Светлан Голосеев гвардеец монгольского императ. 29

Глава 29. Окружённый вниманием ангелов

– Салам алейкум, уважаемый! Нас прислал суннэй-тойон Сыбай, сказал, лошадей седлать.

– Ва алейкум салям! Ай, какие акбаши – головы как золотом покрыты! Берите сёдла, седлайте. Эту красавицу я вашему тойону приготовил, а эта моя.

– Не знаете, уважаемый, далеко поедем?

– В город поедем. Вашему командиру в шахристан*1 нужно.

– Это хорошо. Расскажешь нам, уважаемый, что проезжать станем? Мы здесь никогда не были, нам интересно.

– Конечно всё расскажу. Если людям интересна моя родина, как не рассказать! А вот и ваш командир. Уважаемый суннэй-тойон, вот ваша лошадь. Она лучшая из всех, спокойная и послушная, а если нужно, резвая. Позволите ли объяснять вам и вашим спутникам о том, что мы будем видеть по пути?

– Наверно вот этот любопытный акбаш Злобын попросил? Хорошо, я тоже послушаю, хотя не в первый раз в Ургенче. Человек, который живёт постоянно, всегда лучше знает свои места, чем приезжий. Я сколько раз приезжал, всегда видел новые постройки и даже однажды заблудился в этом городе. Потому и беру проводника. Поехали, уважаемый.

– А далеко ли нам до города ехать, уважаемый?

– Можно считать, что мы уже в Ургенче. Это рабад*2 начинается. Здесь во множестве всякие мастерские. Вон там на берегу стекло варят. Не видели, как его варят? А я видел, меня ещё отец маленьким водил. Красиво, особенно когда из него посуду дуют.

– Как это дуют?

– Ай, это не расскажешь, видеть надо. Стекло жидкое, как мёд, его на трубку наматывают, будто смолу, и дуют, а оно пузырём надувается. Тут даже для окон стёкла дуют – вот чудо. Большие пузыри расплющивают, а когда остынут, вырезают из них круг. А после такой круг вставляют в алебастровую рамку, а потом её в окно. Красивые окна в богатых домах и в мечетях – бывают белые, бывают зелёные и другие, но чаще просто прозрачные. Увидите сами. И посуду тут творят из стекла. Ой, такие красивые вещи делают: кувшины, бокалы, флаконы и разную иную посуду, да украшают стеклянными же нитями разного цвета, да края изгибают красиво, да ручки изящные налепляют из того же стекла. А стёкла для этого умеют готовить разного цвета: зеленовато-прозрачные, синие, бирюзовые, солнечно-жёлтые! А украшения какие из стекла – бусы разные, так и переливаются, будто драгоценные камни! Этим любоваться можно хоть целый день – глаз не оторвать. Если будет у вас время, господин суннэй-тойон, загляните на рынок, что на восточной стороне Ургенча, там стеклом торгуют, а за посмотр денег не просят, сами показывают и объясняют.

– А вон там почему пустое место среди деревьев? И людей там не видно, и скотина не пасётся.

– Это очень хорошее место, чистое место, там нельзя ходить. Называется намазга. Мы празднуем там главные праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам. Столько народу собирается, все красивые, добрые, весёлые…

– А вот железо у вас в городе не делают, правда, уважаемый?

– Откуда знаешь, умный акбаш?

– Так пустыня вокруг, откуда руда?

– Верно, здесь не добывают, но готовое привозят. Как без железа? Если случится бывать на южной стороне, там рынок железных изделий. Ай, какие вещи! Ножи славные, сабли – пройти невозможно, чтобы не полюбоваться. Это караванщики покупают, в дальние страны везут. Для хорезмских жителей, конечно, всякие лопаты, топоры, серпы, ножницы, гвозди, крючки, подковы, пряжки. Ехать будете, там караван-сарай рядом с торгом, на его воротах кованные львы – будто живые.

– Получается, уважаемый, тут два рынка?

– Тут много рынков! Что же, торговать мясом рядом с золотом и хрусталём? И почти с каждым рынком рядом караван-сарай. А вон, справа вдали, видите стена? Там невольничий рынок и караван-сарай неподалёку.

– С нашей стороны, с северной…

– Верно думаешь, акбаш. Невольники тут в основном с Итиля. И ваши урусы тут, куда же им деться.

– Тебе хорошо говорить, ты без ошейника.

– Эй, акбаш, язык прикуси, а то я тебе его отрежу вместе с глупой башкой!

