1935 - 1937. Сланцевские планеристы

1935 – 1937
Сланцевские планеристы

Первые сведения о планеризме в Сланцах приводит газета «Ударник сланца» в номере от 16.07.1935 г. в статье «Мы – первые» местные планеристы сами рассказывали о своем увлечении. Руководил ими в то время инструктор И. Лукин, который в одном из номеров газеты рассказал о своем первом полете. К сожалению, он не дал в статье сведений о том, где он пристрастился к планеризму. Из другой статьи, между тем, стало известно, что он занял «…второе место на областном слете планеристов».
В номере газеты от 20.07.1935 г. была дана статья, в которой сообщается, что непосредственно в Сланцах молодые люди собрали второй планер. Из материалов газеты известно, что в Центральном поселке где-то возле «Клуба Горняков» была построена т.н. «Планерная станция».
Видимо, она включала в себя эллинг, хранилище для двух планеров, фактически – дощатый сарай, помещение для сбора и занятий кружка, а так же специально подготовленное поле для полетов и место с уклоном для запуска планеров.
Видимо, в поселке в то время был куплен прямо с завода очередной планер и его по специальным чертежам собирали под руководством И. Лукина. При этом не известно, какое имелось на месте помещение для хранения планеров.
Об этом процессе и о дальнейшей эксплуатации планера Пс-2 известно из книги О. Антонова и О. Шашабрина «Техническое описание и эксплуатация планеров Ус-4 и Пс-2», которая представлена в интернете. – Я взял из нее для данного повествования иллюстрации, на которых схематично изображен планер Пс-2 .
К сожалению, фотографий этой машины в сети нет. Об этом пишут в блогах все специалисты планерного дела.
Сборка, хранение и эксплуатация планеров были непростым делом, и без инструктора работать здесь было невозможно.
Планер – это обычно легкая, до 100 кг веса конструкция из дерева и металла, сделанная в заводских условиях. – Она требовала к себе бережного обращения, и даже вынос машины из эллинга представлял определенную задачу, осуществлять которую должны были несколько человек.
Планер при хранении на складе в собранном виде не должен был быть развернут передней частью к ветру. Весьма осторожно надо было с ним обращаться и на открытом пространстве, – ветер легко мог его опрокинуть и поломать крылья.
Известно, что сланцевчане запускали планеры с помощью т.н. «амортизатора», который состоял из резиновой веревки, которую использовали по типу детской рогатки.
Фактически планером «выстреливали» с помощью амортизатора, который растягивали 6 – 8 – 10 человек т.н. «учл;тов», а один человек при этом держал планер за оперение. – Инструктор же при запуске давал общие команды и руководил процессом.
При запуске планер обычно ставили на особую направляющую, которую планеристы делали из длинной доски, длинной ок. 10 м.
Планер взлетал, таким образом, против ветра, как бы из катапульты и по доске. – Этот принцип нередко используется и сегодня, поскольку в распоряжении планеристов не всегда есть самолет для подъема аппарата на высоту.
Для запуска планера следовало дождаться встречного ветра, который при уклоне поверхности земли создавал восходящий поток. – Такой рельеф есть в Сланцах на берегу р. Плюссы у Городского рынка. Теперь это место в городе называется «Городской пляж», а раньше это был добычной карьер.
Начинающие планеристы, которых в газетах называли «учл;ты», сначала делали на планере т.н. «пробежку» по земле, а следующим этапом уже пролетали над землей на высоте 1 – 2 метра несколько десятков метров.
После этого инструктор разрешал взлететь метров на 10 – 20 и совершить небольшой пролет над летным полем. Следующим этапом планеристы учились маневрировать, и только после этого им разрешалось набирать высоту.
Мастерство планериста заключается в умении находить восходящие потоки и умении совершать правильный взлет и посадку. – «Грубая» посадка нередко вела к поломке машины.
Впоследствии сланцевский кружок, видимо, по каким-то причинам был закрыт, но уже в 1937 г. Псковский Обком ВЛКСМ командировал в Сланцы очередного инструктора-планериста «тов. Хлябина», и тот провел 06.07.1937 г. на «Комбинате» первое учредительное собрание нового «Кружка планеристов» . Новому составу «Кружка» перешли 2 имевшихся здесь планера, которые летали при Лукине. В 1935-м, и, видимо, в 1937 гг., под «летное поле» планеристами использовался большой луг возле «Клуба горняков», который простирался от Военного городка до самой Плюссы. – До войны в этой части Центрального поселка жилых строений практически не было.
Планер по инструкции имеел определенный срок эксплуатации, – ок. 1500 полетов, в ходе которого машина несколько раз ревизовалась на предмет технического ее состояния. В случае люфтов или механических поломок ее следовало ремонтировать и приводить в рабочее состояние. Деревянные детали при этом можно было изготовить прямо на месте, а металлические следовало выписывать с завода.
После каждого занятия машину следовало очищать от пыли и грязи и хранить в сухом помещении.

