К вопросу оккупации города Сланцы

К вопросу оккупации города Сланцы в годы
Великой Отечественной войны

Сланцы до войны были приграничным городом. Когда в Гдовском районе конкретно 01.1920 г. закончилась Гражданская война, по Тартускому мирному договору 02.02.1920 г. часть Гдовского района отошла буржуазной Эстонии , которая со временем предприняла попытку эстонизации русского Принаровья. Большей политической глупости со стороны Эстонии в этом случае придумать было нельзя.

В городе, начиная с 1930-х гг. располагался 552 стрелковый полк 191 стрелковой дивизии, история которого применительно к Сланцам практически не изучена. В поселке Демешкино, расположенном в нескольких километрах к югу от Сланцев по дороге на Гдов, располагался 556 стрелковый полк той же самой 191 стрелковой дивизии, история которого тоже до сих пор не изучена.
Здания Военных городков 552 (в Сланцах) и 556 (в Демешкино) полков сохранились в удовлетворительном состоянии, и сегодня представляют несомненный исторический интерес. О постановлении же их на государственный учет как памятников истории и культуры, сегодня речь, к сожалению, не идет. – При этом одно из зданий бывшего 552 полка находится сегодня в «аварийном» состоянии, а потому из него выведено находившееся там «ПТУ № 15», а само оно огорожено забором. – Это здание решено снести до конца 2020 г.
После начала войны 22.07.1941 г. немцы были в районе села Ивановского на р. Луге уже 13.07.1941 г. Они прошли от Пскова и пос. Чернево в правобережье р. Плюссы, и далее через сс. Вейно, Выскатка и Старополье, т.е. ровно там, где командование Советской армии их не ждало. – Считалось почему-то, что этот путь непроходим для моторизованных частей Вермахта, а, между тем, было ясно, что немцы еще до войны провели здесь глубокую разведку и включили в свои планы именно этот путь.
Между тем, 14.07.1941 г. в районе дд. Максимова и Лосева Гора произошел встречный бой батальона 546 стрелкового полка с немецкой бронетанковой колонной .
Руководство города по свидетельству бывшего члена отряда В.С. Знаменского Н.Д. Симченкова, кстати, комсорга отряда, выслало в район пос. Чернево Заградительный отряд, состоявший из 50 добровольцев, а по свидетельству Н.М. Афонского, автора книги «Сланцы» (1964), им выдали по 100 патронов. Естественно, что «необстрелянные» сланцевчане в боях под. Чернево 14.07 и 15.07.1941 г. серьезного сопротивления опытному противнику оказать не могли.
Сланцевский Заградотряд в районе пос. Чернево сражался бок о бок с добровольцами из пос. Середка и г. Гдова. Так же на этом рубеже сражались другие части, прибывшие сюда из Ленинграда и из других мест.
Кстати, разные авторы об одном и том же эпизоде войны пишут по разному:

«Около 50 [сланцевских] шахтеров вступили в созданный в начале июля истребительный батальон. Боевое крещение они приняли вместе с бойцами батальона 118-й стрелковой дивизии, батальона морской пехоты, трех батальонов Ленинградского народного ополчения и истребительных отрядов Гдовского и Середкинского районов в боях на левом берегу Плюссы под Чернево. Восемь вражеских атак отбили эти небольшие подразделения 15 июля. 16 июля, задержав почти на двое суток продвижение фашистов, а затем организовано отошли» .
«[Cланцевских] Женщин с детьми эвакуировали из города в глубь страны еще 7 июля. Ополченцы были спокойны за судьбу своих близких, понимая, что Родина о них позаботится. Когда был дан приказ – выступить на защиту города, все прямо с работы, получив на месте винтовки и по 100 патронов, направились в бой.
Первая встреча сланцевчан с фашистскими частями состоялась неподалеку от Черневской спичечной фабрики, расположенной в верховьях [в среднем течении] реки Плюссы; затем последовали ожесточенные кровопролитные бои у Черемхово [у д. Чернево], у деревни Селецы (?), под Гдовом. Но силы были неравными. В ночь с 17 на 18 июля немцы перерезали линию железной дороги Сланцы – Гдов, захватили деревни Подолешье, Верхоляны и ряд других. Отряду сланцевчан под непрекращающимся огнем противника пришлось отходить к Нарве.
Там ополченцы впервые за все эти дни получили возможность немного передохнуть. Затем им выдали обмундирование, оружие, продовольствие на несколько дней и, по указанию командования Ленинградского фронта, включили в отряд особого назначения, который должен был действовать в тылу у врага» .

