Война

В юности, да и намного позже, я как-то не интересовался Великой Отечественной войной, она как-то была далеко от меня, она как-то лично меня не касалась. С детства запомнились бравые фильмы и бодрые книги, в которых советские пехотинцы, танкисты и летчики легко и лихо громили многочисленные полчища немецких фашистов. Партизаны контролировали практически всю территорию, почему-то оккупированную врагом, а потом быстро освобождённую. Преимущество немцев в начале войны легко объяснялось только их вероломным нападением на мирных и наивных советских людей, которые как только взяли в руки оружие, так и погнали врагов обратно. Немцы представлялись глупыми, жирными и жадными. В то, что в войну погибло более 20 миллионов советских людей, как-то подсознательно не очень верилось. Ведь у всех моих одноклассников были отцы, а из пяти мужчин семей моего отца и мамы с фронта вернулись трое. Вроде бы потери не такие и большие. Даже в детских играх в «русских» и «немцев», за «русских» всегда выступали самые сильные ребята, а за «немцев» - все, кто оставался. Поэтому «немцы», которые почти не сопротивлялись быстро получали несколько тумаков и радостно сдавались, не желая больше защищать свою хилую «Германию». Умом я понимал, что жертвы советских людей были очень и очень большие, но сердце молчало. Сердцу гораздо милее были первые и средние века Русского государства, наверное, потому, что наша прекрасная скала Самород заставляет думать только о русских витязях. Но неожиданно война меня настигла и настигла уже в солидном возрасте – после 40 лет. Со временем мне всё ближе и ближе становится моя Малая Родина – Земля Амченская, и находясь в отпуске я стал ездить по соседним древним городам и местам русской славы – Новосиль, Кромы, Болхов, Севск, Белёв, Одоев, Карачев, Куликово поле. Города очень интересны тем, что они необычайно близки мне духовно, они как братья моему родному Мценску, и в то же время – они разные и этой разностью дополняют друг друга. В каждом городе есть какая-то изюминка. В Новосиле я нашёл самое старое каменное сооружение Орловской области – это древнейший мост по дороге от Зуши к древней крепости. Каменная кладка там явно старше и Петропавловской церкви во Мценске, и Троицкой в Болхове. В Белёве – замечательный древнейший камень, принадлежавший непонятно какому народу, на котором изображены женские груди и мужской детородной орган, как символы мужского и женского начала, как символы жизни.
В Болхове – множество красивых недовзорванных храмов, которые начинают восстанавливаться. И так далее. И на каждый отпуск я планировал себе походы в какие-то новые места. Однажды из разговоров, я случайно узнал, что на берегу Оки, недалеко от Болхова, в селе Кривцово, существует мемориал павшим советским войнам. Меня это заинтересовало. Краткий взгляд на карту Орловской стратегической наступательной операции «Кутузов» (12 июля-18 августа 1943 года) объяснил все. Исходная оборона в этом месте проходила по Оке, после этого наши войска быстро прорвали немецкую оборону и устремились на Болхов. Значит, тогда, в июле 1943 года, потери здесь небыли такими огромными, чтобы открывать мемориал. Осенью 1941 года, разгромив Брянский фронт, немцы практически не встречая сопротивления, ещё быстрее ушли за Оку и только у Мценска, а потом только у Тулы, были остановлены. Значит, мемориал может напоминать только о неудачных боях 1942 года. Но военным неудачам памятники, как правило, не ставят. Значит, там были такие же колоссальные потери, что заставило советских руководителей сделать исключение из этого правила.
От Мценска до Кривцово всего тридцать километров по прямой, но проехать можно только через Болхов, что очень неудобно. Но до половины дороги, до Шашкино из Мценска ходит автобус и ходит в очень удобное время 6.15 утра, а потом можно пройти оставшиеся 15 километров вдоль Оки. Пятнадцать километров по асфальту – это 3 часа пути для непьющего и некурящего мужчины, да плюс час на бездорожье и ознакомительные остановки. И я пошёл. Очень красивое место – слияние Оки и Зуши. У места слияния реки выглядят совершенно одинаково и весьма мило. Но после слияния Ока превращается в мощный могучий, быстрый и бурный поток, чудно уносящийся на неблизкую встречу с Волгой. На западном берегу Оки – берегу немецкой обороны, везде следы наших неудачных атак зимы 1942 года. В селе Городище я открыл для себя древнерусский город Домагощь, а потом памятники, памятники, памятники… Памятники именно нашим неудачным атакам 1942 года. На Кривцовском мемориале установлена доска со схемой боёв и на ней написано: «Бои 3 армии 16.2-18.3.42 г.».
И сразу война прошла через сердце, и сразу она стала близкой и личной!
Прочитав эту надпись, любой мужчина поймёт, что 18 марта – это день ликвидации немцами нашего плацдарма, когда его последние защитники будут уничтожены пулемётным и артиллерийским огнём, раздавлены гусеницами танков или сброшены в уже вскрывшуюся Оку. Кривцовский плацдарм довольно большой, и его ликвидация, наверняка, заняла несколько дней и должна была начаться не позже конца февраля.
День моего рождения 25 февраля. И я вдруг очень остро ощутил, что, если бы я тогда находился на плацдарме, то мог бы быть убитым в день своего рождения. И Отечественная война стала моей войной, и я вспомнил, что принимал присягу на верность Родине, и я понял, что уклонение от этой присяге равнозначно уклонению от Бога, и что для меня начинается такой же жёсткий, такой же кровавый, но такой необходимый для моей совести и героический 1942 год. И я понял, что должен быть очередным из моих сродников мужчиной, вставшим на защиту Родины. Военная судьба моих воевавших сродников различна.
Война…


Самое страшное и самое героическое время для мужчины, время, к которому мужчина должен готовиться всю свою жизнь, мужское время.
А время женское – это мирное время, недаром Бог назвал самую первую женщину Ева, то есть жизнь. И женщина рождена для жизни – она рожает и нянчит детей, она беспокоится о старых, малых и болящих, она старается сделать красивым и удобным своё гнездышко – свой дом.
И в мирное время мужчине очень трудно, если невозможно успешно соревноваться с женщиной в этих велик женских делах.
Но время военное изменит всё. Это его, мужское время, котороё сразу выстраивает иную жизненную пирамиду человеческих ценностей.


Рецензии