Род Монтеня. По разным сторонам баррикад

   Эта публикация из серии очерков о судьбах потомках и роственниках знаменитого  французского писателя и философа Мишеля де Монтеня. Их услоно я называю "род Монтеня".

   Революция во Франции разделила род Монтеня на непримиримые лагеря. Наиболее ярко этот разрыв сказался на судьбах двух великих воинов, столкнувшихся в смертельной схватке - решающем сражении гражданской войны.

      ЛЕСКЮР,  ЛУИ МАРИ де САЛЬГ де (Lescure, Louis-Marie de Salgues de). Маркиз. (1776-1793). Мать дочь Аймери Жозефа Дюрфорт-Севрака*. Великий воин. Полководец. Когда говорят о блистательных военных талантах, выдвинутых французской революцией, его имя не упоминают, хотя Лескюр по способностям и боевым достижениям принадлежал к их плеяде. Причина невключения его в их прославленную когорту проста. Генерал Лескюр воевал не в одном строю с полководцами революционной Франции, а против них. Он великолепно командовал крестьянами  "гидры контрреволюции". Так  революционеры называли воставшую провинцию Вандея. Его мужицкие войска били легендарные армии революционной Франции.

   Гражданская война в Вандее отличалась невевроятной жестокостью, схожей с преступлениями большевиков в русской гражданской войне. Кровожадное провительство якобинских фанатиков посылало комиссарами-правителями в Вандею самых отъявленных подонков. Несмотря на крайнее озлобление роялистов и республиканцев, Лескюр отличался невероятной для тех страшных времён всеобщей ненависти гуманностью по отношению к поверженным врагам.

   Женат он был на своей двоюродной сестре, Виктории Доннисан-Ларошжаклен*, тоже внучке Аймери Жозефа Дюрфорт-Севрака*. Самый выдающийся вождь вандейцев погиб в возрасте 27 лет, смертельно раненый в решающей битве при Ла Трамбле. ешающим это сражение стало из-за гибели Лескюра. После него у Вандеи не было вождя и полководца его масштаба.

   Невероятный парадокс судьбы потомков Лопесов. Исход сражения при Ла Трамбле в пользу республиканцев решил другой великий воин родственник Лескюра, генерал революционной армии Мишель Арман де Башарити де Бопюи. Он был потомком Лопесов, из которых происходила мать Монтеня. 15 октября 1793 республиканская армия атаковала воинство вандейцев около замка Ла Трамбле. Республиканские генералы ожидали, что крестьяне не выдержат массированного удара регулярных войск, закалённых в войне с европейскими державами, но Лескюр отбил их атаку и сам перешёл в наступление. Генерал, командовавший республиканцами, был тяжело ранен, в пылу сражения его пришлось заменить лейтенантом.

   Неожиданно для республиканцев над ними нависла угроза поражения, но в этот момент де Бопюи привёл на поле боя свою свою дивизию. В войнах того времени не всегда было ясно, на каких участках сражения происходят важнейшие бои, исход битв решали командиры, правильно оценившие  ситуацию. Достаточно вспомнить битву при Ватерлоо. Де Бопюи с марша атаковал и потеснил вандейцев. Лескюр, всегда сражавшийся в первой линии своих войск, стал сплачивать их ряды. Неизвестно каков был бы исход сражения, если бы вандейцы не лишились Лескюра. Пуля ранила его в голову. Подумав, что он убит, вандейцы пали духом и деморализованные отступили с поля боя. Лескюр  умер во время отступления. Де Бопюи не надолго переживёт его.
    
   БАШАРИТИ де БОПЮИ, МИШЕЛЬ АРМАН де (Bacharetie de Beaupuy, Armand-Michel де) (1755-1796). Брат Nicolas Bacharetie de Beaupuy. Франция. Великий воин. Полководец. Современники называли его "Баярдом республики", сравнивая его с культовой фигурой французской военной истории, "рыцарем без страха и упрёка" Баярдом, жившим в 15 веке. Службу начал в возрасте 16 лет простым солдатом, в 18 лет стал лейтенантом. Несмотря на своё дворянское происхождение, принял революцию и сражался в республиканских войсках. Своей отвагой и командирскими качествами обратил на себя внимание, командуя батальоном добровольцев в чине подполковника (1792),  минуя очередной чин, был произведён в бригадные генералы (1793). В армии революционной Франции талантливые люди делали стремительные карьеры.

