Снова об Образах Пречистой... Гл. 1

       «Образы Пречистой в Воскресшей Святыне…».
                (Вслед двух очерков).
                Вступление.
Такого, кажется, ещё не было – этот очерк словно продолжение двух – об «уголке» Пресвятой Богородицы в Храме Пророка Илии в одном из исторических районов востока Столицы нашей, и о Храме Всех Святых, что рядом со станцией метро, в честь героической птицы русской названной. В честь Святыни этой и село когда-то имя носило.  В Храме цвета солнечных лучей, что на севере Столицы, рядом с местом, что в годы окаянные оставалось культурным «оазисом»...
В конце тридцатых свершили здесь слуги антихриста святотатство – иконостас сожгли - но через семь лет, вскоре после Великой  Победы, снова зазвучало здесь «молитвенное бдение», как написал старейший звонарь самой древней Московской Обители, ровесник века двадцатого.  В стихотворении он о той самой Обители написал – да разве  слова эти не обо всех святынях?! (См. также «Небесное в земном воплотившееся. Ч.2»)…
  Итак, побеседуем теперь  об одном из приделов  Храма цвета солнечных лучей. Придела, в честь Матери Пречистой Христа Распятого и Воскресшего.  А какого Образа – о том  в финале скажем… 
Глава первая «Свет и Благодать пяти Образов Пречистой»
Здесь  - напротив алтаря - пять образов Матушки Божией. На первом написана Пречистая в величественной  короне  - словно напоминающей, что Она Самая Главная Царица. Это и без короны ясно, но на этом Образе матерь Божия «коронована». Образ по сравнению со многими «молодой»  -  к первой половине девятнадцатого века относится – да разве это самое главное?!
Имя Образа заставляет каждого задуматься, что Пречистая каждого грешника – пусть и самого последнего – не только как Мать жалеет, но и словно «поручается» за него пред Сыном Своим. И не должно, невозможно «поручительство» Её обмануть.
  Отмоли меня, Пречистая, отмоли,
Хоть просить Тебя недостоин,
Но, под звоны всех колоколен,
Погибающего вдали,
Отмоли меня, отмоли!
 Эту песню монаха Варнавы автор статьи именно здесь – в церковной лавке Святыни Всехсвятской услышал. И теперь как не вспомнить этих пронзительных строк пред Образами Пречистой!
А имя Образа – Споручница грешных.   
Честное жилище бывшее / неизреченнаго естества; Божественнаго / выше слова и паче ума; / и грешным еси; Споручница, / подава;еши благодать и исцеление, / яко Мати всех Ца;рствующаго: / моли; Сына Твоего; // получити нам милость в День судный.
    А дальше Икона тоже в веке девятнадцатом явленная, на которой держит Пречистая семь стрел. Отражено здесь символически, что Распятие Сына  через сердце  Матери стрелами прошло. А ещё переживания Пречистой о каждом из нас. А, может быть, отражают стрелы семь смертных грехов, которыми люди сердце Её пронзают. Да одно другого и не исключает вовсе...
Есть Образ Богородицы во многом схожий, на котором одна из стрел через сердце Её проходит, –  Образ, что Умягчением злых сердец называют. А Эту Икону, что в Храме, именуют Семистрельной.
Благодатию Твоею, Владычице,/ умягчи; сердца; злодеев,/ низпосли; благодетелей,/ соблюда;ющи их от всякаго зла,/ благомоля;щимся Ти усердно// пред честными иконами Твоими.
    А вот Образ -  один из очень немногих, на котором Младенца нет – Он тогда ещё в мир не пришёл. А Мария руки на груди скрестила  - как пред Причастием. Она  выбор делает, для всего человечества судьбоносный, вверяя себя Воле Божией.
А Сама Икона тоже в девятнадцатом веке появилась – вернее, известной стала.
«Радуйся, Невесто Неневестная», - написано над головою Царицы Небесной.
Пред Образом  этим Преподобный Серафим Саровский на камне молился – и называл Икону Всех радостей Радость. С молитвой Пречистой и в мир иной «перешёл», а Образ Святой сёстрам Дивеевским передали.
