Билетный комбинатор
- Эким же ты был, парнище, в детстве! Умнящим и сообразительным не по годам своим, прям спасу не было никакого.
Итак, картинка то всплыла, аж из 1964 года. То бишь, произошедшая, ровно пятьдесят восемь лет назад. В Куячинской восьмилетней школе. Мы, в ту пору, выпускники этой восьмилетки, во всю прыть, готовились к своим, первым в жизни, выпускным экзаменам. Занятия уже закончились, ходили только на консультации по вечерам.
Надо сказать, что в тот последний год в школе нас по математике учил другой учитель, вместо ушедшей в декретный отпуск, Вяткиной Лидии Яковлевны. Новым учителем был мужчина, доселе нам, пацанам, неизвестный. Скорей всего, живший здесь раньше, или родители его жили здесь. За давностью лет забылись, к сожалению, его и имя и фамилия. Может он фамилию Рехтин носил, а может и Худяков. И отчество у него вроде было как Ефремович. И жил он, как будто, в Партизане.
Память моя не сохранила, как этот учитель вел сами уроки, просто в памяти моей, остался он серьезным, правильным мужиком. И вот мы подошли потихоньку к этим вечерним консультациям по математике. Разрази меня гром, я забыл даже, как мы сдавать экзамен по геометрии должны были? Вместе с алгеброй, или отдельно? Скорей всего, отдельно, потому как...
Потому как, на этих вечерних консультациях мы готовились по билетам, что будут потом на экзамене, разложены на учительском столе. Скорей всего, у каждого из нас были в тетрадях переписаны эти билеты и пожалуйста, готовиться можешь где угодно. А на консультациях разбирались непонятные вопросы.
И сидя на первой парте, я неожиданно увидел то, что потом заставило мой мозг работать в усиленном режиме и принимать активные действия. Учитель, по отчеству Ефремович, открывает перед собой простую, ученическую тетрадь в клеточку, а в ней каждый лист разрезан на три горизонтальный полоски. А на каждой полоске номер билета с вопросами, которые потом будут лежать на учительском столе, на экзамене. Остается только ножницами отстричь их друг от друга, перевернуть написанным вниз, и пожалуйста, дерзай, парнишка, тяни свой счастливый билет.
И вот тут мой мозг осеняет блестящая, хотя на первый взгляд, не слишком умная мысль.
- Хозяин! Зачем нам мучиться и заучивать все эти тридцать билетов. Гораздо лучше, если их будет в три раза меньше.
- Как это?
- Всё очень просто. Когда Ефремович разложит билеты на столе, они ведь только на первый взгляд будут выглядеть совершенно одинаковыми. На самом деле, второй, пятый, восьмой и так далее, будут отличаться от других, что на столе лежат.
- Ага. Соврёшь – недорого возьмешь.
- Дурень! Секи момент! Все билеты, что в середине листа, ведь они с двух сторон будут обрезаны ножницами. И не заметить этого просто невозможно. В отличие от верхнего и нижнего, где след от ножниц будет только на одной стороне.
А что? Логично. Надо попробовать. И работа закипела. Каждый тетрадный лист, как у учителя, разрезал на три полоски, написал номера билетов, отстриг их от тетрадного корешка и разложил для пробы на кухонном столе. И точно ведь! Я безошибочно узнавал нужные мне билеты. Ура!
Но радость моя оказалась преждевременной. В этих билетах попались такие каверзные вопросы, что лучше бы мои глаза их вообще не видели. А значит? А значит, что надо обратить внимание на оставшиеся билеты на страничке, на те, что вверху и внизу. Оказывается и их можно определить на столе, где какой лежит. Можете сами в этом удостовериться. Смеха, ради.
Не помню, на каких уж билетах я сделал свой выбор. На верхних, средних или нижних. Но, на всякий случай, основательно подготовился по всем остальным. И этот случай, как в воду глядел, взял, да и случился. На последней, перед экзаменом, консультации, учитель, с отчеством Ефремович, как всегда, перелистывал свою тетрадку с билетами. И я с ужасом осознал, что вся моя великолепная комбинация вдруг полетела куда-то в тар-тара-ры.
"Накосячил" в одном из билетов наш Ефремович, ошибся самую малость. Посчитал, что сие не велика беда, зачеркнул его, а на следующей полоске билет написал правильно. Это ему не беда, а моей то нумерации пришел полный кирдык. Не ожидал я от Ефремовича такой "подлянки". По новой, создавать еще одну конструкцию, с учетом его ошибки, времени у меня уже не оставалось.
А посему, все билеты пришлось, как и подобает, добросовестно выучить. За что и поплатился, получив пятерку на экзамене. Вообще, мне жаль было расставаться со своим свидетельством о восьмилетнем образовании. Почти все пятерки стояли в нем. Почему-то не вернули свидетельство это мне в Куяганской школе, когда аттестат о среднем образовании вручали. А в нем оценки гораздо скромнее. Четверки, окромя опять же четырех пятаков.
Шесть десятков лет, без малого, уже минуло с той поры, а вот нате вам, счас, как наяву, вижу свою великолепную комбинацию с экзаменационными билетами. И себя, этакого, совсем еще юного Остапа Бендера. К тому же, еще и куячинского, розлива.
Свидетельство о публикации №222071700874