Снова об Образах Пречистой... Гл. 2
(Вслед двух очерков).
Глава вторая «Всем приходящим Милость Дарующая»
В одном из спектаклей Русского Православного Театра «Глас» говорится об Образах Пречистой, над Россией просиявших. Конечно, ведь Россия - удел Ея. Над центром Руси Святой Образ Владимирский, чудом из Византии перенесённый –Самой Матерью Божией. Над Восточными рубежами Образ Казанский – да в каком же храме нет Его?! Над Западными – Образ Смоленский – в честь Него известный в Столице женский Монастырь возведён. Над рубежами Южными – Образ Иверский, о котором мы вспоминали совсем недавно. А над Северными? Об Образе Этом и побеседуем – Он тоже здесь в правом Приделе - у окна.
Согласно преданию, Образ Этот почти семь веков назад в новгородских пределах являлся – и несли Его ангелы. Как и Образ Владимирский, тоже на Русь чудесным образом из Византии перенесён был.
Мы говорили об Этой Иконе Чудотворной, пребывая и в Храме Пророка Илии, что в Черкизове, в Храмах бывших сёл - Богородское и Алексеевское. И вспоминали историю о том, как строили в честь Иконы Чудотворной Храм – и явилась во сне зодчему Сама Пречистая. Сказала Матерь Божия крест на куполе храма не железный, а деревянный поставить. Да не послушались люди – по их понятиям, из железа лучше.
И вот, когда крест уже почти установили, упал он на землю, и трудник вместе с ним. Упал с высоты немалой – да жив остался и не покалечился. Любящая Мать вразумила – не станет же Она гибелью или увечьем за ослушание, не по злобе сотворённое, наказывать. (См. также «Уголок Пресвятой Богородицы в Храме Пророка»).
Образ Этот Тихвинским именуется.
Днесь, яко солнце пресветлое, / возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, / лучами милости мир просвещающи, / юже великая Россия, / яко некий дар Божественный, / свыше благоговейне восприемши, / прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, / и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. /
А вот ещё один Образ Пречистой - рядом с алтарём. Напоминает он о крестьянине, по горячей молитве, Богородицей спасённом – не занесла его в пути разыгравшаяся метель.
О том, как в благодарность за спасение храм он построил.
А ещё о Блаженной Матронушке Московской, односельчан на сбор пожертвований сподвигшей, чтобы Образ Этот и у них в храме был. Оттого и Матронушку нередко с Иконою в руках пишут. И о том ещё напоминание, как не приняла Пречистая рубль и копейку, неблагочестивыми братьями в шутку брошенные. Повод задуматься о том, что и как мы в жизни своей делаем…
Ныне Храм, в честь Образа Этого возведённый, стражем вознёсся над Шоссе «Одержимых революционными идеями». И мрак бесовской разогнал. (См. также «Свершилось»)…
Название Образ Этого говорит о том, что Она души погибшие взыскует – и речь, разумеется, не только об умерших плотью.
На Иконе слова Кондака написаны. А имя Образа – Взыскание погибших.
Взыщи; нас, погибающих, Пресвятая Дево, / не по грехом бо нашим наказуеши нас, / но по человеколюбию милуеши, / избави нас от ада, болезни и нужды // и спаси; нас.
А рядом словно «икона в иконе» - Образ Этот, наверное, более всех покаяние отражает – воплощает. Стоит пред Образом Пречистой на коленях, со слезами покаяния разбойник, вся душа которого грехами изъязвлена.
Увидел вдруг лиходей, наверное, после очередного разбоя, как зашевелился Образ Матери Божией - и на руках Младенца раны появились и закровоточили.
«Кто сделал это?!» - воскликнул в ужасе разбойник. «Ты», - ответила Пречистая.
И после того бросил лихой человек разбои и душегубства - и монастырь пошёл, «Богу и людям служить», как написал Н.А.Некрасов о раскаявшемся атамане Кудеяре, который предстаёт пред читателем в финале «старцем честным Питиримом».
Неслучайно, наверное, песню на стихи эти в начале двадцатого века вся Россия пела – от царя до крестьянина.
И если был на само деле этот раскаявшийся в разбоях и блуде атаман, то судьбы перекликаются. И не Этим ли Образом Святым вдохновлён был поэт, создавая один из своих шедевров?!
Мысль о том, что люди грехами своими – нередко по неразумению «гвоздь в руку Спасителя вбивают», во многих произведениях литературных воплощена – а здесь – воплощение зримое. И, конечно, сказание это не только о раскаявшемся разбойнике, на коленях пред Образом Пречистой стоящем.
А тема покаяния - одна из главных – и для искусства, и для жизни.
Вспоминаются невольно эти, созданные всего несколько десятилетий назад строки Г.Г. Поляченко:
Не рождается истина в битве,
А рождается в тёплой молитве,
В несказанной дарованной сладости,
Онемевшей нечаянной радости…
Нечаянна Радость – имя Образа Сего. Радость покаяния – потому что означает сакральное слово это – «изменение сознания». Радость очищения души от грязи, от мерзости греховной.
Не имамы иныя помощи, / не имамы иныя надежды, / разве Тебе;, Владычице. / Ты нам помози;, / на Тебе; надеемся / и Тобою хвалимся, / Твои; бо есмы; раби;, // да не постыдимся.
И вот, наконец, Тот Самый Образ Матери Пречистой Христа Воскресшего, в честь которого придел освящён.
Стоит Она с Младенцем на руках, а вокруг - великое множество скорбями обременённых. Она всем Помощница и Заступница! Она воплощение чаяний!
Иногда пишут Образ Этот с монетками - слово «летающими», что после удара молнии в одном из храмов Петербурга из кружки с пожертвованиями на Икону перенеслись и словно «прилипли» - здесь их нет. Есть Матерь Божия в окружении страждущих.
Совершается Память Образа Этого через день после Казанского – того, что осенью. Здесь, в Храме цвета солнечных лучей, День Этот – один из Праздников Престольных.
Есть у русского композитора В.П.Титова, на рубеже 17-го и 18-го веков жившего, замечательное песнопение «Всех скорбящих радосте». Отразил мысль эту и иконописец в Образе, во многих святынях православных просиявшем.
Имя Образу Сему – Всех скорбящих радость.
Всех скорбящих радосте и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.
Но вот и всё, наверное. Тут же, тоже недалеко от входа, ещё один замечательный Образ, что в народе Боголюбивым называют – Икона Матери Божией Боголюбская. Она в приделе, Старца Симеона и Пророчицы Анны, Сорокадневного Младенца Христа узревших. (См. также «Небесное в земном воплотившееся» Ч.2)
Мы же завершаем беседу о Приделе, в честь Образа Ея Всех скорбящих радость освящённом, - в Храме Всех Святых, что у станции метро Сокол…
О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее приемши приношение, от всякия избави напасти всех, и будущия изми; муки, о Тебе; вопиющих: Аллилуиа.
Свидетельство о публикации №222071801292