Плюсский мир

Плюсский мир

Исторические книги нередко начинаются с умолчания и полуправды, а то и с откровенной лжи. Так и в истории Сланцев. – Мы знаем местную историю только в официальной, можно сказать, «Социалистической части», когда город считался «Городом шахтеров и химиков» и слыл еще «Городом шахтерской славы».
Нам эту историю писали сплошь ангажированные корреспонденты газеты «Ударник сланца» , а заодно и корреспонденты новой послевоенной газеты «Знамя труда».
Никто из первостроителей в историческом плане ничего стоящего не написал, за исключением Н.Д. Симченкова, «Мемория» которого, впрочем, заслуживает специального рассмотрения. – В ней не всегда и во всем можно верить писанному...

Основная масса авторов практически не рассматривает историю того места, где по заданию партии в 1930-м году комсомолия Ленинграда высадилась в глухом тупике, на разъезде № 9, после которого железная дорога заканчивалась, поскольку здесь заканчивались пределы социалистического отечества. И вот эта молодежь стала вдруг строить здесь «Сланцевый рудник» .
Между тем, огромному городу на Неве в то время было остро необходимо «сланцезольное» топливо и в дополнение к тому – сланцевый бензин, поскольку европейский уголь в виду экономической блокады в город не поступал, а дрова были дороги и проблематичны.
Когда же со временем в Ленинград стал поступать уголь, острая необходимость в сланце отпала, но в правительстве решили, что сланец все равно является интересным во всех смыслах ископаемым, которое всенепременно надо добывать и перерабатывать, а в дальнейшем параллельно изучать его свойства .
И это было по-хозяйски, а потому на строительство «Рудника» шли приличные деньги, а у Кирова в кабинете на стене висела карта, на которой приоритетные сланцевые шахты в Гдовском районе были помечены красным цветом в виде точек.
Всего этих точек на карте в его кабинете было 3, и эта карта и сейчас висит в означенном месте, которое преобразовано сегодня в «Музей С.М. Кирова».
В 1932 г. С.М. Киров лично посетил «Гдовские сланцы» с инспекционной поездкой. Обычно все в этом плане описывают внешнюю сторону его визита, и упускают из повествования его последствия.
Киров, между тем, был завзятым государственником, а потому с тех пор в Ленинграде регулярно рассматривались вопросы сланцевого строительства, консультации по которому оказывали коммунистам ученые и специалисты. По этой части разного рода институтам и организациям поручали научно-практические изыскания по проблеме сланцев. – Со временем в стране планировалось создание специального «Института сланца».
Будучи ярым атеистом, он еще в 1922 г. предложил снести в Москве храм Христа Спасителя, а в Сланцах, видимо он, и именно в этот свой приезд 1932 г. «приказал» строить «Социалистический город» без всякого на то «Церковного мракобесия».
В свете этого прекрасный по местным меркам «Храм Никонова» в Никольщине был обречен. – Его предполагалось снести. – Все это было, видимо, «оговорено» на одном из собраний местного актива, но документально вряд ли фиксировалось. – Операцию сноса при этом поручалось свершить местным комсомольцам и первостроителям.
Конкретные исполнители сноса сегодня, к сожалению, не известны, а газета о них предпочитала не писать. – Не найдено по этой теме пока и каких-либо документов.
Время тогда было такое, дичайшее. – Элементы социализации сопрягались в СССР с элементами «Религиозной революции», носителями которой стали революционеры известной национальности.
Все понимали прекрасно, что именем вождя ленинградских коммунистов на «Гдовских сланцах» в Никольщине творится вандализм, по сути – и геноцид отечественной культуры.
В связи с вышесказанным красноречивыми представляются сведения небезызвестной сетевой Википедии:

«Идею строительства в столице Дворца Советов впервые озвучил в 1922 году Сергей Миронович Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов . 13 июля 1931 года прошло заседание ЦИК СССР под председательством Михаила Калинина. На заседании постановили возвести Дворец на территории храма Христа Спасителя: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Это решение было подготовлено на заседании Политбюро ВКП (б) от 5 июня 1931 года. Спустя 11 дней была принята резолюция Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК:
Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК.
Несколько месяцев проводились спешные работы по разборке здания храма, останки которого в итоге было решено взорвать. 5 декабря 1931 года произвели два взрыва, после первого были снесены купола и верхние ярусы храма, сам остов устоял» .

