Съемки фильма Печки-лавочки. Прошло полвека

В фойе вокзала Бийска до конца лета 2021 года  работала  юбилейная выставка.
По версии ВГИКа,  эта кинолента входит в сотню лучших российских фильмов. Серьезная, бытовая, лирическая комедия – так по-разному оценивали картину Василия Шукшина критики. Места съемок: село Шульгин Лог, Чуйский тракт, Бийск, Транссибирская магистраль, Москва, Алупка.

Фотовыставка для всех

      На железнодорожном вокзале Бийска открылась передвижная выставка «Печки – лавочки. 50 лет спустя…» Всероссийский мемориальный музей-заповедник Василия Шукшина продолжает реализацию проекта «Все будет печки-лавочки!» в рамках гранта Губернатора Алтайского края в сфере культуры. С 20 июля 2021 года  фотовернисаж открылся в Бийске. Место проведения выставки выбрано не случайно, именно здесь в августе 1971 года снимались кадры фильма. Отсюда на курорт отправился железнодорожный состав с главными героями - Иваном Расторгуевым и его женой Анной. Помощь в организации вокзальных съемок оказал начальник станции того времени Н.И. Москвин. Минкультуры Алтайского края сообщает, что посетители железнодорожного вокзала Бийска смогут посмотреть выставку до 31 августа, а затем, до конца 2021 года, она побывает в государственном гуманитарно-педагогическом университете им. В.М. Шукшина нашего города, Бийском драматическом театре и селе Шульгин Лог Советского района.
      Коротко  сюжет «Печек-лавочек». Это история о путешествии к южному морю семейной пары Расторгуевых из небольшого алтайского села. Супруги впервые в жизни едут в отпуск по выделенной профкомом путёвке, да ещё в отдельном купе! Дорожные приключения и ритм новой жизни увлекают их, но и среди красот южной природы не могут они забыть о родных местах и близких людях, которые ждут их возвращения. Фильм хронологически разделен на три части: проводы, поезд, Москва, южный курорт и известный кадр Шукшина на горе Пикет в Сростках.

Краткая биография мастера слова и кинокадра

   Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 в  селе Сростки  Алтайского  края в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и расстрелян (потом реабилитирован). Мать, Мария Сергеевна (в девичестве Попова; во втором браке — Куксина) взяла на себя все заботы о семье и двух детях. После школы Василий Шукшин в  1945-1947 годы учился в Бийском автотехникуме.  1947-1949 - работа слесарем-такелажником и разнорабочим на заводах Калуги и Владимира. В 1949 – служба в Военно-Морском флоте, матросом на Балтийском флоте, потом — радистом на Черноморском. Там он впервые начал писать рассказы и читал их своим сослуживцам.
    В 1953 году Шукшин был демобилизован с флота и вернулся в село Сростки. Василий Макарович сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости в средней школе. В 1953-1954 годах он — учитель истории и директор школы сельской молодёжи в Сростках. В 1960 году - окончание режиссёрского факультета ВГИКа, а творческая деятельность длилась всего 20 лет. Это режиссерские работы,  роли в фильмах М. Хуциева, С. Герасимова, Л. Кулиджанова, С Бондарчука, а также его романы, рассказы, пьесы, публицистика.
     Василий  Шукшин ушёл из жизни 2 октября 1974 года в станице Клетской Волгоградской области на съёмках фильма Сергея Бондарчука "Они сражались за Родину". Похоронен 7 октября в Москве на Новодевичьем кладбище. Именем В.М. Шукшина названы улица и Театр драмы в Барнауле, библиотека, площадь  и университет в Бийске. С 1976 года в Алтайском крае проводятся Шукшинские чтения в память о советском актёре, кинорежиссёре, сценаристе, писателе и обладателе нескольких государственных призов и наград.
 
