Основные индикаторы социального качества России

     Сегодня основные индикаторы социального качества в российской действительности подчеркивают нежелание решать важнейшие задачи для социального благополучия даже честно и добросовестно трудящегося населения России.  Как результат - явное противоречие между социальной сущностью государства и конституционными обязанностями правительства России. Это и понятно, ведь условиях капитализма, то есть при частной собственности производимой продукции, когда капиталист продаёт свою продукцию тому, кто больше заплатит, государству сложно реализовать сбалансированность экономических возможностей и объемы гарантированных социальных благ.

     Можно заметить, что стремление сбалансировать рыночные начала и государственную систему социального обеспечения всегда являлось центральной политикой практически всех европейских стран, особенно тех стран, которые придерживаются концепции «государство благосостояния». Данная концепция, по мнению многих ученых, постоянно видоизменялась в поисках приемлемой модели экономического развития и новых сущностных черт природы социального государства, выдвигаемых реальной практикой.

     Понятно, что и социально развитые государства не является статичными. Находясь в постоянном движении, в непрерывно меняющихся условиях, концепция социального государства тоже нуждается в постоянных реформах и модернизациях. При этом подчеркивается продолжающееся противостояние сторонников концепции «социального государства» и тех, кто отстаивает либеральную концепцию о необходимости «предельно сузить социальную деятельность государства и круг лиц, подлежащих социальной защите».

     Но происходит это  в странах, где уже работают социально прогрессивные законы, которые гарантируют каждому с правом на труд и жизнь достойно честно и справедливо нормированного труда по сложности, трудоёмкости и опасности для здоровья! Когда относительно равное для всех рабочее время определяет не только относительно равное количество труда по времени, но и относительно равные нормы производимых в обществе и необходимых каждому базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных основных продуктов питания и фактуры для одежды от их общего производимого в стране количества! При сохранении рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия всех честных и добропорядочных граждан общества, чтобы и остальные подтягивались до их уровня!

     Аргументы противников концепции «социально ответственного государства» кроются в отстаивании неолиберального характера экономики в условиях глобализации, в которой роль государства должна быть сведена к минимуму. Заметим, что данная тенденция о приоритете либеральной экономики характеризует в целом и ситуацию в российском обществе.  Между тем даже те, кто далёк от концепции развития социально справедливого государства, критикуют неолиберальную модель экономического развития.  Несмотря на противостояние двух концепций, ведущие европейские государства стремятся сбалансировать рыночные начала и государственное регулирование в своей смешанной, но по направлению в социально ориентированной экономике.

     Для России эта проблема имеет куда более глубокие корни, особенно после государственно-капиталистической экономики при советском союзе. Европейские страны шли к реализации концепции социального государства столетиями, постоянно корректируя ее под давлением организованных в свою партию трудящихся масс. В России же эта проблема еще очень далека даже от её постановки, если до сих пор нет ни одной политической партии с такой социально-политической программой развития. В российском обществе не решена даже проблема сбалансированности по обеспечению синхронности базовых направлений реформ в экономическом, социальном и культурном аспектах.

     Не решив эту проблему, невозможно обеспечить баланс экономического развития и государственной программы социального развития. Необходимость обеспечения синхронного развития ключевых направлений реформ диктуется логикой и масштабами общественных преобразований в русле демократического устройства, на что ещё может претендовать современная Россия. К тому же обеспечение создания и развития социально справедливого государства пока не вписывается в контекст выдвинутой главой государства общенациональной идеи - создание  конкурентоспособной страны.  Но ведь «конкурентоспособность» предполагает не только экономический аспект, не менее важны социальный, интеллектуальный и культурный компоненты развития!

     Для реализации такой общенациональной идеи потенциала у России предостаточно, было бы желание использовать интеллектуальную силу, собственные ресурсы страны и желание народа обеспечить синхронность факторов, объединяющих идею социально справедливого государства в России. Совершенно очевидно, что это прерогатива государства, но в современной России не может вырасти и созревать то, что выкорчевали с корнем. Необходимо опять засевать зёрна гуманизма, равноправия и социальной справедливости…


Рецензии