Верхняя, 63
Рассказ
Как-то раз, не так давно, ехал я в командировку в Воронеж. На одном из заводов стояло наше опытное оборудование, в котором они никак не могли разобраться без нашей квалификационной помощи. За неполных два года чуть ли уже не всё наше КБ перебывало там, и теперь пришла, наконец- то, моя очередь
На месте мне надлежало быть в понедельник, а поскольку от Москвы туда езды всего одна ночь, то лучше всего было бы выехать в воскресенье. Но стоял благодатный июль, полчища сумасшедших отпускников осаждали билетные кассы, так что, когда мне случайно подвернулся билет на субботу, то я обрадовался этому необыкновенно – подумаешь, один лишний день проведу в командировке!
Поезд отходил поздно вечером, так что меня никто не провожал. Езжу я редко, к дороге я не привык, а потому, боясь опоздать, уже за час до отхода был на Казанском вокзале. Я позвонил домой, пожелал всем спокойной ночи и, подхватив свою нетяжёлую дорожную сумку, вышел прогуляться на улицу.
Уже совсем стемнело, моросил тёплый дождик, и по мокрому асфальту широкой Комсомольской площади сновали туда сюда светлые и длинные лучи автомобильных фар. К вокзальному подъезду подкатывали такси, высаживая пассажиров, отягощённых чемоданами, рюкзаками, а то и просто авоськами со столичной провизией.
Из одной машины вылез высокий крупный мужчина лет сорока, сорока пяти, одетый в молодёжную курточку и джинсы, с модной сумкой, перекинутой через плечо, на которой красовался ковбой, и было написано не по-нашему что-то загадочно-влекущее. Он галантно протянул руку в раскрытую дверцу и помог высадиться из такси высокой стройной девушке, такой же модной, как и он, но только в два раза моложе.
- Спасибо! До свидания! – попрощался он с водителем.
- Счастливо доехать! Спасибо! – крикнул тот в ответ, и по его вежливому тону, столь непривычному для гордых водителей такси, я понял, что пассажир изрядно отвалил ему сверх положенной нормы.
Мужчина посмотрел на часы и, взяв под-руку свою спутницу, направился в здание вокзала. Когда они проходили мимо меня, я услышал, как он сказал ей:
- Лёлечка, лапонька, ты иди, уже поздно, я буду беспокоиться.
- Нет, нет, Коля, я хочу посадить тебя на поезд. Ты не волнуйся, мне же только выйти из метро и я уже дома.
Когда она назвала его Колей, Я был несколько озадачен, если не сказать больше, потому что по первому впечатлению они походили на отца с дочерью.
Постояв немного на улице, надышавшись свежего воздуха, я вернулся на вокзал и снова увидел их. Ни на кого не обращая внимания, как будто в огромном зале ожидания кроме них никого не было, они ходили взад-вперёд, нежно обнявшись о чём-то влюбленно воркуя. Остальные пассажиры с любопытством разглядывали их – некоторые с ухмылочкой, другие же с явным недоброжелательством и осуждением. Одна толстая восточная женщина, которая сидела, растопырившись, на своих чемоданах, говорила возмущённо, глядя им вслед:
- Тьфу ты, какая гадость! И чего только в вашей Москве не увидишь!
Сидевший напротив молодой парень в защитного цвета робе и с многочисленными надписями на спине, говорившими о явной его принадлежности к студенческим стройотрядам, возразил ей:
- Ну, это вы зря, мамаша! По двум отщепенцам ещё нельзя судить о всей Москве. Есть ещё Москва комсомольская, Москва студенческая. Вот вы бы побывали на молодёжных вечерах в нашем институте!
Походив немного туда, сюда, возмутитель спокойствия оставил свою юную спутницу возле газетного киоска, а сам широким шагом направился в сторону туалета. Расставаясь даже на эти несколько коротких минут, они обменялись воздушным поцелуем, что дало повод восточной женщине снова проворчать:
- О-хо-хо! Ну и ну!
Потом я встал в очередь к буфетной стойке и потерял их из виду – наверное, он всё-таки уговорил её возвратиться домой, потому что было уже поздно.
Когда я вошёл в своё купе то, прежде всего, увидел его. Он сидел, всё ещё не снимая с плеча своей модной сумки с ковбоем, и каким-то тоскующим взглядом смотрел за окно. Здесь же находились ещё дед с бабкой, так что с моим приходом купе заполнилось полностью. Я поздоровался и сел на свободное место рядом с бабкой.
- Сынок, - обратилась она ко мне, - ты не уступишь местечко моему старику, а то ему наверх не забраться.
- Глафира, обратно встреваешь! – строгим голосом сказал дед, - Вот возьму и назло тебе наверх полезу.
- О! О! О! Больно напужал! – насмешливо закудахтала бабка.
Дабы прекратить семейный спор и не дать ему разрастись в дорожное происшествие, я поспешил сказать, обращаясь к деду:
- Ну, конечно, оставайтесь внизу, я наверху даже больше люблю ездить.
- Ну, спасибо тебе, сынок, выручил! – обрадовалась бабка, - И ведь куда только смотрела билетёрша, когда билет выписывала! Из человека, можно сказать, уже песок сыплется, а она его на голубятню загоняет!
- Глафира! – снова проговорил строгим голосом дед.
