Призрак датского короля

***

- Спасибо, что пришел.
- Да что вы, дядя!
- Я при смерти.
- Бог с вами, дядя! Что вы такое говорите!
- Не валяй дурака! Садись и слушай.
- Хорошо, дядя.
- Когда после моей смерти корона перейдет к тебе, датчанам грех будет не воспользоваться моментом, чтоб овладеть частью наших территорий. Даже если передача короны пройдет гладко, они все равно попробуют. У них самих сейчас все спокойно. Хотя Клавдий пришел к власти при сомнительных обстоятельствах, но он женился на вдове прежнего короля и заключил союз со знатью, оставив канцлером Полония. Теперь ему надо эту знать отблагодарить за лояльность. Поэтому они обязательно двинутся. Так передают наши шпионы из Эльсинора.
- Если мы эти территории потеряем, я могу не усидеть на троне.
- Золотые слова, мой мальчик.
- Но наша армия...
- Поэтому мы должны ударить изнутри.
- Но как?
- Для того я тебя и позвал. Говорят, не слушайте стариков, им нечего терять.
Но я хочу сыграть в последнюю игру, пусть даже она завершится после моей смерти.
Оттуда, где я окажусь, мне будет интересно взглянуть на ее результаты. Возможно это скрасит переезд и обустройство на новом месте.
- Я слушаю, дядя.
- Сын прежнего короля, Гамлет, примерно твой ровесник. Естественно, он ревнует мать к Клавдию. Более того, если мать еще способна родить Клавдию сына, Гамлет потеряет шансы на корону. Я думаю, тебе не надо это объяснять.
- Да, дядя.
- Мы должны натравить Гамлета на Клавдия.
- Но ведь нет никаких доказательств, что Клавдий стоял за смертью своего брата-короля.
- Наши ученые летописцы могут состряпать любые доказательства. Беда в том, что Гамлет не пустит их сразу в ход, а будет ждать, чем закончится поход в Норвегию. Если Клавдия разобьют, тогда он их и предъявит. Если Клавдий вернется с победой, будет ждать следующего случая.
- Да все так.
- Во времена моей молодости еще давали хорошее образование, а вот ты, наверное, Плавта не читал.
- Кого?
- Вот именно. А мы в школе даже ставили спектакль по его пьесе "Привидение".
Я до сих пор помню:
"пришел во сне он, тот мертвец, к нему…
И вот что говорил ему он, тот мертвец…
Не принят я в подземный мир, до времени
Лишенный жизни. Вероломно был я тут
Обманут, умертвил меня хозяин мой
И в доме здесь зарыл непогребенного,
Преступник, из-за золота. А ты теперь
Отсюда выселяйся. Проклят этот дом,
И жить в нем неискупный грех!"
- Ты латынь-то хоть понимаешь?
- Да, дядя, это я понял.
- А все остальное?
- Мы должны послать к Гамлету призрак его отца?
- Умница, мой мальчик! У нас есть шпионы среди труппы бродячих датских актеров. Там нетрудно будет подобрать человека с похожими фигурой и голосом и нарядить его в доспехи короля. В самом Эльсиноре два наших шпиона - Бернардо и Марцелл - убедят принца, что появился призрак, похожий на его отца, а затем ночью подведут Гамлета к призраку и тот расскажет принцу, что погиб от руки Клавдия и призовет к немедленной мести. Думаю, это в любом случае взорвет ситуацию. Не только женщины, мой мальчик, руководствуются эмоциями. Мужчины тоже, хотя стараются этого не показывать.
- Замечательно придумано, дядя!
- Ну так иди, будущий король Фортинбрас, и займись всем этим.
- Да, мой король.
- Я покину этот мир, оставив ему в наследство добрую шутку. Если все получится, о ней будут помнить и через века.

***
- Какие новости из Эльсинора?
- Главное - поход в Норвегию пока отложен. Гамлет взъелся на короля, часть знати стала объединяться вокруг него. В результате при пока невыясненных обстоятельствах был убит Полоний.
- Великолепно, великолепно! Поставлю дяде свечку на могилу! Если с того света он нас не видит, то, может, по этой свечке поймет - все получилось... И что еще?
- Гамлет едет послом в Англию.
- Зачем?
- Пока не ясно. Официальная цель - заключить союз против нас.
- На месте Клавдия я бы постарался от него отделаться. А если Гамлета убьют в Англии, то Клавдий будет не при чем. А нам Гамлет пока нужен. Поэтому пусть наши шпионы в Лондоне проследят, чтоб с головы Гамлета волос не упал. А еще лучше, пусть постараются его завербовать на нашу сторону. Думаю, он понимает, что из них двоих - его самого и Клавдия - один в датской берлоге не жилец.
- Все исполним, мой король.

***
- Какие новости из Дании?
- Замечательные, мой король! Сын Полония Лаэрт обвинил Клавдия в убийстве отца и поднял восстание. Узнав об этом, Гамлет спешно вернулся из Англии. Объединиться он решил с Клавдием, а не с Лаэртом.
- Думаю, это его ошибка. Клавдий - кабан пожирнее, чем Лаэрт. Пока все нам на пользу.
- Да, мой король. Гамлет прирезал Лаэрта, а затем и Клавдия.
- Это уже плохо. Армия готова к удару по Эльсинору, теперь откладывать нельзя. Иначе Гамлет соберет всех и поведет на нас. В том числе, и англичан.
- Нет, мой король.
- Что "нет"?!
- Прошу, дослушайте. Гамлет скончался от отравления. Возможно, люди Кладия его отравили еще в Лондоне. Так что в Дании сейчас полный бардак.
- Все-таки вызовите ко мне потом тех, кто отвечал за охрану Гамлета в Англии. Так или иначе, а они провалили свою задачу. Хотя я не буду их слишком строго наказывать. В главном, я прав: армию надо немедленно двигать на Эльсинор.
- Вы правы, как всегда, мой король!
- Хотел бы я спросить у дяди, ждал ли он такого развития событий? Рассчитывал ли, что Дания будет наша? Думаю, в глубине души - да. Что ж, дядя, твой розыгрыш удался. И первое, что я сделаю в новой объединенной державе - займусь системой образования. Классика потому и классика, что всегда актуальна.


Рецензии