Что нужно для счастья?..

ЧТО НУЖНО ДЛЯ СЧАСТЬЯ?.. (из цикла «Продажи и продажные люди»)

Как мало порой нужно человеку для счастья!..

Сколько я проработала в мебели? Наверное, лет пять. Мебельный салон, элита продаж, мечта идиота, - чуть ли не вершина, к которой стремятся все, кому в жизни повезло чуть меньше! Вот и я когда-то, вдохновленная открывшимися передо мной перспективами, кинулась сюда, как в омут с головой.

И утонула.

За эти годы было все: и взлеты, и падения, и баснословная, по моим меркам, зарплата, о которой я раньше не могла даже и мечтать, и полное отсутствие денег, и удачи, которые вдохновляли, и настолько крутые падения в пропасть, что остается только удивляться тому, как я вообще выжила. Но даже и не это было самым страшным. Гораздо страшнее было то, что за эти годы я полностью потеряла себя. Я превратилась в нечто совсем другое, чем никогда раньше не была. И вот это пугало меня по-настоящему.

Я всегда была жизнерадостной оптимисткой. Несмотря ни на что и вопреки всему. Как бы жизнь не била меня, я каждый раз вставала, отряхивалась и упорно шла вперед, умудряясь при этом сохранять искреннюю улыбку на губах. Я всегда верила в лучшее, в то, что завтра все наладится, в то, что все еще будет хорошо.

Проработав в своем первом мебельном салоне всего полгода, подзаработав при этом достаточно, чтобы расплатиться со всеми былыми долгами и даже сумев кое-что отложить, я вдруг поняла, что полностью потеряла смысл жизни.

Мне настолько тяжело все это давалось, что я просто физически ощущала, как меня неумолимо затягивает в воронку, из которой я уже не могла выбраться. Продажи мебели – это полнейшее безумие. Сумасшедший дом. Техника продаж, призванная заставить купить. Борьба с возражениями, - опять же, с целью убедить человека совершить покупку. Фразы – открывашки, которые должны заинтересовать клиента, заманить в салон, где его уже обработают при помощи техники продаж и борьбы с возражениями и заставят-таки купить мебель! Внушение, что клиент изначально – существо глупое и безвольное, и нужно лишь суметь найти к нему подход при помощи все тех же чудесных «инструментов продаж». Постоянное давление со стороны начальства, на которое, в свою очередь, тоже давит свое, еще более высокопоставленное начальство… Осознанное стравливание сотрудников салонов друг с другом, - здесь, в продажах мебели, они не коллеги, не союзники, выполняющие общую задачу и преследующие одинаковые цели, - они соперники, конкуренты, враги, готовые вырвать добычу друг у друга из глотки. Выигрывает, в буквальном смысле слова, сильнейший, - более наглый, подлый, беспардонный, способный идти по головам, готовый ради очередного заказа на любую мерзость и гнусность. Подставить своего сменщика – легко. Оклеветать его перед начальством, чтобы уволили, - да как два пальца об асфальт…

Я изначально чувствовала себя, как в зверинце, как в дикой природе, где не дай Бог на секунду зазеваться, - и сожрут вместе с потрохами. Мне настолько тяжело все это давалось психологически, что я просто боялась идти на работу. Разумеется, мое душевное состояние сказывалось и на самочувствии в целом. Через какие-то полгода я, молодая, еще привлекательная женщина, начала чувствовать себя полной развалиной. Древней старухой. Я практически перестала пользоваться косметикой, мне стало все равно, как я выгляжу, и что на мне надето. Порой морально – даже не физически!!! – я уставала так, что у меня не было сил даже принять душ. Это у меня-то, которая всегда была буквально помешана на чистоте!.. В какой-то момент организм, очевидно, истощенный постоянными стрессами, начал давать сбой; постоянно что-то болело, ломило суставы, появилась слабость, проблемы с иммунитетом вернулись… Мысли стали всякие нехорошие лезть в голову, - типа, не доживу до следующего года, со мной что-то не то, я тяжело больна, возможно, смертельно, я умираю…

На тот момент мне едва исполнилось сорок лет. И, поверьте, это было страшно.

