Балашов - Волгоград - Саратов. 70-90-тые Часть 2

 В 1975 году маме дали квартиру в новом доме на окраине Волгограда, в Бекетовке. В этом районе преобладал частный сектор. Наш дом по улице Фруктовая, 24 и рядом точно такой же под №22. Вот и все высотки. Хотя, какие уж там высотки в пять этажей.. Но тогда они там были единственные. Рядом дорога и камыши.. До станции полчаса пешком, мимо Бекетовского рынка. Полгода мы с мамой ходили на электричку, поднимаясь чуть свет и, шли на станцию, чтобы разъехаться по разным направлениям: я в центр города (жд Волгоград-1), а мама уезжала на завод Судоверфь. Туда она устроилась на работу в типографию. 

Приехав на центральный вокзал, я шла в свою любимую школу №44. Успевала ещё после уроков заниматься в волейбольной секции, зайти в библиотеки, набрать интересных книг на неделю и снова ехать в Бекетовку. В электричке читала книги или учебники, а дома оставалось только сделать письменные уроки и убраться к приходу мамы. А у неё на новой работе возникли проблемы с начальницей.
Та постоянно придиралась к маме, хотя оснований для этого не было. Всё время искала причину, чтобы показать своё превосходство. Мама молчала, надеялась, что начальница увидит, что она профи в своём деле и оценит, может даже подружатся.
Когда у начальницы был день рождение, мама купила ей букет роз и подарочный чайный набор: красивую чашку с блюдцем. Зашла поздравить и.. выскочила в ужасе от того, что произошло. Начальница бросила букет в корзину с мусором, заявив, что терпеть не может цветы. А чайный набор резким движением толкнула обратно, отчего он с грохотом упал со стола и разбился.

В издательстве "Волгоградская правда" маму любили, ценили и уважали. Да и было за что. Помимо работы она возглавляла культурно-массовый сектор, организовывала многие мероприятия для коллег: это и выезды на природу сотрудников с семьями, договаривалась с автобусами. Даже летом не раз мы все выезжали на теплоходах и кораблях-катамаранах по Волге на экскурсии по волжским городам. У издательства, как и у других советских предприятий, были свои турбазы. 
За Волгой, среди соснового леса, на турбазе стояли деревянные домики и зимний кирпичный дом-барак. Были на территории и разные качели для детей, но самое главное это река. 
Выходишь из соснового бора к Волге и вот она.. красота русской души - величественная, могучая и широкая Волга-матушка. Летом мы с ребятами большую часть времени проводили у реки. Купались, загорали, пекли на берегу в костре картошку. Иногда на берег выбрасывало попавшую под винт кораблей и моторок рыбу. Тогда еще были и огромные осетры. Помню как вечерами разводили огромный костёр, резали рыбу, солили и обваливали куски в белой глине, которой было много на склонах у реки. И закатывали глиняные пирожки в затухающие, пылающие жаром, угли костра.У осетров под кожей есть прослойка жира. Получалось очень вкусно.
Взрослые и дети собирались вместе. Пели песни под гитару, рассказывали разные истории, анекдоты, просто общались и к ночи все возвращались на турбазу. 
Мама часто проводила разные соревнования, конкурсы, эстафеты.. Руководство выделяло ей деньги на это. Мы закупали с ней в магазинах, всё, что нужно и различные призы. Это и сувениры, и игрушки, и всякие альбомы, спортивные принадлежности для игр. Придумывали вместе с мамой сценарии мероприятий. Было интересно.
А зимой тоже приезжали на выходные. В зимнике, помимо жилых комнат, был общий зал с телевизором, чудесная библиотека (книги-то были свои), стояли удобные кресла. А нам, детям, если не хватало мест, то размещались на огромном ковре. Днём брали у сторожа лыжи и коньки. Кто-то катался на лыжах по лесу, кто-то на коньках на берегу реки. 
Утром или вечером на теплоходе или барже возвращались в город. 