16.07.1935
А. Беляев, А. Гусев, Мясников,
Мудров, Акимов, Терешков
Мы – первые

Каждый день на зеленом лугу возле клуба до позднего вечера толпится народ. Старые, молодые, парни, девушки… Разные по возрасту, характерам и лицам они все одинаково, с любовью и интересом глядят на стоящую посреди людского круга сизокрылую птицу – наш планер.
Вот четверо людей нагибаясь вперед, упрямо тянут на себя упругий амортизатор. Наливаются невидимые мускулы планера, он хочет вырваться вперед и взмыть высоко вверх. Но еще нет команды, и учл;т  застыл на планере в ожидании ее. Издали от амортизатора слышится лишь громкий отсчет шагов и, наконец, – команда:
– Ста – арт…
Легкой ласточкой, низко скользя над землей, срывается планер с места. Десятки глаз – удивленных, довольных и мальчишески завистливых провожают его в полете…
Кто хозяева этой чудесной и послушной машины? Кто учится на ней летать? Это – мы комсомольцы комбината, Это – мы молодые строители ленинградского топливного бассейна! Без отрыва от производства, после проведенного каждым на своем посту рабочего дня, мы выходим на этот луг учиться летать, готовиться стать бесстрашными, смелыми советскими летчиками.
Уже больше месяца продолжаются наши занятия. За это время отсеялись недисциплинированные, остался здоровый костяк – молодые, решившие добиться победы комсомольцы. И мы можем похвалиться кой-какими успехами. Все учл;ты занимаются лучше удовлетворительно и мы сейчас заканчиваем второе упражнение – пробежку.
Но ясно, что мы не остановимся на этих успехах. Нами руководит инструктор т. Лукин, занявший второе место на областном слете планеристов. Он сумел привить нам любовь к планеру, выдержку и спокойствие при полете, сумел подтянуть дисциплину. И вооружившись этим мы будем храбрыми планеристами. Мы уверены, что первые 14 учл;тов не будут последними. Каждый комсомолец – должен стать планеристом.

А. Беляев, А. Гусев, Мясников,
Мудров, Акимов, Терешков и др.
(Всего 14 подписей) .

20.07.1935
Собран новый планер

На планерной станции при поселковом совете Осовиахима собран планер-паритель ПС-2. Сборку производила первая группа учл;тов под руководством инструктора Лукина. 16 июля было проведено опробование планера в полете. Он показал хорошую устойчивость в воздухе и высокие летные качества .

18.08.1935
И. Лукин
Летать не страшно!
Как я стал инструктором-планеристом

Мне было 7 лет. Эти свои детские годы я хорошо помню. Страна только-что вышла из [Гражданской] войны, кругом разруха и голод. В эти тяжелые годы я начал делать первые шаги  в жизнь – я поступил в школу.
Школа тогда, в первые годы НЭПа, и теперь – это колоссальная разница. Радости спаянного детского коллектива, веселых полезных игр, детского спорта и сытой счастливой жизни тогда еще не могло быть.
Любимой игрушкой ребят был «змей». Нам доставляло большое удовольствие бегать за прыгающим в воздухе «змеем».
Старшие ребята этим не удовлетворялись. Они запускали маленькие, неуклюжие модели. Мы, малыши приходили в неописуемый восторг от этого. Но модели были доступны лишь немногим одиночкам.
Могу сказать, что еще с тех пор, мне крепко запала мысль, стало мечтой моей: летать самому. Провожая тоскливым взглядом изредка пролетавшие самолеты, я не раздумал:
– Кто же на них летает?
В детстве я так и не получил ответа на этот мучительный вопрос. Я понял, что летают на самолетах смелые, натренированные люди. Уже позднее, когда вырос, стал учиться дальше.
И вот я оказался в летной школе.
Помню, готовился я к первому полету. Это было время незабываемой радости. И когда пришел долгожданный день: я спокойно сел в машину, привязался, в правую руку взял руль, ноги – на педали.
Инструктор, проверив планер, крикнул мне монотонным, резким голосом:
– Готовы к полету?
– Готов…, отвечаю я.
Молниеносно пробегают секунды. Планер слегка вздрагивает от натяжки. Наконец, желанная, давно ожидаемая команда:
– Ста а арт!
Машина плавно отрывается от земли. Вот она со свистом проносится в воздухе и, пролетев несколько метров ровным полетом над самой землей, снова бежит по поверхности, слегка подпрыгивая на неровностях. Так прошел мой первый полет, мое первое «летное крещение». Такими же безаварийными были все остальные полеты за полтора года моей работы инструктором. Добиться этих успехов я смог тем, что старательно изучал свои ошибки, к делу относился со вниманием и аккуратностью.