– Слушаюсь, господин суннэй-тойон.

– Эй, белоголовые, что носы повесили? Обидно, что ваших земляков в неволю продают? Так устроено в мире, и Аллах это позволяет. Что же делать. Я вам вот что расскажу. Сто лет назад мой прадед оборонял этот город от войск великого хана Чингиза. Бились насмерть все жители. Но не было городов, которых не одолел великий хан. Сильно обижен был хан на Ургенч, потому что его послов тут убили. И приказал он детей и женщин продать, умельцев из разных ремёсел угнать в другие места, а остальных жителей, кто остался жив, умертвить. Поделили их между воинами хана поровну, и пришлось на каждого по двадцать четыре несчастных, и всех их перебили. Так дед рассказывал моему отцу. Дед был умелым строителем и праведным человеком, и Аллаху было угодно, чтобы его оставили в живых. Потом хан приказал снова построить Ургенч, и моего деда пригнали обратно, и он строил новые дома и дворцы Ургенча. Так было. Дед смог скопить денег, выкупил себя. Потом купил себе жену из невольниц. Я тоже здесь родился и люблю этот город.

– А жену не из русичей дед купил?

– Нет, из булгар. Очень красивая у меня бабка была. Теперь вот мы с братьями и сёстрами свободные, а могли вообще не родиться. Нужно жить праведно, чтобы Аллах к тебе повернулся. Веселей белоголовые, вам ещё повезёт! А вот квартал ткачей начинается, смотрите, сушатся у них ткани разные. Тут и хлопок, тут и шерстяные всех цветов. А ковры, ковры какие у нас ткут – глаз не оторвать! Господин суннэй-тойон, давайте заедем на рынок, увидите необыкновенные узоры! Купцы специально приезжают к нам за коврами, целые караваны увозят!

– Прежде дело. На обратном пути заедем, если успеем. Народу столько, можно и не проехать.

– Сегодня мало народу, господин. Бывают базарные дни, когда на лошади не проехать и пешком не пройти. А сегодня хорошо. Вот, смотрите, эту мечеть мой дед строил.

– Уважаемый, а почему мечеть на окраине? У нас принято храм в центре города строить.

– Ай, акбаш, в Ургенче в каждом квартале есть мечеть, а в центре – главная мечеть – лучшая из лучших во славу Аллаха! Вы увидите, туда едем. Во-он минарет над городом, это рядом с главной мечетью.

– А я гляжу и не пойму, что за палка торчит. В прошлый раз не было такого.

– Совсем недавно закончили, господин. Это самый большой минарет*3 на всей земле! Наш улусбек, благословенный Аллахом Кутлуг-Тимур построил это чудо!

– Уважаемый, а православный храм есть в этом городе?

– Не знаю такого. Нередки у нас купцы, славящие крест, они с собой лицо своего бога возят, ему и молятся. Среди рабов многие встречаются с крестиками на шее, но им кто же храм будет строить? Большинство жителей Ургенча славят Аллаха, потому и мечети везде.

– А здесь что за торг, уважаемый?

– А, это торгуют бронзовыми вещами. У нас умельцы, каких мало.

– Господин суннэй-тойон, давайте сквозь эту торговую площадь проедем, хоть с лошадей на интересное посмотрим. Народу ведь не слишком-то много.

– Ладно, веди, уважаемый. Но не останавливаться, так и быть, из сёдел посмотрим.

– Смотрите, тут справа тарелки красивые, блюда с узорами.

– А с моей стороны зеркала!

– А тут снова посуда… Малюсенькие кувшинчики из меди!

– Братцы, украшения! Колечки, браслеты, серьги, бубенчики… Эх, были бы деньги, купил бы.

– Себе что ли, Мороз?

– Невесте моей…

– Где ты, а где невеста? Забыл, куда едем.

– Она меня ждёт.

– На обратном пути купишь. Будешь возвращаться сотником, с полной калитой денег, все украшения тут выкупишь.

– Эй, акбаши, не отставать! Живей едем!

– Богат ваш город, уважаемый. Что ещё тут выделывают чудесного?

– А вот есть квартал, где камнерезы. Они из камня чудеса творят!

– Что уж такого из камня сотворить можно?

