Граф

Купила на рынке портрет молодого мужчины в средневековом костюме какого-то западного старинного художника. Копия, конечно, репродукция, но в резной темной рамке.
Лицо мужчины поразило: сила, ум, аристократизм. Сидит в кресле и на зрителя упрямо смотрит.
Сказала про себя, что это граф. Так, первое, что пришло в голову. Принесла домой, прикрепила к стене в гостиной, ходила по хозяйству, а граф следил за ней глазами.
Осанка у него благородная, в одежде преобладают темные тона, на пальце сверкает перстень, на шее – нечто, похожее на золотую цепь – не поймешь.
Придут гости, можно пошутить, что родственник, забавно будет.
У людей в квартирах чаще всего пошлые пейзажи, церкви или улочки европейский городов, а у нее портрет средневекового мужчины с упрямым властным лицом. Не захочешь – но посмотришь, и взгляд на нем задержишь. Сто раз за день пройдешь – сто раз и посмотришь. Магия в этом лице, скрытая непонятная сила.
Пришла сестра, остановилась перед графом, долго смотрела, а затем сказала: «Удивительный образ. В лице что-то неприятное, словно страшную тайну скрывает».
Тоже мне – выдумщица, наговорила разного.
После на кухне чай пили, и сестра вдруг вспомнила повесть Гоголя «Портрет». Там тоже герой случайно купил изображение непонятного мужчины, и поплатился. Мужчина из рамки по ночам вылезал, потому что черный маг.
Вот кто ее за язык тянул? Кто? Повесть Гоголя из головы не уходила, и в душе тревога.
Закрылась за сестрой дверь – быстрыми шагами к графу. Уставился на нее прямым резким взглядом. И как она сразу не заметила – резкость эту, тяжесть эту – в глазах?
Ладно, глупости всё это, брякнула сестра, не надо было ее слушать. Встряхнула головой, рассмеялась притворным смехом. И забыла про портрет.
Легла спать часов в одиннадцать, лежала с открытыми глазами. И вдруг про гоголевскую повесть вспомнила. И показалось, что из соседней комнаты как будто холодом потянуло. Он из-под двери вползал, поднимался по стенам вверх, вот-вот до горла дотянется.
Не выдержала, вскочила, свет включила. Накинула халат – вышла. Граф смотрел упрямо и, казалось, зло.
Когда долго вглядываешься в предмет, напрягая зрение, предмет как будто оживает – оптическая иллюзия.
И тут такое же: дернулась у графа щека, глаза мигнули.
Ужас сковал тело. Заставила себя подойти и снять рамку со стены. Что делать? В квартире держать нельзя: не даст портрет покоя. Открыла дверь, осторожно поставила у лестницы, может, кто-нибудь заберет. И денег не жалко, главное сейчас – избавиться от пугающей вещи.
Снова спать легла, снова лежала с открытыми глазами. Вдруг – как будто кто-то скребется со стороны лестницы, и даже звук, когда ключ вставляют.
Поняла, что сейчас помрет от страха. А на дворе скоро полночь. Пришлось наплевать на приличие, позвонила соседу – хорошему мужику, разбудила.
Вместе вышли в темный двор, подошли к мусорному контейнеру, бросили в него портрет лицом вниз.
Утром никакой тяжести на душе. Посмеялась над своей ненормальной впечатлительностью. Когда пошла на работу, то на контейнер не посмотрела, хотя было искушение – заглянуть: там ли граф? Или забрал кто-нибудь?


Рецензии