Навеянное. О лени русской и не очень
Не захотела я туда отвечать. Смысла в спорах нет. Но авторам вопроса и солидарным с ответом я благодарна за тему. Они меня заставили подумать не о насущном, актуальном и животрепещущем, а о вполне умозрительном и спорном. И эти мои размышлизмы мне захотелось вылить в письменную форму, чтобы когда-нибудь потом перечитать и выяснить для себя, а так же я продолжаю думать или мое сознание переформатировано?
Итак, о лени. Наверное, я не права, но мы привыкли называть ленью всякое безделье. И это в корне не верно. У безделья есть различные генетика, морфология, этимология, причины и источники. От полного духовного или душевного, или физического опустошения в результате сверхчеловеческой нагрузки до анемии или гипотонии, или иной хвори, в основе которой лежит нехватка в организме каких-либо микроэлементов, витаминов или электролитов. А ещё безделье может быть вызвано протестом против насилия, принуждения, недостойных условий труда и/или отдыха, недостаточной оценки трудового вклада или фактов, связанных с ложью и оскорбительным отношением или доказывающих бесполезность ожидаемой деятельности, а то и вредность её последствий.
Короче говоря, не всё то лень, что скрывается за бездельем. А что же такое тогда лень? Лень - это безделье без причины. Такое бывает? Наверное, да.
А если бывает, то чем такое безделье в России отличается от немецкого или латиноамериканского, от английского или африканского? Ну, ровно ничем. Потому что и в Африке хрен редьки не слаще. Если человек не желает быть полезным, то он будет бесполезным овощем валяться на диване и в Нью-Дели с таким же усердием, как и в Москве.
Но если мы примем за лень какую-либо иную форму безделья, то тут мы можем получить различные варианты в зависимости от географии. На Цейлоне можно пару месяцев промаяться в гамаке в тупом ожидании окончания ливня и порывов шквального ветра, что в условиях России займет от силы пару дней. В Африке можно лежать под пальмой и ждать, когда с неё упадет связка бананов - а зачем на эту пальму лезть, если бананы всё равно свалятся? В России, да и в Германии тоже, много-много яблоко упадет. И смысл лежать под яблоней, если Ньютон уже всё рассчитал? В Испании летом без шляпы, веера и стакана воды просто опасно выходить на улицу с двенадцати до восемнадцати, так и кто станет вкалывать в этих условиях? У нас летом тоже жарко бывает, так мы (русские люди) на сенокосе тоже в полдень под стогом спим, но, если мы не косари, а офисные старатели, то нам наши тридцать градусов на улице погоду в офисе не поменяют. В Лапландии в чуме можно лежать на шкуре белого медведя долгую-долгую полярную ночь под завывание долгой метели, так и в Якутии тоже. А в Воронеже нет ни шкур белых медведей, ни чумов с костром и с ворванью вместо дров, ни полярных ночей, а метели пургу загоняют не дольше недели. Немецкие таксисты могут не выехать на улицы Берлина ввиду дороговизны бензина. Наши таксисты просто поднимут плату за проезд. Неаполитанские пекари могут прекратить выпекать пиццу из-за недовольства политикой премьер-министра. Наши недовольные властями пекари станут выпекать пиццу без салями и продавать её с таким видом, словно упаковали в томаты сальчисон. Японец с температурой тела около сорока градусов по Цельсию натянет маску на лицо и поедет на мотороллере к своему любимому станку на любимом заводе. Наш человек с температурой тридцать семь и две десятых градуса по тому же самому Цельсию ляжет в кровать, накроется одеялом и вызовет скорую помощь, возьмет бюллетень и несколько дней будет решать сканворды или читать запоем что ни попадя или уйдет в натуральный запой на все дни больничного.
Итак, каков же вывод? Пока один. При прочих равных условиях русское безделье эквивалентно иностранному, но так как условия у нас разные обычно, то и формулы отлынивания от работы имеют различную конфигурацию. Т.е. условия определяют форму и содержание безделья, но не лени.
Что касается ответа на заданный вопрос с отсылкой в советское прошлое, то коротко отоппозитить хочется, но не уверена, что сумею. Впрочем, попытаюсь. Итак, в СССР якобы не было стимула для трудолюбия, типа всё заработанное отбирало государство.
И тут меня рвёт на части. Твою ж конногвардейскую с тяжелой артиллерией! а учились и лечились мы не за счет государства? а отдых оплаченный? а путёвки в детские лагеря, в санатории/профилактории, а школьные и заводские столовые и полевые кухни в колхозах, а детские и не только кружки, клубы, секции, а копеечный проезд в общественном транспорте, а жилье от работодателя, а детские сады,ясли... государство давало каждому удочку в одну руку в виде возможности получить знания и профессию и во вторую руку - ложку для вычерпывания лакомых кусочков из общественного котла благ.
И пусть качество этих благ было не всегда идеальным, но это уже претензия не к тому государству, а к людям, кто эти блага создавал. Если я способна грубо ответить постояльцу в гостинице, где я работаю администратором на регистрации, то это я - хамка, а не государство оборзело. Если я способна влепить ученику пардон за разговоры на уроке, то это я - плохой учитель, а не государство - страна дураков. Если я на дорожном катке утюжу не горячий асфальт, а песок из ближнего карьера, то это прораб - вор, а не государство нищее. Если я вместо шестеренки вытачиваю болт, то это я - бездарный токарь, а не государство виновато.