В ходе быстро развивавшегося наступления частей Вермахта в сторону Ленинграда, население г. Сланцы в спешном порядке было полностью вывезено в другие области Союза, о чем я знаю из рассказов моей матери, – Батуриной Раисы Ивановны, которая была в то время еще 10-ти-летней девочкой.
Семья Батуриных, бабка моя – Полина Михайловна Батурина и 2 ее дочери – Раиса и Галина, выехали из Сланцев на открытой железнодорожной платформе в сторону Ленинграда вместе со своими родственниками Силантьевыми. Ольга Михайловна Силантьева, Сестра Полины Михайловны, была женой Михаила Васильевича Силантьева, машиниста, который вел паровоз из Сланцев в Саратовскую область, в г. Пугачев. В тех местах тогда тоже добывали горючие сланцы, а потому специалисты от родственных производств на т.н. «Саратовских сланцах» были как нельзя кстати.
Сланцевский поезд с эвакуированными бомбили в районе Гатчины. Мать рассказывала, что по пути следования по всей дороге эвакуированным предоставлялась горячая пища, а так же кипяток и баня. 
Вот же, как интерпретирует этот эпизод бывшая директор Сланцевского историко-краеведческого музея Т.И. Войнова:

«В это время в Сланцах шла эвакуация населения. Вывозилось ценное оборудование. Все действующие предприятия были выведены из строя, а шахты затоплены. Семьи шахтеров уезжали на Волгу: в Куйбышев, Сызрань, Саратовскую и Ульяновскую область. Многие из них в годы войны работали на Кашпирских шахтах, в Савельевских рудниках. Добывали горючий сланец, работали на военных заводах. Последний эшелон ушел из Сланцев 16 июля, а в ночь с 17 на 18 июля 1941 г. поселок захватили фашисты. В поселке не осталось ни одного человека. Для того чтобы как-то наладить свою жизнь немцы осенью – зимой 1941 – 1942 гг. пригнали в Сланцы мирных жителей из прифронтовой полосы под Ленинградом (из Гатчинского района). Они хотели возобновить работу сланцевых шахт, пытались откачать воду, но сделать этого так и не смогли. В отличие от сланцевых шахт Эстонии, которые в 1942 – 1944 гг. работали на немцев, Ленбасс не дал врагу ни одной тонны сланца» .

В г. Пугачеве некоторые из сланцевчан пробыли всю войну, и среди них был так же небезызвестный впоследствии диссидент и правозащитник, писатель и руководитель политического движения Владимир Осипов (Москва), родившийся в свое время в д. Рыжиково Сланцевского района и учившийся в Сланцах в «Средней школе». Он в своих книгах отмечает так же этот момент эвакуации его семьи в г. Пугачев.
Об экстренной эвакуации из Сланцев населения и части оборудования так же пишет многолетний редактор сланцевской газеты «Знамя труда» В.В. Иванов, автор книги «Сланцы» (1988):

«В Сланцах тем временем шла эвакуация населения – женщин, стариков и детей. Вывозилось ценное оборудование. Все действующие предприятия были выведены из строя. Нелегко было разрушать то, что создавали собственными руками, но поступить по-другому, отдать народное достояние врагу советские люди не могли. 16 июля фашисты вступили на территорию Сланцевского района» .

