Роль снабжения на войне

Не раз и не два я делился материалами о лекциях историка Мирослава Морозова о действиях советского военно-морского флота на фронтах Великой Отечественной войны. Вы можете спросить, с чего я взял, что флот, т.е.  априори образование сугубо морское, может действовать на фронтах,  там, где воюют сухопутные армии. Но я не ошибся. Для нашей страны, державы континентальной, ведущей войны на суше, флот является второстепенной боевой частью вооруженных сил страны, и действует преимущественно в интересах армии и авиации, и лишь в случае необходимости, против военно-морского флота противника. Именно так это и было во время Великой Отечественной войны.

Главная и основная роль военно-морского флота была в обеспечении охраны коммуникаций, по которым на фронт поступали всевозможные запасы, без которых успешное действие армии и авиации невозможно.  А второй задачей флота является чинить препятствия противнику на вражеских коммуникациях снабжения. И волей не волей наш дальнейший разговор пойдет о логистике, как сейчас модно стало называть снабжение.  И здесь я хочу сделать небольшое отступление и отослать вас, уважаемые читатели, и послевоенному фильму  «Повесть о „Неистовом“», советскому  художественному фильму, снятому в 1947 году режиссёром Борисом Бабочкиным. На заставке фото из этого фильма.

В фильме рассказывается о боевом походе эскадренного миноносца «Неистовый» в Баренцевом море для сопровождения танкера. Действие фильма происходит летом 1943 года.

Коротко о самом фильме:
• Производство: «Мосфильм»
• Художественный фильм, односерийный, чёрно-белый.
• В роли эсминца «Неистовый» снимался лидер эсминцев «Баку».
• Съёмки фильма проводились в Полярном.

В главной роли командира эсминца капитана 2 ранга Никитина снялся сам режиссер, более известный как актер по  роли легендарного начдива Василия Ивановича Чапаева.  Нужно сказать, что Борис Бабочкин проявил себя и как талантливый  режиссер театра и кино.  Он верно уловил роль надводных кораблей Северного флота в годы войны. Именно эсминцы обеспечивали охрану конвоев союзников на ближних подступах к Мурманску и Архангельску,  портовых городов, куда поставлялись грузы, поступающие по ленд-лизу, т.е. вооружения, боеприпасы, продукты питания, редкие металлы, которые нужны были для производства вооружений уже на наших заводах.  Вроде как рутинная работа, когда наши боевые корабли охраняют суда с разными грузами от нападения самолетов и подводных лодок немцев в Баренцевом море.  Но когда наш эсминец отогнал подводные лодки немцев, которые выходили в торпедные атаки на танкер, и обеспечил доставку танкера с бензином для базирующихся на Новой Земле самолетов, это было маленькой, пока невидимой  победой. Но моряки «Неистового» увидели и большую, настоящую победу, когда летчики с Новой Земли на бензине, который к ним доставил танкер, взлетели и стали сбивать немецкие самолеты над кораблями Северного флота. А затем  моряки с «Неистового» и сами одержали победу, таранив немецкую подводную лодку в надводном положении, которую в тумане не проморгали сигнальщики «Неистового».

Многие читатели наверняка слышали о конвое PQ-17, большинство транспортов и танкеров которого потопили самолеты люфтваффе и подводные лодки Кригсмарине. Но это не вина нашего Северного флота, что не обеспечили конвой надлежащей охраной. Бросили конвой на разгром британцы, которые отозвали свои корабли охранения, когда узнали, что в море вышел огромный линкор немцев «Тирпиц» в сопровождении тяжелых крейсеров и эсминцев.  Но надводные корабли не добрались до судов конвоя, когда получили известие, что об их выходе узнали англичане, и вернулись в свои фиорды в Норвегии.  В общем, испугались друг друга  флотоводцы Британии и Германии.  Но конвой понес большие потери, и топливо, самолеты, танки, боеприпасы, которые везли как американские, так и английские и немного русских судов, так и не дошел до пункта назначения.  А ведь защита конвоя, т.е. транспортов и танкеров, есть важнейшая задачи кораблей  флота.

