История индустрии красоты в Бийске

Из глубины веков до наших дней.
      
       Парикмахерское искусство, нейл-дизайн, боди-арт, выставки профессиональной косметики, костюмированные парады салонов красоты – все это могли увидеть зрители в драмтеатре Бийска в 2006 году на открытом городском конкурсе «Супер-шанс».

Цирюльник – брадобрей, портной или хирург?

     13 сентября в России отмечают День парикмахера. Профессия, без которой не обойтись. Неделей позже празднуют хирурги. Казалось бы, что может быть общего между ними? Но две сотни лет назад парикмахерские и хирургические ножницы, скальпель и опасная бритва оказывались в одних руках. Цирюльники середины восемнадцатого века одинаково умело управлялись с этими инструментами, и смело брались не только за стрижку и бритье, но и успешно проводили достаточно сложные хирургические операции. Характерен такой факт.  В 1758 году выдающийся русский медик Н. Г. Ножевщиков открыл в Барнауле первую в Сибири медицинскую (госпитальную) школу, в которую отбирались… дети цирюльников. В 1782 году в Бийске насчитывалось 2289 душ мужского пола, из которых воинские чины составляли 1889 человек. По 10 руб. в год получали 2 плотника, токарь и пороховщик, цирюльник же имел оклад 8 руб. 85 коп. По традициям того времени люди этой специальности объединялись в цеха и были приписаны иногда к портным – свидетельствуют историки. Так сложилось, что цирюльники тогда были еще и банщиками. Их цеховой герб -  медная мисочка для взбивания мыльной пены, которую также использовали как гонг для подачи сигнала об открытии бани. Появление на улице города цирюльника всегда становилось событием, прохожие слушали их присказки: «Бреем, стрижем бобриком – ежом! Лечим паршивых, из лысых делаем плешивых! Кудри завиваем, «гофре» направляем, локоны начесываем, на пробор причесываем! Парик промоем, кровь откроем, мозоль подрежем, косу купим и срежем, мушки клеим, стрижем да бреем! Банки, пиявки, набор грудной степной травки!». Цирюльники таскали с собой стулья и ящики, наполненные замысловатым инструментом и парфюмерией. Каждый из них имел свой круг клиентов. Один служил, например, при дешевых городских банях, другой ходил «по приглашениям» в дома горожан, третий работал в дорогом фешенебельном салоне. Цирюльничье дело стало умирать в 90-х годах XIX столетия. Оно даже подвергалось запретам. На смену ему пришло дело парикмахерское.
 
Указы о прическах и бородах 18-19-го веков -  1799 год, распоряжения столичного оберполицейского (а подчиняться должны были все - от Петербурга до окраин империи): с 2 апреля запрещается иметь тупей (локон), на лоб опущенный, с 17 июля  всем не носить широкие большие букли, а с 12 августа - «Чтобы никто не имел бакенбарды». В 1801 году Александр I издает Указы: обрезать волосы и косы иметь только 4 вершка, 1806 год  — кадетам стричь волосы под «гребенку», 1807 – й — офицерам носить косы только в торжественных случаях.

