17 05. Дуканы

        Встречную колонну мы пропустили, получили команду продолжить движение, поехали по Гульбахору. Вдоль проезжей части всюду были понатыканы дуканы, дуканы и ещё раз дуканы. Они располагались сплошной стеной по обеим сторонам дороги на протяжении нескольких километров. Зачем столько налепили? Испокон веков, а точнее, около 2200 лет, по территории Афганистана проходили маршруты Великого Шелкового пути. Один из них был проложен по дну Панджшерского ущелья.С территории Китая ущелье как бы прорезало горные массивы, прошло через Гиндукуш, вышло на Чарикарскую зелёную долину и упёрлось в Гульбахор. Полагаю, что его специально здесь построили, чтобы обменивать всякие китайские причуды на жрачку для людей и вьючных животных. В Чарикарской зелёнке жрачка произрастала очень даже замечательно. 
       Если внимательно рассмотреть спутниковый снимок, то можно понять зачем наш полк расположили в Рухе. Мы должны были перекрыть поставки оружия из Китая по этому маршруту. После смерти Сталина руководство Китая резко изменило политику дружбы с Советским Союзом на конфронтацию. В Китае производилось много образцов советского оружия, это оружие (и боеприпасы к нему) Китай в огромных количествах направил афганским душманам. Нашему полку поставили задачу прекратить это безобразие. Мы вошли в Панджшер, встали в Рухе, на линии снабжения душманов, как кость в горле. Но поставками оружия для душманов руководили из единого центра. Там быстро переключили движение караванов в перпендикулярном направлении с территории Пакистана в обход Рухи по боковым ответвлениям Панджшера.
       В ответ советское командование переключило наш полк на проведение рейдов в эти ущелья. Именно туда «гуляли» подразделения всё время моей службы. 30 апреля 1984 года в ущелье Хазара, попал в засаду первый батальон капитана Королёва («Королевский батальон»).
Наш полк нарушил линию снабжения душманов в Панджшерском ущелье, однако Великий Шелковый Путь как был, так и остался. Более двух тысяч лет здесь культивировалась гильдия ловких торговцев, менял и прохиндеев - дуканщиков. Эти люди знали цену любому предмету и торговались не за страх и не за совесть. Торговаться - было делом и смыслом их жизни. Если дуканщик что-то покупал, то он занижал цену чуть ли не во сто крат, если продавал, то завышал на столько же. Остроумное слово или ловкая фраза при торге могли поменять цену до неузнаваемости. Дуканщики были актёрами, мастерами словесности, из процесса торга они устраивали театрализованное представление, работали на публику. Они точно знали, что если на глазах изумлённой толпы за «красное словцо» проиграть в цене одному покупателю, то соберётся целый ансамбль словоблудов, желающих выторговать несколько шекелей. В результате набежит народ, устроит базарные тары-бары, а потом за счёт увеличения продаж с лихвой окупится любая одноразовая уступка в цене за «красное словцо». Да хоть подари говоруну фунт изюма, главное, чтобы он создал возле твоего дукана ажиотаж. Цирка в Гульбахоре (и во всём Афганистане) не было, театра, кинотеатра и филармонии тоже. Весь цирк происходил на базаре или на улице дуканов. Афганцы ходили туда не только за покупками, но и для того чтобы поротозейничать, заняться изящной словесностью и «сделать себе культурное развитие». У дукандоров невероятной «доблестью» считалось принародно обдурить, обобрать чужака. Как говорится, и народу потеха, и в торговом сальдо прибыток. Эти труженики прилавка задавали тон взаимоотношений в обществе, они пользовались уважением и завистью окружающих. Местные мальчишки мечтали стать дуканщиком, если когда-нибудь вырастут. Для меня это было невероятно и чуднО. В Советском Союзе дети мечтали стать космонавтом, лётчиком, танкистом, но не продавцом. Вернее, не купцом. В Союзе должности такой не существовало – «купец». Когда-то было такое сословие, но его, вместе со всеми прочими, упразднили после революции.
