История Мценска в первой половине ХХ века 9

4. Восстановление хозяйства в Мценске и Мценском районе по окончании Великой Отечественной войны

Из 1900000 жителей по переписи 1939  г.  в 40 освобождённых районах Орловской области осталось только 900000 человек, или 53% населения.
В Мценском районе до войны имелось 175 предприятий, из которых на момент освобождения не осталось ни одного. Посевные площади, в среднем, сократились на 60%.

Жилой фонд в Мценске был почти полностью разрушен. Из 700 зданий сохранилось едва полтора десятка. Были уничтожены электростанция и водопроводная сеть.
К октябрю того же года начали действовать райпромкомбинат с 7 действующими производствами, артель «Красный кустарь» с 5 действующими производствами, мельница.

Из 149 колхозов начали работу 139 колхозов. Из предусмотренных планом 5000 гектаров озимых было посеяно 3255 гектаров. Вместо предусмотренных планом 8470 гектаров заброшенных земель было вспахано 1888 гектаров. Поскольку лошадей и коров не хватало, землю часто не пахали, а вскапывали лопатами, сделанными из сна-рядных гильз. Для взрослых и подростков норма составляла 0,05 гектара. Часто, прежде чем начать сельскохозяйственные работы, нужно было расчистить поля от тел погибших. Похоронные команды организовывали из мальчиков-подростков.
Создать семенные фонды не удалось. В районе было 748 голов крупного рогатого скота, 1570 овец, 466 лошадей, 6041 голов птицы.
 
В районе снова начали принимать пациентов две больницы, двенадцать фельдшерских пунктов и амбулатория. Они были уком-плектованы медсёстрами, но испытывали недостаток в врачах. Не хватало инвентаря. Снабжение лечебных учреждений мылом и дру-гими необходимыми товарами было нерегулярным.
В Мценске работала одна школа, а в районе – семь неполных средних и 35 начальных.

1 октября 1943 г. начались  занятия в школах. Учительница Соймоновской школы Гришина Е.И. вспоминала: «Приспособили под школу уцелевший крестьянский дом. Как могли, отремонтировали своими руками. Из досок, которые нашли в немецких блиндажах, сбили скамейки, столы. Кусочками битого стекла заделали рамы, ме-стный старичок сложил печь. Тетрадей не было, их берегли для контрольных работ, писали на обрывках газет  между строк, и на книгах и журналах, найденных в немецких блиндажах. Чернила изготавливали сами из свекольного сока, сажи или коры дуба. Учебников не хватало. Один учебник на троих – это было уже хорошо. Зимой в школе было холодно: не было дров. Замерзали чернила, ребята сидели на уроках одетыми и в варежках. Дети были голодные, одеты кое-как. Но учились ребята охотно и жадно».
 
К лету 1944 г. были восстановлены три машинно-тракторных станции, на которых находилось 90 тракторов, 397 общественных построек, принадлежащих колхозам, два спиртзавода. две больницы на 75 мест и 14 медпунктов. В Мценске были возрождены водопровод, электростанция, городская мельница, баня на 25 мест, хлебопекарня. Заново были отстроены 49 жилых домов площадью 2029 м, детский дом на 96 человек (директор А.Н. Овсянников), два детских сада на 100 человек, поликлиника и дом социальной культуры.  В городе работало 16 телефонных номеров, была установлена связь с машинно-тракторной станцией и совхозом, установлено 45 радиоточек.

