Военная служба как особая форма местного самоуправ

Война, защита родной земли, матушки-России, высокое чувство патриотизма всегда были основным стержнем жизни казачества на протяжении всей его истории. Именно поэтому и гражданские и военные историки посвятили большое количество исследований этой проблеме. Император Франции Наполеон так говорил: «казаки – это самые лучшие легкие войска среди всех существующих. Если бы я имел их в моей армии, я прошел бы с ними весь мир». Конь был верным другом казака в походах, поэтому он не менее лестно воспет в казачьем песенном фольклоре. В боях с врагами казаки часто атаковали одновременно конными и пешими отрядами. В этих случаях донцы всегда придерживались такого тактического построения: пехота выходила вперед с пушками, за ней следовала часть конницы, а наиболее отважные конники действовали в рассыпную, удаляясь вперед ив стороны, дезорганизуя противника, и ведя разведку боем. Уже к концу 16 века казаки успешно освоили огнестрельное оружие и прекрасно стреляли из ружей. Описывая сопротивление казаков, осажденных восками царя Бориса Годунова в Орловском городе Кромы голландский купец Исаак Масса, живший в России с 1601 по 1634 годы, отмечает: «Казаки, умеющие так искусно стрелять из своих мушкетов и длинных ружей, как никто на свете, никогда не давали промаха и подстреливали или всадника или лошадь. Многие стрелки могли попасть в монету, зажатую между пальцами, за 20-30 шагов». Казаки умело пользовались окопами и траншеями –«норами земными», из которых их было очень трудно выбить даже во много раз превосходящему противнику. В результате победа в сражениях оставалась за удальцами – атаманами.
Если рассматривать военные формирования донских казаков, то у них изначально преобладали более мелкие боевые единицы, избиравшие себе командиров. В момент зарождения казачества как явления русской жизни и феномена всемирной истории. Это были ватаги удальцов, объединившиеся для отстаивания своей независимости. Каждая ватага насчитывала 20-30 человек и называлась «станица» (именно в смысле отряда конной разведки, военного объединения, а не населенного пункта). Зимовщина и городки, где обитали казачьи ватаги, состояли из шалашей и землянок, обносились плетнем, земляным валом или устраивались прямо на островках у крупных рек и их притоков. Позже ватаги стали сплачиваться в более крупные общины для совместного проживания и ведения боевых действий. В них входят уже несколько «станиц» со своими атаманами. Появляется и активно действует общевойсковая организация. На кругу избирается общий походный атаман, который руководит донцами в период похода или набега.
Однако, если говорить по большому счету и рассматривать военное искусство в историческом плане, то до начала 16 века донские казаки практически не имели постоянной военной и политической поддержки со стороны неокрепшего Московского государства и соседей-запорожцев. Они самостоятельно сформировали свою военную организацию и совершенствовали военное искусство при определяющем влиянии перечисленных выше геополитических, военных и этно-социальных факторов. Думается, что именно эти обстоятельства во многом предрешали военно-демократический характер складывающейся казачьей общины, который пронизывал все стороны общественной жизни, все формы гражданского быта.
Служба казаков в интересах России включала охрану приграничных территорий, сопровождение послов в Турцию, Иран, Крым, участие отдельных казачьих отрядов (сотен, полков) в военных действиях во время войн с юго-восточными соседями. При этом ни военная организация, ни военные традиции казачества не подвергались никаким ограничениям и регламентации. Войско Донское таким образом сохранили не только государственную и военную автономию, основанную не на законе, а на сформировавшихся традициях. Разумеется, военная организация, военное искусство и традиции казаков за столетия своего существований претерпели значительную эволюцию и прошли целый ряд этапов в своем развитии. Разумеется, военная организация, военное искусство и традиции казаков за столетия своего существования претерпели значительную эволюцию и прошли целый ряд этапов в своем развитии. Первый этап можно условно выделить с момента образования вольного казачества в Диком Поле до третьей четверти 17 века, какие же основные факторы повлияли на складывание военной организации и военных традиций казачества? В чем состояли особенности его военного образа жизни на этом этапе? Не имея возможности обзавестись хозяйством при полукочевом образе жизни, казаки изначально могли отстоять эту территорию и найти средства к существованию только в постоянной войне со всеми и против всех, добывая себе «зипуна», оружие, лошадей и т.п. Социальная открытость казачьих станиц (отрядов-общин) и первых поселений, их образ жизни, многонациональная основа (славяно-руссы, тюрки и др.) «выковали» своеобразный сплав военного искусства и традиций отдельных социально-этнических групп, участвовавших в складывании нового казачьего этноса, формировании его военной организации в обозначенный период. В казаки шли по образному выражению историка С.М. Соловьева, как правило, «бродяги-богатыри».
