Лютер о Книге Бытия, семье и сексе

Комментарии Лютера на Книгу Бытия не так давно стали доступны в английском переводе. Они многое проясняют в плане формирования и теоретического обоснования протестантского взгляда на семью и секс. Лютер развил своеобразное учение о рае, как о семейной утопии, в рамках которой человечество должно было "плодиться и размножаться" путем благодатных, еще не испорченных грехом половых отношений, обрабатывая и заселяя райские угодья в мире, покое и благодати.  Эта семейная утопия осталась нереализованной из-за грехопадения, но была реальной возможностью и подлинным Божьим планом для человека. Учение Лютера послужило теоретическим обоснованием протестантского тезиса о нравственном превосходстве семейной жизни над целибатом и открыло дорогу к последующей сакрализации "семейного гнездышка" и "домашней церкви", во многом предопределив развитие европейской модели семьи. С точки зрения Лютера, секс не есть сам по себе ни грех, ни следствие греха, но есть изумительный и почти святой Божий дар, который, однако, столь же радикально испорчен последствиями грехопадения, как и остальные аспекты человеческого существования. Свое богословствование Лютер начинает с поисков ответа на традиционный вопрос об онтологии райского бытия, который всегда волновал верующее сознание.

С начала зарождения христианской традиции в верующем сознании протянулась ниточка от первоначального рая  (сада Эдема) к раю будущему. Так как о будущем рае Библия пишет крайне скупо, возникало естественное стремление представить себе будущую жизнь и состояние в ней человека по аналогии с прошлой жизнью в ветхозаветном раю. Ведь как мало мы ни знаем о садах Эдема, наше представление о них все же конкретнее и «материальнее» крайне неопределенного понятия о «жизни будущего века». Многочисленные хорошо известные иллюстрации к книге Бытия подкрепляют наше ощущение какого-то позитивного знания о потерянном рае. Очевидны и принципиальные общие моменты: и в прошлом рае, и в будущем речь идет о счастливой и радостной жизни без греха, свободной от тягот, соблазнов, чувства вины и, главное, от смерти.

Однако, первые же серьезные вопросы о том, что же представляла собой жизнь прародителей в раю до грехопадения, наталкиваются на краткость и неполноту описания этой жизни в Книге Бытия. Остается неясным важный вопрос: планировал ли Бог райскую жизнь Адама и Евы всерьез и надолго, или же он заранее знал, что их изгнание произойдет буквально на следующий день? И еще: планировалась ли эта жизнь как полноценное существование, ради которого Адам и Ева создавались, или же они «проектировались» для той земной жизни, которая стала их уделом в реальности, а райская жизнь предполагалась временным состоянием, чем-то вроде утробы, из которой им надо было родиться?

Богословие не предлагает убедительного разрешения этих вопросов. В представлении большинства верующих райская жизнь в садах Эдема представляется чем-то вроде детского существования, еще не ведающего ни радостей, ни тягот жизни «настоящей». Христианская  традиция склонна связывать секс с грехопадением: кажется, что до грехопадения не было никакого знания в этой сфере и что Адам и Ева друг другом сексуально не интересовались. Действительно, вся их семейная жизнь начинается после изгнания из рая. С этой точки зрения половые отношения, рождение детей и семья – все это принадлежит греховной жизни, в которую прародители были изгнаны в качестве наказания. Косвенно это подтверждается и словами Христа о том, что «в Царствии Небесном не женятся и не выходят замуж» (если следовать предложенной выше интуитивной аналогии между будущим и прошлым раем). Отсюда следует присущая традиционному христианству твердая убежденность в высших духовных достоинствах целибата и монашества как «райского» или «ангельского» существования, превосходного по сравнению с «благословляемой по телесной слабости» семейной жизнью. В истории христианства нет ни одного примера святого, ставшего святым именно за достойную семейную жизнь, в то время как существует великое множество святых, добровольно от этой жизни отказавшихся.

Так вот Мартин Лютер именно с этим подходом и не согласен.  Его точка зрения такова: райский сад был центром большого «райского региона», предназначенного для жизни человечества в соответствии с провозглашенным ранее призывом «Плодитесь и размножайтесь!» Согласно Божьему плану, Адам и Ева должны были начать семейную жизнь в раю и начать рожать детей, которые стали бы дальше размножаться. Ради своего пропитания они должны были бы заниматься относительно нетрудной сельскохозяйственной работой в благодатных райских условиях. Вся эта жизнь, внешне похожая на их будущую жизнь «в миру», была бы окутана аурой благодати и божьего благословения: женщины рожали бы без мучений и риска, не было бы ни смертей, ни болезней, ни конфликтов – ничего того, что возникло как последствие греха. Секс был бы сладостным и возвышенным, свободным от плотской похоти, извращений и мучительной страстности. Основой жизни райской общины было бы семейное гнездо, состоящее из мужа, жены и детей. Бог ведь прямо сказал «да отлепится от матери и прилепится к жене!», поэтому «малая семья» более богоугодна, чем семейный «клан», включающий много поколений. Патриархат также обязан своим возникновением последствиям греха, так что в образцовой райской семье мужчина и женщина были бы равны.

