Право на прощение

- Уходи отсюда, - кривой, артритный палец старухи упёрся в грудь Ани.
- Нечего тебе тут делать! И пострелёнка своего забери, ишь, распрыгался.
- Но я хотела…
- Уходи, - твёрдо заявила хозяйка и засеменила к старому, покосившемуся дому.
Аня вздохнула, взяв на руки сына. Не так она представляла встречу с бывшей свекровью. Хотя чего уже кривить душой – стало бы. Ведь ещё четыре года назад, когда любимый Николай впервые привёл Анну на просторный, развороченный весенний распутицей двор, не открыла она молодым дверь. «Не хочу с каждой твоей мамзелькой знакомится. Сколько их у тебя еще будет! А эта ещё и наглая – ишь, зыркает! Пошла отсюда!»…прорычала мать из окошка.
Убеждал Анну милый, что переменится свекровь, привыкнет – да вот не сложилось. Характер у девушки был прямой, несгибаемый – под стать материнскому. «Нашла коса на камень» - молодая и пожилая женщины никак не хотели уступать друг другу, каждый день ревниво делили возлюбленного сына: с кем первый поздоровался, кому внимание уделил. Не прошло и двух лет, как устав от семейных склок, ушёл Николай и от матери, и от супруги. Не помогли ни уговоры, ни беременность девушки. Уехал в столицу на заработки, устроился строителем, да так и сгинул, угодив под колёса проезжавшей машины.
И остались женщины вдвоём – со своим горем и злобой друг на друга. Ещё не рождённого внука (Анна решила назвать его Ванечкой) свекровь признавать отказалась.
- Нагуляла небось, а теперь мостишься! Думаешь, родишь – я размякну да на твоего шалопая дом отпишу? Не бывать этому! Колю в могилу свела и меня свести хочешь? – заливалась криком пожилая женщина, выставляя Анну за дверь. – И не надо на меня так смотреть, не разжалобишь. К матери иди своей, там и родишь и воспитаешь…
Родила, воспитала – а к свекрови больше не приезжала. Лишь сегодня, в день рождения сына, сделала исключение. Но и сейчас Анну вытолкнули за дверь.
С того дня прошло немало лет. Анна вышла замуж, похоронила мать, родила второго ребёнка. Всё как-то устроилось и устаканилось, вошло в колею... Пока однажды женщина не обнаружила в почтовом ящике письмо от бывшей свекрови. На измятом листе из школьной тетради старушечьей рукой было выведено: «Аня! Много всего плохого между нами было. Не буду писать тебе об этом сегодня, ворошить прошлое… Хочу лишь, чтобы ты знала, почему я тебя так невзлюбила. Много лет назад твоя мать увела у меня жениха. Любила я его очень – так, как никого после. Увела нагло, за два месяца до свадьбы. Я от стыда и обиды вышла замуж за давно влюблённого в меня односельчанина ( с ним мы развелись после рождения Коли). Многие годы я жила сыном, воспитывала его, последнее отдавала – а тут являешься ты, как две капли воды похожая на свою мать, в родственницы проситься…
Я сначала ещё стыдилась своей неприязни – мол, мало ли, похожа, всякое бывает. А потом узнала, что ты её дочь, и разум потеряла. Не хотела чтобы твоя семья не только у меня любовь, но и сына отняла.
Теперь что уж говорить. Стара я, со дня на день помру, перед Богом за всё отвечу. Об одном прошу – Ванечке обо мне расскажи. Извинись за меня перед ним, пусть простит свою бабушку. Ведь на прощение каждый имеет право».


Рецензии