Я незаметно подмигнул своему «знакомому», сидящему напротив, на что он совершенно не прореагировал – наверное, разлука со своей юной подругой подействовала на него удручающе, и всё на свете было ему теперь абсолютно безразлично. Только сейчас рассмотрев его как следует, я неожиданно обратил внимание, что брови у него изрядно подкрашены. В сочетании с остальными аномалиями, которые я ещё раньше в нём подметил, это дало мне основание заподозрить в нём артиста.
До отхода поезда оставалось ещё минут пятнадцать-двадцать.
Артист посмотрел на часы и вдруг, вскочив с места, куда-то убежал, оставив на наше попечение свою ковбойскую сумку. Едва за ним закрылась дверь, бабка сказала, обращаясь к нам, то есть ко мне и своему деду:
- Видать артист – вишь, раскрашенный-то, как яйцо на Пасху.
- Нонче все красятся, и артисты и трактористы, - резонно возразил дед.
- Так то молодёжь, а этому сычу, небось, уже под пятьдесят.
- Так уж и пятьдесят! – опять возразил дед, - Да он не старше нашего Гришки.
- Ха-ха-ха! – насмешливо покачала головой бабка, - Да Гришка перед ним ещё огурчик.
- Гришка за нашей Манькой никаких забот не знает, да и ты ещё у них в прислугах всю жизнь проходила, вот он и смотрится моложавее своих лет. А у этого, видать, жизнь покруче была, оттого и морщин поболе.
Наверное, мои попутчики ещё долго спорили бы на эту тему, но тут вернулся и сам герой этого спора, держа в каждой руке по два пломбира. Он поставил их на столик и сказал, обращаясь к нам всем:
- Угощайтесь!
- Да ты чего это, сынок, надумал! – сказала для приличия бабка.
- Ладно тебе, Глафира! – вставил дед, - Не назад же ему теперь несть. Так что поблагодарствуй и ешь на здоровье.
С этими словами дед первым взял со столика своё мороженое, а потом уж и мы с доброжелательством и в благодарность за мороженое сочли своим долгом развлечь его приятной беседой.
- Вишь, ты, дождик с утра заладил, - сказала она, обращаясь как будто бы к нам ко всем, но, глядя при этом исключительно только на артиста, который с прежним скучающим видом смотрел за окно и грыз своё мороженое.
Тот, как и следовало ожидать, ничего не ответил, и бабка продолжила на свой страх и риск:
- А так-то лето нонче доброе, яблоки, должно, вызреют отменные.
Тут как раз поезд тронулся, и мы трое – дед, бабка и я – заговорили о погоде, об урожае и о прочих дорожных вещах. И только артист сидел по-прежнему ко всему равнодушный и не принимал в нашей беседе никакого участия, хотя бабка, державшая нить разговора в своих руках, не спускала с него глаз и обращалась преимущественно к нему.
Покончив со своим мороженым, бабка обтёрла губы концом цветастой, но давно уже полинявшей, косынки и сказала, обращаясь уже прямо к артисту:
- Ну, спасибо, сынок, угодил!
Тот в ответ слегка улыбнулся, обнажив при этом на редкость белые и ровные зубы, как мне показалось, явно искусственного происхождения. Эта его полуулыбка вдохновила бабку на интимность, и она спросила:
- Сынок, а ты, чай, артист будешь?
- Да, я актёр,- оживлённо ответил наш попутчик и назвал один из московских театров, в котором он работает.
Бабка восхищённо покачала головой, немного помолчала и снова решилась спросить:
- Трудно, небось, артистом быть?
- Адский труд! – ответил тот, для пущей выразительности закатывая глаза и явно радуясь тому, что его здесь понимают, - Прежде всего, наш труд труден с физической точки зрения: утром репетиции, вечером спектакли. Случается, что с утра до вечера проходишь голодный, а когда возвращаешься домой, то вообще уже не до еды, думаешь только о том, как бы побыстрее до постели добраться… А сколько трудностей чисто в творческом плане! Мучительное вживание в роль, бесконечная потребность перевоплощения. Подчас приходится играть роли, совершенно не соответствующие твоему амплуа. Эта несовместимость совершенно убивает, парализует. Но играть ты всё равно должен, потому что ты актёр… А извечный конфликт между актёром и режиссёром!.. Наконец, творческая неудовлетворённость самим собой, когда хочется всё бросить и переквалифицироваться в домоуправа, как говорил Остап Бендер…
Артист сопровождал свою речь профессиональными жестами и мимикой, достигая при этом того поразительного эффекта, что каждому из нас начинало казаться, будто он обращается к нему одному, хотя на самом деле он обращался ко всем сразу. Совершенно неожиданно он поднялся с места и, извинившись за то, что прервал свой рассказ, вышел из купе.
Через пару минут он вернулся и сказал раздражённо:
- Безобразие! До сих пор туалет закрыт.
- Откроют, дай срок, - успокоила его бабка.
И действительно, сразу вслед за этим из тамбура послышался насмешливый голос проводницы:
- Кому там невтерпёж? Идите – открыла.
Артист снова покинул нас. Бабка, уважительно глядя ему вслед, сказала:
- Надо бы его фамилию спросить, может по телевизору покажут.
- Покажут, тогда и узнаем, - заметил в ответ дед, - А зазря нечего в душу лезть.