Многие из них уже обладали военными навыками или могли постоять за себя. Да другие, наверное, и не смогли бы выжить на Дону в эту эпоху.
Второй этап развития военной организации и военного искусства донских казаков начинается с конца 17 века и длится до середины 19 века. Содержанием этапа стало постепенное, но окончательное превращение казачества в военно-служилое феодальное сословие Российской империи, а казачьей военной организации Войска Донского – в иррегулярною часть русской армии, все более подгонявшуюся под общеармейские структуры. Основными вехами этого процесса были военно-административные реформы Петра 1, Екатерины 11 и особенно Николая -1. Уже с 20-х годов 19 века казачья организация постепенно подвергалась еще большей регламентации, контролю со стороны имперского правительства и военной коллегии, да еще не своих выборных, а назначенных правительством наказных атаманов. Несколько изменились и условия службы. Казачий земельный надел-пай стал как бы условным феодальным держанием за службу «царю и Отечеству». Казаки обязаны являться на службу по первому зову или по очереди. Для этого от него требовалось подготовить снаряжение, 17 видов обмундирования и двух строевых коней за свой счет на доходы с имеющегося хозяйства. Так появилась «мина замедленного действия». Привязав, хотя и условно казака и казачью общину к земле через обязательную службу, самодержавие превращало большую часть донцов в воинов-хлебопашцев, а после принятия «Положения о Войске Донском» в 1853 году они максимально приблизились к статусу военных поселенцев. Проводы на службу были большими праздниками в станицах и на хуторах. Армия из числа казаков строилась по образцу западно-европейского военного искусства эпохи Нового времени, которое родилось в битвах на полях Европы и основывалось на возрожденной силе пехоты, вооруженной ручным огнестрельным оружием и ударной мощи кавалерии, организованной в крупные тактические единицы и заменившей рыцарскую конницу одиночных профессиональных бойцов. В период войн второй половины 18 - начала 19 веков сложились новые традиции военной службы казачества, то есть до появления «Положения» 1835 года и упорядоченной законом воинской повинности удалось накопить определенный опыт преобразования казачьей войсковой организации. Что собой представляли эти традиции, как изменились условия службы и казачьи воинские подразделения – полки, появившиеся в Войске с 17 века? Тактика донцов представляла собой ту причудливую смесь боевых приемов разных народов, которыми пополнялось казачество на протяжении всей своей истории. Для казачьего полка характерно отсутствие в бою чёткого строя и нацеленность тактической подготовки на обучение индивидуального бойца, а не на муштру всей конницы как это практиковалось в регулярной кавалерии российской и других армий западно-европейских держав. Например, это проявлялось в несколько изменившемся приеме казаков – лаве. Казачьи полки и сотни формировались по строго территориальному принципу. Они пополнились призывниками из одних и тех же мест, благодаря чему возникало прочное чувство войскового товарищества. Их родные и близкие в станицах и на хуторах через переписку как бы контролировали ход службы казаков, их успехами гордились не только родные, но и все станичники. Взаимоотношения между казаками различных сроков службы были братскими, правилом являлась товарищеская помощь. Высокая боевая выучка казачьих частей неизменно проявлялась во всех войнах с их участиям. Однако с массовым появлением на поле боя автоматического оружия и с повышением скорострельности артиллерии казачья конница, как и кавалерия в целом быстро теряла свое значение. Но сегодня уже не середина 20 века, сегодня начало 21 столетия. Россия переживает свои новые и очень нелегкие времена. Какое место в решении имеющихся проблем займет наше возрождающееся казачество, решать нам, ныне живущим. Очень хотелось бы, чтобы эти решения были мудрыми, на благо всего нашего народа, матушке России!


Рецензии