Квест. Замкомгруппы - старший лейтенант Дудченко

Вот о нем мне хочется рассказать подробно.
В первый раз в своей жизни я изменил первое впечатление о человеке на прямо противоположное.
При первом знакомстве он держался со мной строго официально, как командир. Обращался только по званию и на Вы. Как, впрочем, он обращался ко всем, включая солдат.
Сам по себе здоровый, мощный, всегда подтянутый, серьезный. Позже солдаты мне рассказывали, что, когда он с ними проводил зарядку, то свободно подтягивался на одной руке десять раз.
Требовал и от солдат и от офицеров безукоризненного и беспрекословного исполнения уставов, которые он знал наизусть и сам всегда им следовал.
Ну, типичный "солдафон" - охарактеризовал я его поначалу для себя. Однако, не мог не оценить, что он внимательно и спокойно следил за моей подготовкой как технической, так и по мерам безопасности.
Это именно он объяснил мне, что каждый пункт ПМБЭ написан кровью. Кто-то когда-то заплатил жизнью за его неисполнение. И что я должен знать их потому, что отвечаю не только за себя, но и за солдат доверенных мне.
- Помните всегда, лейтенант Проскурин, - наставлял он, - что каждого вашего солдата ждет дома мать! Как Вы сможете смотреть ей в глаза, если она его не дождется?
- Поэтому Вы должны назубок знать эти правила не только для того, чтобы спасти свою жизнь, но и, главное, жизнь наших солдат. Это именно им придется работать на энергоустановках и подвергать смертельному риску свою жизнь, если Вы будете плохо заботиться об их безопасности.
Тогда я еще не в полной мере представлял, как он прав. Позже мне пришлось в этом убедиться.

Как-то он взял меня с собой на одну из точек - это был Второй район позиционирования в 120 километрах от Ясного. Никакой надобности во мне в этом выезде не было. Просто он решил познакомить меня с некоторыми обстоятельствами службы и заодно подготовить меня.
Я надолго запомнил эту поездку. Точнее его слова, объяснившие мне многое не только в службе, но и в жизни. 
- Вам придется выезжать с расчетом, - начал он мне рассказывать про предстоящую службу, - в расположения полков. Полки несут службу в позиционных районах: 1-й полк в 1-ом позиционном районе, второй - во втором и т.д. Выезжает всегда тот расчет, который несет боевое дежурство в дежурной смене. И это не всегда расчет вашего отделения. Могут быть расчеты из любого отделения. Когда Вы приезжаете в полк, то Вас, как офицера, всегда накормят и найдут куда Вас положить, если придется остаться на ночь. А вот о солдатах расчета заботиться никто не будет. Они там никому не нужны. Только Вы можете и должны о них позаботиться.
- Учтите, от Вашей заботы зависит их служба. Они Вас никогда ни в чем не подведут, если будут ощущать, что Вы о них думаете.
- Поэтому, советую, - завершил он, - следуйте простому правилу: сначала позаботиться о солдатах, а потом о себе. Это совсем несложно.
Насколько же это была простая мысль, но должен признаться, что сам бы я не додумался.
Наверное, как и большинство достаточно избалованных городских детей я вырос в значительной степени эгоистом. Думать о себе - никого учить не надо! А вот, чтобы думать о других мне понадобился урок Дудченко.
Казалось бы простая житейская мудрость, которую еще родители воспитывают в детях. Но как-то несколько абстрактно. А в армии это очень конкретно!
На меня это подействовало. Я запомнил и на первом же самостоятельном выезде реализовал эту рекомендацию.
Но выглядело это занятно.