Французский шик и холя ногтей

     В документах 1815 года сообщается: в Бийскую крепость прибыли Пьер Камбэ, Александр Венсон и Андре-Луи Дюпре. Вернуться в Европу они не пожелали, стали российскими подданными, вскоре женились на русских девушках и занимались хлебопашеством в селе Смоленском. Известно, что после войны 1812 года другие французские пленные сменили мундиры на платье цирюльников и тоже остались в нашей стране. В крупных городах открывались парикмахерские, принадлежащие иностранцам. Обставлялись они дорогой мебелью, много было парфюмерии и косметических средств. В Москве и Петербурге появились первые парикмахерские салоны - «залы для стрижки и бритья». Пользоваться их услугами могли только люди состоятельные. На фасадах этих заведений красовались вывески с изображением изящно причесанных кавалеров. Парикмахерских школ в дореволюционной России не было. Обучение проходило «в мальчиках». Дамские мастера — французы часто отводили русским парикмахерам лишь роль подмастерьев.
      Конец 19-го века. «Модные парикмахерские засверкали парижским шиком в шестидесятых годах, когда после падения крепостного права помещики прожигали на все манеры полученные за землю и живых людей выкупные. Москва шиковала вовсю, и налезли парикмахеры-французы из Парижа, а за ними офранцузились и русские», — писал Владимир Гиляровский. А в 80-е годы того столетия пошла мода на прически с фальшивыми волосами, накладками, шиньонами, «трансформатионами» вокруг головы. Волосы использовались исключительно натуральные. Добывать их ездили по деревням специальные «резчики», выменивавшие косы за всякие пустяки: копеечные кольца, бусы, ленты и платки. В XIX веке существовали и парикмахеры, и цирюльники. Профессия парикмахера была более престижной, они  делали причёски женщинам и модные стрижки мужчинам. Если в парикмахерской делали ещё и маникюр, об этом извещала табличка: «Холя ногтей». Позволить себе визит к парикмахеру могли не все – для людей победнее работали цирюльники, занимавшиеся простой стрижкой и бритьём. В конце XIX – начале XX века в российских городах число цирюлен исчислялось десятками, а парикмахерских было одна-две, да и то не в каждом городе. Многие салоны принадлежали все также французским мастерам. Модные журналы выписывались из Парижа, где проходили даже конкурсы парикмахеров. В 1860 году русские мастера Агапов и Андреев заняли первое место в одном из них. А в 1888-1890 годах Иван Андреев получил за прически ряд наград и Почетный диплом заслуженного профессора парикмахерского искусства. Бийские состоятельные люди могли себе позволить сделать модную прическу у городского мастера. Но, как в допетровской Руси,  у девушек - коса, у парней - стрижка "под горшок" продолжали бытовать среди крестьян (частично у горожан) до конца XIX - начала XX века. Женщины собирали волосы под кокошник или платок.

Первые журналы причесок в России 
 
       В 1913 году по городам России стал распространяться «Русский всеобщий парикмахерский журнал», в котором давали рисунки модных причесок, усов, бород, новые методы «маникюры», образцы гребней, заколок, шпилек для дамских причесок. Подробно излагали новости парикмахерского искусства. «Обозрение моды» знакомило читателей с новыми течениями, изготовлением и починкой изделий для стрижки. В 1914 году появляется первая короткая женская стрижка, внесшая такое нежное очарование в облик россиянок. Короткие волосы дали новый импульс для парикмахеров. Их стали укладывать при помощи холодной укладки или горячими щипцами. Известно, что в Бийске 1920-х годов походы в общественные бани, стрижка и бритье при них было бесплатным. Только к концу 30-х годов в России появляется сеть парикмахерских, оказывающая населению большой набор услуг.
     Наряду с модными в то время стрижками типа «Фокстрот» женские парикмахеры с успехом выполняли сложные прически методом укладки волос горячими щипцами. Популярна была и длительная завивка (перманент). Технологический процесс осуществлялся паровыми или электрическими аппаратами довольно примитивно, так как аппаратура изготовлялась еще кустарно. Для окраски употреблялись преимущественно металлические краски.
    В 1936 году в СССР вышло постановление о присвоении мастерам категории в зависимости от их квалификации и о введении звания «мастер парикмахерского дела». Открываются первые салоны. Мастера начинают работать электрическими машинками для стрижки, появляются аппараты для электрической и паровой завивки. Парикмахеры в 1938 году получили трудовые книжки. К 40-м годам термическая завивка прочно вошла в арсенал услуг дамского парикмахера. Но Великая Отечественная война перечеркнула все из того, что было создано, страна потеряла много квалифицированных мастеров. В послевоенный период парикмахерские вновь стали возрождаться. Изобретенный в тридцатые годы в США химический метод завивки волос только к пятидесятым годам будет широко внедрен в парикмахерские услуги Советского Союза. Становится популярной завивка волос на бигуди. А появление окислительных красителей позволило упростить технологию и расширить цветовую гамму оттенков при окраске волос.

