берегу полноводных рек.

Вот и ожили в Казымском базы хранения. В ЛПУ доставляют различное оборудование для компрессорных и электростанций, трубы разных диаметров от полудюймовых до полутораметровых (газовых), запорную арматуру – краны, провода, различные масла, краски, инструменты, запасные части, контрольно-измерительную аппаратуру… И ста страниц не хватит, чтобы все перечислить.

И очень серьезное внимание люди обращают на приход в их поселок строительных материалов. А то вот-вот должны сдать семидесяти и два сорокаквартирных жилых дома, а материалов для крыши, труб для подачи в них воды и газа, как и самой электропроводки еще нет. Вот дом и зимует, ожидая этих товаров, смотря на окружающий его мир пустыми оконными и подъездными очами.

А как начал поступать нужный строительный материал, и люди появились на стройке – электрики, слесари, плотники. И каждый день, все прохожие, по привычке, проходя мимо стройки, осматривают железобетонные постройки, выискивая, появилось ли на ней что-то новое.

Так и сегодня, сколько у людей было радости, когда увидели плотников, строящих на семидесятиквартирном доме крышу, в очах – на пятом и четвертом этажах свет от переносных ламп. Скоро, скоро этот дом, как хлеб в печи, начнет зреть. Пустые его прямоугольные очи начнут закрываться оконными рамами из стекол, дверьми в подъезды на первых этажах. А за этим привезут и трубы, половые доски, отделочные смеси, обои…

И сердце от ожидания сдачи этого долгожданного жилого объекта будет сильнее и быстрее стучать. А сколько радости будет у людей, когда в этот дом въедут жильцы, а за этим и очередь будущих жильцов сдвинется с места, радуя тех, кто стоит в них.

Сменный инженер компрессорного цеха сбился с ног, ища Готлиба. С одной стороны – это удивительно, ведь сварщика в цехе найти не трудно, по прокинутым кабелям. Но как назло в этот день их «змеи» были раскинуты в четырех местах, и где конкретно работает в данные момент Майлер, даже по запаху гари, не сразу возможно было найти.

И где бы он находился, подумать только, не на нулевом этаже, и не на первом, и не на втором, а в слесарной мастерской, что-то крича в телефон.

- Готлиб Яковлевич, - схватил его за руку сменный инженер, - бросай телефон, давай ко мне, срочно, в машинный зал, тебя начальник ЛПУ срочно вызывает! - на нервном тике стал говорить ему Сергей Иванович Иванов.

- Сейчас, - поднял руку Майлер, прося не мешать, - Сережа, - продолжил он прерванный с кем-то разговор по телефону, - и беги давай к Рыбакову с Семеновым, и пусть собираются. Я буду вас ждать через тридцать минут у управления. Да оденьтесь как следует, потеплее, в спецовки только, чувствую там большая беда нас ждет. Если не успеем, так трубы для дома нашего разворуют, или откинут подальше, что их потом хер найдем, чтобы собрать.

Да, да, и бегом, я остальным уже позвонил, нас будет семь или восемь человек. А сейчас бегу в управление, начальник ЛПУ уже видно знает, зачем я к нему напрашиваюсь на прием.

И положив на телефонный аппарат трубку, посмотрев на сменного инженер, кивнув ему, пошел за ним в диспетчерскую цеха. Но начальник ЛПУ Евгений Семенович Беляков, видно не стал ждать, когда подойдет к ней Майлер, и положил трубку.
Инженер, набрав нужный номер, позвонил ему, но в ответ слышались короткие гудки – телефон занят.