Именно корабли Черноморского флота обеспечили снабжение окруженных суши городов Одессу, Севастополь, и защитники этих городов-военно-береговых баз заставили держать вокруг себя большие армии немцев, которые не могли их перебросить на другие участки Восточного фронта и тем самым не дали немцам успешно завершить компании и 1941, и 1942 года.  Надводные корабли и даже подводные лодки подвозили боеприпасы, продукты, топливо, личный состав пополнений в эти окруженные города, и совершенно заслуженно и Одесса, и Севастополь, названы городами-героями.

Моряки воевали и на Волге, обеспечивали обороняющие город войска всем необходимым, несмотря на жестокие бомбардировки кораблей Волжской флотилии.  И потом, после разгрома немцев под Сталинградом, эта водная артерия по Волге обеспечивала доставку необходимых для ведения боевых действий и жизни людей, несмотря на попытки немцев бомбить и минировать акваторию реки в районе важнейших портов.  И потом, во время наступления Красной армии на запад, наши моряки обеспечили доставку на другие берега форсируемых рек свыше 1 миллиона бойцов РККА. Такие данные приводит историк Морозов, а он знает, о чем говорит.

Но действовал флот в интересах армии не только в нашей стране. Немецкий военно-морской флот участвовал не так много, разве что во время захвата Норвегии проявил как-то себя, хотя и количественно, и качественно уступал военно-морскому «его величества», т.е. Британии. Попытки использовать надводные корабли в качестве рейдеров против торговых судов и танкеров немцам удались лишь частично, потом им все труднее стало прорываться и на просторы Атлантического океана, да и конвои транспортов стали сопровождать  больше кораблей, включая линкоры и конвойные авианосцы.

Попытка немцев устроить голод и возмущение народных масс на Британских островах, устроить им блокаду с помощью  подводных лодок потерпело фиаско. И хотя немцы сумели построить за годы войны свыше 1100 новых подводных лодок, причем более совершенных, не помогло. На завершаемом этапе войны союзники топили больше субмарин, чем те торговых судов. Тут играла роль и падение уровня мастерства экипажей подводных лодок, и новые приемы конвоирования союзниками транспортов с ценными грузами, и  тактика «волчьих стай», которую использовали немецкие подводники, уже давала сбои.

Вообще целью военно-морских сражений являлась  попытка захватить флоту доминирующее положение в океане, чтобы обезопасить свои коммуникации.  Для Великобритании, расположенной на островах и имеющих заморские колонии, которые обеспечивали метрополию всем необходимым, иметь мощный флот было чрезвычайно важным. Для СССР, континентальной державы с огромными природными ресурсами, ВМФ не играл такой роли. Поэтому действия нашего флота в войне против немцев и их союзников были весьма ограничены.

А на Восточном фронте против СССР немцы вообще планировали никак не задействовать свой флот, но когда война затянулась против их ожиданий,  некоторые количество эсминцев продолжали обеспечивать свои коммуникации на севере, в Норвежском море, и на Балтике,  а на Черном море были задействованы лишь когда пришлось эвакуировать немецкие и румынские войска из Крыма, с чем они вполне успешно справились.  Справлялись они со снабжением своих окруженных и прижатых к берегам Балтийского моря больших группировок в Курляндии, в районе Кенигсберга и Данцигской бухты.  Нашему флоту, блокированному все годы войны в восточной части Финского залива, нечего было противопоставить весьма серьезному количеству  кораблей Кригсмарине в западной части Балтики.  Два броненосца, два тяжелых крейсера и три флотилии эсминцев, одну из которых они перевели из Норвегии, поддерживали огнем артиллерии главного калибра окруженные войска, и наносили большие потери армиям РККА. Действующие в Балтике 5-6 наших субмарин и около 40 торпедных катеров не могли  нарушить коммуникации немцев, снабжавших свои окруженные войска, разве что морская авиация наносила урон транспортам Кригсмарине, но она была весьма немногочисленна, хотя потопление около 40% всех действующих на коммуникациях противника транспортов весьма солидный вклад в победу на Балтике. Но вот атаки наших бомбардировщиков и штурмовиков на стреляющие по нашим войсками броненосцы и тяжелые крейсера были неудачны, да и погодные условия были в большинстве дней неблагоприятные. Как говорили, нелетная погода.

