Жил-был ювелир...
Случилось это в давние времена.
В одной итальянской семье появился на свет мальчик. Назвали мальчика, скажем, Лоренцо и был он желанным, и любимым сыном своих родителей. Рос Лоренцо весёлым и любознательным и знания схватывал на лету. Больше всего ему были по нраву чёткие и красивые линии окружавшего его мира: начиная от лепестков цветов, разноцветных крылышек бабочек до строгой линии горизонта и правильных углов дворцовых построек, которыми изобиловала тогда его страна.
Но вот пришла в очередной раз на эту благословенную землю чума, и много людей тогда умерли в страшных мучениях. К несчастью родителей и родных Лоренцо постигла та же участь. Самого же мальчика и его хромого деда коварная болезнь обошла стороной и стали они жить вдвоём, с трудом добывая еду и питьё. На улицах города появились толпы несчастных в поисках крова и пищи, люди стали драться за кусок хлеба и убивать за глоток чистой воды.
Дедушка Лоренцо понял, что выжить вдвоём с мальчиком им будет очень трудно, и чтобы спасти Лоренцо жизнь, он решил поскорее отправить его из охваченной чумой страны куда-нибудь далеко, где все здоровы и нет никаких таких страшных болезней. К счастью, старинный друг дедушки Лоренцо – ювелир Гоффредо – в это время решил тайком покинуть охваченный чумой город и отправиться на поиски лучшей жизни либо в Московию, либо в Тартарию, где по рассказам соплеменников хорошие ювелиры были в чести. Там местная знать изрядно разбиралась в ювелирном искусстве, и часто заказывала дорогие украшения.
Ювелир Гоффредо вначала не хотел брать мальчика с собой, но дедушка Лоренцо, стоя перед ним на коленях, отдал ему все свои сбережения и уговорил взять Лоренцо в качестве ученика и помощника. А самому Лоренцо дедушка крепко-накрепко наказал во всём слушаться ювелира Гоффредо, почитать его заместо отца и матери, и ни в коем случае не отставать от него в долгом пути.
Много невзгод и лишений пришлось перенести ювелиру Гоффредо и Лоренцо, но умненький, добрый и честный мальчик так пришёлся по душе ювелиру, что он стал относиться к нему как к собственному сыну и уже в пути он стал понемногу обучать его премудростям ювелирного мастерства. К счастью, мальчику так понравилось это обучение, что он решил стать таким же ювелиром, чтобы иметь возможность не просто любоваться восхитительно-сверкающими всеми цветами радуги драгоценными камнями и блеском серебра, и золота, но и самому, своими руками, творить эти чудесные украшения. Ювелир Гоффредо нарадоваться не мог, понимая какого помощника послало ему провидение в лице мальчика.
Наконец-то всеми правдами и неправдами они добрались до Московии. У ювелира Гоффредо с собой было тайное послание братьям по вере, проживавшим в Московии. Они то и предоставили ему и Лоренцо на первое время и кров, и пищу. И вскоре он был представлен ко двору её Величества Екатерины. Ювелир Гоффредо с большим почтением преподнёс императрице заранее заготовленные украшения из золота и серебра, усыпанные драгоценными каменьями и, заверив её в своём глубочайшем почтении, попросил разрешения открыть в Москве ювелирную мастерскую и продолжить радовать её Величество новыми безделицами. Её Величество весьма благосклонно приняла дорогие подношения седовласого итальянца и, оценив изящество, красоту и мастерство исполнения украшений, тут же повелела выделить ювелиру Гоффредо небольшое каменное здание с подсобными помещениями и прислугой для открытия ювелирной мастерской, а также выдавать ему ежемесячно из казны некую сумму серебром для достойного пропитания и проживания.
Ювелир Гоффредо был счастлив! Он и мечтать о таком не смел, и поэтому ещё с большим рвением принялся обучать Лоренцо своему мастерству для того, чтобы уже вдвоём создавать украшения, достойные самой императрицы. Вскоре слава о восхитительно-изящных колье, брошах, серьгах и кольцах ювелира Гоффредо пошла по всей Московии и даже дальше. И стали приезжать к нему с заказами посланцы из Европы, Тартарии, Китая и других государств.
Юный Лоренцо, с годами набравшийся не только мастерства и опыта, но и мужественности и красоты молодого мужчины, стал правой рукой своего Мастера не только в делах ювелирных, но и в продолжавшемся его общении с братьями по вере. Постаревший ювелир Гоффредо постепенно знакомил его с ними, и они стали посвящать Лоренцо в свои дела и помогать ему в расширении ювелирного дела по всей Московии. Это был очень взаимовыгодный союз и когда ювелир Гоффредо вдруг умер от апоплексического удара, все его дела по велению братьев по вере перешли молодому Лоренцо. И тот не подвёл имя ювелира Гоффредо. Лоренцо открыл ювелирную школу при своей мастерской и набрал в неё десять самых талантливых подростков и молодых людей. Специально обученные люди отыскивали их в мастерских других художников, скульпторов и ювелиров, и предлагали им перейти в подмастерья к ювелиру Лоренцо. И уговаривать-то особо никого не нужно было. Едва заслышав, что им предлагают обучение, кров и пищу в мастерской самого ювелира Лоренцо, все они охотно покидали своих хозяев и направлялись к его дому.