   Воевал на Рейне против войск Пруссии и Австрии. После того, как французская армия была окружена превосходящими силами немцев в Майнце, был назначен его комендантом. Три месяца выдерживал осаду города под мощной бомбардировкой. (14 апреля-23 июля 1793). Так как не ожидалось французских действий по снятию осады, а население Майнца сильно страдало от тяжестей осады, был вынужден сдать город, но на условиях почётной капитуляции: французы  не были взяты в плен, вышли из города распевая Марсельезу, получили право вернуться на родину. Единственное обязательство, которое согласились взять французы, капитулировавшие в Майнце:  не воевать в течении одного года против своих победителей.

   Придерживаясь этих условий, французское правительство отправило войска, сражавшиеся в Майнце, на другой театр войны-подавление восстания в Вандее. Де Бопюи сыграл решающую роль в целом ряде полевых сражений и осад (1793), заставивших вандейцев, оставшихся без Луи Лескюра*, просить о перемирии. В одном из сражений под ним убили два коня, в другом его ранило ядро в грудь. Несмотря на ранение продолжал воевать. В 1894 был назначен начальником штаба Армии Запада-войск, сражавшихся в Вандее.

   Через год его произвели в дивизионные генералы и снова направили сражаться на Рейне, назначив командиром дивизии. Верховное французское командование сделало грубую ошибку, разделив свои войска на две армии. Одной из них командовал Жан Виктор Моро, другой Жан-Батист Журдан. Де Бопюи, воевавший в армии Моро, как всегда был в гуще боя, в одном из них получил семь сабельных ран (1796). После короткого лечения, не оправившись от ран, вернулся в строй. Французская армия находилась в тяжёлом положении из-за численного превосходства австрийцев и из-за того, что австрийцы смогли отделить обе французские армии друг от друга настолько, что те  не могли действовать координированно. Де Бопюи сыграл решающую роль в победе армии Моро при Гайзенфельде, но оно не изменило ход компании: через два дня австрийцы разбили армию Журдана. Отдалённые друг от друга французские армии  были вынуждены отступать перед более многочисленным противником.

   Особой славой покрыло его имя командование агрегардом армии Моро в её отступлении из Баварии на Шварцвальд к Рейну. Над французской армией нависла угроза окружения: единственный доступный французам мост на Рейне был узок и не смог бы быстро пропустить армию. В битве при Эмендингене (октябрь 1796). Башарти де Бопюи сдерживал атаки всей австрийской армии, погиб, убитый пушечным ядром, но спас армию Моро, благодаря его действиям успевшую перейти Рейн. Из пяти братьев в его семье трое погибли, сражаясь за революционную Францию.

   Де Бопюи установлены  памятники в Вольгельсайме в Эльзасе и в Мюсидане в Аквитании. Его имя  выгравировано под Триумфальной аркой и в Галерее Битв в Версале. Сравнивая его боевой путь с карьерой маршалов Наполеона, можно не сомневаться в том, что он тоже стал бы маршалом. В момент  гибели у него было гораздо более внушительное резюме, чем у многих из них.

   Ему установлен  памятник в Вольгельсайме (Эльзас). Его имя выгравировано под Триумфальной аркой и в Версале. Сравнивая его боевой путь с карьерой маршалов Наполеона, можно не сомневаться в том, что он тоже стал бы маршалом. В момент  гибели у него было гораздо более внушительное резюме, чем у многих из них.
   
   ДОННИСАН-ЛАРОШЖАКЛЕН, Виктория де  (Donnissan de La Rochejaquelein, Victoire de) (1772—1857). Франция. Писательница-мемуаристка. Внучка Аймери Жозефа Дюрфорт-Севрака*. Двоюродная сестра и жена Луи Мари де Сальг де Лескюра*. Её сын от второго брака Анри-Аугусте-Жорж Вержье де Ларошжаклен*. 

 


Рецензии