Артист быстро вернулся и продолжал:
А ведь в детстве я и не помышлял об актёрской карьере. В школе моим любимым предметом была математика. Я лучше всех в классе решал задачи и даже не сомневался, что из меня выйдет большой учёный…
- Ах ты, Господи! – не удержалась бабка, не спуская с него глаз.
- Но, как назло, - продолжал рассказчик, - в седьмом классе к нам перевёлся из другой школы один мальчишка. Он тоже очень любил математику и решал задачки не хуже меня, хотя, конечно, и не лучше… и, представляете себе, через какое-то время это соперничество меня доконало. Я рассудил, что если уж в нашем классе нашёлся такой, который ни в чём мне не уступает, то сколько же таких доморощенных гениев бродит по белу свету! Так что я совершенно забросил свою мечту, решив стать кем угодно, только не математиком.
- Ах ты, Господи! – сочувственно вздохнула бабка.
- Всяко в жизни бывает, - отозвался дед, - Мне в молодые годы тоже один перешёл дорогу.
- Это ты кого же имеешь в виду? – настороженно взвилась бабка, - Уж не Володьку ли Колоскова? Царство ему небесное!
- А хотя бы и его! – как-то чересчур уж лихо и неосторожно ответил дед и, тут же уже жалел о сказанном, с некоторой опаской поглядел на подругу своей жизни.
И действительно, услышав его ответ, бабка презрительно засмеялась и поглядела на нас с артистом, как бы призывая нас в свидетели. А затем сказала с явной обидой и возмущением в голосе:
- И - эх! Дожил до таких лет, а ума не набрался! Да ежели бы он тебе уступил эту кикимору, тебя бы сейчас и в живых-то не было. Ведь она опосля его ещё двух уходила, а уж на что здоровые мужики были – не чета тебе!
- Да это я так сказал, к примеру, - ответил дед каким-то непривычным для себя виноватым голосом.
- К примеру! Знаю я тебя, старый селадон! – всё никак не могла успокоиться бабка, - А ежели она ещё хоть раз курей своих запустит ко мне в огород, всем головы поотрываю! Так и передай своей кикиморе.
В купе вошла проводница и, пристроившись с краю рядом с бабкой, стала собирать у нас билеты и рассовывать по кармашкам своей сумки.
- До Воронежа едете? – спросила она у меня и, получила утвердительный ответ, обратилась к артисту: - И вы до Воронежа?
- Так точно! – ответил он, пожирая взглядом молоденькую проводницу, - Помните картину «Возвращение блудного сына»? Так это я, с той лишь разницей…
- Это вы своей жене рассказывайте всякие побасенки. А мне некогда вас слушать, я на работе нахожусь, - сердито перебила его проводница и спросила у деда с бабкой: - А вы до Мичуринска?
- До Мичуринска, милая, до Мичуринска, - торопливо проговорила бабка, - Ты нас тогда разбудишь, ежели ненароком соснём?
- Разбужу, бабуся, не волнуйтесь, спите спокойно, ответила проводница и, собрав у нас билеты, ушла.
- Ну, дед, давай на боковую, - сказала бабка и стала укладываться.
Артист, почувствовав, наверное, что мы мешаем старикам, достал пачку «Явы» и какую-то диковинную зажигалку и спросил у меня:
- Не желаете составить мне компанию?
Я согласно кивнул, и мы пошли курить в тамбур. Вообще-то я не курю, так только балуюсь от случая к случаю, когда делать нечего. Одно время начал, было, всерьёз, но тут как раз подвернулась мне статья о вреде курения, и я, устрашившись, бросил.
В тамбуре было так же жарко, как и в купе, так что я приоткрыл окно.
- А вы сами воронежский? – поинтересовался я.
- Был когда-то, - ответил он, вздыхая, - А сейчас еду туда отдохнуть от этой суеты сует. Так вышло, что подряд пять вечеров я не занят в спектаклях, и главреж отпустил меня на пару деньков…
В этот момент из туалета, вблизи которого мы курили, вышла молодая женщина в дорожном брючном костюме с перекинутым через руку платьем. Артист проводил её долгим оценивающим взглядом и поспешил в освободившийся туалет.
- Проклятая слабость, не могу долго терпеть, - сказал он, выходя оттуда и виновато улыбаясь, - Если бы ни это, я, возможно, давно бы уже стал вторым Смоктуновским. Мне не раз предлагали заглавные роли, но я не в состоянии выстоять на сцене больше пятнадцати минут. А ведь зритель не станет ждать, пока Гамлет или Отелло побегут за сцену помочиться.
Он сожалеюще улыбнулся, затянулся сигаретой и стал смотреть в окно, где наплывали из темноты подмосковные поля и леса. Здесь дождя не было, и небо стояло чистым и звёздным.
- Рассказать анекдот? – спросил он и, не дожидаясь моего согласия, принялся рассказывать один за другим.
Когда мы вернулись в купе, старики уже спали. Дед разбросался во сне и скинул на пол одеяло. Артист подобрал его и бережно укрыл старика. Мы разделись, залезли на свои верхние полки и пожелали друг другу спокойной ночи.
Проснулся я оттого, что мне что-то брызнуло в лицо. Я подумал, что, наверное, окно прикрыто неплотно, а на улице дождь. Но оказалось, что окно закрыто хорошо, а небо по-прежнему было чистым, усеянным звёздами. Поезд стоял на станции, и наш вагон находился как раз напротив здания вокзала, где вверху крупными буквами было написано «Мичуринск».
