10 причин не связываться с изд-вом Ромм и сыновья

Уважаемые авторы!

Наверняка почти каждый из вас задумывался над изданием собственной книги, многие перешли от размышлений к делу и действительно опубликовали свои произведения в печатном виде. Благо, в наше время выпустить небольшой тираж можно за вполне приемлемую сумму. Но выбрать для этой цели достойное издательство, предлагающее адекватные условия для автора, – дело непростое, учитывая, сколько в наше время организаций предлагает услуги по подготовке и печати художественных книг. Рекламировать какие-либо издательства я не стану, а вот предостеречь от проблем, с которыми авторы имеют большие шансы столкнуться при работе с издательским домом «Ромм и сыновья» (сокращённо ИД «РиС») считаю необходимым. Само собой, куда отдавать рукопись, решать только вам, но если вы цените свои нервы и время, если не хотите дождаться выхода своей книги, пребывая в жёлтом доме, то связываться с издательским домом «РиС» я не рекомендую. И вот почему.
Предыстория моего взаимодействия с упомянутой организацией такова. Лет 8 назад существовало издательство «Эра», которое весьма качественно и быстро выпустило мой первый сборник стихов. Но вскоре после этого оно распалось на два издательства (не знаю, насколько независимых), в одном из которых ключевой фигурой и стал Михаил Ромм. Он запустил сайт «Литературное имя» (к слову, со множеством неэффективных механизмов «продвижения» и довольно запутанной системой «рейтингов»), где предложил авторам, контакты которых у него имелись, опубликовать свои произведения. Как вы догадались, я тоже оказался в их числе и причин не попробовать не увидел.
Через некоторое время по чистой случайности мне посчастливилось (как сначала казалось), выиграть в одном из конкурсов сайта некоторую сумму, которую я мог потратить на издание своего сборника произведений. Поскольку параметры моей книги (тираж, количество страниц) не укладывались в сумму выигрыша, то разницу я должен был доплатить – вполне справедливое условие.
Стоит отметить, что исходную версию макета книги я подготовил самостоятельно, также, как и взял на себя функции корректора, хотя мог бы этого и не делать – данные работы входили в список услуг, предоставляемых ИД «РиС» по договору. Но, так или иначе, объём работы для издательства я сократил, - думалось мне по наивности.
Теперь, когда я в общих чертах обрисовал начальные условия сотрудничества с издательством Ромма, обещанные 10 причин не связываться с ним.
1. Нарушение сроков договора.
Договор был заключён на 6 месяцев. Правда, с условием, что в этот период не входит время, в течение которого автор проверяет макет, обложку и т.д. Без учёта этого времени издательство выполнило работы за 8,5 месяцев – значительное превышение оговоренного срока налицо. В итоге, книгу на руки я получил через 13 месяцев после предоставления издательству готового (!) макета и перечисления предоплаты. Подчеркну – от ИД «РиС» требовалось только разработать обложку и напечатать тираж. Для сравнения: такая же по объёму книга моей супруги, выпущенная другим издательством, вышла через 1,5 месяца после отправки мной готового макета (при том, что тираж у неё в 1,5 раза больше).
2. Расплывчатые условия договора.
К сожалению, на формулировки некоторых положений договора я обратил внимание только после того, как начались проблемы. Поскольку опирался на положительный опыт работы с «Эрой», забыв, что теперь это уже другое издательство. Впрочем, кто же мог предположить, что впереди ждёт столько «подводных камней»?! В частности, не указываются даты исполнения договора в виде календарного плана (только сроки, для подтверждения которых приходится обращаться к переписке по e-mail, так что ни в коем случае не удаляйте никакие письма от издательства). Это позволяет сотрудникам ИД «РиС» крайне неэффективно распоряжаться временем, выделенным на выполнение работ. Так, в моём случае только на разработку обложки ушло почти 3 месяца (для книги супруги другое издательство подготовило обложку за неделю с небольшим и ДО подписания договора!). При этом параллельно издательством «РиС» не велось никаких работ по макету (как оказалось, по мнению издательства, они требовались, хотя я был убеждён в обратном, ведь уже выслал готовый макет).