Бийск, Шукшин, «Степан Разин» и карантин

      В 2008 году в нашем городе, к его 300-летию, началось строительство нового вокзала. Но старый железнодорожный вокзал 70-х годов прошлого века остался в кадрах фильма. Отсюда юный Василий Шукшин уезжал в большую жизнь, здесь и снимал потом эпизод из картины «Печки-лавочки».  Герои фильма прибывают на привокзальную площадь города Бийска на автобусе ПАЗ-672 (маршрут Целинное - Бийск). А перед этим событием был снят документальный фильм Шукшина про Бийск в конце 60-х. Потом началась активная подготовка к картине «Степан Разин».
    Сценарий этой несостоявшейся исторической ленты был опубликован  в 1971 году в двух номерах журналов. В личном фонде Н.Н. Яновского, зав. отделом критики «Сибирских огней» в 60-70-х годах  сохранились три письма Василия Макаровича, касающиеся публикации романа «Я пришел дать вам волю». Шукшин мечтал сыграть в  фильме главную роль. Но в городе Астрахань съемочную группу застала эпидемия холеры и строгий карантин, длившийся более месяца. Когда сценарий про Разина был готов,  чиновники заявили: "Разрешим, если снимешь что-нибудь современное!" И Василий Макарович написал свои "Печки-лавочки".  Фильм вышел на экраны 2 апреля 1972 года, потом была знаменитая "Калина красная".
 
Грустный юмор картины

   «Печки-лавочки»  - художественный полнометражный чёрно-белый фильм. Автор  любил эту картину и считал одной из лучших своих работ. Деревня, быт, люди, песни, застолье, сборы сняты практически в документальной манере, а само путешествие в Москву наполнено анекдотически смешными, и вызывающими симпатию, сочувствие и даже лёгкую грусть ситуациями. В поезде состоялось знакомство и с обаятельнейшим вором (Георгий Бурков), и с московским учёным-лингвистом (Всеволод Санаев), пригласившим супругов Расторгуевых остановиться у него в Москве. В итоге сельчане попадают и к морю в качестве отдыхающих по одной путевке. Но и эта ситуация победно  разрешается. Шукшин в своих произведениях пытался обратить внимание на человека, заглянуть в его душу и понять ход его мыслей.
    Василий Макарович очень точно, правдиво, тонко играет обычного деревенского тракториста. Интересно наблюдать за поведением его героя, за тем, как он встречает людей на пути к морю, как выходит из различных ситуаций. Показана  красота деревенской жизни: дом прямо на берегу реки; счастливые босые дети на лошади; веселые гулянки всей деревней. И если деревенских стариков (какие великолепные, фактурные старики у Шукшина!) все это еще устраивает, то уже поколение главного героя Ивана и его жены Нюры стремится  узнать разнообразие жизни  в большой стране. Но сельчане-супруги  чужие и в столице (в городе все кажется им бесконечным праздником), при этом они больше не хотят прежнего существования в глухой деревушке. Они  мечтают выучить детей, желая для них более интересной жизни.
 
Наигрыши бродячего музыканта и вокализ Аллы Пугачевой

   Тенькают балалаечные струны. Уже в титрах фильма звучат две мелодии: шутливая, со смешинкой «печек-лавочек» и другая, полная тихой глубокой грусти. Шукшин сам знал много песен, в его киноработах поют не для публики, а для души. Вот и гости Ивана Расторгуева на проводах заводят про чернобровую цыганку, а потом переходят к своим сельским напевкам. В этой сцене снят знаменитый в алтайских селах музыкант-самоучка  Федя-балалаечник, игравший на свадьбах.
    Композитору Петру Чекалову Шукшин говорил: «Вот Федя (Ершов-Тилилицкий) сымпровизировал, а ты сделай из этого что надо, особенно финал фильма в таком задумчивом плане, будто Ивана Расторгуева слушает сама земля». Из наигрышей самодеятельного балалаечника композитор извлек основную музыкальную тему фильма, которая звучит в самом начале. Эта же музыка появится и в следующей картине Шукшина – «Калине красной», в решающей сцене покаяния Егора Прокудина.
     Было необходимо и  – сам Шукшин создал художественный свист для «Печек-лавочек»! Весь оркестр, стоявший в стороне, аплодировал ему. А в комической сцене утилизации семьей сельчан кофточки (воровского подарка) за кадром  в исполнении Аллы Пугачевой звучит джаз-вокализ на мотив песни «Очи черные», записанный специально для фильма. Следом идет шутливая песня «Горлица» Анатолия Иванова. Композиции современного звучания хотя и поет молодежь, но они глубинного, народного смысла и могли бы звучать в задуманном давно фильме про Степана Разина.  Одна из них - песня «Разговор в кузнице».

