Училищу связи 50 лет
В конце шестидесятых годов прошлого века в нашей стране в проводной телефонной связи кончалась эпоха релейных декадно-шаговых автоматических телефонных станций (АТС). На смену им шли релейные координатные системы АТС, на базе многократных координатных соединителей (МКС). Хотя, эти системы в Европе в то время считались уже уходящими. В Европе стали появляться безрелейные системы коммутации, на первых процессорах. Но Советский Союз по объективным причинам отставал в этом деле на двадцать лет. Быстро росли города. Требовалось телефонизировать не только города, но и сельские поселения. Потребность в специалистах связи заставила строить по всей стране подобные учебные заведения. Нужны были кабельщики, монтажники, специалисты по обслуживанию АТС. Одним из первых такое училище появилось в Вологде, в областном центре. Готовили здесь специалистов не только для нашей области, но и других регионов северо-запада страны.
С этим училищем связи связано три года моей жизни (сентябрь 1974 г. – июль 1977 г.). Как ранее рассказывал, в июне 1974 года, после окончания восьми классов в школе-интернате № 3 Вологды, директор интерната Дмитрий Яковлевич Антипенко самолично привёл меня в училище связи, передал, так сказать, из рук в руки, от одного директора другому. Вот тогда впервые встретился с Иваном Александровичем Микеровым, человеком с виду суровым, но доброжелательным. К слову сказать, здание училища было мне знакомо с 1972 года. Летом этого года, когда здание построено и сюда начали завозить мебель и прочее, моя мать подрядилась сюда ночным сторожем. Она жила в доме на перекрёстке улиц Первомайская и Герцена, рядом. Так как мать была ужасная трусиха, боялась оставаться на ночь одна в большом здании, то на дежурства брала меня с собой. Я как раз тогда вернулся из пионерского лагеря интерната. Вот так провёл здесь несколько ночей подряд, не ведая того, что здесь когда-то придётся учиться и то, что училище сыграет такую большую роль в моей жизни. В июне 1974 года был принят на учёбу, назначен в группу под номером 15 (три курса: 115, 215, 315). Группа электромонтёров станционного оборудования АТСК-50/200, 100/2000. Вместе со мной из нашего класса школы-интерната в училище поступили два брата Тельминовых, Василий и Леонид. Но они поступили в группу кабельщиков (113). За три года обучения наши пути почти не пересекались. Обучение началось с цикла ознакомительных экскурсий по объектам связи Вологды и района. Там впервые встретился с теми, с кем потом придётся работать многие годы. В частности, Виталий Борисович Лавров. Лавров потом много лет руководил Объединённой городской и междугородной телефонной станцией Вологды. А в 1974 году он был молодым рядовым инженером на городской АТС (Дом связи), как заметили наши девушки, очень похожим на актёра Вячеслава Тихонова.
Все три года нашим классным руководителем был физик Юрий Модестович Потепалов. Хороший, профессиональный учитель. Но человек настроения. В гневе мог такое завернуть, что только держись! А так – очень позитивный, добрый, неравнодушный человек. Нашим мастером производственного обучения стала Раиса Ивановна Чкалова. Пожалуй, наиболее близкий нам человек. Вот уж с кем нам здорово повезло, так это с Раисой Ивановной! И профессионал была замечательный, и человек прекрасный. В ней не было ничего фальшивого, наигранного. Очень естественна, проста, искренна, и вместе с тем, достаточно строга, требовательна. Предмет автоматических телефонных станций (АТС) нам преподавал Александр Николаевич Куликов. Невысокого роста, но очень крепко сбитый, коренастый, предельно строгий. Взглянув на него, никогда не подумаешь, что он – преподаватель АТС. Это быстрей спортсмен. Так оно и было. Куликов, можно сказать, был профессиональным самбистом.
Как ни удивительно сегодня звучит, но в годы нашего ученичества в училище связи был предмет «эстетика». В нашем случае предмет «эстетика» должен был толковаться так: воспитание, обучение молодёжи через прекрасное, через чувственное восприятие прекрасного. Эстетику преподавала Валентина Станиславовна Старкова. Этот человек оставил неизгладимый след в памяти, многим ей обязан. Перед открытием училища связи, как я узнал позднее, шли дискуссии – нужен ли предмет «эстетика», мол, зачем людям, будущим технарям, кабельщикам, электромонтёрам связи вот это самое чувственное восприятие прекрасного?!. Имелись противники этого предмета, и немало. Но будущее руководство училища и в Управление связи области решили, что предмет нужен. Пусть не для всех учащихся будет прок, но если пять-шесть человек из каждой группы воспримут знания эстетики – уже будет большая польза. Правильно решили! Что бы там ни говорили, но человек, прежде всего, существо духовное, этим и отличается от скота. И в юные годы пройти период тонкой настройки души – очень даже важно. Но делать это должны люди мудрые, уважаемые, авторитетные. И делать не навязчиво, не давлением, не подавлением воли другого. Валентина Станиславовна Старкова это знала и умела. Она сама была человеком высокой культуры, и умела приобщать к культуре отношений других. Ведь что такое культура?! Культура – это отношение человека к человеку. А вовсе не музеи, не театры, не филармонии. Когда нет культуры отношений человека к человеку, то всем этим центрам искусства – грош цена. Эстетика, несмотря на некоторую приподнятость, оторванность от повседневной жизни человека, играет ключевую роль в жизни всего общества. Без эстетики не было бы подлинного искусства, произведений, ставшими шедеврами, без чего людям трудно было бы жить. Ведь настоящее искусство помогает и утешает, даёт надежду. А оно не берётся на пустом месте, как на голом камне не взойдёт колос. Прекрасное рождается из страданий и радости, из всей гаммы чувств и переживаний. Когда исчезает эстетика, то лица становится харями, а тела – тушами, а искусство вырождается в пародию на искусство, что мы сегодня и видим.