К 1934 г. в Ленинграде по поручению Кирова сделали «Проект Центрального поселка» в будущих Сланцах, «Экспликация» которого включала в себя следующие объекты и пункты:

1. Горсовет.
2. Парт и проф. организ.
3. Дом кредитных учр.
4. Рудоуправление.
5. Дом связи.
6. Кино-театр.
7. Научные организ.
8. Типогр. и издат.
9. Райклуб.
10. Дом культуры.
11. Вокзал.
12. Гостиница.
13. Диспансер.
14. Больница.
15. Клуб.
16. Школа.
17. Парк КиО.
18. Комсом. дома.
19. Ясли.
20. Военный городок .

Согласно этому плану на пересечении современных ул. Кирова и Ленина, где располагалось Внехрамовое кладбище пог. Поля, предполагалась изначально площадь, на которой должны были находиться горсовет, партийные и профсоюзные организации, дом связи, кинотеатр и гостиница.
От этой площади с памятником по южной стороне совр. ул. Ленина в сторону моста через Плюссу должен был простираться сквер, из которого со временем оставили лишь аллею. Ее в городе знает каждый.
Ровно такая же аллея, но без центральной дорожки, существовала недавно еще по южной части ул. Кирова, от центра города до Больничного городка. Ее ввиду осложнившейся дорожной ситуации пришлось снести.
Военный городок планировали первоначально выстроить на месте д. М. Поля, а на месте совр. Больничного городка намечался большой парк, смысловая ось которого простиралась в сторону имения «Гавриловское», и это было оправдано в историко-культурном плане.
В сторону Гавриловского, от того места, где сегодня расположен памятник «Шахтерская слава», планировалась протяженная лесопарковая зона с бульваром, клумбами и прочими изысками подобного рода.
Зона закономерно включала в себя усадебный ансамбль в устье Кушелки, в который входили остров, мельница, пруд, здания усадьбы, Винокуренного завода, коровник, конюшня, жилые постройки и магазин. Замыкалась эта зона автомобильной и железной дорогами и двумя мостами через реку Плюссу. Был тут еще автомобильный мост через р. Кушелку.
По берегам Плюссы, от Гавриловского до т.н. «Плит» архитектор сразу же запланировал прогулочные дорожки и никакой промзоны на реке вначале не предполагалось. Она появилась тут лишь в связи с размещением в усадьбе «Колхоза им. Кирова».
Вот так бездарно новая власть распорядилась уникальным историко-культурным комплексом в устье Кушелки, усадьбой Мейеров и князя Дондукова-Корсакова, которая могла бы служить людям до сих пор.
Главное, что там всегда были парк и большой пруд, на котором можно было ловить рыбу, купаться и совершать лодочные прогулки.
Там можно бы было устроить музей, но вместо этого, место это опошлили, разграбили, и разорили по хамской своей безграмотности.
По квартирам в Сланцах еще до 1950 – 1960 гг. нередко можно было видеть богатую дореволюционную мебель, которая со временем вся вдруг куда-то исчезла. И сегодня в Сланцевском ПКиО до сих пор резной усадебный стул используется в качестве реквизита.
В стране после 1917 г. наступили десятилетия беспамятства, Александра Невского вдруг объявили «эксплуататором», учредили журнал «Безбожник».