Власти Сланцев предприняли так же попытку эвакуации сельских жителей района и скота в глубинные области страны, но немцы в ходе стремительного наступления перехватили их по пути в Осьмино и далее сторону Ленинграда и вернули колхозников вместе со скотом в места их начального проживания.
Об этом эпизоде, между тем, есть сообщение сотрудницы ЛОГАВ (Выборг) Ольги Кривенковой:

«В начале июля началась эвакуация. – Вглубь страны ушли четыре эшелона с женщинами, детьми, стариками, промышленным оборудованием. Эвакуации подлежали и колхозы, но осуществить ее в полной мере смогли только некоторые хозяйства.
О ходе эвакуации мы можем судить по актам об ущербе, причиненном колхозам немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками. Один из пунктов документа, который заполняли члены комиссии, как раз касался эвакуации. В большинстве актов этот параграф остался незаполненным, или же просто отмечено, что колхоз не эвакуировался, но встречаются и другие записи. Так, из некоторых колхозов уехали отдельные семьи, по всей видимости, к своим родным, поскольку нет никакой информации о том, что это был организованный процесс. Эвакуацию сумели провести несколько колхозов Черновского сельсовета. Так, 17 июля в Вологодскую область Устюжинского района уехали 44 семьи из колхоза «Восход». Им удалось переправить 59 лошадей, 340 коров, 480 овец. Провел эвакуацию и сохранил крупный рогатый скот, а также свиней, овец и лошадей колхоз «Успех».
Надо отметить, что этим колхозам в какой-то степени повезло. Уже в ночь с 17 на 18 июля 1941 года немецкие войска перерезали железную дорогу Гдов – Сланцы и заняли сам поселок Сланцы. И в актах нескольких колхозов указано, что началась эвакуация колхозников с имуществом, но уже в соседнем Осьминском районе (расформирован в 1961 году, его территория была поделена между Волосовским, Сланцевским и Лужским районами) их встретили немцы, и они были вынуждены вернуться назад.
20 июля 1941 года весь Сланцевский район был захвачен» .

Таким образом, в Сланцевском районе была эвакуирована только малая часть скота, а сельское население в большинстве осталось жить и трудиться в деревнях, в основном, на частных началах. – Никто не желал работать при немцах на условиях общественного производства. По рассказам местных жителей, которые были в оккупации, нарастить тогда в деревне удалось на много б;льше, чем в условиях колхозного производства . Обычно в войну на поля выходило на уборку все население деревни, «от мала до велика», чего в принципе не было при колхозах.
Город, в котором на тот момент практически не было гражданского населения, а 556 стрелковый полк был выведен в район д. Туганы, был занят противником без боя уже в ночь с 17 на 18.07.1941 г.

«10.07.1941. – «Дислоцировавший до войны в Сланцах, 546 полк 191-й стрелковой дивизии был выведен из поселка и занял оборону по реке Пята на границе с Кингисеппским районом. 552 полк 191 стрелковой дивизии  было призвано 1251 сланцевчан, 1024 из них погибли в первых же боях с фашистами».

  Краткий хронологический справочник. История Сланцевского района в датах. Сланцы. 2000. С. 11.
  Краткий хронологический справочник. История Сланцевского района в датах. Сланцы. 2000. С. 15.
  Афонский Н.М. В те грозные годы // Сланцы. Л. 1964. С. 24.
  Афонский Н.М. В те грозные годы // Сланцы. Л. 1964. С. 26.
  Войнова Т.И. Шахтеры АО «Ленинградсланец» в годы Великой Отечественной войны. Рукопись. 04. 2005.
  Иванов В.В. Грозные годы войны // Cланцы. Л. 1988. С. 70.


  Ольга Кривенкова. ЛОГАВ. Выборг. Сланцевский рудник.
 https://   Будько В.И. Дехино // Север Гдовщины. Псков. 2005. С. 239.
  552 стрелковый полк, видимо, был выведен под Ленинград, откуда и начинается его боевая летопись.
  Краткий хронологический справочник. История Сланцевского района в датах. Сланцы. 2000. С. 15.


Рецензии