В. И. Васильев. События войны в Заручье

Доложск – Заручье.
Алтарь. Состояние храма в конце 1990-х гг.

События войны и пожар в новом каменном
храме Доложска – Заручья

Отдельно следует сказать о пожаре в новом каменном храме Доложска – Заручья. Храм подожгли немецкие каратели-факельщики, которые шли к Долгому озеру со стороны Старополья. – Это случилось при отступлении немцев 6.11.1943 г.

О военных событиях в с. Заручье и на оз. Долгом оставил воспоминания Виктор Ильич Васильев, воспоминания которого размещены в интернете его сыном под псевдонимом «Виктор Васильев Доложский».

С Васильевым я встречался несколько раз в его доме у остановки и 2 раза на Крестном ходе на Св. Пещеру. О нем есть в сети мои видео-записи, в которых Виктор Ильич рассказывает о войне, о Заручье и о своей жизни в Ленинграде.
Это был очень грамотный человек, инженер одного из предприятий ВПК, и потому его мемуары, которым можно верить, отличаются профессиональным изложением.
В собрании фотографий Вике есть снимок с. Заручье, на котором запечатлены одновременно сгоревшие и целые дома заручьевских крестьян, т.е. первые пожары от бомбежек советской авиации произошли здесь еще в ходе наступления немцев в середине июля 1941 г.:

«Грохот сражения [на рр. Луге, Долгой и на оз. Самро] длился и доносился до нас явственно и днём и ночью. В небе непрерывно шли воздушные бои наших истребителей с немецкими.
Здесь [же в с. Заручье] скопилось огромное количество немецкой техники и пехоты. Они разлились повсюду на дорогах и даже на лесных окраинах и в деревнях.
Наши бомбардировщики и штурмовики косили немцев и днём и ночью, нанося им большой урон, и особенно на берегах Долгого озера и реки [Долгой].

В деревне Заручье оказалась семья из четырёх человек [беженцев] из Павловска, где жили наши родственники тётя Ира и тётя Мария и рассказ этих беженцев был [для нас] интересен.
В семье оказался бывший священник игумен Илья, его дочь Ольга с мужем дьяком Алексеем [Масловым] и внуком Германом.
С мальчиком я подружился, и мы вместе с ним играли с ребятами.
Так вот, священник отец Илья, с разрешения оккупационных властей, открыл в деревне церковь и [вел] службу на радость местных жителей. На колокольне зазвонил давно, с 1937 года, уснувший колокол. Это было здорово и интересно.
Басовитый звук большого старинного колокола распространялся вдаль и высь и в нём слышалось: выстоим, победим, не сдадимся врагу, как всегда это было в России, и ныне в Советском Союзе, непременно.

Доложская больница [на Доложском мысу] была заполнена немецкими ранеными. Здесь же хоронили убитых немцев под березовыми крестами . В деревне [же] Заручье [немцы] содержали в сараях и гумнах наших пленных бойцов и тяжелораненых, которые умирали от ран и голода .
Местные женщины, и мы дети, как могли, старались облегчить их страдания; рискуя попасть под пули врага, передавали через проволоку хлеб, картошку и овощи» .
Л.П. Житникова пишет в книге своей, что немцы из Заручья ушли в сентябре 1941 г., и власть на месте осуществлял уже местный староста из крестьян.
Между тем, немцы, каратели и немецкие прихвостни из эстонцев, чеченцев и украинцев появлялись в селе достаточно часто, и рыскали вместе с немцами по домам в поисках провизии и партизан. При этом деревню оцепляли со всех сторон, а в дома заходили с овчарками.

Партизаны со временем осмелели настолько, что одно время даже открыто стояли постоем в с. Заручье. В 1943 г. в этих местах и вовсе образовася «Партизанский край», и потому немцы выслали сюда карательную экспедицию, целью которой было уничтожение всех деревень от с. Старополья до оз. Долгого.
О гибели села и нового храма в Доложске – Заручье В.И. Васильев рассказывает подробно. Тогда же единовременно была сожжена д. Говорово, расположенная в 6 км. к с.-в. от села. Партизаны отряда Скурдинского деревни той от факельщиков не защитили:

«[6.11.1943] Свод неба на западе и северо-западе [от с. Заручья] полыхал страшным заревом. Оккупанты сжигали все деревни в окрестностях д. Старополье. Отраженным от неба светом даже в лесу было светловато .

Вы спросите, а где-же были наши защитники – партизаны? Потом стало известно, что партизаны, почувствовав опасность, убежали. В лесу у них, за болотом [у д. Говорово], была хорошо оборудованная база. Зачем им было рисковать и привлекать к себе внимание, во вред самой деревне. А нужно было [всего лишь] из темноты, при появлении карателей, встретить их оружейным огнём. Хорошая дружная деревня [Говорово], которая [всегда] помогала партизанам, погибла покинутая и беззащитная без единого выстрела [со стороны партизан]. Мы находились [в укрытии] совсем близко (500 – 700 м) от дороги [на Говорово], и всё это ощущали, переживали и за свою деревню [Заручье]» .

