Светлан Голосеев гвардеец монгольского императ. 22

Глава 22. Новая метла

– Сю-юн, просыпаться! Быстро, быстро шевелись! Стоять прямо, смотреть ровно! К походу готовиться! После утренней пищи – проверка. После проверки наказание нерадивым, затем лошадей седлать. Воды в бурдюки набрать!

– Вот же не лежится нашему с;ннэй-тойону! Сам не отдыхает и нам не позволяет. Я-то думал, дадут отоспаться после бани, да по городу прогуляться.

– Ты, Веселин всегда о развлечениях думаешь.

– А о чём ещё думать, братцы? Да вы все об этом мечтаете, только вид делаете, будто одна мысль вас гложет, чтобы хану верно служить.

– Четвёртый десяток, у кого там язык слишком длинный? Молча стоять, когда командир говорит! Выполнять, что приказано!


– Братцы, четвёртый день едем, а ни одной речки. А куда едем, зачем?

– Тогооч говорил, будто слышал, как наш с;ннэй-тойон расспрашивал, где хан Узбек кочует. Будто нас к нему нужно доставить, а его в стольном граде летом не бывает. Они, татары, видишь ли, не могут без скотины, им в радость за овцами по степи безводной бродить.

– Ты поменьше языком-то мели, тем более на хана. Нравится, пусть кочует. Лишь бы людей не разорял. Нам вот тоже что-то нравится. Будь ты ханом, что бы делал?

– Эх, братцы, да будь я ханом, поехал бы в Русь, в леса с перелесками, в ёлочки-берёзки, к соловьям нашим. Терем бы себе приказал срубить сосновый, светлый, чтобы смолою пахло…

– А я бы во дворце лежал в перинах, а вокруг меня весь гарем – эх, красота!

– Тьфу на тебя, Веселин! Такую картинку мне испортил…

– Враньё всё это, братцы, зачем мы хану? Что у него невольников мало или войск недостача? Не верю я.

– Верь, не верь, а всё едем и едем. Хорошо, с;ннэй-тойон предусмотрительный, воды приказал взять, так бы уже высохли, как тот кизяк на сухой земле. Ох, жара невозможная, скорее бы уж вечер…


– Смотрите, сколько у них скотины! То овец отары несчитанные, то коровы, а сегодня весь день табуны! Это сколько же лошадей – тьма тьмущая! Одних пастухов вон сколько, и все молоды, крепки, на справных лошадях. Богатые эти татары.

– Потому-то у них на каждого воя по три лошади справных. Вот и воюют весело – сегодня здесь, а завтра уже неведомо где. Даже нам по две лошади дали. Где это на Руси такое видано?

– Это, братцы, думается мне, стада-табуны ханские, вот что. И едем мы верно – к хану, как кашевар и говорил. Так что в скорости будет в судьбе нашей изменение – душой чую.

– Что б ты там не чуял, а только Господь судьбами заведует. Вот как Он велит, так и случится. На Него и уповать надобно.

– Ах, снова вы свои споры затеваете! Веруешь, ну и ладно, не сбивай других, у кого иная вера. Вон, татары – басурмане, а и те не заставляют Аллаху ихнему молиться.

– А говорят, хан Узбек своих родичей, кто отказался веру ту принять, жизни лишил.

– Так то своих, а нас не трогают, сам видишь.

– А гляньте, братцы, шатры впереди будто снегом сверкают. А верхушки у них золотом пышут! Неужели сам Узбек-хан тут обитает!

– Сю-юн, стой! Спешиться. Ждать меня.

– Вот и приехали… страшно, братцы! И зачем я в это войско записался? Господи, упаси мою душу грешную…

– Ладно тебе, Здебор, чего струсил? Столько ехали не затем же, чтобы голову тебе снять. Это ещё дома могли бы. Верно, нужны мы хану. Узнаем скоро.


– Сю-ю-юн! Слушать команду! Одежду – в порядок! Гутулы от пыли выбить! Рожи весёлыми сделать и так держать! Сам правитель Орды хан-султан Узбек вас смотреть станет. Не опозорьте меня, акбаши. Сюн, в седло! По двое в ряд, десятники впереди, шагом за мной – пошёл! Ровно ехать!


