Основные факторы исторической живучести казачества

По сей день является спорным вопрос о происхождении не только в отдельности того или иного конкретного кочевого, или в позднее время - осёдлого военизированного формирования, тем более, если говорить в целом – обо всём казачестве. Да, наверное теперь не это главное – из кого, представителей каких племен и народов сформировался тот или иной казачий отряд, то или иное войско, кто и с кем объединился, сдружился или породнился..
Главное в другом! Что позволило казачеству в те далекие и суровые времена выжить?
Если коротко ответить, то это – прекрасно организованная самозащита. Ведь для того, чтобы выжить от постоянных набегов врагов, казаки исторически были просто обязаны объединиться, иметь высокую боевую выучку и самоорганизованность, уметь не только обороняться, но и осуществлять дерзкие походы, громить своих былых и потенциально новых противников, привозить в свои семьи богатую добычу, а порой и оплакивать свои потери.
Таким образом, мы видим, что российское казачество на протяжении 500 лет не только выжило, но и несмотря на 70 последних лет фактического расказачивания, сохранило все необходимые предпосылки для своего возрождения.!
Что же этому способствовало, какие случайности или закономерности? Этническая и культурная самобытность, связь с конкретной географической территорией Подонья-Приазовья и Предкавказья, или традиции сословной, военно-корпоративной организации? Сила казачьего духа и казачьей идеи? Единство его судеб и судьбы России? На эти вопросы историческая наука пока еще не дала точных ответов.
Есть теоретики, которые доказывают, что привлечение Москвой на свою сторону казачества, имеет под собой далеко идущие цели. Смысл русской истории – утверждают они, - состоял в постепенном, но неуклонном государственном, этнокультурном и хозяйственном продвижении России на Юго-Восток Европы, дальше в Азию и освоение бескрайних просторов Сибири. С этим, наверное, следует согласиться. Следует признать, что военизированные общины – колонии, складывавшиеся в конце 15 века – начале 16 века в геополитически нестабильных районах, создавали своеобразную «буферную» зону между государственными образованиями Восточной Европы и Азии. Они возникали, как правило, в условиях смешения различных славяно-русских и тюркских элементов, малых народов Приазовья, Подонья и Поволжья.
Стремление к вольному образу жизни и предприимчивость большинства казаков и «гулящих людей» из пределов Российского государства способствовали колонизации Юга и Востока преимущественно в военных и культурно-хозяйственных формах.
С укреплением империи и административным подчинением казачьих территорий к середине 18 века правительство начинает координировать эти процессы. Ему нужна была не просто пограничная служба, но мобильные, хорошо управляемые воинские части. Поэтому оно создает специальные «служилые» казачьи войска.
К 1917 году в Российской империи насчитывалось уже 11 казачьих войск, в областях расквартирования которых проживало около 4.5 млн. человек. Возникновение и формирование казачества проходило под сильным воздействием целого ряда факторов, среди которых достоверно можно выделить геополитический, демографический и климатический.
С Юга границам Российского государства постоянно угрожали степные племена кочевников-скотоводов, испытывающих мощное давление других кочевых племен, время от времени переживая относительное перенаселение, они были вынуждены отвоевывать новое жизненное пространство и потому являлись в русской истории как племена воинственные.
Однако народы кочевые могут толкать друг друга, сменять в районах, удобных для скотоводства и достаточно обширных, но все же климатически ограниченных определенным ареалом. При возникновении обоюдных притязаний на одну и ту же территорию, в конечном итоге победа остается за земледельцем, который приходит сюда всерьез и надолго.
С этой точки зрения все это и определило возникновение и существование казачества, представляющего своего рода буфер между Русью и Степью. Иначе говоря, не имеющая естественных границ как для своего распространения, так и для нашествий кочевых народов, Россия создала социальную преграду в лице казачьих поселений в начале верховья, а затем и в низовьях Дона.
Причем, это была не пассивная оборона пределов России, а оборона по принципу «Лучшая защита – нападение». Не имея достаточных сил для охраны границ от воинственных кочевий, Российское государство пошло на союз с казачеством, сделало своею органически связанной частью, стало помогать, давать оружие, выделять землю, платить жалование.
Всё это, в конечном счете, и предопределило стабильность и славное долголетие российского казачества.


Рецензии