В районе продолжали восстанавливаться школы. Директор Тургеневской семилетней школы Р.М. Савочкина вспоминала: «В 1944 г. получила назначение директором Тургеневской семилетней школы. Приехала. Вместо школы увидела двухэтажную коробку кирпичного здания. Кое-где сохранились межэтажные перекрытия и переборки внутри здания. Пробитая осколками снарядов и пулями крыша, через которую видно небо. Ни окон, ни дверей, ни пола, печи разрушены…Колхоз выделил группу стариков-плотников. Вязали двери из осиновых плах, тонкими жердями и битым кирпичом закладывали тонкими жердями и битым кирпичом закладывали перегородки и оконные проёмы. Окна наполовину заложили кирпичом, наполовину – стеклянными банками, соединёнными раствором. Мало света было от таких окон, но зато не дул ветер…
В воинской части удалось достать железные бочки из-под бензина, сделали из них печки-буржуйки, а трубы через окна вывели на улицу. Столы и скамейки тоже делали из грубо отёсанных осиновых плах, на крестовинах вместо ножек. Не было гвоздей. Учителя ходили на передовую, подбирали в окопах проволоку, а из неё делали гвозди. Достали классные доски и приступили к занятиям. Зима выдалась хо-лодная, снежная. В классах стоял страшный холод. Ребята приносили в школу дрова из дома, а женщины-родители, по пояс в снегу, на своих плечах таскали дрова из леса…»
В 1945 г. в Мценске открылась школа рабочей молодёжи, а в районе – школы работающей сельской молодёжи. В них учились бывшие фронтовики и те, кто не смог учиться во время войны.

Ольга Дмитриевна Наумова, преподаватель Мценского филиала, вспоминает о своём детстве, которое прошло в Кирпичном посёлке, находившимся неподалёку от Первого Воина: «До войны было много деревень: идёшь под гору на гору – и деревня. Всего в окрестностях посёлка было около двадцати деревень: Прогалово, Богородицкое, Спасское, Петровка, Некрасовский посёлок, Овчуг… Деревни были чистые, кругом травка, не было грязи, хотя скотины держали много. Наверно, потому что они располагались на горах.
После войны не было старых и молодых – всех выкосила война. Больше были люди среднего возраста и дети, поэтому умирали мало. В посёлке было только две бабушки, так что рассказывать о прошлом было некому. После войны было много мародёров: они убивали людей по лесам и оврагам».

 Общественный порядок в тяжёлые послевоенные годы поддерживал один участковый уполномоченный – Николай Дмитриевич Монжос. Н.Д. Монжос родился в 1912 г.  в
д. Краснополье Петихатского района Днепропетровской области. Его отец погиб в гражданскую войну, а мать, Ефросинья Андреевна, умерла в 1918 году. Николай воспитывался в детском доме в д. Прилуки Полтавской области. В 1929 г. он поступил в сельскохозяйственное училище на профессию «садовод». По окончании работал по специальности, пока в 1932 г. не был призван к Красную Армию. Окончил полковую школу в г. Одесса, где прошёл подготовку для дальнейшей работы в милиции. (Илл.17)
В 1936 г. Н.Д. Монжос был направлен на работу в Мценский районный отдел милиции. Сначала он занимал должность участкового уполномоченного, затем оперуполномоченного и, наконец, старшего уполномоченного уголовного розыска.
Н.Д. Монжос был награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», знаком «Отличник милиции».  О нём осталась память как о честном, бескомпромиссном человеке. По воспоминаниям современников, дверь в его доме ночью была открыта, чтобы любой нуждающийся мог обратиться к нему за помощью. Стоило ему появиться в начале улицы, как хулиганы на противоположном конце уже разбегались. Однажды местные бандиты, встретив его одного на ночной улице, сбросили оперуполномоченного с моста в реку, однако он выжил.
 Н.Д. Монжос чутко относился к проблемам жителей города. Он поддерживал лиц, освободившихся из мест лишения свободы, помогал им найти работу, присматривал за их дальнейшей судьбой.
 
В 1947 г. Мценск был расширен за счет присоединения к его территории земель Стрелецкого сельсовета. В его черту вошли Подмонастырская и Новоприборная слободы, вокзал, сушзавод, часть Стрелецкой слободы.
Ремонтировались и прокладывались новые дороги, был восстановлен мост через
р. Зушу. В 1950 г. в конце ул. Тургенева была построена станция технического обслуживания автомобилей с гостиницей и рестораном. Это было началом развития транспортной инфраструктуры города.


Рецензии