– Сю-юн, стой! В один ряд, лицом к геру султана становись! Ровно стоять, весело смотреть!

– Ох, братцы, боязно мне…

– Тихо ты! Вон он, выходит…

– Сю-ю-юн! Шапки – долой!

– Ай, яхши акбаши! Ослепили. Красавцы златокудрые, как солнцем головы политы! Ай, хороши! С;ннэй-тойон, подъезжай сюда.

– Великий и могущественный, султан Гийас ад-Дин Мухаммед!..

– Не робей, сотник. Мы же с тобой оба воины. Называй меня как положено по ясе*1.

– Слушаюсь, хан!

– Откуда привёл ты этих белоголовых?

– От Твери города я их привёл. Уважаемый Тимербуга улы Амрак велел доставить их вам как его подарок.

– Сколько их здесь?

– Девяносто семь.

– Много потерял в пути?

– Один сломал ногу, один утонул, двоих пришлось казнить за побег.

– Молодец, мало утратил на таком пути, хороший командир. Чэрби*2, прикажи принести мой халат, в котором я на охоту ездил. Дарю тебе, с;ннэй-тойон, этот халат, он твой. Казначей, принеси деньги. Отсчитай сотнику 200 дангов. Это тебе за честную службу. Теперь передашь сотню другому, а сам езжай обратно. Отвезёшь хорошему человеку Тимербуга улы Амраку подарок от меня. Чтобы не скучно было одному ехать, дам тебе троих кэкэритэнов*3 в сопровождение. Отдыхай теперь. Пришлю тебе сменщика.

– Благодарю, мой хан!

– Иди. Эх, каких урусов нам прислали! Красивые и весёлые – улыбаются. Будто и хан им нипочём. Сам бы каждое утро на них любовался. Однако желаю послать их в подарок кагану*4. Одену их так: тон пошьём из белого полотна с позолотой, штаны – чёрные и чёрные гутулы с жёлтой полосой по голенищу. А маглаи зелёным шёлком покроем: как снимут – солнце, как наденут – вера в единого бога Аллаха*5 – тонкий намёк нашему Великому хану. Как считаешь, улу хатун*6?

– Красиво будет, повелитель. Думаю, каан Есун-Тэмур с удовольствием примет такой подарок и поймёт твой намёк.

– А ты что скажешь, кучук хатун*7?

– Было бы хорошо, чтобы он и Аллаха, наконец, принял, так я думаю.

– Вы у меня умницы! Чэрби, устрой этих акбаши, пусть им новую одежду пошьют, какую я сказал. И подыщи хорошего сотника, который знает путь в улус Чагатая и может объясняться с этими белоголовыми. И ещё, надо сочинить письмо Тармаширин-хану*8. Он, похоже, наконец наведёт порядок в Чагатаевом улусе. Нужно особо упомянуть в послании, что я благодарю Аллаха, что хан принял веру истинного бога и ведёт подданных праведным путём. Надо попросить его, чтобы без помех проводил сотню белоголовых в Ханбалык. И не забудь добавить к имени его новый титул – Ала-ад-дин. Ты умеешь сочинять лестные письма, друг мой. А кагану я сам напишу.


– Сю-юн, стоять прямо, смотреть ровно! Акбаши, вы хорошо шли сюда, я вами доволен, молодцы! Теперь у вас новый командир – с;ннэй-тойон Сыбай*9. Не подводите его. Пусть ваша дорога будет успешной! Хуш*10!

– Братцы, гляньте на него, маленький, кривоногий – что за командир? Зачем нашего забрали, такой хороший был…

– Ага, вспомни, как его ругали, что злой, что отдыха не давал. Теперь вот – новая метла. Узнаем, каков он.

– Сюн, слушай теперь меня! Да, вы скоро узнаете, на что годится маленький и кривоногий татарин, у которого ещё и слух как у лисы. Я даже слышу, как шевелятся жёлтые волосы на башке того, кто это сказал. На первый раз прощаю. Запомните, я вашего брата знаю не по рассказам, не один год в ваших землях жил, всю вашу подноготную познал и говорить могу не хуже любого из вас. Не понимаю, что хорошего видят те, кто славян покупает на рынках, но по своему опыту знаю, что каждый второй из вас негораздок*11, а остальные в большинстве божедурье*12. Если хотите жить неплохо, слушайтесь меня. А чтобы не думали, что говорю много, а делаю мало, слушай команду. Раздеться по пояс! Первый десяток напротив второго, третий напротив четвёртого и так все – становись!