       За счёт уважения местного населения афганские дуканщики имели чрезвычайно разветвлённые связи. За счет своих связей они могли хоть из-под земли «достать» любой товар, любой предмет и продать его за «сумасшедшие деньги». В дуканах продавали всё и покупали всё. Некоторые наши тыловики утверждали, что за деньги в дуканах можно приобрести что угодно, хоть детали к вертолёту. Причём быстрее, чем по заявке доставят с советского военного склада. Дуканщики проявляли чудеса смекалки, сообразительности и оперативности, не смотря на внешнее убожество их торговых лавок. Суть любых явлений заключается не в форме, а в содержании. Афганские дуканы демонстрировали этот закон природы во всей его красе.
В юные годы я не был «Прынц Брунэя», не был избалован дворцами. Тем не менее, внешний вид построек в Гульбахоре вызвал у меня глубокое огорчение. Выглядели дуканы очень неказисто, если сказать по-культурному. А если назвать вещи своими именами, то придётся применять слова «угробище» и «срач». Для того, чтобы постройки были похожи на постройки, а не на берлогу неандертальца, надо возводить их из надлежащих материалов руками квалифицированного персонала с применением современных технологий и строительной техники. В Афганистане «восьмидесятых» у местных жителей образования не было никакого, квалификации тоже. А из строительных материалов имелись только камни, ссыпающиеся с гор, глина, валяющаяся под ногами, да небольшое количество кривых дубин. Потому что на верблюдЕ через горный перевал цемент не повезёшь. То есть можно на горб закинуть пару мешков. Но сквозь пургу и непогоду заказчику через пару месяцев приедут два булыжника. Вот местные пацаны и строили из булыжников такие дуканы, как в Анаве.
 
И такие, как в Гульбахоре
 
       Своими глазами я видел эту голь перекатную. Она выпирала из всех углов и щелей Афганистана. Что тут захватывать, кого тут грабить? В той стране, не то что грабить, там вкладывать требовалось сумасшедшие средства и усилия. Надо было людей обучить и вытащить из нищеты и мракобесия. Учителей надо было подготовить, школы построить, чтобы народу дать хотя бы начальное образование, чтобы в ноябрьском холоде дети с грязными руками не бегали вдоль дороги, не торговали чарзом, а сидели за партами в отапливаемом помещении, учились читать и писать. Советский Союз делал именно это. В высших учебных заведениях Союза обучались граждане Афганистана, готовились для работы в школах своей родной страны. В минском университете я их видел лично. Было их много, учились они не просто бесплатно, наша страна платила им стипендию, предоставляла общежитие. Кроме этой важной работы требовалось сделать так, чтобы грузы и товары не на верблюдАх передвигались по горам да по дну ущелий. В двадцатом веке пора уже было возить поклажи на большегрузных автомобилях по дорогам с твёрдым покрытием. Для решения этой задачи Советский Союз построил на территории Афганистана:
1. Автодорога “Саланг” через горный хребет Гиндукуш (107,3 км с тоннелем 2,7 км на высоте 3300 м).
2. Автодорога Кушка – Герат – Кандагар (679 км) с цементно-бетонным покрытием.
3. Автодорога Доши – Ширхан (216 км) с черным покрытием.
4. Автодорога Пули-Хумри-Мазари-Шериф-Шиберган протяженностью 329 км с черным покрытием.
5. Асфальто-бетонный завод в г. Кабуле, заасфальтировали там улицы.
6. Аэропорт “Баграм” со взлетно-посадочной полосой 3000 м.
7. Международный аэродром в Кабуле со взлетно-посадочной полосой 2800х47 м.
8. Аэродром “Шинданд” со взлетно-посадочной полосой 2800 м.
А также:
9. Домостроительный комбинат в г. Кабуле мощностью 35 тыс. кв м жилой площади в год.
10. ГЭС Пули-Хумри-II. 
11. ТЭС при заводе азотных удобрений.
12. Плотина и ГЭС “Наглу” на р. Кабул с огромным ирригационно-сельскохозяйственным комплексом.