Я посмотрел вниз и увидел бабку. Дед вместе с вещами уже ушёл, а она ещё на минутку задержалась. Она держала в руках какую-то бутылочку и, поливая себе на ладонь, брызгала на артиста, который спал, повернувшись к стене. Эти брызги и попали мне в лицо.
Со сна я не сразу сообразил, зачем она это делает, а когда догадался, её уже и след простыл. Бабка кропила своего кумира святой водой, которую, наверное, всегда держала при себе на всякий случай. Она верила, что это священнодействие предохранит артиста от возможного сглаза, болезней и всех прочих напастей.
Когда я проснулся утром, артист сидел уже одетый на нижней полке и смотрел в окно.
- Смотрите, уже Графская! – сказал он восхищённо, узнавая родные места.
Я оделся, мы с ним покурили, и всю оставшуюся дорогу он мне рассказывал анекдоты, которых знал видимо-невидимо. Правда, некоторые были из вчерашнего цикла, но я, чтобы не обидеть его, старался не замечать этого.
В Воронеже я никогда не был, а потому прощаясь со своим спутником, спросил:
- Где тут гостиница?
- У нас их много, - ответил он и в свою очередь спросил удивлённо: - А вы разве не в Воронеже живёте?
Узнав, что я впервые в этом городе, он сочувственно покачал головой:
- Боюсь, вам туго придётся. Сейчас лето, все гостиницы переполнены. А, тем более, сегодня воскресенье.
Это я и без него знал. Конечно, завтра завод, куда я приехал, позаботится о моём жилье. Но сегодня мне наверняка не удастся устроиться и, скорее всего, придётся провести эту ночь в гостиничном холле или даже на вокзале, что, в общем-то, одно и то же. Артист посмотрел на меня задумчиво и вдруг предложил:
- Пойдёмте со мной. Там свой дом, так что места всем хватит.
- А вы к родителям приехали? – спросил я.
- Да нет, родителей у меня уже нет в живых. Это… Это мои очень хорошие друзья.
Мне было не совсем удобно принимать его предложение, но перспектива провести ночь на стуле тоже была из малоприятных, так что я не стал спорить. Прежде, чем мы вышли из вокзала, он, конечно же, забежал в туалет и вышел оттуда каким-то неузнаваемым, каким-то новым. Я пригляделся и понял, что он смыл краску с бровей.
- Ну, я готов!- сказал он с такой радостью, как будто бы, освободившись от бровей, он тем самым освободился ото всех тягот жизни, - Если вы не против, давайте немного пройдёмся пешком, как раз посмотрите наш город. А потом сядем на автобус.
Я согласился, и мы неторопливо пошли центром города.
По короткой и прямой улице Мира мы вышли на главную улицу Воронежа, Проспект Революции. Стояло ещё раннее утро, и прохожих было мало. Артист впивался взглядом в каждого из них, очевидно, ожидая встретить кого-нибудь из своих прежних знакомых. Когда, пройдя по всему Проспекту и так никого и не встретив, мы сели в автобус, он сказал мне, печально ухмыльнувшись:
- Так меня всегда тянет в Воронеж, а приеду – грустно становится. Бывало идёшь по улице и на каждом шагу знакомых встречаешь, а сейчас никого, чужой город!
Он нахмурился, отвернулся и, уставившись безжизненным взглядом в окно, больше уже за всю дорогу не сказал ни слова.
После центральной части города с её современной архитектурой даже не верилось, что в Воронеже могли сохраниться районы сельского типа. Проехав всего минут пятнадцать – двадцать, мы вышли из автобуса и оказались среди приземистых деревянных домишек, огороженных ненадёжными досчатыми заборчиками, за которыми цвели яблони и вишни, и слышался собачий лай.
- Этот район раньше назывался «Чижовкой» и славился своим хулиганьём, - пояснил артист и, закрыв глаза и остановившись, принялся с наслаждением вдыхать чистый ароматный воздух, совсем не такой, как в центре.
Он повёл меня куда-то вниз, потом вверх – как мне показалось, по каким-то буеракам и оврагам, по которым я не хаживал уже давным давно, хотя на самом деле это была самая обычная улица, каких тысячи и тысячи по всей России. Беспокойно кудахтая, нам перебежала дорогу курица, и артист, подражая ей, тоже весело закудахтал, да причём с такой удивительной точностью и мастерством, что курица в ответ разразилась целой руладой, озираясь по сторонам в поисках своей товарки.
Скоро мы подошли к чистенькому домику, видно, недавно отштукатуренному, который стоял на пригорке.
- Здесь, - сказал мой спутник, останавливаясь перед калиткой. А затем, улыбнувшись какой-то прямо по-детски счастливой улыбкой, прочитал шёпотом, как заклинание, адрес, выведенный на стене чётко и крупно оранжевой охрой: - Верхняя, 63.
Он осторожно заглянул сквозь щель в калитке и, увидев там кого-то, разулыбался, раскраснелся, стал поправлять воротничок рубашки. Повернувшись ко мне, он приложил палец к губам, давая таким образом понять, чтобы до поры до времени я не выдавал нашего присутствия, а затем сам наклонил мою голову к щели. Во дворе возле дома средних лет женщина стирала бельё, поставив корыто на две табуретки. Была она крепко сбитой, прочной, в домашнем сарафане, который открывал сильные налитые руки. Возле неё крутились два мальчика, лет десяти, семи. Они бегали вокруг матери за маленькой дворовой собачкой, грозясь опрокинуть стирку.