3. Внесение изменений в макет и договор без согласования с автором.
Так вот, после утверждения обложки я ожидал, что книга в скором времени отправится в печать. Но снова жестоко ошибся. Потому что, как выяснилось только ещё через месяц, издательство по собственной инициативе решило переделать макет, причём с нуля и без моего ведома. Оказалось, что формат у моего варианта не соответствует размерам книг, которые они выпускают в рамках данного конкурса. Опять же, для сравнения: макет, подготовленный мной для книги супруги, тоже несколько отличался от требований её издательства, о чём (в отличие от ИД «РиС»), они оперативно сообщили, и я внёс исправления за один вечер (не будучи профессиональным верстальщиком, которые в издательстве Ромма занимались этим месяц!).
4. Непрофессиональные и невнимательные сотрудники.
Теперь о качестве переделанного макета. Собственно, достаточно сказать, что на исправление ошибок, которые появились в результате переделки, ушло (сколько бы вы думали?) 5,5 месяцев! При том, что, опять же, самостоятельно я мог внести эти исправления за один вечер, но по техническим причинам (несовпадение версий моего ПО и программы издательства) не имел возможности это сделать. Ошибки, допущенные издательством при перевёрстывании, вполне однозначно указывают на уровень грамотности и внимательности верстальщицы. Так, в некоторых случаях две короткие строки она, недолго думая, разместила в одной строке, объяснив это до ужаса просто – иначе не помещается на страницу! (в моей версии почему-то всё прекрасно помещалось). В других случаях, наоборот, произвольно разделила строку на две, нарушив тем самым рифму. Неоднократно в новой версии встречался перенос половины строфы на следующую страницу (что, на мой взгляд, весьма непрофессионально и, опять же, в моём варианте такого не было). Раздел «От автора» почему-то стал называться «Об авторе», также обнаружилось множество отличий от авторской версии по форматированию. В одном из вариантов макета почему-то оказалось на 3 страницы меньше, а непосредственно перед печатью мне прислали неверный вариант обложки. После того, как я указал на это, издательство попросило меня выслать им (!) правильный вариант. И ещё один показательный случай: в ответ на мой очередной постраничный (!) список того, что и где нужно исправить, я получил подобный ответ: «просим уточнить, что именно нужно исправить на 158 странице». Вроде бы, нормальный вопрос? Да, если бы в моём списке речь шла не о 185 странице! Думаю, вполне достаточно, чтобы составить общее мнение о «профессионализме» сотрудников издательства Михаила Ромма.
5. Смешные причины задержек.
Итак, только на исправление собственных ошибок издательство потратило 5,5 месяцев из 6-ти по договору. Но, может, напрасно я их критикую и у сотрудников были веские причины для таких задержек? Отнюдь. Вот что в разное время писал мне по этому поводу сам Ромм. Сначала у сотрудников была большая загруженность (хотя, почему это меня должно волновать, непонятно). Потом оказалось, что дизайнер не выходит на связь (!) – при том, что от дизайнера на тот момент уже ничего не зависело, т.к. обложка была готова. Одновременно с этим выяснилось, что у верстальщицы в частном доме провалилась крыша, и залило ноутбук с рабочими файлами (это моя любимая отговорка). Т.е., судя по всему, рабочие файлы хранятся не на офисных компьютерах, а на одном-единственном домашнем ноутбуке одного-единственного сотрудника. Далее были попытки апеллировать к мнимым «форс-мажорным обстоятельствам». Ромм пробовал приплести и коронавирус (хотя договор был заключён через год после большого карантина 2020 года, и все организации уже давно работали в штатном режиме. Кроме того, раз верстальщица работает из дома, то причём тут вообще пандемия?), и даже события на Украине пытался выставить как форс-мажор. Причём, выглядело это так, как будто отговорки придумываются по принципу «давайте попробуем, вдруг это прокатит». Потому что после того, как я одной-двумя фразами в письме доказывал, что ни вирус, ни политика в данном случае не могут быть сочтены за особые обстоятельства, вместо хотя бы попыток опровержения получал в ответ письмо с абсолютно новой, но столь же смешной отговоркой («Чёрт, не прокатило! Срочно придумываем что-то другое!»). Более того, при упоминании событий на Украине, Ромм, можно сказать, сам признал факт превышения сроков работ, написав, что «в сложившихся обстоятельствах, думаю, 1,5 месяца – не такая уж большая задержка» (только не дописал – ждали же год, так перебьётесь, подождёте ещё).