- Вот так всегда, - развел он руками, - Готлиб, и кто знает, где тебя носит, а? Начальник ЛПУ его ищет…

- Стой, стой, Сергей Иванович, не ерепенься, я сам к нему пойду к начальнику ЛПУ. У нас на Лысом Яре, ну знаешь там, когда едешь по «зимнику» с Бобровки сопка такая высокая за болотом, и кто ж через нее решил проложить эту дорогу, уму не постижимо! Так вот, на ней две машины с трубами для нашего семидесятиквартирного дома в бок стащило и перевернуло. Так водилы, идущие за ними, теперь этими трубами хотят дорогу гололедную умостить, чтобы их машины не стаскивало. Представляешь? А мы, значит, без дома останемся, так? Нет уж, я к начальнику ЛПУ иду, и сейчас туда поеду с мужиками, чтобы порядок навести. Да, - и подойдя вплотную к сменному инженеру, прошептал. - Будь другом, скажи кому-нибудь из слесарей или машинистов, чтобы мои кабеля, кислородный баллон, затащили в сварочную и закрыли. Сам понимаешь, если не поеду, нам квартир в этом году не ждать.

- Да ладно, все сделаю, - пытаясь вырвать свою сжатую до боли ладонь из руки Майлера, - попытался успокоить сварщика инженер. – Беги!

- 2 -

В приемной у начальника ЛПУ никого не было, и поэтому Готлиб, сразу же направился к двери, и, открыв ее, увидев Белякова за письменным столом, направился к нему:

- Здравствуйте, Евгений Семенович, вы меня вызывали?

- О, вовремя, - поднялся к нему навстречу Беляев. – Короче, Готлиб Яковлевич, я с начальником Дома культуры поговорил, и он нашел фильм, предложенный вами, «Петр Первый». Двухсерийный, в самый раз! Если начальство где-то задержится, то люди, ожидающие его в клубе, будут смотреть фильм.

- Евгений Семенович, а кто из начальства то будет?

- Сам генеральный директор с будущим вашим начальником нашего линейного производственного управления Юрием Владимировичем Тропиковым.

- Так, Евгений Семенович, кому он нужен будет, а, этот прилетевший сюда из непонятно откуда человек - Тропиков. Зачем генеральный директор его сюда везет, спрашивается, а? Да все люди вас здесь знают, извините, как облупленного! За вас и проголосуют! Ну зачем нам чужак, а, спрашивается? – взорвался голосом Майлер.

– Да, с кем из наших мужиков я не говорил, все за вас, и только за вас будут голосовать. За Тропикова этого если и проголосуют, то только те, кому вы здесь наступили на горло. А их, чуть-чуть, и то побоятся. И все!

Слушая Майлера, лицо у Белякова начало краснеть. Невольно вздрогнув, он потянулся за графином с водою, и наполнив ею стакан, подал его Евгению Семеновичу.

- Ничего, ничего, - немножко приподнял руку Беляков, но, взяв стакан из рук Майлера, начал из него делать маленькие глотки воды. Потом, вытащив из кармана упаковку с таблетками, вытащив одну из них, положи ее себе под язык, и присев на стул, сказав. – Сейчас, погоди, - прикрыв глаза, замер. Через десять – пятнадцать секунд, открыв глаза, продолжил разговор. – Готлиб Яковлевич, давай договоримся как вести себя на выборном собрании руководителя ЛПУ: спокойно. Договорились?

- Ну, посмотрим! – в голосе Майлера сквозило больше несогласие.

- Поляков умный мужик, прошел такую школу, что нам, и не снилось. Отсюда, после начальника цеха ушел на повышение начальником ЛПУ, в котором была куча проблем. И не только производственных, а и в коллективе. И справился, через два года оно загремело на весь «Тюментрансгаз», в передовики вышли. А, слышал?

- Ну, чуть-чуть, так, выли люди, - переминаясь с ноги на ногу прошептал Майлер.

- А потом, в тысяча девятьсот восемьдесят втором он стал начальником Надымского управления магистральными газопроводами, где на территории длиною в тысяча километров строились десять газопроводов из Медвежьего, Ямбургского и Уренгойского месторождений на которых, через каждые сто километров вводились компрессорные цеха. А людей, чтобы ими управлять – ноль! Вы это понимаете?

- И что?