Так Лоренцо стал самым известным и любимым ювелиром императрицы Екатерины. Он и его ученики изготовляли для её Величества восхитительные, неповторимые по красоте и изяществу безделушки и преподносили ей в дар во все праздники, что отмечались в Московии. Помимо этого, к нему за украшениями продолжали обращаться вельможи придворного двора, приезжали с заказами посланцы иных государств и империй. И вот им-то Лоренцо назначал цены за украшения вдвое больше обычной цены и тем самым окупались его траты на украшения для императрицы.
Ювелир Лоренцо был очень дружелюбным, предупредительным и всегда сам разговаривал с заказчиками. Он рисовал им модели будущих украшений, помогал подбирать и сочетать драгоценные металлы и каменья. Особенно нравилось его заказчикам то, что он вначале быстро выполнял их идею в воске, и они могли уже воочию увидеть, как будет выглядеть заказанное ими украшение. И самому ювелиру Лоренцо был очень удобен этот способ показа заказчикам, во что воплощаются их фантазии и, если что-то им не нравилось, то мастер мог быстро изменить форму и вид украшения по их желанию.
Конечно, были у ювелира Лоренцо и недоброжелатели, особенно среди других ювелиров, которым очень не нравилось благоволение императрицы и её двора к этому выскочке из Италии. Но мастерство ювелира Лоренцо и его учеников говорило само за себя, да и братья по вере всегда поддерживали его в любых злокозненных ситуациях и незамедлительно приходили к нему на помощь.
Ювелир Лоренцо был спокоен за свою мастерскую и своих учеников. Денег у него уже было достаточно, заказы сыпались один за другим, покровительство великой императрицы обеспечивало ему стабильное состояние и неприкосновенность. И настало время обзавестись ему семьёй. Ювелир Лоренцо очень любил путешествовать по разным государствам, где он мог увидеть иное ювелирное искусство, и пообщаться с лучшими мастерами тех государств. И вот в одном из таких путешествий в Швейцарию он встретил там молодую кареглазую красавицу с копной золотых кудряшек, убранных под украшенный драгоценностями головной убор. Девушка была дочерью местного вельможи, и Лоренцо пришлось приложить немало усилий для того, чтобы не только покорить сердце красавицы, но и получить согласие на брак у её отца. Только после того, как Лоренцо предъявил ему письменные доказательства своего дворянского происхождения, присланные братьями по вере, отец девушки дал своё согласие. Там же они и обвенчались. И вернулся в Московию ювелир Лоренцо из шестимесячного отпуска с молодой женой Изольдой. Полный любви и нежности к ней, вдохновлённый Лоренцо создал несколько прекраснейших украшений, часть из которых он преподнёс великой императрице, а часть продал за очень большие деньги – настолько они были хороши.
Время шло, в Московии продолжала царствовать императрица Екатерина, подданные были довольны её правлением, жизнь в государстве била ключом.
В семье ювелира Лоренцо уже подрастали две маленькие, кудрявые девочки и вот-вот должен был появиться третий ребёнок. Лоренцо очень ждал мальчика, продолжателя и наследника его ювелирного дела. Он целыми днями находился в своей мастерской вместе со своими мастерами, и они почти безостановочно создавали новые украшения для своих заказчиков. В последнее время заказов становилось всё больше и больше. Но это уже не очень радовало ювелира Лоренцо. Всё дело в том, что большинство из этих заказов составляли заказы фаворитов стареющей императрицы, которых она, в последнее время, стала менять как перчатки. И всё бы ничего, да только у этих фаворитов появилась одна очень нехорошая черта – они принялись буквально заваливать ювелира Лоренцо своими заказами, прикрываясь именем императрицы и, соответственно, не оплачивали их. Разумеется, ювелир Лоренцо не осмеливался обратиться к императрице Екатерине с выяснением – так ли это на самом деле и поэтому, был вынужден исполнять заказы её фаворитов бесплатно, что стало наносить ощутимый ущерб его делу. Пару раз он попытался обговорить ситуацию с некоторыми из фаворитов, но в ответ ему весьма недвусмысленно дали понять, что лучше всего для него и его семьи будет держать язык за зубами и ни в коем случае не огорчать императрицу подобными измышлениями. Ювелиру Лоренцо напомнили, что он – всего лишь жалкий итальяшка, которому великая императрица оказала великую милость, предоставив кров и возможность трудиться во благо Московии и её Величества. И что с его стороны будет весьма недальновидно сейчас поссориться с теми, кто каждый день и каждую ночь находятся рядом с Её Величеством, заботясь о её здоровье и каждодневных нуждах.