На плане Центрального поселка 1934 г. храм в Никольщине уже не был прорисован, в то время, как в 1930 г. тут первую улицу Центрального поселка в Сланцах проложили именно на храм, на местную архитектурную доминанту, что в градостроительном плане было правильно.
И мост у экспериментальной шахты, и саму шахту строили с расчетом проложить прямую магистраль от шахты к храму. – Никому не пришло в голову, что со временем  кто-то придет, и разрушит тут храм, и в принципе противопоставит первостроителей Сланцев местным крестьянам.
Вместе со сносом храма вполне кулуарно тогда решили снести действующее Внехрамовое кладбище, которое было расположено на пересечении совр. ул. Кирова и Ленина .
Центральный поселок с трех сторон тогда очерчивался реками Плюссой, Кушелкой и Сиженкой, и это было оправдано в условиях того времени.
Все грязное в истории города остается под спудом, но с того самого момента началась наша мистическая история, и город в принципе преследуют несчастья до сих пор .
Никакая комсомолия на счет сноса храма сведений нам не оставила, и как в принципе происходил снос, сегодня можно лишь предполагать.
Зрелище было не из приятных и оно в принципе ужаснуло разумное население Гдовских сланцев, а уж местники не единожды прокляли всех, кто к этому ужасу имел отношение.
Местная легенда, между тем, недвусмысленно вещует, что комсомольцы «Рудника» приурочили снос храма ко дню рождения комсомольского своего секретаря, фамилия которого была знаковой, – Московский.
Имеет ли сакральная эта легенда под собой какие-то основания, осталось для нас не известным, но сегодня уже становится ясным, что Московский, сделавший впоследствии себе карьеру в Ленинграде, был всего лишь проводником чужих идей, которые наложили трагический отпечаток на судьбы жителей города.
Впрочем, «Дыма без огня не бывает», а потому все грешное и преступное в СССР делалось так, чтобы документов и статей о его сносе не было.
Так, Сланцы в принципе остались в градостроительном плане городом без площади, что было фактическим «преступлением». – В архитектуре, видимо, после войны, видимо, работали явно безграмотные люди.
В 1934 г. городская площадь была запланирована на месте Внехрамового кладбища, на месте которого сегодня существует большой двор, который в 2020 г. взялись благоустраивать.
Местная власть фактически объявила войну жителям Никольского прихода, а потому сразу 2 кладбища в 1930-е гг. в Центральном поселке были закрыты, и практически сразу же подверглись осквернению вандалов, а потом могилы местных жителей и вовсе были снесены в массовом порядке.
Надо учитывать то, что именно здесь хоронили усопших и все жители дальних деревень, – Подкино, Вязового, Тухтово, Ухово, Б. и М. Полей.

Сланец при Кирове казался топливом будущего, и в СССР никто не думал о грядущей экологии, никто не задумывался – куда потомки будут девать вонючие горы, источающие «фенольный яд» .
Зола из сланца будет к тому же гореть десятилетиями, и впоследствии «умники» в целях экономии разместят на сланцезольных отвалах свалку.

По местной легенде – город начали возводить «По прямому указанию Ленина», о чем писал в 1964 г. Н.М. Афонский . И это звучало пафосно и гордо, о чем сегодня не слишком любят вспоминать.
Ленина в ходе т.н. «декоммунизации» списали из вождей, а заодно списали и Кирова, приснопамятного «Мироныча», которому у нас стоит памятник.
Кировым у нас гордились «первостроители», гордились им, и небезосновательно, все поколения сланцевчан .
«Списание вождей» и «Государственных преступников-президентов» невозможно представить в США или в т.н. «Старой доброй Англии», которая несчастных сипаев в Индии расстреливала путем привязывания к жерлам пушек.
Как известно, «амеры», бомбившие ядерными бомбами Хиросиму, а заодно и Нагасаки, травили коренных индейцев Америки самым варварским, и, очевидно, «демократическим» способом, – с помощью зараженных одеял.
А теперь амеры навязывают миру свои извращенные постулаты о т.н. «демократии» и «свободе». Мы постулаты эти видим воочию в ходе беспорядков в США, где вот-вот готова разразиться Гражданская война.
США, кстати, нещадно перевирают историю Второй Мировой войны, которую они, якобы выиграли. – У нас же любой мальчишка знает, что это не так, и что США по сути – элементарная «Империя лжи и зла».
Как известно, эта страна развязала около 200 войн и «Оранжевых» революций, и все ради денег и грабежа слабых. – С серьезными противниками США предпочитают воевать чужими руками.