- Владик, кому я сказала? Хватит! – ругалась мать, - Мишка, сейчас по заднице надаю!.. Жучка, пошла отсюда, а то сейчас у меня схлопочешь!
Но хотя она говорила всё это как будто бы очень сердитым голосом, выражение её круглого лица оставалось неизменно добродушным, а потому ни дети, ни даже Жучка, совершенно не боялись её, продолжая резвиться в своё удовольствие. Артист взирал на всё это с восторженным умилением и ежесекундно, поглядывая на меня, как бы призывая меня разделить с ним этот восторг.
- Знаете что, - сказал он, наконец, - Войдите первым и спросите: Коля Емельянов здесь живёт?
- А кто это? – не сразу догадался я.
- Так это я и есть!- ответил он, как будто бы даже несколько обиженный тем, что никогда не слышал этой фамилии.
Я послушно взялся за ручку калитки, собираясь выполнить эту нехитрую просьбу, но он меня вдруг остановил.
- Нет, так они сразу догадаются, что я здесь. Лучше спросите, не сдаётся ли мол, здесь комната?
Я опять было сделал шаг вперёд, но он меня снова остановил:
- Подождите! Лучше сделаем по-другому.
Он снял с плеча свою сумку и достал оттуда две детских карнавальных маски, одна из которых изображала медведя, а другая – крокодила. «Медведя» он надел себе на голову, а «Крокодила» протянул мне:
- Надевайте!
Мне, по правде сказать, не очень хотелось дурачиться перед незнакомыми людьми, но для него вся эта нелепая комедия имела, видимо, какой-то непостижимый для меня смысл, а потому было неловко отказывать ему. Молча надел маску и застыл в ожидании дальнейших распоряжений.
- Ну, пошли! – прошептал он, подталкивая меня вперёд. Но в последний момент его что-то снова остановило, и он торопливо схватил меня за рукав: - Подождите! Давайте поменяемся масками.
- А не всё ли равно! – сказал я, начиная уже испытывать явную антипатию к своему спутнику и благодетелю.
- Я вам потом объясню, - ответил он, смущённо и заискивающе улыбнувшись.
Я раздражённо пожал плечами, и мы с ним поменялись масками, а, следовательно, и ролями, после чего он, наконец-то распахнул калитку. Забывая, что он уже не медведь, а крокодил, артист угрожающе заревел басом и, по-медвежьи переваливаясь с боку на бок, пошёл на обитателей дома. Жучка испуганно отскочила на безопасное расстояние и оттуда принялась облаивать нас. Но её хозяева оказались более проницательными и сразу догадались, кто перед ними.
- Папа Коля! – радостно взвизгнул Мишка, младший, бросаясь навстречу артисту.
- Папа Коля! – так же радостно вскрикнул его брат, делая то же самое.
Они оба повисли на артисте, стянули с него маску, и он, увешанный ими, как Лаокоон змеями, пошёл навстречу хозяйке дома.
Она оторвалась от стирки, распрямилась и, радостно улыбаясь, поспешно поправляла растрепавшиеся волосы. Они расцеловались, и артист представил меня:
- Мария, знакомься, это мой попутчик и друг.
Пока мы с хозяйкой представлялись друг другу, Владик, старший, успел залезть к артисту в сумку и, не обнаружив там ничего интересного, спросил с некоторой тревогой в голосе:
- Папа Коля, а что ты нам привёз?
- А вот… маски, - ответил тот несколько смущённо.
- И всё? – разочарованно протянул мальчик. Артист виновато развёл руками:
- Увы, я сейчас не при деньгах.
- Да ну тебя! Всегда ты не при деньгах! – притворяясь рассерженным, махнул рукой Владик.
Тем временем его брат, завладев двумя масками, бросился в дом, оглашая его радостными криками:
- Папка! Нинка! Смотрите, что нам папа Коля привёз!
Из дома выбежала девушка лет шестнадцати и, восторженно взвизгнув, бросилась навстречу гостю. За ней показался в дверях хозяин дома, своей солидной комплекцией, а так же и добродушием, очень похожий на жену. Он вышел в одних трусах, но завидев постороннего, постеснялся показываться на глаза в таком виде и снова скрылся за дверью. Через пару минут он вышел уже одетый, застёгивая на ходу брючные пуговицы. Они с артистом обнялись, а потом долго хлопали друг друга по спине и дружески толкались, как бы не в силах оторваться один от другого.
- Папа Коля, - спросил Владик, - А вы с папкой будете сегодня играть?
Этот вопрос навёл младшего брата на ту же мысль, и он спросил то же самое:
- Папа Коля, а вы с папкой будете сегодня играть представление?
- Ладно уж, сыграем, раз вам так хочется, - охотно согласился артист и обратился к хозяину дома: - Сыграем, Лёша?
- Обязательно! – радостно ответил тот, - А ты чего привёз?
- «Гамлета» привёз, - сказал артист каким-то особенно торжественным голосом.
Мария с явным осуждением посмотрела на мужа и сказала сердито:
- Алексей! Ну ладно ребята, они ещё не разумные. Но ты то взрослый человек, а туда же! Николай, небось, в своей Москве до смерти устал от этих представлений, ему передохнуть надо…
- Ничего, ничего, мать, я не устал, - успокоил её артист, ласково обнимая за плечи, - Надо же потешить ребят.
