C 22:00 до 01:00 на сайте ведутся технические работы, все тексты доступны для чтения, новые публикации временно не осуществляются

Светлан Голосеев гвардеец монгольского императ. 26

Глава 26. Плато Устюрт

– Добрый день, Лира Павловна! Не желаете передохнуть от трудов лингвистических?

– Ой, нет, не желаю. Вернее, не могу – завал полный. Что у вас?

– Да вот, с караван-сараями не могу разобраться. Местоположение Таскешу вычислил, а с его архитектурой какие-то противоречия, да и сведений крайне мало. А дальше в сторону Хорезма вообще непонятно.

– Да, там неоднозначно. Я гляну у себя, кажется, что-то было по караван-сараям Устюрта. Вышлю, что найду в своих залежах.


Вот, что значит настоящий учёный, притом, необыкновенной трудоспособности! В тот же вечер прислала целую лекцию.

«Я вам тут набросала по караван-сараям, что попалось. Извините, не всё по порядку и не стала снабжать тексты ссылками на источники. Кое-что скомпилировала из разных статей, чтобы вам голову не ломать. Если понадобится, после уточним детали.

Торговых путей из Хорезма через плато Устюрт на Волгу и далее в Европу в начале XIV века было два. Один поднимался на плато подъёмом Каскажол, огибал с юга сор, то есть, солончак Барсакелмес, и далее шёл по Мангистау (Мангышлак) к берегу Каспийского моря. Оттуда в Волгу добирались судами. Второй путь сухопутный. Караваны поднимались на плато Устюрт наиболее удобным Караумбетским подъёмом, пересекали плато на север, далее через реку Эмбу выходили на караван-сарай Таскешу (встречается иное его название – Узунтам) на реке Сагыз и затем на запад на Сарайчик – путь вам уже известный. От Эмбы было ответвление караванной дороги в Булгарию.

Если идти от Таскешу в Хорезм, то есть с севера на юг, то на пути будут караван-сараи: Учукан, Кос-Кудук, Чурук, Белеули, Кос-Булак, Булак, Уч-Кудук, далее крутой спуск с плато, серия небольших крепостей на дороге к главному городу средневекового Хорезма Ургенчу, который в четырнадцатом веке входил в состав Золотой Орды.

Во всех караван-сараях имелась питьевая вода в достаточном количестве для людей и животных. Это были колодцы (по нескольку около каждого караван-сарая) или иные водоёмы, зачастую солоноватые, но пригодные для питья. А рядом с караван-сараем Белеули было даже озеро значительных размеров, что вообще уникально для Устюрта.

Имеются следы более мелких караван-сараев, которые, как считается, были расположены вдоль всего пути в расстоянии дневного перехода в 20-30 км. Но не выяснено, относятся они к средневековью или к более ранним или поздним временам, поэтому их не привожу.

Караван-сараи, находящиеся непосредственно на плато Устюрт похожи друг на друга по планировке и архитектуре. В плане все они представляют квадрат или близкий к квадрату прямоугольник примерно одинаковых размеров. Строения сложены из блоков камня, добытого на том же плато.

Примером может служить караван-сарай Кос-Кудук, расположенный у северо-западного чинка Устюрта. Квадратное строение размером 40 х 40 метров было ориентировано углами по сторонам света. Стены его были сложены из крупных каменных блоков на алебастровом растворе.

Лучше всех сохранился караван-сарай Белеули, который находится в центрально-восточной части плато Устюрт, на дне неглубокой и небольшой по размерам бессточной котловины. Здание караван-сарая имеет размеры 35 х 29 м. Углы караван-сарая укреплены круглыми башнями диаметром около 3,2 м.

Наружные его стены, были возведены из крупных блоков известняка на алебастровом растворе, размеры блоков варьируют от 0,8 х 0,36 х 0,5 до 2 х 0,4 х 0,7 метров.

Стены были трёхслойными, состояли из двух параллельных, сложенных из блоков и забутовки между ними отходами строительного материала и щебнем. В центре юго-западной стены находился въезд во двор караван-сарая, украшенный монументальным порталом в хорезмийском стиле. Проезд имел высоту 3,8 м, и ширину 2 м. До 1970-х годов над аркой ворот по бокам находились барельефы – изображения львов.

Планировка помещений караван-сарая типична для этого вида построек. Жилые комнаты, служебные и складские помещения размещены вокруг открытого двора размером 19 х 18 метров.

Считается, что возникновение этих караван-сараев относится к XI-XII векам, то есть, до монгольских завоеваний. Но они безусловно действовали в XIV веке.

Караван-сараи северного отрезка пути были построены из крупноразмерных обожжённых кирпичей размером 28 х 28 х 6 см. Такие кирпичи не производились в Хорезме. Полагают, что они привезены из Сарайчика, в котором было налажено производство обожженного кирпича.

