ДИП-15. Народный воспитатель Пушкин

Народный воспитатель Пушкин

После  (или во врем)  сговора с царем-вешателем Пушкин, предложивший власти свое перо первого поэта Империи на верную службу с принесением полного оммажа главфеодалу, сразу получил госзаказ – написание статьи «о воспитании юношества»…

Исполнять заказ поэт-пророк отправился назад в Михайловское ИТУ

После нескольких пинков графа Бенкендорфа пророк выдал на гора статью (служебную записку), заменив юношество на весь народ = «О народном воспитании»

Хотя исполнение заказа далось крайне трудно – Муза сего жанра поэту была незнакома, а его Эвтерпа не являлась даже когда он специально ездил играть в карты в Псков, -  к концу ноября власть была удовлетворена.  В СССР над аналогичным заказом (НИР на тему «Состояние и пути улучшения образования») горбился целый пед-НИИ, защитив на благо и пайку руководства попутно несколько диссертаций, включая три докторских

Чуть позже, вернувшийся в Москву и предложивший брак Софье Пушкиной, автор записки написал на квартире Зубкова свои Стансы… «В надежде славы и добра…» (22 декабря 1826 год. Москва у Зуб.<кова>) Опубл. впервые — в ж-ле «Московский вестник», 1828, часть 7, № 1, с. 3—4, без подписи (но в оглавлении указано авторство Пушкина). Эти стансы были поняты как измена прежним убеждениям и форма лести и Пушкин получил ярлык «Шпион правительства». Это заставило Пушкина написать стихотворение «Друзьям» (1828)

Вот некоторые фразы из этого мракобесной эпистолы, которую В.В.  Водовозов  окрестил как «„благонамеренное подличание", гения русской мысли, словесности и поэтики:
<<<
Не просвещению, сказано в высочайшем манифесте от 13-го июля 1826 года, но праздности ума, более вредной, чем праздность телесных сил, недостатку твердых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец — погибель. Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия.

(Недостаток просвещения и нравственности вовлек многих молодых людей в преступные заблуждения. Политические изменения, вынужденные у других народов силою обстоятельств и долговременным приготовлением, вдруг сделались у нас предметом замыслов и злонамеренных усилий.…мы увидели либеральные идеи необходимой вывеской хорошего воспитания, разговор исключительно политический; литературу (подавленную самой своенравною цензурою, превратившуюся в рукописные пасквили на правительство и возмутительные песни; наконец, и тайные общества, заговоры, замыслы более или менее кровавые и безумные)

В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопями, видит одни гнусные примеры, своевольничает или рабствует, не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести.  Воспитание в частных пансионах не многим лучше … Надлежит всеми средствами умножить невыгоды, сопряженные с оным (например, прибавить годы унтер-офицерства и первых гражданских чинов).

уничтожив или, по крайней мере, сильно затруднив воспитание частное, правительству легко будет заняться улучшением воспитания общественного.

Уничтожить экзамены. Итак (с такого-то году), молодой человек, не воспитанный в государственном училище, вступая в службу, не получает вперед никаких выгод и не имеет права требовать экзамена.

Должно обратить строгое внимание на рукописи, ходящие между воспитанниками. За найденную похабную рукопись положить тягчайшее наказание; за возмутительную — исключение из училища, но без дальнейшего гонения по службе:

Кадетские корпуса, рассадник офицеров русской армии, требуют физического преобразования, большого присмотра за нравами, кои находятся в самом гнусном запущении. Для сего нужна полиция, составленная из лучших воспитанников; доносы других должны быть оставлены без исследования и даже подвергаться наказанию; чрез сию полицию должны будут доходить и жалобы до начальства.

Преподавать гуманитарные науки надо так , чтобы «… не должно, чтоб республиканские идеи изумили воспитанников при вступлении в свет и имели для них прелесть новизны».

>>>

Итак, первое, что бросается в глаза, – Пушкин предлагает покончить решительно со всякой частностью … Все отдать под тотальный контроль государства, полиции и цензуры!   Читай – монархии.  Это поможет бороться сс ростками «декабризма»  = «удержать новые безумства, новые общественные бедствия»

Вот вам, фра, и Юрьев день от либертина  и борца за счастье трудового народа !

Поэтому Бродский и не упомянул учителя поэтики и народного воспитателя Пушкина в своей Нобелевской речи в 1987г


Рецензии