Мой гдовский учлет тов. Федоров теперь уже работает инструктором парашютизма. Таких же успехов может добиться каждый, если он усвоит одну истину:
– Летать не страшно…

И. Лукин .

18.08.1935
В. Копылова
Девушки, учитесь летать

Когда я много раз проходила мимо нашего клуба, около которого летали планеры, мое сердце раздирали противоречивые чувства. Не отрывая глаз, я следила за полетом чудесной птицы и, с одной стороны, боялась, что она упадет и разобьется, а с другой – мне самой безумно хотелось вот так же, как инструктор, сесть на планер и полететь…
В начале августа была создана группа учл;тов – девушек. Но сейчас у девчат почему-то отпала охота заниматься в кружке. Они плохо посещают планерные занятия. А напрасно, девушки! 15 августа меня инструктор пустил на первую пробежку. Было очень приятно в воздухе, и я невольно воскликнула:
– Как хорошо!

Учл;т
Валя Копылова .

18.08.1935
В. Трофимов
Я буду пилотом!

Летное дело – этот замечательный и смелый вид спорта, меня заинтересовало давно. Как раньше телефон и радио, так потом с еще большей силой меня [заинтересовал] авиамоделизм. Я просиживал дни и долгие ночи над изучением техники этого дела, одну за другой строил модели.
Еще более интересной стала для меня авиация, когда начал заниматься планеризмом. Я понял, что планер – это первая ступень летчика, что готовиться быть летчиком я могу сам.
И теперь, когда вижу реющих под облаками стальных птиц моей социалистической родины, во мне крепнет и утверждается уверенность: – Я непременно буду пилотом!
До конца и образцово я пройду курс учебы в планерном кружке. А осенью буду просить направить меня в школу авиации.

Учл;т В. Трофимов .

О «движении планеристов» писала уже в наше время библиограф В.М. Гуслина.

«К лету 1935 г. в поселке возникло движение планеристов. Планерами одинаково увлеклись и старые и молодые, парни и девушки. Каждый день на лугу возле клуба до позднего вечера толпился народ: «Они все одинаково с любовью и интересом глядят на стоящую посреди людского круга сизокрылую птицу – наш планер». Активисты планеризма популяризировали свое увлечение через газету. «Мы – первые!». А. Беляев, А. Гусев, Мясников, Мудров, Акимов, Терешков и др. (14 подписей) // Ударник сланца. 16.07.1935. C. 2: «…Уже больше месяца продолжаются наши занятия… Каждый комсомолец должен стать планеристом» .

18.07.1937
Курсы ПВХО

С 13 июля при совете Осовиахима [в поселке «Гдовского сланцевого комбината имени С.М. Кирова»] организованы курсы инструкторов ПВХО , где обучается 13 человек.
Выпуск курсантов предполагается 23 июля .

19.07.1937
Шахтеры и планеристы

Псковский аэроклуб командировал в Сланцы инструктора планериста тов. Хлябина для организации молодежных планерных кружков . В распоряжении кружковцев предоставлены два планера. В кружки записалось 24 человека молодежи.
6 июля состоялось первое организационное собрание. Всего проведено четыре занятия .

01.08.1937
План проведения антивоенного дня
1 августа 1937 года


1 августа на стадионе организовать массовое гулянье с устройством военных игр, сдачу норм на значки, демонстрацию полетов планера и т.п. .

18.08.1937
18 августа – день авиации

Сегодня, в 10 часов утра профсоюзные и комсомольские организации собираются на Комсомольской площади и вместе с командами значкистов, планеристов, допризывников и ПВХО следуют на стадион комбината .
На стадионе в 11 часов утра митинг, посвященный дню авиации.
В 12 часов дня групповые химические и стрелковые соревнования команд, физкультурные выступления.
В 14 часов выступление кружков художественной самодеятельности.
В 16 часов массовое гуляние трудящихся. Массовые игры, танцы. На стадионе будут играть два духовых оркестра.
В 19 часов демонстрация полетов на планере, слушателей летнопланерной школы комбината.

Комиссия .

ПВХО

БУДЬ ГОТОВ К ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ
И ПРОТИВОХИМИЧЕСКОЙ ОБОРОНЕ

Пособие для подготовки к сдаче норм
«Готов к ПВХО» первой ступени

3 исправленное издание
Приложение 1

Осоавиахим – опора мирного труда и обороны СССР

ПОЛОЖЕНИЕ О НАГРУДНОМ ЗНАКЕ
ОСОАВИАХИМА «ГОТОВ К ПВХО»