Из такого кирпича был построен караван-сарай Таскешу. Сооружение имело вид прямоугольника 42 х 45 м с обширным внутренним двором размерами примерно 30 х 30 м.

Фасадные углы и плоскости стен укреплены округлыми башнями. Вдоль западной и восточной стен расположены по 6-7 жилых комнат. Внутренние размеры комнат 3,7 х 3,7 м. Это неполные 14 квадратных метров площади. У северной стены караван-сарая находились длинные хозяйственные помещения, которые использовали как склады временного хранения товаров. Двери всех помещений выходили во внутренний двор.

В жилых комнатах обнаружены печи, лежанки с канами (отопительными системами). В центре некоторых комнат имелись очаги.

В ходе раскопок выявлены ямы хозяйственно-бытового назначения, в основном они предназначались для бытовых отходов. Также обнаружена яма погреба для хранения продуктов.

Ворота караван-сарая располагались в южной стене, возможно, имели арочный вид.

Караван-сарай был возведен на фундаменте, сложенном из того же кирпича, что и здание.


Надеюсь, что этой информации вам будет достаточно.

Если что, кричите – спасу.

С уважением, Л.П.»


Даже в ёмком изложении Лиры Павловны я постиг эту массу сведений лишь после третьего прочтения. Вроде, в голове уложилось. Но представить себе передвижение между этими караван-сараями я всё же не смог. Углубился в описание климата этих территорий.

Устюрт – пустыня и одноимённое плато на западе Средней Азии (в Казахстане, Туркмении и Узбекистане), расположенное между Мангышлаком и заливом Кара-Богаз-Гол на западе и Аральским морем (теперь уже бывшим) и дельтой Амударьи на востоке.

Площадь плато около 200 тысяч км;. Это немного меньше Великобритании и значительно больше всех стран Балтии вместе взятых – сколь же необъятна была Золотая Орда, если Устюрт являлся лишь незначительной частью её территории! И насколько велик и труден был путь караванов! Основной ландшафт Устюрта – глинистая полынная и полынно-солянковая пустыни, юго-восточная часть плато – глинисто-щебнистая пустыня.

До недавнего прошлого животный мир Устюрта была представлена следующими заметными млекопитающими: летучая мышь стрелоух Гемприха, медоед, перевязка, джейран, каракал, манул, устюртский муфлон, барханный кот, гепард и леопард. Медоед – сильный хищник массой в десяток килограмм и длиной 70 см, за своё бесстрашие удостоенный места в Книге рекордов Гиннесса. Перевязка так же, как и медоед, из семейства куньих, хищница, внешностью похожа на хорька. Остальные животные из перечисленных большинству известны. В последние десятилетия фауна Устюрта сильно подорвана браконьерством. Но в средние века тут водились копытные, а в более ранние времена существовала даже загонная охота с использованием огромных «стреловидных» изгородей, остатки которых видны с высоты до сих пор.

Путешественникам наших дней добавляет «экстрима» тот факт, что в советское время на Устюрте имелись урановые рудники, а также производились подземные ядерные взрывы. Но к нашим героям в четырнадцатом веке это никак не относится. У них были свои трудности, которые нам и представить невозможно.

Прежде чем добраться до северных обрывистых склонов (чинков) Устюртского плато, караваны шли от Таскешу на юг километров триста по Прикаспийской низменности с её бедными степями и полупустынями. В 80 километрах южнее Таскешу пересекали реку Эмбу с сильно минерализованной водой. Река эта местами пересыхает, а её устье теряется в солёных болотах у побережья Каспия.

После спуска с плато на юг, караваны прибывали в благословенный край Хорезма, в его столицу город Ургенч.

Ургенч средневековый в настоящее время называется Кёнеургенч, то есть, Старый Ургенч, и находится на территории Туркменистана. Оказывается, в полутора сотнях километров от него в Узбекистане есть современный крупный город Ургенч, основанный в XVII веке, и путать эти города не следует. Я прикинул расстояние от Таскешу до древнего Ургенча и получилось около 800 километров. Учитывая условия местности и климата – очень трудный маршрут!

Мой личный «пустынный» опыт ограничивается плаванием на судах в восточных водах Каспийского моря с кратковременным посещением некоторых портпунктов на этом побережье. Запомнилась ужасающая жара, горячий ветер с Мангышлакского плато температурой далеко за тридцать градусов, а также сожжённые до волдырей прибрежным песком ноги из-за моей неразумной прогулки по краю пустыни.

Несмотря на достаточно подробную информацию, я так и не смог хотя бы приблизительно представить все трудности перехода по пустыне Устюрта, тем более в те далёкие времена, когда не было МЧС, а жизнь человеческая ценилась не слишком высоко.


Рецензии