И немцы прекратили эти обстрелы только тогда, когда кончились боеприпасы и топливо, чтобы корабли могли выходить из портов на позиции для обстрелов побережья. Ведь заводы Германии, Чехословакии уже не выпускали то, в чем немцы нуждались.  По мнению Морозова, наши сухопутные командиры не в полной мере оценили необходимость нарушить морские коммуникации противника, как это было сделано под Сталинградом.  Тогда рейд танков Баданова на Тацинскую, где базировалась транспортная авиация люфтваффе, нарушил и так тонкую ниточку снабжения окруженной армии Паулюса.

А нуждались немцы  в боеприпасах, продовольствии, медикаментах,  в топливе, в ГСМ.  Уже когда войска маршалов Жукова и Конева начали штурм Берлина, Гитлер держал в Венгрии свои лучшие бронетанковые дивизии. Почему, спросите? Да потому что в Венгрии остались последние нефтяные скважины, которые могли обеспечивать войска вермахта нефтью и её производными, этой кровью войны, как образно назвал кто-то из политиков.

В советское время было популярным утверждение, что вся Европа работала на Гитлера. Так ли это? Ответ дает информация в книге бывшего генерал-майора вермахта Б. Мюллер-Гиллебранда «Справочник. Сухопутная армия Германии. 1933-1945 гг.», где имеется подробная информация о немецкой промышленности и использовании ресурсов захваченных стран.

Согласно справочника, немцы стали включать ресурсы и промышленность оккупированных стран практически сразу же, причем не от "хорошей жизни" - у немцев было мало ресурсов. За наступающими войсками следовали офицеры связи военно-промышленного штаба при штабах армий и военно-хозяйственные отряды, которые сразу же обследовали промышленные предприятия, организовывали их охрану. Спустя некоторое время их сменяли более компетентные военно-экономические органы, которые имели задачу обеспечить использование этих предприятий и ресурсов. После победы над Польшей уже в течение октября-ноября 1939 г. на этой территории были созданы органы, находящиеся в подчинении военно-экономической инспекции при штабе командующего войсками на Востоке. Эти мероприятия постепенно давали результаты. Так перед французской кампанией 1940 г. немцы использовали для своих заводов 100 тыс. т черных металлов, полученных из Чехии и Польше.

27 апреля 1940 г. был создан военно-экономический штаб "Норвегия", 27 мая 1940 г. - "Дания", в июне 1940 г. - "Голландия" и "Бельгия", а позднее "Франция" и "Париж". Эти штабы докладывали, что в оккупированных стран ценного и на что способно местное производство.

После французской кампании на службу немцам были поставлена вся французская промышленность, включая производство автомобилей. По немецким данным на 1941 г. не менее 88 пехотных дивизий, 3 моторизованных пехотных дивизий и 1 танковая дивизия были оснащены преимущественно новыми французскими и трофейными (французскими и чешскими) легковыми и грузовыми автомобилями. К этим трофейным автомобилям автозаводы, находящиеся на оккупированных территориях, выпускали запчасти.

Для понимания - в немецкой пехотной дивизии (включая ее тыловые подразделения) состояло 500-600 грузовых и 300-400 легковых автомобилей, а в танковой дивизии - 1400 грузовых и более 550 легковых автомобилей. Выходит, что речь идет о десятках тысяч автомобилей, которые были выпущены на французских и чешских автозаводах или для которых эти заводы выпускали запчасти и расходные материалы.

Кроме автомобилей, немцы всю войну использовали бронетехнику (танки, САУ и различные бронемашины), выпущенные чехами, после включения Чехии в Протекторат Богемия и Моравия (вошел в состав Рейха). Чехи на заводе «ВММ» в Праге выпустили солидное количество бронетехники. Так по САУ выпуска 1939-1945 гг. чешские САУ разного типа составляли 20 % (4741 единица) от общего производства немецких САУ, а если рассматривать чешские танки, САУ и бронемашины совместно, то за период 1939-1945 гг. они составляли 12,5 % (или 6636 единиц) от общего числа немецкой бронетехники, выпущенной во время Второй Мировой войны. Причем, по слухам, после войны чехи заявляли, что работали на немцев в знак протеста "в черных рубашках".