Красота в салонах и Домах быта

     В советскую послевоенную пору часто парикмахерские не имели собственного названия.  В 1963-1964 годах распространяется плетение из волос. Стали применять дополнительные косы и шиньоны. Парикмахеры после рабочего дня садились по домам за плетение и тамбуровку париков шиньонов. В конце 60-х годов и мужчины стали пользоваться  химической завивкой. Возрождается страсть к парикам. Они были импортные, синтетические, из моноволокна машинного производства, и их носили как женщины, так и мужчины. Прически стали сочетать в себе несколько элементов — стрижку, завивку в локоны, мягкие волны. Основным инструментом парикмахеров становятся бигуди и фен.
      В начале семидесятых годов наблюдается отток мужчин-парикмахеров, такой настрой сохранятся до конца 20-го века. Женщины страны стали заполнять освободившуюся нишу. В 70-80-е годы появились Дома быта. У Бийского Олеумного завода в жилом районе – «Биоль», например. Здание ТЦ «АБ» тоже строилось тогда как  Дом быта – со своей кулинарией, столовой, магазинами, швейной мастерской и парикмахерской. Непременным атрибутом в ней были ряды сушуаров, под "колпаками" которых женщины просиживали долгое время, перелистывая журналы. В парикмахерских создавались целые династии мастеров, а стричься к одному из них ходили всей семьей – от мала до велика. «Бабетта», «Гарсон», «Паж», «Молодежная», «Бокс», «Сэссон»... Сегодня только люди старшего поколения вспомнят, что все это - названия причесок советского периода.
      В 80-е парикмахеры работали только в белых халатах, такого же цвета были накидки и салфетки. Параллельно с парикмахерскими существовали косметические кабинеты. Там трудились косметологи, которые также могли покрасить ресницы, брови и сделать макияж. Чаще всего косметические кабинеты соседствовали с парикмахерскими, а иногда делили с ними одно помещение.  Химикаты для работы поставлялись централизованно. Зачастую на всех желающих их не хватало. Тогда парикмахеры пользовались народными средствами.  Например, пиво или сладкая вода  наносились на волосы, накручивали локоны на бигуди и сушили. Потом начес делали, укладку. В советское время мастера строго делились на женских и мужских. Так называемые универсалы трудились где-нибудь в глубинке или в кабинетах при банях, гостиницах и вокзалах. «Женщины не хотели делать прическу на глазах у мужчин. Это маленькой тайной оставалось. Как это я: вошла золушкой, а вышла принцессой. Точно также мужчины - им хотелось, чтобы мастер подстриг красиво - и никого лишнего рядом не было», - рассказывала мне знакомая, работавшая в новом салоне красоты Бийска конца 70-х годов. В советское время пытались поднять престиж профессии и привлечь к ней внимание общественности. Популярными стали профильные конкурсы, смотры и показы в Домах культуры. Это было похоже на шоу мастерства и таланта.
Цены на парикмахерские услуги в СССР устанавливались государством и были одинаковыми и в маленькой парикмахерской на окраине, и в престижном салоне в центре Москвы. Для примера: модная женская стрижка «Сэссон» обходилась в 1 рубль 60 копеек, накручивание волос на бигуди и сушка волос стоила 80 копеек, а популярная химическая завивка с последующей стрижкой - 4 рубля 60 копеек.