В 1975 году, стараниями Валентины Старковой, в училище связи появился литературный кружок «Яшинская рябинка». Творчество поэта и писателя Александра Яшина, нашего земляка, стало основой работы кружка. Сейчас даже точно не помню – как часто собирались, но сборы кружка были регулярными и интересными. Готовились темы, приглашались поэты и писатели, историки, краеведы, известные люди. Побывали в июне 1975 года в Волгограде, где А. Яшин воевал. Увидели все достопримечательности этого великого города на Волге. А в январе 1976 года мы съездили на родину поэта, в Никольский район Вологодской области. Остановились в Доме колхозника. На улице – солнечно, снежно и морозно. Отправились с утра на автобусе в деревню Блудново, где родился Александр Яшин. А из деревни – пешком, на Бобришный угор, где могила Яшина на берегу реки Юг. Очень памятная поездка. Случалось, Валентина Старкова приглашала на сборы кружка и артистов. Честно сказать, я не был большим поклонником стихов и поэзии, хотя тягу к этому роду искусства чувствовал с детства. Однажды Старкова пригласила женщину, актрису, но не на заседание кружка, а на свой урок. Актриса читала стихи, не знаю – чьи. Но чтение было удивительное, потрясающее! Впервые в жизни я почувствовал магию поэтического слова…
Когда ещё учился в школе-интернате, в 1971 году в школу пришла новая учитель физики, молодая. Так-то у нас физику вёл Авиадим Семёнович Демидов, но когда он уходил на больничный, то физику у нас стала вести вот эта молодая учитель. Звали её Майя Игоревна Лобанцева. В 1972 году на уроке физики Майя Игоревна вдруг обратилась к нашему классу с предложением: показать с ходу какое-нибудь физическое явление. В следующую секунду, нисколько особо не задумываясь, я беру учебник, поднимаю его над столом; даю учебнику свободно упасть. Показываю, стало быть, явление гравитации. Учитель отметила мою реакцию. Волей обстоятельств, в 1976 году Майя Игоревна Лобанцева пришла работать учителем физики в училище связи. Вот так мы встретились снова. Наша группа закончила обучение в училище в июле 1977 года. Но связи с училищем связи (простите за каламбур) я не терял, кроме двух лет армии. Много позднее Валентина Старкова и Майя Игоревна создали при училище небольшой музей истории связи вологодского края. А история с гравитацией и учебником получила развитие через 12 лет. Извините за нескромное заявление, но в апреле 1984 года мне удалось найти примерный ответ – почему учебник упал, и что такое гравитация, как физическое явление. В январе 1993 года, неожиданно для себя, начал писать стихи. И ещё. В январе 1976 года, когда были на родине поэта А. Яшина, в Доме колхозника Никольска, Валентина Станиславовна Старкова, после моего какого-то высказывания, полушутя бросила фразу: - Боря, за тобой надо записывать!.. Эта фраза стала впоследствии началом моей публицистики (1981 г.). Вот так прошлое смыкалось с настоящим и будущим. И ещё. На днях говорил по телефону с Майей Игоревной Лобанцевой. Она опечалена тем, что стало сегодня с музеем связи, который они с Валентиной Старковой столько лет с таким трудом и старанием собирали, можно сказать, по кусочку. Ну нельзя так относиться к памяти, к истории!..
Училище связи в Вологде для многих было и остаётся началом большого пути. Каким этот путь получился или получится – зависит от многих причин. Кто остался верен себе, прошел путь до конца, того уже смело можно назвать победителем. Но важно не забывать тех, кому мы многим обязаны. И не надо стесняться, предавать своё первородство, как стесняются люди своего крестьянского или пролетарского происхождения. Напротив, в нашем первородстве – исток нашей силы и могущества. Добрая, благодарная память – вот, в общем-то, и всё, что несём по жизни до конца. 50 лет… Для жизни человека – это очень много. Для учебного заведения – юношеский возраст. Даже 100 лет – далеко не зрелость. Так что у нашего училища (колледжа) связи ещё долгий путь. Пожелаем ему благополучия и удачи на этой дороге!
Свидетельство о публикации №222071700368