Сейчас в Волгограде есть свой речной порт. А раньше вдоль всей набережной Волги было много больших и малых пристаней. Корабли, теплоходы, баржи, причаливали к ним. В 70-тых появились быстроходные катера "Ракеты", "Метеор", пассажирские речные суда.

В Бекетовке я познакомилась с соседскими девочками: Галей Муртозаевой и Олей Ряховской. Мы жили в одном подъезде. Подружились. Вечерами вместе гуляли по окрестностям. Девчонки уговорили меня учиться в школе № 57. Когда мы с мамой пришли к директору школы, она посмотрела мой дневник, где были одни пятёрки и сразу оформила меня в 7 "А" класс. А Галя училась в 7 "Б". Оля была на год младше нас.
После двух прежних школ № 37 и № 44, мне казалось, что я легко смогу найти друзей и подруг в новом классе. Но.. не тут-то было. 
В центре было проще. Там была единая форма, мы по сути были детьми, вместе учились, занимались. Учителя были отличные, помогали во всём, мы дружили с ними. Здесь, на окраине, было по другому. В 14-15 лет девчонки красились, подкручивали волосы, старались выглядеть старше своих лет. Я выглядела на их фоне "белой вороной": худая, высокая, с короткой стрижкой и без тени косметики. В сентябре, когда начались занятия, многие девушки в классе приходили в своих платьях и фартуках, сшитых на заказ, сильно накрашенные. Какие уж тут уроки.. Мальчишки были проще. Но среди них выделялось несколько пацанов, которые постоянно срывали занятия, вели себя жестоко и вызывающе. После школы шатались в компании взрослой шпаны и уголовников. Их побаивались даже учителя. С ними не связывались, ждали, что после восьмого сами уйдут.
Узнав, что я отличница, началось такое.. что вскоре я попала в больницу с разбитой ногой. Маме я сказала, что ударилась об батарею. Не хотелось её огорчать, она и так приходила с работы разбитая и расстроенная. 
В школу я ходила без радости, лишь бы дождаться конца уроков. За два года съехала на четвёрки. Очень жалела, что перешла в эту школу. 
В восьмом классе твёрдо решила уйти из школы и вообще уехать из Волгограда. С Мамой не складывались отношения. Всё чаще она приходила домой злой и срывалась на меня по малейшему поводу. Я жалела её, понимала как ей трудно на работе, что и в личной жизни у неё не всё складывается. Стала просматривать куда поступить дальше учиться, чтобы уехать от неё подальше.

Сначала выбрала город. Больше всего подходил Саратов. Далеко от Волгограда, значит мама не будет приезжать и ругать меня. И поближе к Балашову, чтобы в выходные и праздничные дни ездить к бабушке.
Больше всего понравился САТ: авиационный техникум. Мои детские мечты о небе, самолётах кружились в моей голове, не давая осмыслить правильность выбора. Мама не вмешивалась. Мне даже казалось, что она рада, что я уеду от неё. Лишь однажды поинтересовалась, что думаю о дальнейшей учёбе.. Узнав ответ, махнула рукой:
- Поступай куда хочешь, лишь бы мне потом ничего не говорила.

Я забрала документы после 8 класса и послала их в Саратов. Сама поехала на каникулы в Балашов к бабуле. Та, как всегда, ждала меня. Встретила на вокзале, обняла и пока мы шли пешком домой на ул.Ленина по Привокзальной улице, я ей рассказывала о своих планах, мечтах, надеждах..
Бабушка удивилась, что выбрала не женскую специальность: Техник-механик по самолётам.
-Зачем тебе, Элечка, по самолётам лазить? Может в портнихи пойдёшь, ты ведь хорошо кроишь и шить умеешь. Или на художника. Рисуешь красиво, совсем как дед, мой Михаил. В него пошла и умом, и талантом.
Было приятно слушать бабушку. И хотя я никогда не видела своего деда, но столько слышала о нём хороших и добрых слов от соседей, знавших и помнивших его, что было очень приятно от бабушкиной похвалы.

 Продолжение следует..


Рецензии