Потоптавшись ещё немного во дворе, мы все, включая сюда и Жучку, пошли в дом. Причём, Жучка, чувствуя себя несколько виноватой за то, что не сразу узнала дорогого гостя, теперь не отходила от него, беспрерывно виляя хвостом, а он в ответ ласково трепал её по шерсти.
Через сени мы прошли в горницу со следами недавней уборки. Подоконники украшали многочисленные плошки с растениями, а стены были увешаны семейными портретами. Я пригляделся и рассмотрел, что по большей части это были изображения моего спутника в различных ролях. А на двух или трёх фотографиях он был снят в компании с известными артистами. Заметив, что я рассматриваю фотографии, ко мне подскочил Владик и сказал с гордостью:
- Это наш папа Коля.
Когда схлынула первая волна радости, Алексей стал собираться в магазин.
- Лёшка, да подожди ты со своим магазином, успеешь ещё! – попробовал остановить его артист и даже попытался, было, удержать его силой, потому что слова не действовали. Но тот хоть и был ростом намного ниже артиста, оказался намного сильнее.
Он повалил гостя на диван и, не дожидаясь, пока тот встанет, выбежал из комнаты.
Ну, мать, Лёшка у тебя такой же здоровый! – улыбаясь, сказал артист, обращаясь к Марии.
-А что ему сделается! – весело махнула она в ответ, - С работы придёт, на диван завалится – и дрыхать. Таким лодырем стал, даже не представляешь! Раньше хоть на работе вкалывал, а как бригадиром заделался, то его и на работе ни черта не заставишь делать. Мне уж ребята его жаловались: ходит, говорят, по цеху, как туз какой, и только на других покрикивает… Ну а ты, Николай, как? Рассказывай. Надолго к нам?
- Дня на три.
- Всего-то? – разочарованно протянула Мария, - А чего так?
- Дела, мать, озабоченно вздохнул артист и вдруг добавил неожиданно: - Женюсь я.
- Как, опять?! – изумлённо всплеснула руками и крикнула дочери, которая что-то делала в смежной комнате: - Нина, слыхала? Иди-ка сюда.
- Сейчас, я только переоденусь, - крикнула та в ответ.
- Наш папка опять женится, - сообщила ей мать, не дожидаясь, пока та выйдет.
- Ой, правда?! – почему-то обрадовалась Нина и спросила уже у артиста: - А на ком же, папа Коля?
- Сейчас покажу, - ответил он и, подождав, пока она вышла к нам, нарядная, с подведёнными глазами, в скрипучих модных туфлях, которые, судя по всему, надела первый раз, достал из кармана фотографию той самой девушки, которая провожала его в Москве.
- А что, красивая! – одобрительно сказала Нина, рассматривая фотографию.
Её мать, вытерев о передник мокрые руки, тоже потянулась к фотографии:
- Ну-ка, дай погляжу.
Но едва только взглянув на фотографию, она стала весело смеяться и долго не могла успокоиться.
Лёша, иди-ка сюда! – крикнула она мужу, который только что вернулся из магазина с полной сумкой продуктов, из которой торчало несколько бутылочных головок, - На-ка погляди.
- Это кто же такая? – равнодушно спросил Лёша, едва взглянув на фотографию.
- Невеста его! – с ехидным торжеством в голосе ответила Мария и снова стала смеяться.
- Маша, ну чего ты ржёшь! – стал урезонивать её супруг, - Хорошая девушка. Мне бы такую!
- Действительно, мама, папа прав, я не понимаю, что тут смешного? – Поддержала отца Нина.
- То-то и оно, что ничего смешного, - сказала Мария неожиданно серьёзно и озабоченно, - Человеку пора жизнь свою устраивать, не век же тра-ля-ля! А он обратно какую-то финтифлюшку себе разыскал…
- Мария! – строгим голосом перебил её супруг - Да что Мария! – не успокаивалась она, - Эта же девчонка, небось, не старше Нинки.
- Старше… на три года, - возразил артист, явно очень смущённый её нападками.
Лёша стал расставлять на столе бутылки, консервные банки, нарезал на тарелку сыру и сказал:
- Ну, хватит спорить, пора за стол садиться. Маша, картошка готова?
- Сейчас поспеет, - ответила та и, снова возвращаясь к прежнему разговору, сказала, обращаясь к артисту: - Ей небось московская прописка понадобилась, вот она тебя и охмуряет, а ты и поразвесил уши!
- Наоборот! Я у них буду жить, - ответил артист, радуясь тому, что у него, наконец-то, нашлось, что возразить, - Она единственная дочка у родителей, у них на троих три комнаты…
Артист немного помолчал, но видя, что Марию его слова всё равно не убедили, добавил ещё:
- Знаешь, мать, надоело по частным квартирам всю жизнь мотаться, хочется под старость лет свой угол заиметь.
Мариино лицо снова было передёрнулось саркастической ухмылкой. Но, решив, видимо пощадить самолюбие гостя, она махнула рукой и сказала примирительно:
- А ладно, делай, как знаешь, небось не маленький!