Вышел из строя масляный выключатель в подземном распределительном пункте командного пункта 4-го полка. Я был в дежурной смене. Поступил приказ от 01-го (начальник дежурной смены) выехать в полк для устранения неисправности. Я готов к выезду, а дежурил со мной расчет из 4-го отделения старшего лейтенанта Мелехова. Я позвонил ему, чтобы подсказал, что надо брать.
- Возьми с собой планку, защелку и что-то еще, - порекомендовал Мелехов. - И не забудь паек для себя и расчета. А то можешь зависнуть там надолго. Заезжай ко мне - возьмешь с нашего склада, а я потом восполню со склада дивизии.
Отлично. Я вызвал расчет, погрузились в лабораторию на базе "Урала". Хотя лаборатория не требовалась для этого выезда, но машина была в смене и потому ее использовали. Заехали на склад, где забрали необходимые детали и паек на три дня на всех, включая меня. Я даже не видел, что было в том пайке. Просто большая картонная коробка.
Приехали в полк. Я представляюсь.
- Лейтенант Проскурин с расчетом прибыл для устранения неисправности масляного выключателя!
- Давай-давай лейтенант, - говорит командир полка, - давно тебя ждем. Уже 10 часов сидим на дизелях!
Когда выходит из строя стационарная схема электропитания, то полк переключается на автономное питание от двух дизель-генераторов, потребляя при этом дизельное топливо, за перерасход которого командиров наказывают.
- Мне надо разместить солдат, - помню, что я должен о них заботиться, - и поставить их на довольствие.
- Не проблема, лейтенант, - добродушно отвечает командир, - капитан покажет их койки, а свой паек сдадите на кухню и их поставят на питание.
Вот и отлично! Я сделал все так, как учил меня Дудченко.
Прихожу к солдатам и говорю, что койки для них выделены, а когда мы сдадим паек, то нас поставят на питание.
- Да Вы что, товарищ лейтенант, мы сдадим паек и будем есть капусту с рыбой! Вы знаете, что в пайке?
- Нет, - я ведь действительно в глаза не видел, что входит в паек.
- Смотрите!
И они распаковывают паек. А там...!
Каша гречневая с говяжьей тушенкой в банке.
Каша рисовая с говяжьей тушенкой в банке.
Масло сливочное "Вологодское" закатанное в консервную банку на четверых.
Джем абрикосовый в консервной банке.
Сгущенка.
Шоколад.
Галеты.
И всего уж и не помню.
Это был паек по 5-й норме для несущих боевое дежурство.
- И Вы хотите, чтобы это мы отдали на кухню?!
Нет, этого я, конечно, не хотел.
Пришлось снова подойти к командиру и "включить дурака".
- Товарищ подполковник, оказывается склад был закрыт и паек мы не взяли.
- Как паек не взяли?! - возмутился командир. - Вы были обязаны взять паек.
- Мы очень спешили, ведь сказали что это срочный выезд. Тогда мы поедем за пайком.
- Куда вы поедете?! Я что сутки буду сидеть на дизелях.
- Поставьте их на довольствие, - недовольно обратился он к капитану.
Так мы и на довольствие встали и паек сохранили. С тех пор я постоянно использовал этот прием. И себе насобирал каш на холостяцкую жизнь летом и солдат радовал доппайком. Масло, сладости и галеты я всегда оставлял им.
Поэтому мне никогда не приходилось долго собирать расчет на выезд: от желающих не было отбоя.
Через некоторое время Дудченко, наверное увидев что его наставления не прошли для меня даром, стал более расположен ко мне и даже иногда делился личными моментами.
Я рассказал ему, что в книжный магазин, который был на первом этаже у меня в подъезде, привезли редкую в то время книгу И.Булгакова "Записки молодого врача. Театральный роман".  На что он спокойно признался,
- А знаете, я не читаю художественных книг. Мне не интересно. Даже когда ложусь спать, я беру почитать уставы или ПМБЭ. Я, хотя знаю их наизусть, каждый раз нахожу для себя что-то новое и полезное в понимании службы.
И это признание вызвало во мне глубочайшее уважение к нему. К тому времени я уже видел результат его деятельности.

Нашу группу солдаты других групп технической ракетной базы называли  "карантином".
"Карантин" это первый месяц службы солдата, когда его учат всем правилам армейской жизни и заставляют их соблюдать. Потом обычно уровень требований к солдатам понижается и они начинают постепенно вести себя в соответствии с обычаями своих микроколлективов. Так появляются "старики", "деды", "дембеля" и т.п.
Мне рассказывали, что как только появился Дудченко, началась в группе борьба с этими порочными армейскими традициями.
Он сразу отделил старослужащих от молодых, первогодков.
- Старых уже не перевоспитаешь.  Надо чтобы с них не брали примера молодые. 
Благо у группы было много удаленных объектов.
На эти объекты он и направил одних "стариков" на, так называемый, дембельский аккорд. Пусть между собой выясняют, кто из них больше "дедушка", а не за счет молодых.
Воспитание молодых солдат он начал с завтрака.
Для солдата завтрак является главным приемом пищи, потому что на завтрак дают масло. Среди солдат ходит такая присказка: "Масло съедено - день прошел!"
Дудченко приходил на завтрак и спрашивал молодых солдат,
- Ты ел масло?
Молодой ему отвечает
- Нет.
- А почему?
- На первом году не положено, - невозмутимо отвечает ему солдат, - когда отслужу год, буду две пайки есть.
Так ему объяснили смысл армейской службы старшие "товарищи".
Тогда Дудченко заставлял тут же при нем за завтраком всех съедать свое масло, а если кто-то попробует отнять у молодого его пайку, то тут же получит наряд или "губу", в зависимости от того как "попробует".
Та самая "дедовщина" в армии возникает не сама по себе, а из желания одних солдат выделиться за счет других. Если командиры этого не понимают и ленятся  следить за солдатскими отношениями, то непременно получат "дедовщину".
Дудченко учил всех молодых офицеров и требовал неуклонного исполнения обязанности контроля за поведением солдат в расположении.
Когда солдаты на работах, их отношения между собой подчинены исполняемой деятельности, а не старшинству по срокам службы.
А вот в расположении не так.
Отслужившие год солдаты хотят показать всем, что они уже не молодые. Поэтому демонстративно не застегивают верхнюю пуговицу, а то и две, или надевают на ремень второй "тренчик" (захват для ремня). Спускают пряжку ремня ниже пояса. И чем старше воин, тем ниже у него болтается пряжка ремня.
Есть много и других причуд, которыми стараются выделиться старослужащие. Эти причуды перенимаются от призыва к призыву.
Поэтому Дудченко поставил задачу разорвать эту цепь солдатских традиций. Он стал сам следить и требовать от всех офицеров следить за поведением солдат и при любом нарушении тут же наказывать. И достаточно жестко, чтобы усвоили, что все в группе равны.
Ему этого удалось добиться буквально за полтора года. При мне от "дедовщины" в группе не было и следа. Такой армию показывали в советском кино.
Меня Дудченко тоже предупредил о необходимости соответствующего поведения с солдатами.
Вот только с лейтенантом Павловым он не смог справиться.


Рецензии