В новом каменном доложском храме, очевидно, каратели-факельщики, облив бензином, подожгли пол, иконостас, киоты и сложенные на полу иконы. – Все деревянное убранство храма, пол, 3 иконостаса и принесенные со старого и пещерского храма иконы одномоментно сгорели.
При этом в храме обгорела вся внутренняя штукатурка, на которой была живопись, и со временем она рухнула на землю, поскольку пола в храме после пожара не было.
Кровля храма предохранялась строителями кирпичным сводом, но и она была немцами подожжена, и купола храма, большой и 4 малых, тоже сгорели. – Сгорел ли при этом шпиль колокольни, автор воспоминаний В.И. Васильев не пишет:

«Партизаны, ранее таившиеся в лесах, осмелели и начали открыто действовать. Стали формироваться отряды, в которые шли и взрослые и, подросшая за годы оккупации молодежь. Деревни с радостью их приветствовали и угощали как родных и долгожданных людей. В нашей деревне  [Заручье] такой отряд простоял и формировался несколько дней. Это стало известно немцам, от полицаев. И вдруг ранним солнечным днём появились самолёты и начали бомбить нашу деревню фугасами и зажигательными кассетными бомбами. Люди, убежавшие из домов, не пострадали, но погиб один любимый и умный конь, по имени Чупан. Немцы совершили два налёта по деревне с партизанами, а мы отделались большими испугами ещё кой-чем по хуже.

Под вечер 6 ноября 1943 года в мою деревню нагрянул немецкий карательный отряд. О его приближении со стороны д. Руско прокричала мне какая-то женщина, когда я пас деревенское стадо у развилки дороги Печёры – Лужки, у т.н. Крестка .

По направлению [от д. Говорово] на нашу деревню [Заручье] под утро загрохотали выстрелы и одиночные взрывы. Рано, с рассветом, отпросился у мамы посмотреть, издалека, что происходит в деревне Заручье. Побежали вместе с Кимом Емельяновым. Выбежав на возвышенную опушку леса, у бывшего кирпичного завода, ахнули от ужаса: все наши дома уже сгорели, дымились остатки, как на жутком невиданном доселе поле – планшете, торчали печи и отдельные печные трубы. Последней догорала церковь, пламя бушевало над главным куполом. Возле церкви увидели издалека женщин. Карателей уже не было: [они] ушли к реке Долгой после поджога больницы. Отступая, [они] не успели сжечь [деревни] с другого берега [Изборовье, Селково, Бор, Заяцково, Жилино, Надруя]» .

Наиболее вероятно, что колхозные власти в Заручье уже в ходе восстановления села после ухода немцев, полностью перелицевали кровлю основного объема. Поскольку после войны в храме предполагалось устроить склад, там по остаткам каменного фундамента были настелены полы. Со временем в алтаре для сушки зерна установили вентилятор.
После постройки в с. Заручье, очевидно, в 1960-е гг. животноводческого комплекса, нужда в церковном хранилище отпала, и его закрыли на замок.
В 1970-е гг. в церковь было еще не попасть, а в 1990-е гг. она уже была открыта и «предприимчивые» люди сняли в ней пол для хозяйственных нужд. Другие люди в алтаре поставили венки и иконки.
Внешняя штукатурка на храме сохранялась вплоть до 1970-х гг., но сегодня на фасаде обрушения ее приняли катастрофический масштаб. Сооружение требует срочной наружней и внутренней реставрации, оштукатуривания разрушающихся кирпичей, и требует должного отношения властей к храму, как к выдающемуся памятнику отечественной истории, да и культуры тоже.
По исторической правде надо полностью вернуть храму причтовый дом, в котором сегодня находятся библиотека и почта. Под них в селе должны быть сделаны отдельные здания.
Стропила на кровле и саму кровлю меняла уже после 2000-го г. группа реставратора В.Д. Капиноса. Она же меняла металл на шпиле и кровле храма. Большой и малый купола при этом не восстанавливались.
Со временем треснули на всю высоту несущие колонны сооружения, которые укрепила кирпичем и раствором в 2000-е гг. опять же группа В.Д. Капиноса.
Эта группа так же привела в порядок храмовую часовню, на которой сегодня уже рушится штукатурка цоколя и полностью пришла в негодность наддверная икона Св. Успения, сделанная на холсте (?) студентами Мухинского училища к первому Крестному ходу 2000-го года.
Служил тогда на праздник Св. Успения о. Олег (Нецветаев»), настоятель храма в с. Козья Гора. В 2000 г. в Заручье на Крестный ход приезжали сестры Лодейнопольского Покрово-Тервеничского монастыря.
Не известно, что же было со старым деревянным храмом во время войны, и так же не известно, когда закончил свою деятельность Заручьевский клуб, который власти догадались устроить в церкви. – Никаких сведений по этому храму в военную пору, к сожалению, нет.

  Виктор Васильев Доложский. Как это было. История деревни Заручье. Автобиография. Воспоминания. Размышления. 2014 – 2015. Рукопись. С.-Петербург. http://www.proza.ru/2016/09/15/145
  Будько В.И. Отец Алексий – священник Зажупанского храма // Cевер Гдовщины. Псков. 2005. Сс. 315 – 317.
  Об этом захоронении немцев целесообразно сообщить немецким поисковикам и в консульство ФРГ в С.-Петербурге.
  В д. Хрель при отступлении Красной армии на милость фашистов остались бойцы, находившиеся на излечении в 2-х полевых госпиталях. В виду отсутствия лечения, все они погибли от ран и голода и были похоронены там в большой братской могиле.
  Виктор Васильев Доложский. Как это было. История деревни Заручье. Автобиография. Воспоминания. Размышления. 2014 – 2015. Рукопись. С.-Петербург. http://www.proza.ru/2016/09/15/145
  Там же.
  Там же.
  В месте Кресток до поры стояла часовня на месте отдохновения Богородицы, там где начинается тропа ее. ведущая к Св. Пещере на р. Долгой. Там и сегодня еще лежат прямо у большой дороги часовенные маркированные кирпичи. – Чертеж этой часовни в архиве скопирован.
  Виктор Васильев Доложский. Как это было. История деревни Заручье. Автобиография. Воспоминания. Размышления. 2014 – 2015. Рукопись. С.-Петербург.


Рецензии