Самый Длинный рейс. 1982г

   В кадрах меня предупредили: «Идешь на один рейс. Четвертый механик снят в Бельгии, аппендицит. Подменишь до его возвращения».
Таких судов в БМП было два? «Сестрорецк» и «Пионер Выборга», ходили они на «Золотой линии» -Европа-Питер. Рейсы короткие, и за месяц, можно было обернуться раза три. И каждый рейс, разрешенные таможней за рейс товары.
Грубо говоря, по ценам на 80- ые годы в СССР, получалось следующее:
1. Джинсы -200 р.
2. Джинсы вельветовые-200 р.
3. Ковер синтетический 2х3- 600р.
Худо-бедно, но косарь за рейс получался без напряжения. А рейсов в месяц-три. Соответственно, 3000 р./месяц. ВАЗ в те времена стоил 6500 р.,если память не изменяет.
 Другими словами, то, что можно на дальнобоях заработать за 3х месячный рейс, здесь делалось три раза в месяц. Само собой и публика работала на этих судах далеко не простая. Очень не простая.
В общем, принял заведование я и огляделся. Вроде все в работе, посмотрим на ходу. Переборки каюты перекрашены в розовый цвет. Скорее всего, кто-то имел разврат в этой каюте. Матрац еще волосяной, производства ГДР. Успокоил себя, что из конского волоса. Но мало-ли… .Вроде в концлагерях заключенных стригли, чтобы волос пустить на матрасы.  Начал перестилаться. Тьфу! Под матрасом и между ним и переборкой личинки моли ползают. Пошел, вытряс все на палубе, у соседа - боцмана взял отравы и опрыскал ложе свое. Да, предшественник мой, был далеко не чистюля. Любил цитрусовые, а косточки под матрас засовывал.



   Дед, второй и третий механик вроде ребята ничего, приняли радушно. Отстоял ночную вахту без происшествий. Меняюсь после утренней вахты  с 08-12 дня. Сходил в душ, всполоснулся и двинул к месту приема пищи-в кают компанию. Был слегка удивлен, получив выговор от буфетной. Почему я так поздно явился, обед до 12-15. Мягко пытаюсь возразить, что вахта до 12-00,да еще душ принять надо, обед для нее, соответственно, до 12-30. Резко оборван: «Нечего пачкаться! Придете после 12-15,обедать будете в ужин!». Лихо здесь…Видно или старпом или мастер деву пыжат.
   Прихожу на ужин. За столом все в пиджаках или кителях. Кителя у меня нет, но одет я вполне прилично для кают-компании, не в шорты с футболкой, а в джинсы и светлую рубашку с длинным рукавом. После ужина третий механик интересуется, получил ли я замечание от старпома за внешний вид. У них так не принято. Или китель или пиджак. Ну, что делать, другого нет, да и на рейс всего я пришел сюда.


 
   После рабочего дня в коридорах и кают –компании народ отсутствует. Тишина и благодать, никого не видно. Все по своим каютам.  Читаю инструкции и какие-то найденные книжки.
На утренней вахте спускается Дед и озадачивает меня-надо перенести записи из формуляра второго механика в его формуляр. Для начала заглядывает в машинный журнал на мои записи за вахты. Мой почерк его удовлетворяет, и я,  часа два из четырех, занимаюсь чистописанием.
Перед окончанием моей вахты спускается и журит, что мало сделал. Моя попытка списать все на несение вахты, обход машинного отделения и осмотры механизмов, пресечена. «Здесь автомат, ломаться нечему. Нехрен херней заниматься!». «Понял, учту»-отвечаю я.
Погрузка выгрузка в портах происходит очень быстро и судно не стоит долго у причала. В порту Роттердам попадаем под выходные дни. «Милый едет в Роттердам, никому теперь не дам!»-вспоминаются мне слова учебного механика в курсантские годы.