– Сейчас бороться заставит…

– Верно, акбаш. Как зовут?

– Стоян*13, кыштым пятого десятка.

– Посмотрим, каков ты Стоян. Бех начать! И вы мне ещё говорите «маленький кривоногий татарин»! Смешно на вас смотреть. Победители – боритесь друг с другом! Ну, давай, давай! Ладно, теперь эти победители – бех! Яхши. Двое остались. Отдохните, отдышитесь. Неплохо учил вас мой предшественник. Отдышались? Стать напротив. Бех! Ага, Стоян, ты в сотне лучший борец. За это прощаю тебе болтовню из строя. Ну, а теперь борись со мной. Будешь?

– Буду!

– Ты ещё и смелый. Ну, тогда – бех!

– Вот так, акбаши, видите, что я с ним сделал? Вот такой я маленький кривоногий татарин – ещё ни один урус меня не поборол. Теперь отдых. Скоро кашу есть позовут.


– Сю-юн, просыпаться! Быстро, быстро! Слушай меня. Одежду – снять! Новую одежду – надеть! Ровно стоять! Сам смотреть буду. Тегуче*14, иди рядом, буду говорить, что исправить. Этому рукава укороти, смотри, они висят у него ниже пальцев. У этого на маглай шёлка не хватило? Что ты лоскутами его покрыл? Перешей. Ну-ка, ты, присядь. Видишь, тегуче, он присесть не может, узки штаны. Как в седле сидеть будет? Другие сшей…

– Братцы, нас словно девок на показ наряжают…

– Не шепчи, акбаш, я слышу. Если хан прикажет, я из тебя настоящую девку сделаю. Радуйся, что только наряд тебе меняют. А тебе идёт. Вы все красавцы, акбаши! Завтра с утра чтобы рожи и руки чистые были. Хан вас смотреть будет. Раздевайтесь. У кого замечания, одежду тегуче сдайте. Всё.



  *1 «Царям и знати не надо давать многообразных цветистых имен, как то делают другие народы, в особенности мусульмане. Тому, кто на царском троне сидит, один только титул приличествует — Хан или Каан» – из ясы Чингисхана
  *2 Чэрби – интендант, командир, ведавший снабжением и расквартированием войск (монгольское)
  *3 Кэкэритэн – гвардеец (монгольское)
  *4 Каган — высший титул в средневековой кочевой иерархии, хан ханов, в монгольское время слился с родственной формой каан. Ставка кагана была в Ханбалыке (сейчас Пекин)
  *5 Белый, чёрный, жёлтый, зелёный – цвета ислама
  *6 Улу хатун – старшая жена хана, буквально «большая ханша». Хатун – женский титул, аналогичный мужскому титулу «хан», приблизительно соответствует западным титулам «императрица», «царица», «королева»
  *7 Кучук хатун – младшая жена хана. У правителя Золотой Орды хана Узбека было две супруги: Баялун и Тайдула
  *8 Тармаширин – хан Чагатайского улуса с 1326 по 1334 годы. Он провозгласил ислам официальной религией своего улуса и принял исламский титул Ала-ад-дин
  *9 Сыбай – воин-всадник (древнетюркское)
  *10 Хуш! – Прощайте! (татарское)
  *11 Негораздок – недалекий (старорусское)
  *12 Божедурье – дурак от природы (старорусское)
  *13 Стоян – крепкий, несгибаемый, стойкий (славянское имя)
  *14 Тегуче – портной (татарское)


Рецензии
Полагаю, что группа находится там, где обитали(позднее) кочевые джунгары. Наверное уже территория современного Казахстана. Подскажите?

Владимир Островитянин   17.07.2022 08:31     Заявить о нарушении
Понял из след части, что не ошибся.

Владимир Островитянин   17.07.2022 08:46   Заявить о нарушении
Именно так - ногайские территории.

Владимир Островитянин   17.07.2022 09:12   Заявить о нарушении