И ещё много чего, общим списком более ста сорока наименований. Дык кто кого «грабил»? Похоже, что афганцы нас.
       В силу технических и исторических причин, пока наша страна строила в Афганистане новые объекты, вдоль движения нашей колонны простирался вездесущий, постоянный, непрекращающийся срач, как образ жизни, как способ существования. Ехали мы сквозь всё это безобразие на БТРе, наблюдали как взрослые бачи сидели в сугробах в резиновых галошах, обутых на босую ногу. Бача вытаптывал в сугробе для себя пятачок, садился на корточки и курил. Ноги в галошах босые, но сигарета в зубах с фильтром. Сразу видно – «джентлимен». А в Западной Белоруссии такое явление называлось на польский манер «галОта с басОтой», то есть «голытьба босоногая». Самый прикол в том, что эти галоши на территорию Афгана завезли из Термеза. Там был шестикилометровый участок железной дороги, по нему закатили два вагона галош и раздали населению бесплатно. То есть ещё и на галоши бачи нас «обули».
       Если бы мне пришлось выйти в такой обувке порезвиться на мокром снегу, то сопли у меня отвисли бы до пупа, а гланды раздулись бы, как воздушный шарик. Афганских пацанов такой ерундой «не пробить», у них иммунитет и жизненная стойкость были запредельные. Поэтому им приходилось курить чарз по нескольку раз на дню. Иначе никто из них никогда не помер бы.
         Проехали мы по Чарикарской равнине пяток километров, подкатили к какой-то афганской воинской части между Гульбахором и Джабалем. Часть, как положено, была окружена забором, въезд на территорию обустроен красивыми воротами. Колонны ворот были тщательно покрашены ослепительно белой краской. Рядом с воротами красовалась нарядная будка, рядом с будкой нафуфыренный часовой. На его шинели сверкал высокий белый воротник, высокие белые отвороты рукавов. Он стоял чуть ли не по стойке «смирно». А с нами в колонне ехали «Уралы». У одного из них что-то приключилось с задними колёсами.
  - О, смотри, у «Урала» полуось вылазит! – Вася Спыну обратил наше внимание, ткнул указательным пальцем туда, куда следовало смотреть.
       Мы дружно проследили за пальцем. Затем пришлось проследить за колесом. Оно неспешно вылезло из колёсной пары вместе с блестящей полуосью и покатилось вдоль дороги. Колесо немного выписывало «восьмёрку», от этого полуось наглядно демонстрировала что такое прецессия гироскопа.
       Основная трасса дороги перед въездом в царандойскую часть круто поворачивала направо. Наш БТР, естественно, повернул по трассе тоже направо. «Уралы» повернули один за другим. А вот колесо с полуосью не повернуло. Оно невозмутимо катилось прямо на афганского часового и размахивало в воздухе блестящей ялдой полуоси.
       Через четверть секунды часовой отскочил в сторону от своего поста под защиту нарядной будки. Колесо со всей дури засадило в белую колонну ворот, пробуксовало по ней, подпрыгнуло вверх, шлёпнулось перед воротами. На колонне остался четкий черный след армейского протектора. Выглядел этот след так, будто «Урал» проехал по белому столбу вверх и унёсся к облакам.
       Колонна поехала дальше, не заметив потери бойца. То есть утраты колеса. А афганский часовой застыл над колесом с открытым ртом в нелепой позе. Ему повезло как минимум два раза подряд. Первый раз повезло, что его не размазало по белой колонне. А второй раз повезло от того, что колесо не уехало в стратосферу, а шлёпнулось прямо перед носом. Колонна русских ушла, теперь это стало его добычей, он может загнать её в дукане и выручить немалые деньги. Вопрос лишь в том, что он скажет своему командиру насчёт следа от протектора на белой колонне. Скажет, что «шурави» на одноколёсном велосипеде погнались за вертолётом? Да пофиг, какую сказку он расскажет. Важно, что в дуканах продавалось и покупалось что угодно, даже колесо с полуосью от советского «Урала».


Рецензии