Между тем, на реках Плюсса, Кушелка и Сиженка существовал свой внешне тихий патриархальный мир, который так или иначе нарушен был событиями начала ХХ века. Не следует забывать, что в Никольщине у храма проводилась ярмарка, которая, очевидно, «По инерции» прововодилась еще, очевидно, и в первые годы советской власти. 
В газете «Ударник сланца» вы ни слова не найдете об исторической Никольщине и о приходе Св.-Никольского храма, который строил выдающийся архитектор Н.Н. Никонов.
Нигде в газете «Первопоселенцев» не поминается местный причт, священник или церковные праздники, которые здесь первое время были. Как с ними «боролись» комсомольцы 1930-х гг., не известно, но, помнится, что еще в 1960 – 1970 гг. Сланцевский ОВД и Сланцевский ГК ВЛКСМ выставляли на Пасху специальные «заградпосты» на подходах к большепольскому храму. В этот день и танцы в клубах устраивали до глубокой ночи.
Даже на похоронах в Сосновке в первые годы т.н. «Перестройки» люди с боязнью приглашали священника на отпевание, а некоторые долгое еще время боялись брать в руки свечи. Крестили детей когда-то тайно. Вот так мы и жили.
Священник в 60-е годы – ходил по домам в мирской одежде, облачаясь в рясу непосредственно у постели больного. – И до поры он не мог в принципе участвовать в деле похорон на той же улице или на кладбище. – За то ему полагался штраф, «внушение», а то и отлучение от места.
В областных городах все советские годы существовали т.н. «Церковные столы» (1920-е гг.) и специальные «Уполномоченные по делам культов». Эта документация до сих пор в архивах малодоступна, представлена фрагментами, или вовсе удалена не понять куда. – Причем, архивные работники не могут даже сказать, куда бесследно деваются дела на полках, списки которых представлены в описях.
Кстати, в те годы в городе на улице и на кладбище каждодневно проходили похоронные процессии, которые сопровождались игрой духовых оркестров, которые были при ДК Горняков и при ДК СПК «Сланцы». К этой музыке город привыкал с послевоенных времен.
На сайте музея в виде фотографий есть все: деревянные дома из бревен и дощатых щитов, сланцевские бараки, клубы, столовые, школы, но нет замечательно-ажурного храма, который утвердительно был в Никольщине.
Храм во имя наиболее чтимого на Руси Святого Николая Угодника с мощами Св. Пантелеймона Целителя , являлся ее гордостью и главенствовал над одноэтажно застройкой, которая тут производилась вдоль реки Сиженки. На этот храм была первоначально ориентирована одна из двух главных улиц города, улица Ленина.
В Никольщине традиционно проводились по деревням Крестные ходы, а вокруг храма они проводились регулярно и каждый праздник. Так или иначе, ходы ходили в  Подкино и Вязовое, в Карповщину и Свиридово, в М. Поля, и конечно же – в Гавриловское.
Ходили процессии здесь и через поселок строителей в д. Б. Поля. Об этом событии, к сожалению, ни строчки не написал ни один комсомолец. Писать об этом было нельзя, поскольку религия в СССР была объявлена пережитком, а антицерковная литература и агитация до сих пор поражает неприкрытой «Агрессией».
Ее навязывали нам завзятые русофобы и интернационалисты, которые желали за счет России раздуть пожар «Мировой революции», и еще они страстно желали приучить народ жить в казарменном стиле. 
К самому великому сожалению, нет нигде на снимках «Гдовских сланцев» обжитых и уютных имений Гавриловское, Сижно, Леонтьевское и Заудобо, нет деревень Карповщины, Свиридово, Больших и Малых Полей, Лучек, Взового и Подкино.
Для местных фотографов, которым Киров прислал 4 фотоаппарата, все это было строжайшим «табу». – Старшие товарищи и чекисты могли просто-таки не одобрить за подобные съемки.