Короче, нечего с больной головы на здоровую валить.
И эта привычка не брать ответственность на себя, а ссылаться на обстоятельства или указывать на иных виноватых, эта привычка в нас (русских людях) заложена не в эпоху СССР, а в эпоху крепостного права, когда жизнь строилась по принципу "барин к нам приедет, барин нас рассудит".
"Эк, её, куда хватила!" - подумали вы, - "то ж когда было? Сто шестьдесят лет уж прошло, пять поколений". Пять поколений живет без барина над головой, но я (человек из середины этих пяти поколений) воспитывалась бабушками, чьи мамы и папы воспитывались в ту самую крепостную пору. То есть, я знаю принципы поведения, заложенные в воспитание той эпохой. И вы хотите сказать, что я, воспитанная на тех принципах, не передала их по наследству своим внукам? Ясно, что откорректированную форму, откорректированную советской системой, но какие-то базовые, системные блоки во мне неизбежно имеются и я неизбежно этими блоками поделилась со своими детьми.
Это легко отследить на примере просоветского мышления у значительной части молодых людей, рожденных в постсоветский период. И базовая вещь из советского этапа нашей истории - это наши завышенные требования к государству. Понимаете? В рыночной экономике государство никому ничего не должно. Каждый сам обязан обеспечить себя всем себе необходимым. Но мы по инерции требуем у государства каких-то социальных гарантий и обеспечения. И наши внуки несут в себе эти же ожидания, хотя они миллениалы, поколение зет и индиго.
И наши индиго ожидают социальных лифтов. Их не интересуют социальные лестницы. Им нужны лифты. При этом многие из них убеждены в том, что в СССР социальные лифты отсутствовали.
Если понимать под социальным лифтом некую лебедку с крюком, который за шкирку вытаскивал наверх из грязи в прорабы, то они правы. Таких лифтов не было. Нет. И не будет. Социальный лифт - это подъем своими ногами по лестнице. Дерзкий и ловкий способен перепрыгнуть через несколько ступеней сразу, робкий и ленивый будет топтаться у нижней. Так было. Есть. И будет.
Проблема в другом: в условиях, когда государство умывает руки и дает каждому пинка под пятую точку в ответ на просьбы о помощи, каждый должен сам шагать без ожиданий руки, вытаскивающей наверх. Вы хотели свободы? Получите! И не просите ничего. Свобода подразумевает ответственность за себя. Ответственность. В СССР многим казалось, что в нашей жизни слишком много государства. Многие мечтали о свободном рынке, предпринимательстве и полной свободе от любых обязательств перед Отчизной. Мы реализовали эти мечты. В девяностые.
Если кто не в курсе, свобода каждого заканчивается там, где начинается свобода соседнего локтя. Эти локти нам хорошо бока намяли. И теперь мы требуем у государства эти бока мягко помассировать. Так вот, советское государство нам не массаж обеспечивало, а поглаживание по головкам тем, кто послушный.
А непослушных и ленивых ставило в угол или к стенке. У непослушных тоже были дети. И их дети теперь рассказывают об ужасах советских застенков. Об отсутствии лифтов и нужников.
Но большинство-то были послушные. И эти послушные дружно работали без лени, поднимались по социальной лестнице и получали социальные блага. Они для этого много работали и мало занимались трёпом. Поэтому их дети сегодня знают о своих родителях меньше, чем их ровесники-дети "мучеников режима", имеющие крайне негативную субъективную оценку происходившего. И поэтому сегодня так много тех, кто льёт грязь на недавнее прошлое, но ждет от государства лифта на седьмой этаж, как на седьмое небо личного счастья.
Печалька - лифт не сломан, но едет с остановками на каждом этаже. А если вам надо быстрее, ноги в руки и вперед, самостоятельно, без лени. Русской или общечеловеческой.
Русская лень отличается от немецкой или американской только степенью использования в своих целях чужого труда. У нас теперь, после уничтожения СССР, выросло не одно поколение тех, кто тоже почувствовал вкус эксплуатации. Эти поколения уже не знакомы с действием принципа всеобщего равенства. Они уже тоже научились не ценить чужой труд. Им лень спуститься в супермаркет на первом этаже своего дома, им лень налепить пельмени для своей семьи, им лень пропылесосить пол и вымыть посуду. У них теперь есть доставка готовой еды, робот-пылесос, посудомоечная машина и услуги клининговых компаний. Им жалко тратить время на обслуживание своих потребностей. И потому у них ни на что не хватает времени.
Так в России, так в ЕС, так в Австралии...
Потому как лень - явление всеобщее, всемирное и всеобъемлющее для отдельно взятых бездельников. Явление, существующее там, где нет ЛИЧНОГО ЖЕЛАНИЯ взять СЕБЯ за волосы и ВЫТАЩИТЬ из болота обыденности в седло коня крылатого (Розового пони/-Сивки-Бурки/Мамуна/Мерани/Пегаса/...), уносящего своего наездника в голубые дали прекрасного мира.
Да, и ладно. Не нужны единороги для того, чтобы сделать свою жизнь наполненной делами и смыслом.
Ленивый человек и в Бельгии, и в России лучше пива попьет.
Свидетельство о публикации №222071700027