Рим вечерний. 8. Аппиева дорога

Ровно в 18.00 Пауло подал наш автобус, и мы направились на вечернюю экскурсию. Хочу оговориться. О части увиденного в вечернем Риме я пишу в рассказе о фонтанах – о фонтане  Де Треви и Баркачча, а о посещении площади святого Петра – в рассказе «В гостях у папы».   Повторяться не буду. 
               
Итак, мы на экскурсии Вечерний Рим. Конечно же, большая часть услышанного и увиденного тут же из головы улетучилось. Сохранилось очень немногое. 
Дорога  начиналась у Капенских ворот Сервиевой стены, именно с этого места начинался отсчёт мильных камней. После строительства Аврелиановой стены часть Аппиевой дороги оказалась в черте города. Далее дорога проходила до римских ворот Святого Себастьяна Аврелиановой стены, 90 км прямой дороги до Таррацины, огибая с юга гору Альбано, пересекала Понтинские болота.

Последние 28 километров шли параллельно дренажным каналам, что позволяло продолжать альтернативный маршрут на лодке, повозке или на лошади.

Аппиева дорога – уже не дорога в обычном смысле слова, это дорога-достопримечательность. Ее строили с 312 года до н.э. по 244 год до н.э. Закончили ее  строить при цензоре Аппии Клавдии Цеке. Самая старая часть дороги ведет от Рима в Капую, дальше Аппиева дорога следует до Брундизия, а оттуда уже морские пути соединяли Древний Рим с Грецией и азиатскими странами. По Аппиевой дороге уходили не только торговцы, по ней отправлялись в завоевательные походы римские легионы.               

Волей судеб около Аппиевой дороги происходили многие события непростой истории Рима. Вдоль нее были распяты тысячи рабов, следовавших за Спартаком в его восстании. По Аппиевой дороге уходил из Рима Петр, и в том месте, где ему встретился Христос, сейчас выстроена церковь.               

Еще одной своей достопримечательностью Аппиева дорога обязана запрету хоронить умерших в городе. И Римляне хоронили своих родных вдоль самой главной – Аппиевой дороги.

Здесь есть красивые памятники и богатые гробницы, а есть простые катакомбы, где хоронили в высеченных в земле нишах. Эти кладбища порой уходят на несколько этажей под землю. Вероятно, так погребали небогатых римлян, но есть версия, что эти катакомбы – ранние захоронения христиан, восходящие к тем временам, когда христианство было запрещено в Риме.               

Дорога выстроена очень добротно. Возле Рима она выложена туфом, а дальше – блоками базальта. Уже тогда в древние времена думали о водоотводе. Блоки укладывались так, чтобы с чуть выпуклой дороги легко стекала вода и собиралась в вырытые вдоль дороги канавы. 

В некоторых местах Аппиева дорога имеет подобие тротуара, в других были оборудованы скамейки для отдыха. Ширина дороги – от 4.3 до 6 м., так что на ней спокойно могли разъехаться две конных колесницы.

Один из римских поэтов назвал ее «царицей дорог, вдаль идущих». 

Сейчас иногда эту дорогу называют Старой Аппиевой дорогой, потому что путь с таким же названием проложили в 1780-х годах между Римом и Альбанским озером.               

Аппиева дорога утратила своё значение после распада Западно-Римской империи и изгнания лангобардами византийцев из Италии (V – VI века н. э.).

В эпоху Средневековья античные постройки разбирались на строительный материал. Папа Пий VI (1775 – 1799) повелел построить новую дорогу параллельно Аппиевой. В это же время здесь начались археологические работы.               

В наши дни участок Аппиевой дороги близ Рима является туристической достопримечательностью, а одна из улиц Вечного города, заасфальтированная поверх знаменитой дороги, носит имя знаменитого древнеримского цензора.

Осмотр достопримечательностей вдоль Аппиевой дороги может занять довольно много времени, поэтому я не собираюсь описывать всю дорогу. Думаю того хватит, о чем я написал выше.

Дальше я перейду к другой достопримечательности, но уже в следующем рассказе.


Рецензии