И вот мы имеем то, что имеем, – груду маловразумительных и малоэстетичных снимков деревянных построек, и ни одного снимка обустроенных по сравнению с грязным «Рудником» поселений, не говоря уже об имениях.
В русских имениях и деревнях, всегда была, хоть и бедная, но «эстетика», которая всегда была в гармонии с природой. – Ее-то и старались «избежать» в фото-летописи фотографы, да и заезжие «профессионалы» тоже.
За съемки того же Гавриловского можно было получить срок. Лет пять – десять. – «Специально обученные люди» придумали бы – за что его «припаять».
Контраст необустроенной в «архитектурном» плане стройки и устоявшегося жилья в Никольщине бросался в глаза любому, кто прибывал не на «Рудник» с его общежитиями и домами, а приезжал погостить в ту же Карповщину и Свиридово.
На берегу извивистой Кушелки до середины 1930-х гг. стоял храм-красавец, вокруг которого был разбросан столетний погост с сугубо историческими памятниками и могилами.
В нем сияло золотом исконное благолепие иконостаса, часть икон которого была подарена из знаменитого храма на Сенной площади в С.-Петербурге. Там ведущую роль всегда играли северо-гдовские крестьяне, т.н. «Сомряки», купцы и торговцы, промышлявшие продажей мяса, куры, рыбы и яблок.
Храм-то этот «слепил глаз» завзятого атеиста, и само строение основательностью своей и вычурностью десятилетие контрастировало с хаосом «Рудника», который строился без проекта . – Срубы при шахтах наскоро становились один к другому, в ряд, и встык, как Бог на душу пошлет.
Тот же ДК до войны представлял груду скученных срубов, отчего видно было, что здание делали люди без всякого эстетического вкуса.
Самое унылое чувство посещает всякого, кто видит полуказарменного вида жилые строения на поселках, те же комсомольские «Дома-коммуны», в которых дисциплина была не на высоте, и где народ пытались приучать к какому-то общежитию, порядку и культуре. Не всегда это получалось на практике, о чем часто писала рудничная газета.
В малокультурной в принципе среде, на стройке, текучка кадров была огромной, и здесь бывшие городские жители соседствовали с местными крестьянами, от чего уклад жизни у них первоначально был разным.
Мужик-строитель с топором и теслом, с его деревенской фантазией и мерой, был очень и очень важен на начальном этапе возведения здесь улиц Горняков, Дорожной и ИТР.
Мало-помалу стали появляться новые строения из красного кирпича. Первоначально его делали из глины, но по мере добычи сланца и получения из него золы, в поселке выстроили «Силикатный завод» и он уже начал делать не слишком качественный кирпич серого цвета.
Начали было строить завод «Стройбитум», но помешала война. Все пришлось бросить, а что-то и уничтожить. 
Нет нигде на довоенных снимках снимков местного «Гдовлага», «зыки» которого из-за заборов пугали девчат пошлыми выкриками.
В Сланцах во множестве были военные, но их вы никогда не увидите на фотографиях. Сейчас это кажется странным, а в 1930-е гг. то было все под запретом. – Сказывалась во всем близость государственной границы. Снимать военных, военные объекты и зоны в СССР категорически запрещалось даже корреспондентам ТАСС.
Атеистический Ленинград в лице сланцевского «актива» настроился сразу против местного менталитета, который подразумевал крестьянство, богобоязненность, размеренность и порядок во всем. Так жили веками все русские на Гдовщине.
Только что в этих местах отгремела Германская, а затем Гражданская война, и Красная армия откинула захватчиков за пределы страны, как тут же новые ее правители отдают часть Северной Гдовщины вновь образованной Эстонии.