 А ещё – возможно, это субъективно – при взгляде на Иконописный Образ  Этот кажется, что воплощает Он всё самое лучшее, чистое, скромное, что женской «природе» Господь даровал.
Умиление – Имя Образу Сему. Иногда с добавлением – «Серафимо-Дивеевское».
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
 А вот ещё  два Образа Пречистой  - они «старше»,  если о явлении вспомнить. Оба можно назвать Афонскими. Мы, конечно, о них не раз беседовали – да тема глубины неисчерпаемой. (См. также «Уголок» Богородицы в Храме Пророка).
Итак…Она в багряном одеянии на троне с Божественным Младенцем, а за троном – Силы Бесплотные.
Пред этим Образом Пречистой об онкобольных  с последним упованием молятся. Пребывает Образ Этот и в Алексеевском Монастыре, что в Красном селе – там, где от села и станция метро название получила. Пребывает и в Монастыре Новоспасском.                А сколько списков за последние годы во многих московских храмах, и не только московских, конечно, появилось! Потому что,  как сказала когда-то одна из прихожанок Храма Всесвятского в  Алексеевском Монастыре, рак ждать не может. Оттого и читается там Акафист, даже «во дни печальные Великого Поста», как написал в одном из лучших произведений своих А.С. Пушкин. Читается – потому что Господь и Матерь Его Пречистая прежде всего милостивы к людям, потому что Милость Эта важнее, сильнее самых благочестивых «правил». Потому что радость в том великая, если по горячей молитве смертельный недуг, что «приговором» стал, отступает. Имя же Иконы – Всецарица. 
 Образом радостотворным честныя Всецарицы,/ желанием теплым взыскающих благодати Твоея; спаси;, Владычице,/ избави от обстояний к Тебе; прибегающих;/                от всякия напасти огради; стадо Твое;,// к заступлению Твоему; взывающее присно. 
   А вот Главный Образ Афонский, у которого три дня Памяти – один на Светлой Седмице. На щеке Пречистой кровь как напоминание  о нечестивых богоборцах и вразумлении воина, что в девятом веке случилось. Наверное, никогда больше не посягнул кровь на щеке Пречистой увидевший на Святые Образы…
Икона Богородицы, от разрушителей спасённая, стоя по морю плыла – и сияние исходило от Образа Матери Божией…
 Не единожды удалялась Икона Святая, когда пытались приблизиться к Ней. А после явилась Сама Пречистая во сне одному из самых скромных, «незаметных» иноков –                и сказала забрать Образ Ея.
 После же Икона чудесным образом с места, самого в храме почётного, на врата монастырские переносилась – там Её и оставили.
Оттого и поётся при чтении Акафиста: «Радуйся, благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая».
А через несколько веков на Руси Список Чудотворной появился – освятили воду  пред образом – и краски на ней замешали. Список Иконы не только, не просто внешнее «сходство» - он связь духовную с Самим Образом Чудотворным имеет...
Звучат слова, к Благой Вратарнице обращённые,  несколько раз в день в самом сердце Столицы Православной – в самом сердце Великой России – всей Руси Святой. Звучат и  в дни Великопостные – за всех, в России живущих. Так Сама Пречистая решила.
(См. также «Матерь Пречистая Христа Воскресшего»).
Звучат в Часовне, в честь Образа этого возведённой. И сколько поэтов о молитве той стихов создавало!
Заставили слуги антихриста на шестьдесят лет «замолчать» - да в конце века окаянного возвратилось всё на круги своя. И будет до Конца Времён  звучать…
А Образ Этот – Иверский, конечно. Здесь, в Храме цвета солнечных лучей, что рядом со станцией метро «Соколиной», Образ Иверский не единственный. Да разве только здесь?!
От святыя иконы Твоея;,/ о Владычице Богородице,/ исцеления и цельбы; подаются обильно,/ с верою и любовию приходящим к ней./ Тако и мою; немощь посети;,/ и душу мою; помилуй, Благая,// и тело исцели; благодатию Твоею, Пречистая.
А о других Образах Матери Божией, что в этом Приделе, дальше побеседуем…


Рецензии