Попытка объяснения сталинского террора

 

И все-таки террор был, и все-таки часто страдали невинные люди, страдали не только мужчины, но и женщины, но и старики, но и дети.
Как понять нам это из сегодняшнего сытого и обустроенного XXI века, как объяснить нам это для себя и для других людей?
Объяснения мне видятся в двух аспектах - военно-политическом и религиозном, которые дополняют друг друга.
Мы уже пришли с вами к выводу, что Вторая мировая война началась не в 1939 году нападением Германии на Польшу, как это предлагают нам считать её организаторы - Англия, Франция и США, стараясь скрыть свою вину за начало войны, а в 1935 году, когда Италия напала на Абиссинию (нынешняя Эфиопия).
А когда началась Великая Отечественная война советского народа, когда встал вопрос о жизни и смерти Советского государства, а в его лице и исторической России, когда понадобилось чрезвычайные меры для спасения Отечества?
И с удивления для себя мы должны прямо ответить - Великая Отечественная война для советских людей началась 10 февраля 1929 года, когда последняя надежда Запада на самоустранение исторической России из мировой политики и на ее самоуничтожение - Лев Давидович Троцкий, - был выслан из СССР.
Именно в начале 1929 года у доселе полунищего Гитлера неведомо откуда появились деньги на грандиозную партийную деятельность, именно с этого момента западные демократии повели его к власти, а потом, политически укрепив и технически перевооружив, подготовили к войне с Советским Союзом!
Именно с этого момента у И.В. Сталина начался обратный отсчет времени.
Ему осталось лишь 10 лет на подготовку к большой войне, войне на уничтожение России, войне на два фронта - на Востоке против Японии и на Западе против объединенной Европы во главе с гитлеровской Германией.
Неудачная война предполагала только один результат для народов Русской равнины - онемечивание некоторого количества литовцев, латышей и эстонцев и уничтожение или бесчеловечное выселение всех остальных непригодных для онемечивания в малопригодные для жизни районы Сибири, которые стали бы резервациями для выживших.
Широко известны гитлеровские планы вывозки эшелонами в Германию украинского чернозема, физического уничтожения евреев, цыган и всех других народов, признанных им не арийскими, и заселение Русской равнины арийскими колонистами.
И.В. Сталину всего за 10 лет надо было создать современную армию, оснастив ее лучшим в мире оружием, которое производила бы вновь созданная промышленность, промышленность, будущие рабочие и инженеры которой, не ведая об этом, еще в 1929 году работали в своих личных крестьянских хозяйствах.

Разоренная революцией и Гражданской войной страна, лишенная своей интеллигенции и офицерского корпуса, начала сражаться за Родину!
Меня всегда удивляло отношение моих соотечественников к тем несправедливостям, к тем жестокостям, которое применяло к ним тогдашнее государство.
Я никогда не встречал старого, всю жизнь проработавшего или прослужившего человека, который ненавидел бы то время и ту власть за ее очевидные, с нашей точки зрения, преступления.
Признавая несправедливости, допущенные лично к ним, люди никогда не осуждали тогдашнюю Советскую власть как преступную, как вредящую государству Российскому, и это спокойное не осуждение меня всегда удивляло.
Потом я понял, что это наше русское не осуждение явилось основной духовной составляющей нашей Великой Победы в 1945 году.
Для христианина существуют множество грехов, которые являются порождением и продолжением нашего плотского тела - это и блуд, это и чревоугодие, это и леность, это и гневливость, это и гордость, это и зависть и так далее, и тому подобное.
Все эти плотские наклонности в той или иной степени присущи и высшим животным, они являются естественными и для человека.
И только один грех является противоестественным, этот грех называется осуждение, он не заложен в человека при его Сотворении, этот грех является приобретенным уже без Бога и попущенный не от Бога и поэтому является наиболее опасным и разрушительным.
Всю свою жизнь я пытаюсь объяснить себе, что же такое сделали первые люди в Раю, после чего они не смогли уже там пребывать, после чего они уже лишились Рая.
Это не было плотское соитие между мужчиной и женщиной, потому что еще до этого Бог благословил людей плодиться и размножаться и наполнять землю.
А что же это было, что же такого мог предложить Еве змий, после чего они с Адамом могли бы стать как боги, и почему Бог запретил им обладать этими знаниями, почему эти знания для людей были опасными?
Я думаю, что этими знаниями были знания чужого несовершенства, чужой слабости, чужой греховности.
В Святой Православной Церкви существует тайна исповеди - никто из прихожан не должен знать того греха, который исповедуется перед Богом, а священник - свидетель этого исповедания, обязан хранить в себе эту тайну, потому что, зная о чужой слабости, о чужом грехе, мы тут же осуждаем согрешившего человека и тут же совершенно несправедливо возвышаем себя над ним или хотя бы уравниваем, если человек до этого казался нам выше нас.
И это знание чужого несовершенства все время будет стоять перед нами, и закрывать и перечеркивать все явные достоинства, которыми обладает осуждаемый нами человек, и закрывать для нас пути к нашему совершенству, к нашему духовному спасению - зачем, ведь мы в своих глазах и так стали лучше других!