6. Произвольное изменение условий оплаты.
На сайте издательства изначально было указано, что оплату издательских услуг пользователи сайта могут осуществить с помощью виртуальной валюты, которая начисляется за различные виды активности на сайте. И Ромм даже сам это подтвердил в одном из писем, правда, с оговоркой, что, оказывается, оплатить таким способом можно не любую сумму, а только 5% от суммы договора. «Что ж, тоже неплохо», - подумалось мне. На том, вроде бы и сошлись, я отправил остаток с учётом того, что 5% будут списаны в виде баллов, и вдруг получаю письмо от Ромма: «А что у нас со второй частью оплаты?». В ответ на моё напоминание о том, что вся оговоренная сумма уже давно переведена, получаю ответ: «Вы не можете ничего оплачивать баллами, поскольку не являетесь автором на сайте!». Поясню: по терминологии сайта не каждый, кто опубликовал свои произведения, достоин называться автором. Пока человек не наберёт 1000 баллов очередном «рейтинге», он имеет унизительное звание практически бесправного «кандидата в авторы». Когда я указал Ромму на то, что на сайте об ограничениях оплаты баллами нет ни слова, он «переобулся» на ходу, опять же, фактически признав свою ошибку, и прислал мне письмо со скриншотами, где даже отчитался передо мной, что изменил условия на сайте. Возвращаясь к пункту 2, отмечу, что в договоре о способах оплаты не было сказано ничего, что позволило издательству произвольно изменить условия в свою пользу.
7. Выжимание денег из любой ситуации.
Упомянутые в предыдущем пункте 5% составляли 1400 рублей. Но этой суммы для ИД «РиС» оказалось достаточно, чтобы по ходу дела переиграть условия сотрудничества. К слову, я пытался предложить издательству компенсировать задержку работ доставкой книг за их счёт (изначально этого условия в договоре не было). Если бы Ромм согласился, то инцидент был бы исчерпан, и я бы даже не стал распространять подробности о том, почему издательский дом Ромма теперь вызывает у меня исключительно негативные эмоции. Сумма доставки была менее 3000 рублей – думаю, для серьёзного издательства такая компенсация была бы сущим пустяком по сравнению с репутацией. Вот именно, что для серьёзного, а мы ведь говорим об ИД «РиС». Кстати, опять же для сравнения – главный редактор издательства, выпустившего книгу моей супруги, сам лично, подчеркну – по собственной инициативе – сообщил о том, что доставку они сделают за свой счёт прямо до квартиры. По-моему, разница в отношении к заказчику очевидна. Потому что из реакции Ромма на моё предложение можно сделать вполне однозначный вывод – пара тысяч деревянных для Ромма дороже, чем собственная репутация и «рейтинг» (которые он так любит) собственной организации. Зато, когда книга была готова, мне, как ни в чём не бывало, предложили варианты продвижения моей книги, разумеется, за дополнительную оплату (кроме т.н. «Базового», который был указан в договоре). И разумеется, я отказался, причём, даже от бесплатного «Базового» варианта (кроме передачи 16 экземпляров в Книжную палату), поскольку больше нет желания иметь ничего общего с этим издательством.
8. Игнорирование условий договора.
Скорее всего, если вы дочитали до этого пункта, то у вас уже сложилось некоторое представление о том, как в ИД «РиС» относятся к собственным обязательствам. Это касается не только тех условий, которые указаны на сайте и юридически ни к чему не обязывают, но и к официальному документу под названием «Договор». После печати тиража был заключён дополнительный договор по продвижению книги – это для отправки 16 экземпляров в Книжную палату. По его условиям, издательство обязуется передать книги в течение месяца. На момент публикации данной статьи прошло ДВА месяца, но никакого подтверждения того, что книги действительно переданы, я до сих пор не получил, хотя и запрашивал скан соответствующего документа. Мои многочисленные напоминания о том, что все мыслимые сроки выполнения работ уже давно прошли, что никакие работы по изменению макета не согласовывались со мной (см. п. 3) и прочие указания на несоответствие договору приводили к: см. пункт 9.