Ювелир Лоренцо, понимая, что он и его семья теперь находятся в безысходной и отчаянной ситуации, обратился к братьям по вере. Обсуждение происходящего с ювелиром Лоренцо не заняло много времени. На следующий же день он попросил аудиенции у её Величества и как всегда был незамедлительно принят.
– Ты опять просишься в отпуск, Лоренцо? – удивлённо подняла брови императрица и недовольно поджала губы. – Ты же недавно ездил в эту… как её… в Швейцарию.
– Простите ваше Величество, что осмеливаюсь напомнить вам, но я уже не был в отпуску почти три года, – склонился в смиренном поклоне ювелир Лоренцо.
– Разве?! – опять удивлённо вскинула брови императрица и повернула голову в сторону, где развалясь на низком кресле с ножками в виде львиных лап, сидел один из её фаворитов. – Это так, мон амур?
– Увы, да, – пожал плечами тот и насмешливо посмотрел на стоявшего в полупоклоне итальянца. – Отпусти его, благодетельница. Но не более чем шести месяцев кряду. И чтобы привёз тебе, матушка, новых изрядных каменьев для иных украшений.
– Как же время быстро бежит! – вздохнула императрица, глянув на себя в старинное ручное зеркальце. – Ну, хорошо, Лоренцо, поезжай. Но только не более шести месяцев. И насчёт новых, изящных каменьев там похлопочи. Есть у меня задумки для новых украшений.
– Да, ваше Величество, обязательно похлопочу. Благодарствуйте, ваше Величество за доброту вашу. Позвольте ручку… – ювелир Лоренцо коснулся губами напомаженной душистыми кремами руки императрицы и, откланявшись, поспешил в свою мастерскую. Там он велел приступить к сборам. Только самое нужное и ценное приказал он уложить в дорожные сундуки, дабы не вызвать ни у кого подозрений. Всем своим велел говорить, что едут они всей семьёй на венчание младшей сестры его жены в Швейцарию.
Спустя несколько дней две крытые повозки отъехали от ворот небольшого каменного дома, что стоял неподалёку от стен московского кремля. В мастерской кипела работа, из труб от печей шёл светлый дым. Ученики и подмастерья вышли из ворот и дружно махали своему мастеру, прощаясь с ним на долгие шесть месяцев… А ювелир Лоренцо неотрывно смотрел на них, на свой когда-то каменный домик, беззвучно плакал и по щекам его скатывались прозрачные слезинки…
Прошло восемь месяцев.
– А что, мон амур, наш ювелир Лоренцо разве ещё не вернулся из своего отпуска? – недовольным голосом с интонацией капризной девочки поинтересовалась Екатерина, перебирая в большой шкатулке сверкающие разноцветными сполохами украшения. Всё это она уже надевала по многу раз, и на очередной бал ей захотелось к новому восхитительному платью из иранского шёлка какое-нибудь необыкновенно-прекрасное украшение в виде маленького золотого амура, возлегающего вместе со своими серебряными стрелами и серебряным колчаном на ложе из маленьких рубиновых розочек. А ещё ей опять захотелось бабочку, и она даже придумала, какой расцветки каменья нужно будет расположить на её серебристо-золотых крылышках. А ещё…
– Где же он ?! Уже прошло больше шести месяцев. Есть от него какие вести?! – более чем раздражённым голосом произнесла Екатерина.
– Увы, матушка, нет никаких вестей, – недовольно пожал плечами очередной её амур. – Прикажешь подать его в розыск?
– Кабы он помер или лежал где в хвори, так нам уже давно донесли бы. А тут…не знаешь, что и думать, – Екатерина вдруг почувствовала себя обманутой, и от этого настроение у неё испортилось ещё больше. – Ведь не сбежал же он?! От чего ему было сбегать, если жил здесь в своё удовольствие, как сыр в масле катался…
– Кто же его знает, матушка. Чужая душа – потёмки, сама про то ведаешь, – нахмурился в свою очередь молодой, русоволосый красавец с пшеничной бородкой на лице. До него только сейчас начало что-то доходить и осознание того, что теперь и он не сможет заказывать и получать без оплаты новые дорогие украшения буквально взбесило его: – А ведь ты права, матушка!! Тысячу раз права!! Сбежал этот проклятый итальяшка! Как пить дать – сбежал! Правильно у нас говорят – сколько волка не корми – он всё равно в лес смотрит! Вот она – людская благодарность! Сколько ты для него сделала! А он вон что учудил! Так что же, подавать этого мерзавца в розыск?! Из-под земли его достанем!
– Подать можно, – согласно кивнула обозлённая императрица, да только поначалу дай команду Разбойному приказу людишек его в мастерской допытать. Думается мне, что они-то точно могут сказать, где их главный ныне обретается…
Свидетельство о публикации №222071801645