И этот самообман, если он не будет вовремя понят, не приведет нас к духовному спасению и здесь на земле, и там - на Небе, и мы, утратив ощущение Рая, будем также, как и первые люди плакать и сожалеть о том райском состоянии, которое было у нас до познания чужих несовершенств и до горделивого, до искусственного возвышения самих себя среди других.
Давным-давно, еще в молодости, я вывел для себя формулу счастья.
Я понял, что человек становится несчастливым, когда он завышает самооценку и ему кажется, что люди ему все время что-то недодают, в чем-то его оскорбляют, в чем-то его обкрадывают - такого хорошего и пригожего. А люди, на самом-то деле, видят его совершенно реальные, не завышенные качества и в соответствии с этими реальными качествами с ним и обращаются. Но это реальное и объективное отношение к тебе других вызывает у гордеца внутреннее, осуждение, неприятие и утрату счастливости - какое же тут может быть счастье, если вокруг все такие плохие и недоброжелательные?
Если же человек, наоборот, занижает свои реальные качества, то окружающие его люди будут продолжать видеть его объективно, относиться к нему объективно, и человек все время будет получать «премиальные», которые он не ждал, не планировал, испытывать «нечаянную радость». И эта нечаянная радость будет радовать его на каждом шагу, и делать его счастливым.
Такой великий христианский праведник, как Серафим Саровский, каждого встречного приветствовал словами: «Христос Воскресе, радость моя!» - совершенно искренне воспринимая каждого встречного человека, как свою нечаянную радость.
Он видел в каждом человеке только Образ Божий, совершенно не обращая внимание на образ греха, образ сатаны, который также присутствует в каждом из нас, понимая эти знания, как знания запретные, как знания, ввергающие в ад осуждения.
Однажды в храме, одна прихожанка спросила меня: «А почему Ваша жена не ходит в церковь?»
- «Думаю, что она тяжко согрешила и теперь стыдится это исповедовать», - ответил я.
Тогда она рассказала мне свою историю.
Однажды она очень тяжко согрешила, и этот грех показался ей таким тяжким, что она, сгорая от стыда, не могла рассказать о нем на исповеди - язык не поворачивался, и не могла написать о нем в исповедальной записке - рука не поднималась.
Но совесть ее мучила, но исповедь была неполной.
И вот однажды она где-то прочитала, что одна женщина, исповедуя тяжкий грех, но не имея сил сказать об этом священнику, отвернула от него уста и тихо исповедала свой грех в противоположную сторону, и священник принял от нее такую исповедь.
Тогда моя знакомая, собрав последние силы, со страхом и решимостью пришла на исповедь, и когда дошла до исповедования своего тяжкого греха, отвернула уста от священника и перед Святым Евангелием и перед Крестом Христовым тихо прошептала о том, что так долго мучило и разъедало ее христианскую душу.

«Что ты сказала?» - спросил священник.
- Я должна этот грех исповедать, но у меня нет сил сказать об этом Вам, - ответила она.
- Ты желала его утаить или не смогла сказать по стыду?
- По стыду, батюшка.
И тогда батюшка накрыл ее голову епитрахилью и произнес разрешительную молитву, отпуская в раскаянии исповеданные грехи.
Потом я подумал: «А что, если бы я узнал об этом грехе этой женщины, вообразил бы себе этот грех и увидел бы ее в этом безобразии? Изменилось бы мое отношение к ней?»
И я понял, что действительно, мое отношение к ней изменилось бы, невольно я бы ее осудил и эти запретные для меня знания заслонили бы от меня все то хорошее, что в избытке пребывает в моей знакомой.
Для меня перестали бы существовать ее замечательные качества - самоотверженная любовь к мужу и детям, самоотверженное служение Богу, родным и людям - осталось бы только видение ее греха, случайно совершенного ею по ее человеческой слабости.
И я подумал, что это, наверное, и есть то запретное Богом знание, которое нам нельзя знать ни при каких обстоятельствах, потому что знание даже случайного греха человека заслоняет все то чистое и светлое, что существует в нем, перечеркивает всю его жизнь, перечеркивает все его свершения.
Это запретное знание, как ложка дегтя в бочке меда - ложка небольшая, мед по своим качествам практически не изменяется, но кажется нам уже не медом, а дегтем.
Осуждая чужой грех, мы все время преувеличиваем его, преуменьшая светлые, христианские качества человека.
Осуждая другого, мы искусственно приподнимаем себя над ним, ставим себя выше другого и ... теряем ощущение счастливости, ощущение Рая, так как чувствуем, что окружающие нас люди начали нам, таким талантливым и таким совершенным, очень многое «недодавать».
Наверное, и первые люди на Земле - наши дорогие прародители - Адам и Ева, стремясь к дальнейшему совершенству, стремясь по своей духовной неопытности познать все и вся, получили от змия запретные знания о Боге, вполне возможно эти знания были объективными, но эти знания, наверное, унизили Бога в глазах первых людей и незаслуженно возвысили их.
Люди действительно стали, как боги, искусственно возвысив себя, но ощущение счастья, ощущение Рая было уже утрачено навсегда, и люди не смогли уже жить в Раю и в прямом, и в переносном смысле этого слова.
Думается, что аналогичную ошибку дважды в течение одного ХХ века совершили русские люди.
В начале века к 1917 году мы осудили очень даже симпатичное государство - Российскую Империю, гипертрофировали ее действительные недостатки, в том числе и недостатки церковные и получили взамен «изгнание из Рая» этого государства - братоубийственную Гражданскую войну, унесшую миллионы русских жизней, уничтожение промышленности, науки, культуры, образования, массовые и жесточайшие гонения на Церковь.
А государство-то было, по сравнению и с Германией, и с Японией, и с Австро-Венгрией, очень даже хорошо обустроенное и успешное.
Второй раз мы осудили Россию, которая тогда называлась Советский Союз, в 1991 году, осудив сначала «эпоху сталинизма», которая была нашим русским фундаментом, а потом и все Советское государство, и получили наше сегодняшнее полуворовское, полубандитское общество.
Сейчас Советский Союз моего времени (60-х-80-х годов ХХ века) представляется неким почти идеально устроенным государством, неким земным раем, утраченным нами по греху нашего осуждения.


Рецензии