– Светильники, к примеру, изящные, с носиками, с крышечками, ещё котлы каменные, другую посуду. Пользуются спросом такие вещи. Ещё мастера есть из кожи всякое делать. Хоть те же сёдла, ремни, упряжь, обувь. Наши косторезы мастера выделывать чудесные вещицы из кости и рыбьего зуба*4. Вообще на рынках есть всё, что в мире производят. Из хорезмского могу тебе перечислить, что на ум придёт: рыбу продают, сушеные фрукты, сладости всевозможные, полосатое сукно, парчу, покрывала, замки-запоры разных размеров, которые вору не открыть, сыр, лошадей, ослов, верблюдов, коров, баранов, других животных, да чего только не продают. Ещё выделывают луки, натянуть тетиву которых могут только очень сильные люди, такие луки ценятся во многих странах. Ещё лодки продают, но это за городом на берегу специальный торг есть. Вот знаю ещё, что из Булгара везут и здесь этим торгуют: меха всяких пушных зверей от соболей до зайцев, свечи восковые, стрелы боевые и охотничьи, рыбий клей, рыбьи зубы, касторовое масло, мёд, орехи, соколов живых в клетках, панцири для воинов, березовую кору, овец и коров оттуда тоже везут, а ещё тех самых рабов, ваших земляков. Да разве могу я всё перечислить – не хватит у меня памяти и язык сточу, столько товаров перечислять, которые есть в моём Ургенче!

Смотрите-ка, пока разговоры говорили, уже почти приехали. Вот она красавица мечеть во славу Аллаха! Маглаи держите, когда на минарет головы задираете!

– Скажите, уважаемый, как же на такой высоте узоры сделали?

– Ай, это не узоры! Это надписи в три ряда арабской вязью: во славу Аллаха, во славу нашего хана, султана Гийас ад-Дин Мухаммеда и во славу беклербека Кутлуг-Тимура. Их выложили специальными кирпичами при строительстве. А посмотрите на мечеть. Это главная мечеть города, её построила жена Кутлуг-Тимура – Тюрабек-ханым*5. Она много делает для нашего города, да продлит Аллах её годы в радости! Всё, уважаемый господин, приехали. Вот впереди главный вход в цитадель. Меня туда не пустят.

– Ожидайте все меня здесь. Надеюсь, я не задержусь.

– Хорошо, господин. Мне будет нескучно с вашими любопытными провожатыми.

– Уважаемый, а как быть в таком красивом месте, если по нужде приспичит?

– Я же вам говорю, в этом городе есть всё! Здесь есть общественные бани, здесь есть водопровод из труб, сделанных из обожженной глины, есть арыки и даже есть фонтан. В домах имеется отопление и тёплые лежанки, есть умывальники и, опять же из труб слив для нечистот. А для нужды, о которой ты спросил, на каждой площади и на каждом рынке имеется хоятхона*6, куда могут зайти сразу много желающих. Можешь сам посмотреть, если хочешь – вон то строение.

– Хорошо, я, пожалуй, схожу в эту хоятхону. Подержите мою лошадь.

– Уважаемый, ты поведал нам столько интересного. Пусть у тебя в этом городе будут только хорошие дни.

– Я рад, что доставил вам удовольствие. Теперь вы немножко узнали мой славный Ургенч и будете помнить о нём как о хорошем месте. Имам однажды сказал, что наш благословенный город окружён вниманием ангелов. Я живу здесь много лет и вижу, что это так – город становится всё лучше и богаче под управлением мудрого беклербека Кутлуг-Тимура, пусть Аллах даст ему всех благ!


  *1 Шахристан – основное ядро феодального города в Средней Азии, Иране, Афганистане, часто включающее цитадель и обнесенное стеной
  *2 Рабад – предместье (арабское) – пригород, ремесленные слободы, расположенные за пределами шахристана, резиденции правителя и знати
  *3 Здесь упоминается Минарет Кутлуг-Тимура, построенный в 1320-1330 гг. Его высота 60 м, и он до сих пор является самым высоким минаретом и архитектурным памятником во всей Средней Азии. Входит в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО
  *4 Рыбьим зубом называли моржовый клык
  *5 Тюрабек-ханым — дочь правителя Золотой Орды Узбек-хана и супруга его наместника в Хорезме Кутлуг-Тимура. Тюрабек-ханым была покровительницей женщин. С течением времени её канонизировали и объявили святой. Она умерла молодой и по велению безутешного повелителя над её могилой лучшими мастерами Хорезма был сооружен дворец, достойный её очарования. Мавзолей Тюрабек-ханым существует по сей день.
  *6 Хоятхона – туалет (узбекское)


Рецензии