1. Нагрудный знак «Готов к ПВХО» имеют право получить члены Осоавиахима.
Для получения знака «Готов к ПВХО» необходимо:
а) быть ударником на производстве;
б) быть активным членом Осоавиахима по работе ПВХО своего дома, фабрики, завода, колхоза, школы, учреждения и т. д.;
в) сдать все нормы «Готов к ПВХО», установленные Центральным советом Союза Осоавиахима СССР;
г) иметь собственный исправный противогаз;
д) содержать в чистоте и порядке собственное жилище и рабочее место;
е) соблюдать правила личной гигиены в повседневном быту.
2. Нагрудный знак «Готов к ПВХО» выдается районными (городскими) и участковыми советами Осоавиахима по представлении советов первичной организации Осоавиахима учетной карточки сдавшего нормы «Готов к ПВХО», заверенной подписью принимавшего нормы инструктора и члена совета Осоавиахима, ответственного за прием норм «Готов к ПВХО».
3. Получившие знак «Готов к ПВХО» пользуются следующими правами:
а) преимущества при поступлении на курсы и школы ПВХО Осоавиахима;
б) внеочередного приобретения противогаза для членов семьи и 10-процентной скидкой при уплате за ремонт и осмотр противогаза в мастерских Осоавиахима;
в) бесплатного посещения выставок Осоавиахима по ПВХО;
г) 25-процентной скидкой с членского взноса при вступлении в члены клуба ПВХО;
д) правом участия во всех соревнованиях, проводимых осоавиахимовскими организациями по ПВХО.
Получение знака «Готов к ПВХО» ни с какими государственными привилегиями и денежными выдачами не связано.
4. Знак «Готов к ПВХО» выдается сроком на 2 года, по истечении которого производится повторная пересдача и в случае несдачи норм или невыполнения одного из пунктов 1, 2, 3, 4, 5 и 6 параграфа 1 настоящего положения имевший знак «Готов к ПВХО» лишается права его ношения.
5. Нагрудный знак «Готов к ПВХО» отбирается постановлением райсовета Осоавиахима за проступки, дискредитирующие звание члена Осоавиахима и советского гражданина.

Нач. ПВХО ЦС Союза Осоавиахима СССР Кириллов
Инспектор ПВХО Трамм

Приложение 2

НОРМЫ «ГОТОВ К ПВХО»
1-я норма - Общие сведения по ПВХО

1. Знать, для чего нужна противовоздушная и противохимическая оборона населению и каковы задачи Осоавиахима в этой области.
2. Иметь понятие о средствах воздушного нападения и о характере их действия: а) фугасные и осколочные бомбы; б) зажигательные бомбы; в) химические бомбы и распыление ОВ (отравляющих веществ) с самолетов.
3. Уметь определить по внешним признакам и по запаху иприт, люизит, фосген, хлорпикрин, адамсит.
4. Знать, что делать по сигналам воздушной тревоги и химической опасности в местах общественного пользования, на производстве, на улице, и в доме. Уметь различать сигналы воздушной тревоги и химической опасности и знаки ограждения местности, зараженной стойкими ОВ.
5. Знать, куда и как сообщать о пожарах и о пострадавших.

  Антонов О., Шашабрин О. Техническое описание и эксплуатация планеров Ус-4 и Пс-2. М., Л. 1936.
  Шахтеры и планеристы // Ударник сланца. 10.07.1937. С. 2.
  Учл;т – употреблявшееся в 30-х гг. название учащегося летной школы. «Теперь я учл;т, учусь в летной школе Осоавиахима и надеюсь когда-нибудь прилететь к вам на самолете». (В. Каверин. Два капитана).

  Мы – первые // Ударник сланца. 16.07.1935. С.3.
  Собран новый планер // Ударник сланца. 20.07.1935. С. 3.
  Лукин И. Летать не страшно! Как я стал инструктором-планеристом Ударник сланца. 18.08.1935. С. 3.
  Копылова В. Девушки, учитесь летать // Ударник сланца. 18.08.1935. С. 3.
  Трофимов В. Я буду пилотом! // Ударник сланца. 18.08.1935. С. 3.

  В.М. Гуслина. Культурно жить – производительно работать. Культурно-нравственная перестройка на Гдовских сланцах в 1935 году. По материалам газеты «Ударник сланца». 1935. Рукопись Сланцевской ОРБ. 1997.
  ПВХО – противовоздушная и противохимическая оборона.
  Курсы ПВХО // Ударник сланца. 18.07.1937. С. 2.
  Видимо, один кружок был организован в поселке «Гдовского сланцевого комбината имени С.М. Кирова», а прочие – в других местах.
  Шахтеры и планеристы // Ударник сланца. 10.07.1937. С. 2.
  План проведения антивоенного дня 1 августа 1937 года // Ударник сланца. 01.08.1937.

  Комбинат, фактически – «Гдовский сланцевый комбинат имени С.М. Кирова».
  18 августа – день авиации // Ударник сланца. 18.08.1937. С. 2.


  http://www.rkka.msk.ru/pvho/pvho.shtml


Рецензии