«Супер-шанс» у нас

       Наступил новый век. В нашем городе стали традиционными соревнования между салонами красоты. Весной в Бийске состоялся очередной открытый городской конкурс парикмахерского искусства "Супер-Шанс-2006". Он был организован отделом торговли администрации города при поддержке отдела по работе с молодежью. Главная цель мероприятия  — развитие профессионального мастерства, повышение культуры обслуживания, развитие рынка индустрии красоты и моды, формирование имиджа парикмахерских, салонов красоты.  Среди номинаций состязания: “Лучший дизайн современной прически”, “Моделирование и дизайн ногтей”, “Боди-арт” и “Парад салонов”, то есть показ коллекций стрижек и укладок, выполненных мастерами той или иной парикмахерской.
    Состязание мастеров, чье предназначение – нести красоту людям, прошло на площадке Бийского драматического театра. Оно собрало более сотни зрителей, почти 70 участников и продолжалось девять часов. В том году конкурс парикмахерского искусства вышел за рамки городского. Приехали юниоры и профессионалы из Быстрого Истока, Белокурихи, Барнаула. В состав жюри вошли представители краевой столицы и Новосибирска, были настоящие профессионалы, мастера международного класса, в том числе серебряный призер открытого чемпионата Южной Америки Людмила Тарасова. По решению жюри, лучшей мужской стрижкой назвали труд Ларисы Хвостовой из студии "Софи", лучшей прической из длинных волос и женской стрижкой — работы Татьяны Литвиненко из парикмахерской "Ануй". Кстати, за победу сразу в двух номинациях парикмахер получила Гран-при конкурса. По итогам голосования болельщиков приз зрительский симпатий достался Наталье Понькиной из парикмахерской "Лара", спецпризом "За волю к победе" отметили Наталью Манькову из имидж-студии "Алла".
     Победителями в номинациях "Дизайн ногтей" и "Моделировании ногтей" стали Анжелика Казанцева и Елена Черемнова. Первым в искусстве "Боди-арт" стал Георгий Титунин, а лучший визаж представила Алла Полей.
Призером "Парада салонов" стала студия "Персона". Она представила серию изделий "Голубая лагуна". В этой коллекции модели были одеты в костюмы русалок и морских богинь. Победителей конкурса ждали призы – микроволновая печь, телевизор, наборы профессиональной косметики. Также в рамках конкурса состоялась выставка-продажа аксессуаров и парфюмерии для парикмахерского дела. Завершил мероприятие  большой показ причесок.

Бийские стилисты на «Невских берегах»

    В 2007-м году  новый успех был у бийчан - второе место на III открытом независимом чемпионате по парикмахерскому искусству, нейл-дизайну и декоративной косметике на кубок России (г. Санкт-Петербург). Они достойно представили регион на уровне всей страны и продемонстрировали мастерство, завоевав признание жюри, коллег и зрителей профессионализмом и оригинальными творческими решениями конкурсных заданий. Чемпионат стал настоящим праздником для ценителей ярких идей и мастерского их исполнения, где представители Алтайского края были на высоте. Чемпионат России проходил с 6 по 9 сентября в Санкт-Петербурге в рамках фестиваля красоты «Невские берега». Команды участников представляли 35 стран и 97 городов. От Алтайского края в чемпионате приняли участие бийские парикмахеры и визажисты. Все они неоднократно становились победителями краевого смотра-конкурса парикмахерского искусства «Супер-шанс».
      Отдельных наград чемпионата удостоены: Юлия Некрасова за победу в трех номинациях (кубок «За волю к победе»), Зоя Сатимбаева за четвертое место в номинации «Свадебное плетение», Татьяна Якимчук за третье место в номинации «Модный образ». Наталья Понькина заняла  четвертое место в этой номинации, Елена Кузнецова - первое в нейл-дизайне среди юниоров (номинация «Медиа-Окна»). В боди-арте в номинации «Мистика» победителем стал бийчанин Михаил Карнаев. Вторые и третьи места в тематических конкурсах боди-арта разделили студенты Бийского государственного педагогического университета Анжела Политова, Марина Бжицких и Татьяна Величкина. Свою благодарность участники высказали администрации Алтайского края и города Бийска, а также спонсорам и всем землякам за оказанную поддержку. Команда бийских парикмахеров и дизайнеров своим участием в чемпионате продемонстрировала хороший профессиональный уровень, это позволило в дальнейшем представлять алтайских мастеров на конкурсах международного уровня.


Рецензии