Балашов - Волгоград - Саратов. 70-90-тые Часть1

Три родных для меня города: Балашов - моя родина, здесь я сделала первые шаги по родной земле, здесь сказала первые слова, отсюда началось моё путешествие в Жизнь.. Волгоград - школьные годы, Саратов - студенчество и первая любовь.
В 1977 году я закончила 8 классов в волгоградской школе. Можно было учиться по 10 класс, но было одно обстоятельство, которое для меня сыграло решающую роль. Выпускной. Обычно выпускные бывают после восьмого и десятого класса. И в нашем классе начали собирать деньги на выпускной. Но моя мама сказала мне просто, что денег на это нет. Потом добавила, что у неё тоже не было выпускного. Так что и ты обойдёшься. Тебе ведь ещё и платье захочется, и туфли, а там ещё причёску красивую в парикмахерской сделать.. Извини, доча, учись дальше без выпускного.
Было очень стыдно перед одноклассниками. Все спрашивали почему я не сдаю деньги, а я молчала.. Для себя тогда решила, что в девятый класс не пойду. Ещё раз пережить такое не хочу.

После 8 класса многие ребята уходили из школы, кто в училище, кто в техникум, а кому-то просто надоело учиться. И такие были тоже. Те же, кто хотел получить высшее образование, оставались в школе и заканчивали десятилетнее обучение. Конечно, я мечтала об институте. Ещё в седьмом классе я задумывалась о будущем. Мне всегда нравилась дисциплина, спорт и с детства я мечтала о военной профессии.

Я никогда ничего не боялась. Наверное, из-за моего детства, проведённого в Волгограде, где в те годы всё пропитанно было духом Великой Победы нашего народа в Великой отечественной войне, и это сильно повлияло на моё мировоззрение. Да и жили мы в Волгограде долгое время в доме для военных семей по улице Ладожская, 30. Сейчас это ул. Маршала Рокоссовского. Рядом, через дорогу была военная часть, где служили папы моих подружек. Это были две Наташи. Наташа Отт и Наташа Гвоздева. У одной папа был майор, у другой прапорщик. После школы мы часто ходили в эту военную часть, обе Наташки к папам, а я с ними. Там был классный полигон. Именно там мы частенько бегали, преодолевали препятствия, подтягивались на турниках, а потом дружно шагали вместе с солдатами-срочниками в столовку. Нашу троицу знали почти все и частенько ставили в пример солдатикам, которые не успевали за нами в беге или в других спортивных мероприятиях.
Мы с подружками мечтали тогда, что когда вырастим, то пойдём в советскую армию. Но мечтам нашим не суждено было сбыться. Семья Гвоздевых первая покинула Волгоград, отца Наташи направили служить сначала в Муром, а потом в Днепропетровск. А ещё через год у Наташи Отт в семействе произошло пополнение, родился брат и им вскоре дали новую квартиру в другом районе Волгограда.

Недолго и мне пришлось жить по этому адресу. Маме дали новую изолированную квартиру на окраине города. Уезжать из центра мне очень не хотелось. Наша коммунальная квартира мне очень нравилась. Соседи были хорошие, дружные. Двор нашего дома благоухал цветниками, тут же были спортивные площадки и две беседки, рядом был огромный парк им.Дзержинского (теперь это парк 8 марта). Но самое главное за поворотом находился кинотеатр "Родина".
Вспомнился по этому поводу анекдот:
Автобус подъезжает к остановке - Кинотеатр "Родина". Две девушки готовятся к выходу. К ним подходит парень и спрашивает:
- Вы сходите У Родины?
Девушки в ответ: - Сам ты крокодил!

Каждое воскресенье мы, ребятня, гурьбой ходили в наш кинотеатр на утренний киносеанс. Начинался он в 10 часов и стоил 10 копеек. Все детские фильмы 70-тых годов я до сих пор помню и люблю.
А ещё жаль было расставаться со школой № 44. Тогда это была лучшая школа в Волгограде. Отличные учителя, много спортивных кружков, школа была с математическим уклоном и здесь большое внимание уделялось патриотическому воспитанию учащихся. Всем классам присваивалось имя лётчика -героя. Наш класс носил имя А. Покрышкина. Александр Покрышкин – летчик-ас, маршал авиации. Первый человек, трижды удостоенный звания Героя Советского Союза. Провел почти 160 воздушных боев с фашистами, самостоятельно сбил 59 самолетов.

Наши классы собирали металлолом и макулатуру. Мы соревновались друг с другом, кто больше соберёт и быстрее. Может поэтому наши окрестности вокруг не чернели брошенными металлоконструкциями и бумажным мусором. Помню как ходили по подъездам ближайших домов и спрашивали у жильцов макулатуру. Нам отдавали старые газеты, журналы, книги.. Интересные из них я не отдавала в общий сбор. Читать я очень любила. Не раз попадались интересные книжки, но либо порванные, либо с оторванной обложкой. Было жаль отдавать их на переработку и я оставляла их себе. В маминой типографии я научилась делать хорошие переплёты в ручную. И мои книжки обретали новую жизнь. Потом, через много лет, я читала их своим детям.