Эстонии отошло правобережное Принаровье с двумя десятками исконно русских деревень, где люди из Скамьи, Загривья, Криуш, Омута и Скарятиной Горы вдруг стали против своей воли подданными буржуазной Эстонии, а она «ни с того, ни с сего» вдруг начала русских… эстонизировать.
Большей глупости было невозможно придумать, но что было взять с молодого и неокрепшего государства? Оно не обладало и не обладает до сих пор зрелой политической культурой.
А вот почему вожди Советов вдруг стали отдавать Эстонии куски России, еще предстоит разобраться. – Очевидно, что им было не справиться с сепаратизмом прибалтов, через порты которых Ленин и Троцкий намеревались торговать с Европой.
Впоследствии через Таллин в массовом порядке пошли на вывоз ценности из России. – То же самое произошло и после «Аферы с Горбачевым», когда через таллинский порт ежедневно на запад уходили десятки эшелонов с сырьем и другим дефицитным товаром, который приглянулся в России европейским варварам.
На довоенных картах Принаровья вдруг появились какие-то «Кривассо» и «Омути» , и это были крайне непривычные для местного человека названия. – Он вообще плохо разбирался в большой политике.
Территориальные «уступки» большевиков Эстонии дошли до того, что они государственную границу провели на расстоянии 2-х верст по восточному берегу Чудского озера. Молодая республика эстов намеревалась впоследствии выстроить в правобережье т.н. «Дамбу», фактически – «Ледолом», который препятствовал бы образованию в озере больших льдин, которые в ледоход сносили тут все прибрежные строения и образовывали на реке в районе Омута большие заторы.
По свидетельству Ф.А. Чуркина, местного уроженца и краеведа, новости в его деревне Ужово когда-то ходили узнавать… на станцию Потрехново, а, стало быть, в Никольщине, тоже ходили узнавать их на станцию.
Кстати, местная станция в районе железнодорожного моста через Плюссу раньше называлась… «Гавриловское.
Саму же железную дорогу из Пскова на Гдов, и далее на Нарву через деревню Поля, построили без всякого на то «комсомольского надрыва» и «рвения», в самые наикратчайшие сроки, – в течении одного весенне-осеннего сезона 1916 г.
Это случилось как раз в ходе Первой Мировой бойни, по итогам которой царь Николай II благополучно потерял семейный свой трон, а в России последовательно одна за другой произошли в 1917 г. сразу две Революции.
Теперь этого царя провозгласили Святым, в то время, как это был всего лишь правитель-неудачник, который никогда не собирался править, слушал и много свою супругу, а в итоге не смог справиться с предателями вокруг себя и глобалистами в лице банкиров Запада и США.
Сначала в 1917 г. в стране грянула «Февральская (масонско-буржуазная) революция», а затем – «Великая Октябрьская революция». – Этим революциям, не секрет, активно помогали советом и деньгами банкиры Европы и Уолл-Стрита в США. Без их денег эти «Мероприятия» в принципе не были бы возможны, что ни говори.
У Троцкого на Уолл-Стрите был родственник-банкир по линии жены, а Свердлова банкиром был дядька. Вот так на самом деле обстояли дела в нашей стране. – Так мы тогда и жили, и сегодня политико-экономическая ситуация в стране запутана, дальше некуда.
Вновь созданный у нас класс олигархии целиком и полностью подчинен западу, и интересы его находятся по обе стороны границы, в то время, как интересы простого народа простираются только в пределах своей квартиры и небольшой дачи. И все.
Таким образом, вместо принятого сегодня термина «Великая Октябрьская революция» можно вполне говорить – «Великая Оранжевая революция», и это будет более точно и правильно.
Сами большевики события в России 1917 г. называли переворотом и не надеялись во вновь образованном государстве процарствовать долго.

