09. 1938 - 12. 1939. Сланцевский битумный завод
Сланцевский битумный завод
Из личного дела А.Е. Филиппова известно, что он совсем недолго с 09.1938 по 12.1939 гг. работал на «Сланцевском Битумном заводе», после чего ушел добровольцем на Финскую войну, ход которой в нашей исторической науке освящается недостаточно:
«Сланцевский битумный завод / мастер конденсации / 09.1938 – 12.1939 / уход на фронт» .
О заводе «Стройбитум» в Сланцах впервые предпринял исследование В.В. Иванов, и изложил его в своей книге «Cланцы» в 1988 г. Оно в принципе осталось единственным на сегодняшний день.
Краеведы старшего поколения об этом производстве поминали вскользь, а работать с большим объемом документов у них не было возможности. – И практики работы с документами у них было мало.
Вот же, что писал по этому поводу Иванов:
«В 1940 году были введены в эксплуатацию железная дорога Сланцы – Ленинград и первая очередь сланце¬перерабатывающего завода «Стройбитум». Его строи¬тельство было начато в 1936 году на местной сырьевой базе – сланце. В ту пору ленинградские ученые самостоятельно и оригинально решили главные проблемы химической технологии горючих сланцев. В 1931 – 1933 годах инженеры-химики Н.М. Попов, В.П. Цибасов и М.И. Подклетнов в лаборатории Института газа и искусственного жидкого топлива разработали технологию получения бытового газа. Здесь же ставили опыты по получению из сланца моторного топлива и химических продуктов. На опытном заводе этого института были построены в натуральную величину и успешно испытаны камерная печь, туннельная печь для переработки сланцев, газогенератор с жидким шлакоудалением.
Организатором опытно-промышленных и проектных работ по созданию процесса сланцепереработки в газо¬генераторных печах был профессор Ленинградского хи¬мико-технологического института имени Ленсовета Б.К. Климов. При термической обработке, то есть при нагреве, сланец начинает разлагаться. Минеральная его часть выделяет воду, углекислый газ, а также золу, органическая часть, или кероген, при нагревании выделяет парогазовую смесь, которая при охлаждении конденсируется в смолы (тяжелую и легкую), воду, содержащую фенолы, при этом образуется также кокс. Теоретически вроде бы ясно, но как будет обстоять дело на практике, тогда ответить было нелегко. В 30-е годы отечественных разработок было мало, сведений об эстонской сланцеперерабатывающей промышленности тоже недоставало, поскольку Эстония в состав СССР не входила. Б.К. Климов решил создать газогенераторную печь с технологическим процессом, близким к процессу в туннельных печах. Главный инженер проекта завода «Стройбитум» В.И. Даниленко так характеризовал эту технологию: «По образному выражению профессора Б.К. Климова, надо было горизонтальную туннельную печь поставить вертикально и получить в результате такси трансформации трехзонную газогенераторную печь». Но среди специалистов единого мнения о трехзонной печи не было: а вдруг вся эта затея приведет к спеканию массы сланца в газогенераторе? На все вопросы ответить должны были опыты.
В июле – ноябре 1936 года на торфококсовальном заводе при станции Редкино Октябрьской железной дороги такие опыты состоялись. В июле переработали 400 тонн сланца, в ноябре – уже 600. Опыты показали, что ни спекания и образования «козлов», ни битуминизации не произошло. Было принято решение о срочном строительстве Гдовского сланцеперерабатывающего и битумного завода. Заказчиком выступало Главное управление шоссейных дорог.
Уже в августе 1936 года комиссия под руководством профессора Б.К. Климова, в которую входили также профессор В.А. Ланин, инженеры В.И. Даниленко и Г. Бакинов, выбрала площадку для строительства. Для проектно-изыскательских работ было создано бюро. Летом 1937 года началось строительство. Первая опытно-промышленная печь была подготовлена и опробована в., октябре 1939 года, после чего состоялись пробные пуски. Еще два пуска были проведены на следующий год. За второй пуск – с 11 мая по 15 июня было переработано 2700 тонн сланца. Полученную при опытно-промышленных испытаниях сланцевую смолу в срочном порядке переработали на автобензин. На первом советском сланцевом бензине состоялся автопробег Ленинград – Москва» .
К сожалению, текст В.В. Иванова, написанный в 1980-х гг., не мог отразить все реалии строительства битумного производства. На практике все обстояло иначе.
Проверяющие стройку находили в деле многие недостатки, что было отображено в секретных документах, которые стали доступны сегодня. Известно, что к строительству «Стройбитума» привлекались заключенные т.н. «Гдовлага» , и чем следует рассказать особо и освятить проблему в другом месте .
«1940 – Гдовлаг – Гдовский ИТЛ [Исправительно-трудовой лагерь].
Существовал: с 24 августа 1940 года по 28 июня 1941 года.
Виды деятельности заключённых: строительство Гдовского сланцеперегонного и битумного заводов.
Занимаемая местность: станция Сланцы Ленинградской железной дороги.
Численность заключенных:
11.40 – 1849;
01.01.41 – 1990,
15.06.41 – 3175» .
Процесс получения битума из сланца описан в интернете, а на СПЗ «Сланцы» Битумный цех был введен в строй конкретно в 1960-е гг., а до войны это сделать не успели, и битумные установки были еще толком не опробованы:
«Обычно получение битумных материалов из сланцев производится путем нагрева измельченного сланца до 360 – 400° с добавкой сланцевой смолы 10 – 20%.
Существуют также способы получения битумных материалов из сланцев без добавки смолы, но вследствие сложности процесса обогащения сланцев и потребности в сложном оборудовании они не нашли на практике применения.
Предлагаемый способ получения дорожных битумов из сланцев путем битумизации их не требует применения смолы и допускает приготовление битума в обычных смесительных установках, применяемых в дорожном строительстве.
Отличительная особенность предлагаемого способа состоит в том, что, с целью получения битума с минимальным содержанием минеральных веществ, битумизации подвергается сланец, обогащенный путем флотации.
Процесс получения битумов для дорожных покрытий осуществляется следующим образом: мелкоизмельченный сланец с содержанием 30 – 35% органической массы (среднее в прибалтийских сланцах) смешивается со сланцем, обогащенным до содержания 85% органической массы. Смесь с содержанием 50 – 55%, органической массы загружается в печи для битумизации, например во вращающуюся опытную печь ВНИИПС.
Обогащение сланца осуществляется по способу флотации, что дает битум с меньшим содержанием минеральной части в виде микроскопических частиц, оставшихся при флотации. При работе по предлагаемому способу значительно упрощается аппаратура, полностью отпадает необходимость в сооружении устройства для подачи в печь жидкой смолы и упрощается устройство для загрузки топлива в печь».
ЦГАИПД. Ф. 24. Оп. 121. Д. 347. 27.05.1952 – 02.09.1954. С. 4 об.
Иванов В.В. Новая точка на карте // Сланцы. Л. 1988. С. 66 – 68.
ЦГАИПД. Ф. Р-1356Л. О. 1. Д. 6. 01.04.1941 – 30.04.1941.
ЦГАИПД. Ф. 24. Оп. 2в. Св. 930. Д. 4271. 07.04.1940 – 12.09.1940. Партийный архив Ленинградского ОК и ГК ВКП (б). Особый сектор. II часть. Докладные записки Комиссии Советского Контроля при СНК СССР и другая переписка о состоянии животноводства в совхозах свиноводтрестов, о ходе строительства Гдовского сланцеперегонного и Битумного завода и завода № 270…
http://www.defree.ru/publications/p01/p27.htm
Свидетельство о публикации №222071600999