Подход Лютера решает одни проблемы, но создает другие. Сначала поговорим о том, какие же проблемы решаются. Во-первых, примиряются (по крайней мере в главном) два рассказа о творении человека и становится логичным призыв «Плодитесь и размножайтесь», который в традиционной интерпретации приходится относить к жизни после грехопадения. Во-вторых, решается вопрос о том, зачем было нужно создавать людей с органами размножения, если их жизнь в раю предполагалась безбрачной. У Лютера Бог логичен и последователен: он создает прародителей ради райской жизни, которая планировалась как жизнь человеческого племени с нормальным для человека размножением. Становится понятно, зачем он создает Еву как полноценную женщину и подводит её к Адаму, благословляя их будущий союз. Древо познания Лютер понимает как учреждение райской церкви, формы богопочитания, включавшей определенное табу; фактически учреждалась некая Святая Святых, границы которой было нельзя пересекать.

Лютер не жалеет красок в восхвалении семейной райской утопии. Идея дома-гнездышка с женщиной в качестве домохозяйки и домоправительницы ему настолько близка, что ключевое слово «гнездо» многократно звучит на страницах его обширного труда. В идеальной семье секс также идеален. Секс сам по себе не только не греховен – он является прямым исполнением Божьего плана о человеке и органической частью жизни райской общины, представляющей собой совокупность семей. Этот просветленный благодатный секс «просвечивает» и в теперешней падшей жизни, в которой он исковеркан до неузнаваемости последствиями первородного греха. Лютер не пишет, как и в какой мере восстановить в себе способность к семейной жизни, хотя бы отчасти похожей на райскую, но стремление к этому звучит у него очень явно. Он в резкой форме порицает монахов и католическое духовенство, считающих безбрачие высшей формой существования. Именно семейный подвиг он считает главной формой христианской жизни. Довольно очевидно, что лютеровский образ семейного рая повлиял на формирование идеала буржуазной «малой семьи» и семейного обиталища, как своего рода острова семейной благодати в бурном океане греховной «внешней» жизни.

Теперь поговорим о проблемах и трудных вопросах лютеровского подхода. Во-первых, в его подходе нарушается диалектическая связь рождения со смертью. Лютер не мог ввести смерть в раю, но позволить, даже в принципе, райскому населению размножаться неограниченно он тоже не мог. Пришлось постулировать, что Бог предусмотрел для райских жителей возможность безболезненного перехода из временного материального в вечное духовное существование – своего рода благодатную смерть, которую хочется сопоставить с современной эвтаназией. Лютер вообще не в ладах с идеей воскресения с телом – он представляет себе «жизнь будущего века» как нематериальное существование.

Другая проблема – довольно неожиданная – он не знает, как быть с наготой. Ведь Библия ясно говорит, что Адам и Ева были наги и не знали стыда. Стыд был явным результатом грехопадения. Логически рассуждая о том, как могла бы выглядеть жизнь первых людей в раю без грехопадения, поневоле представляешь себе сообщество нагих «детей природы», не нуждающихся в фиговых листочках и не стыдящихся не секса, ни «естественных потребностей».  Лютер не слишком вдается в эту опасную тему, но его точка зрения логична и ясна: да, в раю мог быть секс без стыда, экскременты благоухали, и можно было ходить голышом не краснея. Другими словами, все человеческое было еще неиспорченным. Рай был полноценно райским местом.

В заключение упомяну о других важных аспектах лютеровского подхода к Творению, повлиявших на протестантскую концепцию семьи. Лютер не согласен с классическим разделением явлений на естественные и чудесные, согласно которому повторяющиеся, регулярные явления естественны, а уникальные – чудесны. Нет, говорит Лютер, развитие дерева из семени – это такое же чудо, как первоначальное творение первого дерева ex nihilo. В самом деле, процесс роста дерева из мизерного семени – это и есть почти что создание ex nihilo. А почему развитие человека из семени менее чудесно, чем его первоначальное создание из «праха земного», или создание женщины из ребра мужчины? В самом деле, почему? Так называемые обычные явления по сути восхитительно чудесны. Обыденное достойно восторга и восхваления. Так что семья оказывается вместилищем чуда, своего рода «святой святых», в которой Бог совершает свои ежедневные, но от этого не менее восхитительные акты продолжающегося Творения, и каждый младенец столь же дорог Творцу, как и первый человек.