- Да я вам говорю о том, что Поляков, это человек, который видит наше будущее не на завтра-послезавтра, и не на месяц, квартал, год, а намного дальше, года на четыре, а может и десять вперед. Посмотрите, за четыре года, не только построил там сорок компрессорных станций, ну и заставил целого Министра пересмотреть, какое газоперекачиваемое оборудование нужно вводить на Ямбургском ЛПУ. Тот снимал Полякова, но тот доказал всем, что нужны агрегаты доработанные, авиационные, и они пашут.

- И вы хотите сказать, что если этот ваш любимчик Поляков, будет от нас требовать, чтобы мы проголосовали за новую кандидатуру, то должны этому подчиниться, Евгений Семенович? Так?

Беляков опусти глаза на стол, закивал головой.

- Не будет такого. Понимаю, что вам не хочется Полякова ставить против себя…

- Да, да, вы правы, Готлиб Яковлевич. В Газпроме идет другая пора, нужны новые люди, которые что-то могут принести, больше знают нас, стариков, которые оставили здесь свое здоровье…

- Вот как, Евгений Семенович, заговорили вы.

- Время, оно находится в постоянном движении, оно требует всего нового, а иначе наш мир, так и остался бы в первобытном строе. Согласитесь, - Беляков посмотрел в глаза Майлера. – И не торопитесь с выводами, Готлиб Яковлевич, вы еще очень молод, по сравнению со мною.

- Да, да, - Майлер невольно присел за столом, и начал качать головой.

- Я зачем вас просил ко мне зайти, - голос Евгения Семеновича стал еще тише. - Вы завтра со мною будете встречать гостей в аэропорту. Мы им покажем старую и новую компрессорные промплощадки ЛПУ, совхоз наш, клуб, строящийся плавательный бассейн. Тропиков проведет короткие встречи с коллективами, ответит на их вопросы. А в семь часов вечера, проведем выборное собрание руководителя. Будут две кандидатуры, моя и его, Юрия Владимировича.

- Нет, нет, Евгений Семенович, у меня не получится завтра их встречать с вами. Хотя может и успею. Я зачем вам пришел.

Приехали ребята, водители из автотранспортного предприятия из Приобской базы. Они перевозят оттуда сюда строительные материалы для нашего сдающегося семидесятиквартирного дома. На Лысом Яре, что в двухстах километрах отсюда, после Октябрьской станции. Ну, компрессорной.

- Понял, понял, слушаю вас, - закивал головой Беляков.

- Ну вот, две машины с трубами, ну, для дома, которые, на той Лысом Яре перевернулись и рассыпали трубы. Понимаете, меня?

- Да, да, и дальше что? – не сводит глаз с Майлера Беляков.

- Они же для дома, эти трубы. Если мы сейчас их потеряем, то все, сдачи дома в этом году не дождемся.

- И что я могу сделать?

- Евгений Семенович, дайте мне машину, вездеход. Мы решили с нашими мужиками, кто в этом доме квартиры получает, отправиться туда и сделать все, чтобы эти трубы люди себе не растащили. Я вас прошу!

- Не понял, Готлиб Яковлевич, это, что, наша забота? Это забота строителей, которые отвечают за ввод этого здания. Это в конце концов, забота тех, кто их теряет, трубы эти. То есть, водителей.

- Вот вы, Евгений Семенович, уже сдались по полной программе, пенсионер, да? Вы сейчас будете переизбраны, и поедете к себе на Кубань и будете доживать свое время, пася козочек, барашек. Вам по одному месту будет, в каких условиях живем здесь мы, так?

- Не перегибайте палку, Готлиб Яковлевич! – привстал из-за стола Евгений Семенович.

- А как это можно понять, что всем наплевать на эти трубы. Какой интерес у водителя их собирать. Каждая труба длиной шесть-восемь метров, понимаете. И что, у водителя хватит сил поднять эти двести-триста килограммов и уложить ее в машину?

- А другие, которые работают в его автоколонне.

- А вот они, Евгений Семенович, приехали сюда отказавшись помогать тем водителям, понимаете? У них свои грузы, это раз. Они за чужие трубы, не отвечают, и время им дано, которое они должны соблюдать, иначе останутся без премии. Так?

- Допустим, - смотря в глаза Готлиба, согласился Беляков.