Они с Лёшей и Ниной собрали на стол, и мы стали рассаживаться. Позвали и ребят, которым отец по случаю приезда гостя купил пару бутылок лимонада. Они всё никак не могли поделить между собой маски – как оказалось обоих почему-то больше тянуло к «крокодилу», как будто медведи в изобилии водились в их городе и уже не представляли для них никакого интереса. Но при виде пышного застолья они сразу перестали спорить, удовлетворённые лимонадом и конфетами «Гусиные лапки».
- Коля, - незаметно от жены шепнул артисту хозяин дома, - А когда начнём?
- Да можно сегодня, - ответил тот.
- Правда, давай сегодня! Прямо пообедаем и начнём! – с необычайной радостью в голосе отозвался Лёша и, презрев возможное недовольство супруги, объявил громко и торжествующе, глядя на ребят: - Ну, пацаны, радуйтесь! Сейчас мы с папой Колей пообедаем и будем давать «Гамлета»!
Мария неодобрительно покачала головой, но всё же промолчала, решив очевидно, что на сегодняшний день и так уж сказала достаточно.
Выпив рюмку сухого вина, которое специально купил для неё отец, Нина вдруг как-то помрачнела и вышла из комнаты, а затем, просунув в дверь голову, позвала негромко:
- Папа Коля, можно тебя на минутку?
Он пожал плечами и встал из-за стола, Мария осуждающе поглядела ему вслед и сказала, вздыхая:
- Вечно у них какие-то секреты! Не насекретничаются!
- Это Нинка из-за этой девчонки расстроилась, - отозвался Лёша.
- А ей-то чего расстраиваться! – удивилась Мария.
Лёша огорчённо цокнул языком и сказал, тяжело вздыхая:
- Эх, Маша, Маша, ну ничего ты не понимаешь! Никакой в тебе тонкости!
- Ты-то больно тонкий! – презрительно ухмыльнулась Мария.
Через некоторое время артист с Нинкой вернулись к столу. Я обратил внимание, что глаза у неё слегка покраснели – видно, плакала и тёрла их.
Мы посидели ещё немного, выпили, закусили, и артист, виновато улыбнувшись, встал из-за стола. Я догадался, что ему понадобилось в уборную. Нина немного подождала и вышла вслед за ним. Мать рассерженно хлопнула ладонью по столу и в поисках выхода для своего раздражения стала кричать на ребят, которые залили скатерть своим лимонадом. Лёша, поглядев в сторону окна, за которым слышались приглушённые голоса Нины и артиста, сказал мне с какой-то прямо болью в голосе:
- Если бы не эта болезнь, он бы уже великим артистом стал, вторым этим… как его?
- Смоктуновским, - подсказал я.
- Во, во, Смоктуновским! – обрадовался мой собеседник, несколько удивившись моей осведомлённости, - И ведь подумать только, из-за какой ерунды пропадает талант! Из-за мочевого пузыря!
Когда Нина в сопровождении артиста вернулась к столу, я заметил, что у неё снова покраснели глаза. Но, видимо, на этот раз артисту удалось её в чём-то убедить и успокоить, потому что она выглядела уже весёлой и жизнерадостной.
После обеда мы втроём – артист, Лёша и я – вышли покурить. В глубине двора виднелась беседка, увитая плющом, и мы неторопливым шагом направились туда. Солнце светило уже во всю, было жарко, так что всем нам предоставлялось очень приятно посидеть в тени.
- Может, ещё бутылочку раздавим? – спросил Лёша и, не дожидаясь нашего согласия, встал и пошёл к дому, оставив нас одних.
- Николай, - сказал я, - А почему дети тебя папой Колей зовут? Ты им крёстный?
- Отец я им, - ответил он, - Мария моя первая жена, а это мои дети. То есть Нинка моя родная дочь, а пацаны уже от Лёшки. Но вообще я между ними разницы никакой не делаю, все трое мои…
Он помолчал немного и добавил ещё:
- А вообще это для меня самые близкие в мире люди. Не будь их у меня, я не знаю, как бы жил. Наверное, повесился бы. А так, если становится совсем невмоготу, я сразу вспоминаю о них обо всех и сам себе шепчу адрес этого дома: Верхняя, 63… Верхняя, 63. И вот не поверишь, сразу становится легче…
Минут через пять хозяин дома вернулся в сопровождении супруги. Мария несла тарелку с салатом и рюмки, а Лёша держал в одной руке бутылку портвейна, а в другой – пьесы Шекспира, собранные под красивой голубой обложкой с изображением Отелло.
- Разыскал всё-таки! – улыбнулся артист.
- Её и искать-то нечего было, сверху лежала, - ответил Лёша.
- Ври больше! – вставила Мария, - Да он из-за этого Гамлета (она ткнула пальцем в изображение Отелло на обложке) всю твою сумку вверх дном вывернул. Но, правда, нет худа без добра: я у тебя там рубашку нашла без двух пуговиц, и майка уже дырявая. Сейчас приберу посуду и починю.
Прежде чем уйти, она сделала последнюю попытку сорвать представление и, потянувшись к Шекспиру с явным намерением забрать его с собой, сказала мужу;
- Алексей, ну поимей совесть, дай людям отдохнуть с дороги, искупаться.
- Ничего, Мария, мы не устали, - сказал артист, - Отыграем спектакль, а тогда и искупаемся. А ты мне к тому времени как раз бельё починишь, а то, что же я в рваное оденусь!.. Между прочим, там ещё трусы синие с дыркой, почини уж заодно.