Кроме чехов, небольшое производство бронетехники для нужд немецкой армии было у французов. По неполным данным трофеями немцев во французской кампании 1940 г. стали более 2 тыс. танков «Гочкисс», «Рено», «Сомуа» и других (без учета устаревших «Рено» FT-17), а также еще более 300 бронетранспортеров «Лоррен», несколько сот «Рено» UE и около 250 бронеавтомобилей «Панар-178». Французская промышленность новых танков не производила, но занялась восстановлением некоторого количества этих танков (и выпуска для них запчастей) для немецких охранных подразделений и учебных частей, а также переделкой в различные САУ. По немецким данным на 3 мая 1943 г. в армии состояло на вооружении около 700 французских танков и САУ на их базе.

Серьезным вкладом европейской промышленности были поставки сырья. Всего в 1940 г. из оккупированных западных стран по данным Управления военной экономики и промышленности Германия получила:
- меди: 135 тыс. т
- свинца: 20 тыс. т
- олово: 9,5 тыс. т
- никеля: 9 тыс. т
- алюминия: 9 тыс. т
- бензина: 363 тыс. т
- дизельного горючего: 65 тыс. т
- авиационного бензина: 220 тыс. т
- жидкого топлива: 150 тыс. т.
К этим данным стоит добавить поставки по металлам из нейтральной Швеции, а по горюче-смазочным материалам - поставки из союзной Румынии. Кстати, через нейтральные Швецию и Швейцарию немцы могли покупать дефицитные станки для своей промышленности. Кстати, до 1941 г. поставки зерна шли из СССР (тоже европейская страна!). К середине войны Турция поставляла хром, Португалия - вольфрам, Финляндия - медь, никель и лес.

Еще не стоит забывать о присоединенных к Рейху и не учитываемых нигде Протекторату Богемия и Моравия (Чехия), а также бывших французских областях Эльзасе и Лотарингии, которые были богаты углем и являлись металлургической базой Франции до ее поражения в кампании 1940 г.

Мюллер-Гиллебранд пишет, что начало усиленной эксплуатации в 1940 г. промышленности оккупированных стран, наконец, только в 1941 г. дало значительные результаты, как раз при вторжении в СССР. На конец 1941 г. военные заказы в Нидерландах составили на сумму 921 млн. марок, в Бельгии - 558 млн. марок, в Северной Франции - 209 млн. марок, а в остальной Франции - 3,1 млрд. марок.

На 1 октября 1942 г. немецкими вооруженными силами были распределены заказы на суммы в следующие страны:
- Франция: 1,9 млрд. марок
- Нидерланды: 634 млн. марок
- Генерал-губернаторство (Польша): 525 млн. марок
- Бельгия: 484 млн. марок
- Дания: 123 млн. марок
- Норвегия: 89 млн. марок
- Сербия: 14 млн. марок
- Греция: 8 млн. марок.
За период с 1 января по 30 сентября 1942 г. из оккупированных областей было по таким заказам было поставлено:
- оружия: 89 млн. марок
- боеприпасы: 120 млн. марок
- автомашины: 298 млн. марок
- суда: 399 млн. марок
- самолеты: 858 млн. марок
- имущество связи: 146 млн. марок
- оптические приборы: 31 млн. марок
- обмундирование и снаряжение: 379 млн. марок
- машины промышленные: 196 млн. марок
- различное военное имущество: 133 млн. марок
- инструменты: 414 млн. марок
- прочее имущество: 190 млн. марок.
Чтобы оценить солидные цифры в немецких марках, надо сказать, что цена танка «Пантера» составляла 130 тыс. рейхсмарок. Таким образом, условно на французский военный заказ только на 1942 г. в 1,9 млрд. марок можно было купить более 14 тыс. танков «Пантера» (!).

Не стоит думать, что Франция и другие оккупированные страны особо зарабатывала на немецких заказах. Во-первых, европейцы отрабатывали громадный долг по репарациям, во-вторых, немцы установили принудительный выгодный для себя курс рейхсмарки к валютам побежденных европейских стран, поэтому европейцы даже если и получали рейхсмарки, то это были "фантики".