В 1976 году мы переехали с мамой в новую квартиру, в новый район города - Бекетовка. Раньше здесь по-видимому были дачи, да они ещё и при нас долгое время сохранялись. Наша улица с единственными двумя белыми длинющими пятиэтажками, напоминала два больших сказочных парохода, которые были одни среди домов частного сектора. Улица считалась главной - Фруктовая, дом 24. Остальные улицы - Вишнёвая, Лавровая..
Как тут не вспомнишь песню Юрия Антонова:

Есть улицы центральные, высокие и важные,
С витринами зеркальными, с гирляндами огней.
А мне милей не шумные, милей одноэтажные,
От их названий ласковых становится светлей.

Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную,
И на Тенистой улице я постою в тени.
Вишневые, Грушевые, Зеленые, Прохладные,
Как будто в детство давнее
Ведут меня они.

После центра Волгограда было ощущение, что мы оказались в деревне. Как мне не хватало моих друзей и нашего чудесного ухоженного дворика. Я часто вспоминала наших бывших соседей, тётю Тамару Попову, она работала с мамой в издательстве "Волгоградская правда" на вокзальной площади и даже крыску- Лариску с фамилией Сосова, студентку пединститута, которая терпеть не могла детей и частенько шипела на меня, когда я появлялась на её пути. Мама Ларисы рано ушла из жизни и её воспитывала баба Шура, сухощавая маленькая старушка. Она жила в частном доме по улице Двинской и приходила по утрам к нам в квартиру, чтобы приготовить внучке завтрак, проводить её в институт, а потом всё убрать в её большой комнате, постирать и навести порядок вокруг. Лариска никогда ничего не делала. Сколько её помню, лежала на диване, читала книжки и ела. Может поэтому была довольно упитанной особой. Её бабушку, бабу Шуру я обожала. Окончив все дела, она стучала в мою комнату и мы с ней любили играть в шашки или в "уголки", потом она научила меня игре в шахматы, а напоследок мы сражались на шахматной доске в "Чапая". Шашки летели в разные стороны, мы смеялись и еле успевали их ловить.

Баба Шура была славная старушка, именно она научила меня не падать духом в трудных ситуациях. Радоваться каждому прожитому дню, находить счастливые моменты даже в том, что, как мне казалось - плохо.
То, что мамы постоянно нет дома.. Значит мама верит в твою самостоятельность, значит есть возможность самой решать как построить свой день. Когда баба Шура уходила домой, я шла её провожать.
Её дом находился в двух остановках от нашего в частном секторе. Теперь этот район застроен новыми многоэтажками, а тогда в начале 70-тых, в Волгограде было много таких частных построек. В небольшом дворике перед её старым домиком был большой розовый куст. Жёлтые чайные розы благоухали на всю округу. До сих пор помню их нежный аромат и не могу встретить нигде похожий. Возможно, это был просто чудесный запах из моего детства))

Другая наша соседка, тётя Тома, была чуть моложе моей мамы. Она принадлежала к типу женщин-домоседок в отличии от моей мамы, может поэтому жила одна и любила готовить, часто пекла сдобу и угощала всех своих соседей то пирожками, то пышечками, то вкуснющими пирогами с различными начинками. Тамара прекрасно вязала, настоящая мастерица. Мне она частенько дарила вязанные одёжки на куклу, то красивый берет, то кофточку, то платьице. Тётя Тома научила меня вязать сначала простые шарфики, потом носочки и варежки. К ней частенько приезжала из Урюпинска её мама, Мария Фёдоровна. Жила неделю-другую, потом уезжала. Меня не очень жаловала. Может ревновала к дочке, не знаю. Невысокая, полная женщина, с резким голосом мне не нравилась, я её даже побаивалась.

Но однажды, Марии Фёдоровне стало плохо. Она упала прямо в коридоре и закричала.. В квартире кроме нас с ней, никого не было. Все на работе, Лариса в институте. Я выглянула из своей комнаты, увидела бабу Машу на полу, подбежала к ней, но не могла ей помочь, слишком тяжёлая и грузная она была. Побежала к соседям по лестничной площадке у которых был телефон. Их тоже не оказалось дома. Тогда, раздетая, я выскочила на улицу и забежала в магазин. Оттуда продавец вызвал Скорую помощь. Марию Фёдоровну увезли на "карете", так она называла скорую. А я заболела, свалилась с ангиной. Видно моя зимняя пробежка по улице дала такие результаты.

Мои дорогие волгоградские соседи очень заботились обо мне. Маме даже больничный не пришлось брать. Баба Шура отпаивала меня горячим чаем с малиновым вареньем. Тётя Тамара раздобыла баночку мёда и принесла мне мандарины. В то время их дарили только в подарках на Новый год. А ещё она связала мне пуховый свитер и шапочку. Это было так здорово. Даже Лариса заходила, читала мне книжки. Со школы забегали мои одноклашки. Рассказывали школьные новости и говорили, что задано. Оказалось, болеть не так уж плохо. И я тогда поняла, что баба Шура очень даже права, в плохом можно найти много хорошего. Я быстро шла на поправку.
А вскоре с больницы вернулась Мария Фёдоровна. Мы с ней подружились. Она оказалась даже очень хорошей бабушкой. Как и моя бабуля, она вязала пуховые платки и часто рассказывала о своей жизни в городе Урюпинске.

Продолжение следует..


Рецензии