- Ну?! – удивилась Мария, - А я их вроде осмотрела, никакой дырки не заметила.
- С правой стороны там. Посмотри - увидишь.
Мария выпила с нами рюмочку вина и ушла.
- Владика с Мишкой зови, сейчас начинаем, - крикнул ей вдогонку супруг.
- Вот не терпится-то тебе! – улыбнулся артист.
- А то, как в тот раз получится: укатил на следующий день, и ничего не успели сыграть, - оправдательно произнёс хозяин дома.
Через пару минут прибежали ребята. Отец усадил их в беседку рядом со мной, а сам с книжкой в руках вышел, и словно на сцену, и встал перед нами. Артист, дабы сосредоточиться и настроить себя, походил вокруг беседки и, наконец, обратился к своему партнёру по сцене, который в ожидании его листал книжку:
- Ну что ж, Алексей, начнём, пожалуй.
Лёшка откашлялся и начал читать по книжке:
- Гамлет. Перевод М. Лозинского. Действующие лица: Клавдий, король Датский; Гамлет, сын покойного и племянник царствующего короля; Фортинбрас, принц Норвежский…
Как оказалось, артист исполнял роль Гамлета, а Лёша всё остальное. К моему удивлению, артист знал свою роль наизусть и играл без запиночки, по всем правилам актёрского искусства. Лёша, насколько мог, тоже старался читать с выражением и при этом отчаянно жестикулировал своими большими мозолистыми руками. Дети, впившись в них жадным взглядом, сидели не шелохнувшись. Один раз, правда, Мишка некстати засмеялся, но Владик тут же его утихомирил, дав подзатыльник. Иногда, Лёша по инерции начинал читать и роль Гамлета, ему не принадлежащую. Это вызывало у артиста бурную реакцию, и он набрасывался на своего партнёра:
- Ты что, спятил?! Кто здесь Гамлет – ты или я?
- Проскочил нечаянно,- смущённо оправдывался Лёша и через пару страниц повторял ту же самую ошибку.
Спустя некоторое время, к нам в беседку бесшумно проскользнула Нина и села рядом со мной.
- Скоро у них перерыв-то будет? – шёпотом спросила она у меня.
- Наверное, скоро будет, - ответил я.
В руках у Нины был сборник задач по математике с заложенной в него тетрадью. Ещё из учебника торчала фотография пресловутой невесты артиста. В ожидании перерыва Нина взяла в руки эту фотографию и стала рассматривать, совершенно не обращая внимания на продолжающийся спектакль. Я покосился на неё и заметил, как она, склонившись над фотографией, ощупывает свой нос, как будто сравнивает себя с этой незнакомой девушкой.
Скоро закончился первый акт, и мы стали аплодировать. Нина, похлопав вместе со всеми в ладоши, вернула артисту фотографию и сказала, протянув учебник:
- Папа Коля, реши мне тут одну задачку. Через месяц городская олимпиада, а я с этой задачкой никак не справлюсь.
Артист взял учебник, сел с ним в беседку и, зажав ладонями виски, погрузился в раздумья.
- Нашла тоже время со своей задачкой! – проворчал Лёша, - Мы Шекспира играем, а ты с задачками лезешь!
- Да ладно тебе, папка! – сказала Нина, примирительно обняв его за плечи, - Для него же это раз плюнуть.
И действительно, через пару минут артист отложил в сторону учебник и, быстро написав в тетради несколько формул, протянул её девушке. Она вгляделась в написанное , и воскликнула, схватившись за голову:
- Вон, в чём дело! А я никак не могла догадаться… ну, спасибо!
В благодарность за решённую задачу, Нина поцеловала артиста и пошла. Но, пройдя несколько шагов, она обернулась и пальцем поманила его к себе. Когда артист подошёл к ней, она что-то шепнула ему. Он, сморщив лицо в пренебрежительной усмешке, показал рукой над землёй, как показывают чей-то рост. Я догадался, что Нина спросила у него, какого роста его невеста, и он, чтобы успокоить её, показал где-то у неё под подбородком, хотя на самом деле та девушка была выше его дочери. Нина, поцеловав его ещё раз, ушла удовлетворённая.
Я вспомнил, как в поезде артист рассказывал нам, что в школе он увлекался математикой и лучше всех решал задачи. Тогда я ему не поверил. Но сейчас, самолично убедился, с какой лёгкостью он расправился с этой задачей, видимо, достаточно трудной, я понял, что он говорил правду.
- Николай, - сказал я, - А интересно, что сталось с тем твоим одноклассником, который тоже хорошо решал задачки? Ну, из-за которого ты забросил математику… Он то, наверное, кандидат наук, а то и доктор.
- Доктор? – ухмыльнулся артист, - Выше бери. Академик!
И он назвал фамилию математика, известную всему учёному миру.
- Но я, по правде сказать, не очень в него верю, - продолжал он, - Ведь я ему не уступал. А среди такого ничтожного количества человек, сколько было в нашем классе, не может быть сразу двух гениев. Гении встречаются один на миллион или что-то в этом роде… ну, где они? Зови их, будем начинать, - сказал он, переводя разговор на другую тему.
Лёша пошёл звать мальчиков, которые на время антракта куда-то убежали, и через несколько минут начался второй акт.
Конец
Свидетельство о публикации №222071701146