- А вот то, что эти трубы завтра днем водители с помощью какого-нибудь трактора растащат по Лысому Яру, бросят под колеса, чтобы их машины не скользили, тогда конец будет им, как и своевременной сдаче дома.

- А зачем им это делать, водителям? – спросил Беляков.

- А я же сказал вам в начале своего рассказа, что на Лысом Яру гололед, машины скользят, понимаете?

- Да уж, - Беляков потянулся к телефону и, набрав несколько цифр, стал ждать.

- Да, Евгений Семенович, - раздался гортанный голос начальника линейно-эксплуатационной службы.

- К нам сегодня пришел новый ГАЗ, забыл, как его?

- Пятьдесят седьмой, вместе в строенным краном, гусеничный.

- Так вот, давай сегодня и отправим его на испытания, на Лысый Яр. Там водители УТТиСТ растеряли трубы, которые везли к нам сюда, на строящийся семидесятиквартирный жилой дом. Их нужно снова погрузить в эти машины и доставить сюда.

- Наслышан уже, Евгений Семенович. У меня два работника ждут квартиры в этом доме.

- Вот и спасай их…

- 3 - 

Ко всем неудобствам в кабине вездехода, Готлиб быстро привык. И к толчкам в разные стороны, и к задеванию головой люка, и к гулу двигателя, и к запаху масла, и к твердому, железному сиденью. Минут через двадцать, пригревшись, Майлер чувствовал, что тянет на сон. Разговоры в салоне машины прекратились также быстро. Люди вначале ерзались, ища хоть как-то удобнее расположить свое тело на таких же сиденьях, как и у Майлера. И приосанились, замолчали, и по громко раздавшемуся храпу, Готлиб понял, что тянет время. И, устроившись, согнувшись в три погибели, уснул.

Растормошил их механик-водитель часа через четыре, говоря, что Лысый Яр в тумане, транспорт по нему не ходит, очень скользко.

- Это то, что нам и нужно! - Обрадовался Коля Потехин, сварщик из линейной службы. – Готлиб, у меня есть фонарь, пойдем спустимся и поищем наши машины с трубами.

К счастью эти длинномеры оказались почти рядом, в метрах пятидесяти. Стояли на обочине, зарывшиеся в снег. А связки труб находились с той стороны за ними, в метрах пяти-шести.

- Стой, кто идет? – мужской голос, раздавшийся сзади, напугал Готлиба.

- За трубами мы, - ответил кто-то из команды Майлера.

- И близко не подпущу к ним. Это я тебе говорю, - появился в свете загоревшихся
фар автомобиля мужик с разводным ключом в руке.

- О, Мишка, это ты? – к счастью кто-то узнал водителя. – Так мы к тебе приехали сюда помогать, трубы заново загрузить в машину и ехать с ними домой.

- Да ты чего, Серега, правда? – с радостью спросил водитель.

- А я тебе, о чем говорю. Не привезешь трубы, не получим в этом году квартиры.

- Точно, - и мужики обнялись.

Водитель вездехода, посмотрев на сложившуюся ситуацию, предложил сначала вытащить обе машины наверх, а потом уже, разделив связку труб на несколько частей, затащить их волоком наверх, и только там уже загрузить их на машины.
Так и решили. Только к утру удалось справиться с этой работой…


Рецензии
Здравствуйте, Иван Валентинович!
Трагическая глава. Да вообще-то одна авария за другой на севере...
" сопка такая высокая за болотом, и кто ж через нее решил проложить эту дорогу, уму непостижимо! Так вот, на ней две машины с трубами для нашего семидесятиквартирного дома в бок стащило и перевернуло. Так водилы, идущие за ними, теперь этими трубами хотят дорогу гололедную умостить, чтобы их машины не стаскивало. Представляешь? А мы, значит, без дома останемся, так? "
Но Готлиб Яковлевич не растерялся, молодец! Вот именно такие люди были нужны суровому Северу! Спасибо за это произведение!
С уважением,

Светлана Петровская   20.11.2022 15:58     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.