Гавриловским в свое время называлось вполне респектабельное и замечательно красивое имение с прудом и островом в устье реки Кушелки, где барский ум и изыск измыслил еще в старое время каменную мельницу, которая во все времена была здесь незабываемым «Артефактом».
Здесь еще в XVIII в. был разбит парк и выстроен Винокуренный завод с башней, в которой местные помещики-землевладельцы очищали вино, фактически – «Гавриловскую» водку, собственно, очень похожую по технологии на Виски, до 35° – 40° крепости.
Местное вино, которое тут продавалось в специальной лавке, развозили по всей округе, и его как раз и пили обитатели всех этих мест, очевидно, что вплоть до середины XIX века. Еще делали вино в имениях Вейно, Кежово и Верхолянах, причем, кое-где его в середине означенного века делали очень и очень активно.
Делали здесь вино из смеси картофеля и зерна. Богатым вино гнали сугубо из зерна, а народу – из смеси картофеля и того же зерна.
Приезжая комсомолия практически свысока смотрела на местных провинциалов, которые редко выезжали за пределы прихода и околотка, где властью всегда был становой да полицейский приставы.
Те надзирали даже за тем, что скажет на проповеди местный батюшка. А еще они смотрели за тем, какие газеты этот самый батюшка получает из-за границы. – Был здесь и такой «прискорбный» случай, который для священника Николая Кузнецова кончился весьма и весьма плачевно.
На него в тот раз было инспирировано дело, которое сперва удалось «замять», но в 1917 г. полицейские собрали подписи местных прихожан, и опять на священника возбудили дело. В итоге он с семьей просто… сбежал из прихода. – Такие вот тут происходили непростые события.
Немногие из местных видели промышленный Питер, а те, что работали в Северной столице, ничего утешительного с собой не несли.
Революция и война привнесли в местный уклад раздор и кровавый раздрай. – Никольские богатеи способствовали тут расстрелу голытьбы, сочувствовавшей красным и большевикам . – Еще свежи были могилы на кладбищах Никольщины, которых тут всегда было два.
В левобережье Плюссы, на большой дороге из Гдова в Нарву в Б. Полях, был железнодорожный полустанок и железнодорожная станция в виде будки смотрителя. Еще там была дорожная станция с постоялым двором. Другой постоялый двор был в Подпорожке, и еще в Дедино двор был.
В Полях был телеграф, почта, и даже кузница у старого эстонского кладбища, на котором православных никогда не хоронили.
Когда в 1919 г. из-за Наровы на Поля и Никольщину налетел отряд белых, здесь много погибло воинов Красной армии. Их хоронили тогда на эстонском кладбище, в Полях, да только та братская могила после Великой Отечественной войны затерялась. Ее попросту уничтожили фашисты и их прихлебатели.
Уже новые жители «Рудника» стали на нем хоронить умерших, поскольку в 1930-е гг. старое Внехрамовое кладбище бл. Никольщины, на развилье дорог, пришлые в сумасшедшем раже – прикрыли. Хоронить на нем стало нельзя, и это вызвало лютую ненависть к властям.
С ненавистью в принципе местные относились к военным, которые были косвенными виновниками сноса отчих могил жителей деревень и Никольщины.
Могилки жители еще посещали, но хулиганы стали на кладбище крушить и ломать кресты и ограды, т.е. заниматься сугубым вандализмом и богохульством.
Сложилась в этих условиях нетерпимая атмосфера и в отношении «служителей культа». Об этом вы ничего не прочтете в «задорной» газете «Ударник сланца». – Город решили возводить без всякого «церковного мракобесия», – и возвели. – До сих пор черти крутят и местные власти, и несчастных жителей в Сланцах.
Практически сразу столичные архитекторы составили план развития города, который в 1934 г. получил статус «Комсомольской стройки». На плане почему-то не было места Св.-Никольскому храму. – На месте его планировали устроить круглую площадь, на которой должны были быть расположены новые учреждения.
С 1920-го года в двух верстах от Б. Полей вдруг построили пограничный кордон, и ровно такой же кордон выстроили около д. Гостицы. В поселок сланцестроителей одна за другой начали прибывать воинские части и тут же солдаты начали здесь возведение огромных казарм, которые в Сланцах до сего дня считаются большими сооружениями.
Со временем здесь разместится 552 стрелковый полк 191 стрелковой дивизии, история которого никем в Сланцах пока не описана, а казармы полка требуют перевода их в статус памятников истории.
В ближайшем поселении к Гостицам, во вновь образованном Демешкином Перевозе, начали так же большое военное строительство. Там тоже был выстроен Военный городок, строительство которого завершилось, очевидно, в 1938 г., о чем недвусмысленно вещует соответствующая дата на трубе котельной.
Тут выстроили большую казарму, столовую, клуб, дома офицеров и вспомогательных служб, и в итоге в Демешкино расположился 556-й стрелковый полк опять же 191 стрелковой дивизии. 