9. Агрессивное общение
Через некоторое время пребывания на сайте Ромма «Литературное имя» становится понятным отношение его создателей к авторам. Впрочем, прошу прощения, к кандидатам в авторы, ведь, как я писал ранее, чтобы заслужить место в списке «авторов» недостаточно опубликовать собственные произведения. Сам Ромм со своим сыном, естественно, в этом списке присутствуют – а что им мешает накрутить себе требуемый рейтинг по принципу «мой сайт – что хочу, то и ворочу»? Кроме того, баллов к вашему «рейтингу» (прошу прощения за очередное употребление этого неприличного слова) прибавится тем больше, чем более маститый «автор» оставит отзыв на ваше произведение. Казалось бы, есть в такой системе некое рациональное зерно, но тонкость в том, что отзывы авторов, у которых собственный «рейтинг» низкий, ни на чуть не увеличивают ваши баллы. Т.е., будь вы хоть трижды гениальным писателем, ваше мнение (да и вы сами) – ничто, ноль без палочки, пока не достигнете определённого уровня. Будучи пользователем сайта можно и не обращать внимание на такие почти умело завуалированные «мелочи», и привёл я их здесь только для полноты картины. Зато истинное отношение к автору весьма недвусмысленно проявляется в личной переписке с Роммом. До тех пор, пока я платил деньги и не предъявлял претензий, я был «уважаемый Александр». Но едва замолвил слово о компенсации в виде доставки тиража за счёт издательства, я почти сразу перестал быть «уважаемым», а характер общения со мной стал весьма агрессивным: в переписке промелькнули такие фразы: «Имейте совесть! Вы и так оплачиваете только половину суммы» и «А ничего, что половину суммы оплатили за вас…» (имелось ввиду, что часть оплаты идёт за счёт выигрыша, но должен отметить, что об этом в договоре не было ни слова! Сумму, на которую был заключён договор я перевёл полностью, даже приняв произвольные изменения условий оплаты – см. п. 6). Равно, как не было в договоре и фразы о том, что поскольку часть услуг оплачивается выигрышем, издательство имеет право растягивать работу на неограниченно долгое время и перекраивать макет, игнорируя авторское форматирование. В любом случае, согласитесь, на деловую переписку приведённые реплики мало похожи.
10. Странность со складом
Таким образом, пройдя в течение года перечисленные девять кругов ада, я решил, что пора бы получить тираж на руки, а уж потом разбираться в юридических тонкостях. Ведь кто знает, что ещё взбредёт в голову Ромму и его сотрудникам – не ровен час и вовсе не увижу собственную книгу. Но сотрудники издательства «Ромм и сыновья» - настоящие профессионалы. По созданию абсурдных и юридически неоднозначных ситуаций. Им ничего не стоило изобрести и круг десятый. В письме о готовности тиража Ромм написал, что книги находятся на складе в Беляево. Но при этом добавил, что лучше всё-таки уточнить местонахождение книг у некого Вячеслава, при общении с которым выяснилось, что на самом деле все мои книги находятся – где бы вы думали? – барабанная дробь! – у него дома! Причём, это совершенно в другом конце Москвы. Как, а главное, почему, на каком основании все эти экземпляры испарились со склада и попали домой к частному лицу, так и осталось загадкой.

Разумеется, на основании только моего неудачного опыта издания книги в ИД «РиС» вовсе не следует, что все остальные авторы непременно столкнутся с теми же трудностями. Вполне возможно, что кто-то из вас, напротив, восторгается профессионализмом и качеством работы сотрудников этого издательства. В таком случае примите мои искренние поздравления – похоже, вам здорово повезло.
Если у вас был положительный или такой же, как у меня, отрицательный опыт взаимодействия с ИД "РиС", поделитесь этим в комментариях.

И всё же, если издательство отнеслось столь неуважительно к одному автору, то где гарантии, что нечто подобное не случится с вами?


Рецензии