   В этот день работает рынок в центре города и команда впервые оживляется. Снуют друг к другу в каюты и что-то обсуждают за закрытыми дверями.  Спрашиваю разрешения на поход в город и я, устал я на коробке. Рейс ведь длиннющий, аж неделя почти прошла!
В то время советские моряки ходили на берег группами из трех человек. Офицер и двое рядовых, лучше из разных служб. Так называемые «Русские тройки». Чтобы не образовался сговор и преступная контрабандная группа! «Моряки, они же, как дети, только писи большие. Поэтому группами и ходят со старшими, чтобы в рот с улицы ничего не тянули»
Моя группа состоит из электрика и матроса. Спускаемся с судна и двигаемся в сторону центра. Я уже был здесь, до центра минут 40 пехом, но есть автобус, на котором мы и ездили. Гульдена два или три вроде билет стоил. На мое предложение доехать на автобусе, отвечают хором : «Погода хорошая, лучше пешком пройдемся».
Выходим в жилой район из портовой зоны. Рядом с портом куча магазинчиков с русскоговорящей публикой из Польши. Как правило, польские евреи, переехавшие сюда. Маклаки, если по-морскому. Торгуют дешевыми джинсами, колготками, косметикой ,радиоаппаратурой и другими вещами, востребованными в СССР.
«Не, здесь дорого! Идем дальше, там комки есть» -настаивают мои подопечные. Комки - это комиссионные магазины. Иначе, чем «гнидники»,на дальнобоях их не назвали., В командах, к посещающих эти магазинчики морякам, относились с легким презрением. 



   Курю на входе, пока ребята проворачивают товары. Из магазинчиков идет легкий запах дезинфекции и тлена, поэтом отхожу подальше.
На выходе одного из гнидников встречаем кекс-команду. Буфетную с дневальной в группе со штурманами. Они выходят с пакетами, набитыми товаром. «Опоздали! Эти шкуры все лучшее забрали!»-сокрушаются матрос с электриком.
Обойдя все комиссионки, выходим к рынку. Ребята шустрят по рынку, ищут что подешевле и удивляются моему достаточно равнодушному поведению. А чего мне шустрить? На выданные за рейс деньги я возьму себе какую-нибудь ветровку и что-нибудь жене в подарок, она платье к лету просила. До этого, на дальнобоях, где я был, моряки отоваривались на сдачу, но и себя не забывали. Так было и на УПС(учебно-производственное судно),так было и на «Дмитрии Ульянове». Ну, а пивка импортного выпить в городе, так вообще правилом было.
Все, хлопцы отоварились и довольны собой и окружающим миром. Двигаем обратно, в сторону порта. «К маклакам нужно кому?»-интересуюсь я. Дружный отрицательный ответ, что не надо. В магазине выбираю себе модную ветровку золотистого цвета со звездами вдоль одного рукава и жене платье «Монтана».
Когда выхожу из магазина, электрик интересуется курткой и ее стоимостью. «Сорок гульденов?- А почем в Питере уйдет?-Себе?????- Не, для себя я таких дорогих вещей не покупаю…». Предлагаю там же, у маклаков, попить пиво по гульдену за 0,5 банку.



   «Один гульден…Это колготки…Это 5 рублей минимум…Не, нах! Дорого за 0,5 пива. В Питере нашего пивка  попьем!». Не торопясь и покуривая, выпиваю баночку пива. Матрос и электрик стараются не глядеть в мою сторону и сглатывают слюну. 
Снова предлагаю сесть на автобус, но слышу знакомый ответ : «Погода хорошая!» 
Обгоняем, еле плетущихся под тяжестью отоварки, буфетную с дневальной. «Может, поможем девам?»-предлагаю я. Электрик и матрос дружно плюются и фыркают: «Пусть свое барахло сами тащат, суки!». Они не могут простить, что те опередили их в гнидниках.
Рейс закончился, он был всего лишь 17 суток. Когда родственники спросили, как я сходил, я ответил, что это был самый длинный рейс…
Много позже, когда кто-то из моряков узнал, что я был на этом судне, шепотом переспросил: «Так ты с самим капитаном N ходил?». Я ответил утвердительно и услышал такую историю. Утверждать, что это правда, не буду. За что купил, за то и продаю.



   Судно готовилось в очередной рейс, работала таможня. Судно блатное, таможня особо и копает такие суда. Однако, какой-то шустрый таможенник, сунулся в письменный стол капитана. И обнаружил там бриллианты в энном количестве. Поднялся большой шухер, прилетело начальство. Но вскоре, самому большому начальнику, поступил звонок из Москвы с четкими указаниями по поводу происшествия. Судно вышло в рейс, а шустрому таможеннику было строго-настрого приказано забыть и этот день, и название судна, и фамилию капитана.
Историю эту вспомнил я, просматривая сериал «Охотники за бриллиантами». Ну, насколько правдива и была ли эта история вообще, утверждать не буду.


Рецензии