Рецензии
Андрей, добрый день!
У меня, кроме тех, которые тебе знакомы, есть статья "О деревьях в раю. Рассудительно". Она компактнее прошлых, не раскидиста в аспектах и личных откровениях. Но в ней полнее раскрываются некоторые мысли. И также, она отвечает на главный вопрос, который ты здесь ставишь.

После окончательного прочтения, я решил оставить тезисы, которые можно вывести из главных событий, поворотных моментов, Книги Бытия. Ибо возникает интересный вопрос: А с какой физиологией сотворил Бог Адама и Еву? И Бог же действительно благословил первых людей плодиться и размножаться?
Собственно, размножение, это тоже, что вкусно поесть, разве что, с включением отношений, платонического или страстного.
Но природное в человеке должно подчиняться духовному, и такое вполне достижимо. Чем богаче духовная жизнь, тем минимум потребности плоти.
И вполне возможна модель общественного устройства, наподобие, о чём говорит Лютер.

Я согласен с его принципом, но моё представление другое, чем его или, напротив, святых, которые считают, что без грехопадения размножение было бы неким ангельским способом.
То есть, считаю, если физиология земная, то ангельский способ здесь не причём. Тогда и тело должно быть изначально ангелоподобным.
Также, и без фиговых листочков - это отсутствие культуры, и с позиции душевной и духовной.

Кстати, я недавно только для себя выделил в особый статус состояние, о котором всем известно , которое доступно язычнику и даже животным - это единение с природой. Вот это и можно назвать природным раем без духовного знания и знания добра и зла.

В общем же, для разрешения дилеммы, возможен следующий аргумент: В Святом Духе функция размножения осознаётся, как животная и ребяческая потребность, и нисколько не привлекательна.
По книге Бытие мы видим, что грехопадению предшествовало душевное чувственное и физиологическое вожделение. "Дерево было приятное для глаз, хорошее для пищи и вожделенно потому, что даёт знание".
Древо жизни символизирует дары Святого Духа: духовное знание, духовное преображение и вечную жизнь. Для этого человеку дан дух (в отличие от животных).
Но чувственное и телесное, получается, уводит от духовного. Поэтому пришло сомнение в заповеди и слове Божьем.
На душевном уровне, соответственно, знание душевное - не Божье. Оно познаёт мир через чувства, рациональное мышление, способно познавать духовное и нравственное "как сквозь тусклое стекло" из духа, а также, через ошибки, и может уклоняться во зло, "прячась" и удаляясь от Бога.

Книга Бытия показывает, что Адам был изгнан из рая сразу же после первого непослушания Богу, и как только познал добро и зло, и устыдился. Действительно, здесь даже не дошло дело до брачных отношений. Однако, вторая глава на них продолжает указывать: "И прилепиться человек к жене своей....оставив отца и мать". И к тому же, указывая в общем на человека, уже имеющего отца и мать.
Получается, что Божий промысел предусматривает семью. И Иисус это подтверждает словами: "Что Бог сочетает, человек не разлучает".
И Ап.Павел в 1Кор.15 о творении тел говорит:
45 Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.
46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
47 Первый человек -- из земли, перстный; второй человек -- Господь с неба.

Вернёмся к событиям 3 гл Бытие. Адам не только ослушался Бога и попал под проклятие. Он как-будто сделал выбор - это ошибочный, но всё же выбор, в котором он нечто приобрёл. Сам Господь говорит, не иронизируя: "Вот Адам стал, как один из Нас, зная добро и зло".
Здесь может быть две полноправные версии: 1. Адам не лишился каких-либо духовных качеств, он просто потерял тот первобытный покой, в котором был в единении с природой и Богом.
2. Адам общался с Богом и мог иметь какие-то сверхъестественные дары, но сотворив зло, не поверив прямому предупреждению Бога, что древо познания добра и зла - это древо смерти, Адам теперь познал зло. И увидел, что наг не только телом, но и стал греховным существом, и смертным.

Так или иначе, то, что произошло - это есть в реальности, это Бог предвидел, и это включено в Его промысел.

Слова Бога о Древе Жизни, которого был лишён Адам, я считаю пророчеством о будущем благословении человеку. А эпоху познания добра и зла неизбежным этапом промысла Божьего, где несмотря на распространившееся зло, каждый пострадавший будет иметь несравненно больше. И своевременное обращение к Богу уже облегчит страдание в личном порядке.

Михаил Пушкарский   22.08.2023 22:14     Заявить о нарушении
спасибо за интересные мысли!

Андрей Охоцимский   15.02.2024 10:39   Заявить о нарушении