Таким образом, старое советское утверждение, что вся побежденная Европа работала на фашистскую Германию, вполне справедливо. Кстати, не будем забывать, что немцы использовали большое количество иностранцев в промышленности внутри Рейха. В 1940 г. в Германии на нужды войны использовалось 823 тыс. иностранных рабочих (итальянцы, поляки, французы и др.) и 347 тыс. военнопленных (в основном французов). После оккупации нашей территории угонять на работы в Германию стали всех мужчин и женщин трудоспособного возраста, которые работали и на заводах, и на полях Германии.

Но вернемся к снабжению воинских частей на поле боя.  Конечно, поддерживать коммуникации на суше проще, чем на воде.  Но в условиях недостаточной механизации войск и это непросто. Ведь пехотинцы и вермахта, и Красной армии передвигались пешком.  А многие грузы перевозились с помощью конной тяги, на телегах. У немцев телеги были на рессорах, на широких колесах, для европейского театра войны с их хорошими дорогами подходили. Да и лошади-тяжеловозы типа першеронов только и могли тащить эти телеги. Пока эти сухопутные коммуникации были не такие протяженные, немцы могли поддерживать в наступающих войсках нужный уровень обеспечения боеприпасов, продовольствия, ГСМ.  Но столкнувшись с ожесточенным сопротивлением наших войск, которого не было ни в Польше, ни в Западной Европе, а потом с распутицей, в грязи которой вязли их телеги, и доставка необходимых грузов оказалось трудной, пришлось немцам возить их на  наших телегах с узкими колесами, которые резали грязь, и она не налипала на колеса. Пригодились и наши лошаденки, не такие прихотливые, как першероны, которым требовалось обеспечить теплую ночевку.

Так немцы оказались и без теплой одежды, и без нужных смазок в зимних условиях суровой зимы в России.  Не собирались они воевать с СССР до зимних холодов. Да и доставлять все из Европы под Москву и Сталинград оказалось очень непросто, особенно если партизаны регулярно нарушали железнодорожное сообщение, по сути, единственную возможность обеспечения войск вермахта всем необходимым.

Современные историки правильно понимают принятые в самом начале войны решения своего признанного вождя Сталина, обладающего огромным горизонтом планирования. И  Елена Прудникова, и Алексей Исаев говорят о том, что именно они спасли нашу страну, когда на неё напал враг, который хотел уничтожить, стереть с лица земли 30 миллионов граждан Советского Союза.  Это решение о призыве в армию сразу 14 возрастов советских граждан, а также решение о перемещении на восток свыше 1,5 тысяч промышленных предприятий оборонной промышленности, вместе с 10 миллионами рабочих и инженеров,  чтобы там наладить выпуск танков, самолетов, пушек, минометов, стрелкового оружия. Именно эти, призванные в армию в июне 1941 года, новые дивизии нанесли поражение немцами под Москвой уже в декабре, а с помощью оружия, выпускаемого на эвакуированных на восток заводах, была выиграна Курская битва и началось изгнание захватчиков с нашей земли.

Считается, что армия может выиграть сражение, а вот войны выиграет страна, государство, в которой армия и тыл составляет единое целое. 
Почему была проиграна русско-японская война 1905 года? По целому ряду причин,  причем она вообще не должна была начаться, потому что у России не было интересов в Корее. И командование не отличалось талантами. Но главным было плохое снабжение русской армии. Командующий Куропаткин говорил: «Дайте мне вторую колею на Транссибе, и я выиграю войну».  Слишком далеко находилась армия от центра России, где все нужное для войны производилось.

И Первая мировая война была проиграна Россией по той же причине – отсутствия  государственных интересов в этой войне и недостаточного снабжения.  Воевали за интересы Антанты – Британии и Франции в первую очередь. Боеприпасов было заготовлено всего на 6 месяцев войны. Немцы стреляли по нашим позициям в несколько раз больше, чем мы по ним – не хватало снарядов, да и пушек тоже.  И за просчеты властей России платили своей кровью солдаты, вчерашние крестьяне.