Неоднократно пыталась взять себя в руки. Уволилась из той, самой первой, организации, в которой были самые драконовские условия, - хоть и хорошая зарплата. Но к ней прилагался начальник – самодур и помешанная на деньгах и продажах сменщица, с которой я была каждый день, как на пороховой бочке. Нашла компанию с более лояльными условиями, потом еще и еще… Каждый раз, увольняясь из очередного салона по причине того, что больше просто не было сил там находиться, зарекалась снова искать работу в продажах, намереваясь полностью и кардинально сменить сферу деятельности. Но опять кто-то звонил, предлагал, вроде бы, приемлемые, как казалось на первый взгляд, условия, и я опять соглашалась ввязаться в очередную авантюру…

И вся эта катавасия продолжалась целых пять лет…

Да, временами удавалось неплохо зарабатывать. Временами. А иногда месяцами приходилось сидеть без продаж, на голом окладе, который колеблется в пределах 700 – 800 - 900 рублей за смену. Но спокойствия и уверенности в завтрашнем дне не было даже в самые удачные моменты. И даже если в этом месяце все шло более или менее хорошо, начальству всегда этого было мало. Здесь такая специфика. По умолчанию, должно быть еще лучше. Возможная недополученная прибыль не давала им спать по ночам. И начиналось…

То вдруг добавлялось распоряжение совершать обзвон старой базы клиентов, - тех бедолаг, которые имели несчастье приобрести мебель еще много лет назад и оставить свой телефон. Не менее пятидесяти звонков за смену, каждый из которых регистрируется в CRM и потом прослушивается – просматривается – обсуждается… Просто долбанный колл-центр за ту же зарплату!.. А потом жесткие выяснения причин, по которым никто из этих – пятидесяти в день!!! – потенциальных клиентов не приобрел новый комплект мебели… То вдруг дается распоряжение повышать количество товаров в чеке… И, если клиенты не прикупили у вас дополнительно хотя бы чистящее средство, - весьма дорогостоящее, кстати, и, между нами говоря, совершенно хреновое, - значит, покупайте его сами!.. Иначе вы будете оштрафованы на сумму, гораздо большую, чем его стоимость…

И покупали ведь!.. Все покупали! Наверное, все, без исключения. И никто не понимал, почему я после первого же штрафа просто писала заявление на увольнение. Разве можно увольняться из-за такой глупости?.. Ну, купи ты это чистящее средство, - всего-то рублей пятьсот, равноценно, кстати, проценту мотивации, который встает за продажу дивана, подаришь потом кому-нибудь!..

А давайте уж сразу введем плату за право работать в вашей чудесной организации!.. А что такого?.. Я заплачу, - и за вход, и за выход, - вы же позволите мне тогда у вас здесь трудиться?..

А постоянные подставы со стороны сменщиков, бесчисленные склоки из-за заказов, - порой чуть ли не с мордобитием, - клевета, наговоры начальству, нечистоплотность в отношении денег?.. Все это вспоминается просто как страшный сон…

В продажах работает очень много людей. Я не говорю, что все они плохие. С некоторыми из них я даже дружу. Просто так уж вышло, что мне эта чудесная работа не подходила совершенно. Она меня убивала. Давно уже надо было не просто думать о том, что необходимо ее сменить, и не зарекаться после очередного увольнения, чуть куда угодно, но только не в продажи!.. – а действительно сделать это.

Уже почти месяц я работаю не в продажах. Я - охранник в торговом центре. Может, кто-то посмеется… Мне все равно. Я счастлива!

Я снова научилась улыбаться. Не вымученной улыбкой, растягивающей дрожащие губы. А нормально, искренне, во все свои тридцать два зуба!

Так что нужно человеку для счастья?..


Рецензии