Сегодня проект «Всесоюзной сланцевой лаборатории» «приказал долго жить». «Город кировской мечты» погиб, а на его месте существует никому не нужный неперспективный городок, в котором население убывает с катастрофической быстротой. В нем даже поселок Б. Лучки не могут десятилетиями привести в порядок, а ведь он сам по себе представляет в совокупности – «Музей под открытым небом», возведенный здесь по единому градостроительному плану сразу же после войны.

  Кстати, редакторы в ней первое время менялись практически каждый месяц по нескольку раз. Видимо, когда-то эта должность в «Ударнике сланца» была чисто условной.
  События конца XX нач. XXI вв. показали, что Сланцы в новой России никому не нужны. – Многолетний эксперимент по добыче и использованию «Горючего камня» закончился крахом.
  В стране со временем создали Институт сланца. А до того его свойства изучали на опытных установках в некоторых учреждениях.
  Рогачев А.В. Великие стройки социализма. М. 2014.
  Храм Христа Спасителя. Википедия.

  Фотографии из фондов Сланцевского ИКМ.
  Сегодня на месте старого Внехрамового кладбища в Никольщине выстроены жилые дома и оборудована детская игровая площадка.
  Тогда и в Ленинграде храмы сносили один за одним, и в Москве ситуация была ровно такая же. Сам «Атеистический курс» насаждался Кремлем, а потому страна жила в обстановке тотального страха. В 1937 г. головы и вовсе полетели одна за другой, тысячами.


  Известно, что фашисты в годы войны проводили в своих лагерях бесчеловечные опыты по умерщвлению людей с помощью инъекций фенолом.
У нас же фенол благополучно всегда стекал в Плюссу, где сегодня уже нет никакой промысловой рыбы. – Раньше же здесь рыбу жители Полей ловили возами и отвозили на продажу в Нарву.
  Афонский Н.М. Сланцы. Л. 1964.
  Сегодня полномасштабного изображения С.М. Кирова нет на фото-стенде, что сооружен на Больничном Городке. – Стенд этот расположен у памятника «Шахтерская Слава». – Кто-то очень внимательно следил за тем, чтобы изображения Кирова здесь не было. – Так у нас в принципе «переформатируют» историю.
  Эти мощи были принесены в пог. Поля с Крестным ходом из Нарвы.
  Все говорит о том, что «Социальная революция» в России носила характер «Религиозной войны». И эта гипотеза не беспочвенна.

  Бывшие Криуши и Омут.
  Дорошенко А.Ю. «Плюсское притяжение». СПБ. 2016.


Рецензии