Россия проиграла эту войну, потому что тыл не был со своей армией, люди на фронте и в тылу не знали, за что они воюют.  А российская элита тех лет воевала за себя, поэтому и заставили императора отречься от престола, и даже командующие фронтами предали своего верховного главнокомандующего, кем стал с 1916 года Николая II. 

А Великую Отечественную войну выиграли и солдаты на фронтах, и весь народ в тылу, который делал все для победы.  И полководцы не предали своего Верховного Сталина, потому что знали, что они воюют за самый справедливый в истории человечества строй,  который показал им свет в конце туннеля.

Поэтому для страны Советов, окруженной со всех сторон врагами, жизненно необходимым было проведение и коллективизации, чтобы попытаться накормить народ, и проведение индустриализации, чтобы начать самим выпускать нужное вооружение, а не тратить золото на его покупку за границей, как делало царское правительство. И культурная революция была нужна, чтобы появились в нужном количестве свои офицеры, инженеры, врачи, учителя.  И строить не только там, где много жило людей, но и осваивать просторы Сибири и Дальнего Востока.  Поэтому появился совершенно новый город на Амуре, и там были построены два важных оборонных объекта – судостроительный и авиационный заводы и многие другое, имеющее двойное значение, как тот же завод «Амурсталь», выпускающий металл для нужды как военных, так и гражданских.  И таких примеров можно приводить массу. 

Нашей стране удалось за десять лет пробежать расстояние в своем развитии, которые западные страны прошли на 50-100 лет. Не всё успели сделать, были и ошибки, просчеты, потери, но ведь и строили социализм впервые в мире.  Знали, что Германия рано или поздно нападет на СССР, об этом написал еще почти 20 лет назад фюрер Германии Адольф Гитлер в своей  книге «Майн Кампф». Жизненное пространство для Германии он видел только на востоке.

А вот как отнеслись бонзы Третьего рейха к войне за мировое господство. Хотя они мечтали об этом, но знали – за океаном растет монстр, с которым не так просто можно справиться.  А вот крупнейшие западные страны – Британия, Франция и США стремились натравить Германию на СССР, чтобы покончить  с «коммунистической заразой».  Для этого предпринимались усилия по вооружению Германии, закрывали глаза на нарушения немцами версальского договора 1918 года (оккупация Рейнской области, аншлюс Австрии, рост вермахта и увеличение военно-морского флота).

Далее был заключен договор в Мюнхене, которым Германии подарили Судеты, область Чехословакии, населенную преимущественно немцами.  А когда весной 1939 года Германия оккупировала всю Чехословакию, разделив её самостоятельную Словакию и протекторат Чехии и Моравии под управлением Германии. Но мировой войны оставалось полгода. Но все попытки Советского Союза сформировать антигитлеровский союз в Францией и Англией были бесплодны. Чтобы не остаться один на один с вооруженными силами капиталистического мира, был заключен договор о ненападении, более известный как пакт Молотова-Риббентропа.  А 1 сентября началась Вторая мировая война.  Как прошли первые 2 года её, у меня немало написано.

Но сегодня речь идет о другой стороне войны, о том, как вооружения всех покоренных стран Европы оказалось в немецком вермахте, как рабочие Чехии ударно трудились на производстве боеприпасов и других вооружений для нужд Германии.  Но немцы очень не по-хозяйски обошлись со станками, которые вывозились в Германию из Франции. Они их просто не устанавливали в цехах, и те ржавели под открытым небом.

Но промышленность Германии была настолько хорошо развита, и на заводах трудились рабочие, угнанные из стран Европы и из СССР, что больше всего немцы выпустили оружия в 1944 году, когда территория Германии уже подвергалась бомбардировкам авиации союзников.  Но если в СССР на заводах трудились женщины, подростки и лишь самые квалифицированные рабочие, немецкие женщины на производстве не работали.  Так что победа в войне была достигнута общими усилиями фронта и тыла, всей Великой страны под названием Советский Союз. Увы, после смерти Сталина достойной ему замены не нашлось, и все завоевания Октября канули в Лету.  Обидно и нашему поколению, а еще больше нашим предкам, которые и защитили нашу страну от врага, стремящегося превратить наш народ в рабов.


Рецензии