Артисты-звезды и семейный подряд

    На роль супруги Расторгуева Нюры Василий Макарович пробовал нескольких актрис, включая и свою жену Лидию Федосееву-Шукшину. Он ждал прихода Леонида Куравлева, чтобы посмотреть героиню с ним в паре. Но известный артист был занят в фильмах «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» и «Семнадцать мгновений весны», вот и от съемок у Шукшина отказался. «Василий стал думать о других артистах, - вспоминает Лидия Федосеева-Шукшина. – Приглашали Олега Борисова, но его не отпустили из театра. Шукшин не собирался играть сам. Но уже надо было приступать к съемкам, и он решился».
   Рассказывает Людмила Зайцева (она сыграла роль сестры Ивана): «Читаю сценарий и плачу! Мне все очень близко – сама я из деревни». Интересно, что  Шукшин называл этот фильм семейным, ведь кроме жены там снимались его маленькие дочери Маша и Оля, племянник Сергей Зиновьев (мальчик с магнитофоном), Мария Шукшина (Куксина) – мама автора (старушка с платком), а также артисты Санаевы – отец и дочь.
   Незабываемы образы, созданные другими известными актерами. Зиновий Гердт – друг профессора из Москвы, Иван Рыжов и Любовь Соколова – проводники поезда, Станислав Любшин – Иван Степанов, сын профессора, Леонид Енгибаров – клоун, гость у них в доме, Вадим Спиридонов – Васька Чулков, односельчанин Расторгуевых, муж Ксении, Наталья Гвоздикова – студентка стройотряда.
   А вот воспоминания оператора фильма Анатолия Заболоцкого (он тоже снялся в эпизоде): «Сюжет фильма предполагалось развернуть на документальном фоне окружающей жизни. Автобус собирал людей для массовки из деревень. Шукшин всех знал поименно, а после съемок устраивал в клубе просмотры для земляков. Местные жители помогали с реквизитом для фильма. Привозили старые ткацкие станки, деревянные ступы, керосиновые лампы и другие предметы деревенского быта. Потом группа вернулась в Москву – снимать Расторгуевых в столице. Улицы в городе не перекрывали, снимали Василия и Лидию среди людей. Они ходили в толпе на Серпуховской площади, что-то спрашивали у прохожих, никто их не узнавал. Следующий этап работы – Крым, куда Расторгуевы ехали на отдых, и Воронцовский дворец в Алупке, там было всего два дня съемок. Премьера фильма прошла в Доме кино тихо. Было обидно. Шукшин «Печки-лавочки» очень ценил. Со временем зритель фильм полюбил. А вот «Степана Разина» Шукшину снять так и не дали».
    Критики кинокартины «Печки-лавочки» констатировали, что «Шукшин-актёр, наконец-то снялся у Шукшина-режиссёра». Ростислав Юренев назвал фильм «серьёзной комедией». В нем «с явлений как бы снимаются привычные маски, и они предстают в своей сущности». Культуролог Наталья Кириллова  отмечала: «В „Печках-лавочках“ на первый план выходит своеобразный шукшинский юмор, причём не только в парадоксальных сюжетных ситуациях, когда главный герой принимает вора за «конструктора по железной дороге», а профессионала-фольклориста за жулика».

Факты о фильме

     Значительная часть съёмок проходила в селе Шульгин Лог на левом берегу реки Катунь. Рядом находилась паромная переправа, послужившая съемочной площадкой. Все съёмки заняли четыре месяца. Из экономических соображений съёмочную группу не хотели пускать работать на Алтай, но на этом настоял сам Шукшин. В течение полугода после окончания съёмок картину согласовывали с цензорами: в итоге были полностью удалены эпизоды с частушками балалаечника Феди, концовку же удалось отстоять с большим трудом. Поезд в фильме ведёт одиночная секция тепловоза ТЭ3-5713. Поговорка «печки-лавочки», которую в фильме несколько раз произносит герой Василия Шукшина -  любимая у жены Шукшина по фильму и в жизни. Финальный кадр, где Иван сидит на склоне горы Пикет (и который потом стал основой для установленного там же памятника Шукшину), изначально был вырезан из прокатной версии и был вставлен в фильм лишь после смерти автора.
    Шукшин еще в заявке на будущий фильм объяснял: «История этой поездки и есть сюжет фильма… Через всю страну едет полноправный гражданин ее – кормилец, работник. Но с каких-то странных пор повелось у нас, что деревенского надо беспрестанно учить. Одергивать, слегка подсмеиваться над ним. Учат и налаживают этакую снисходительность все кому не лень: проводники вагонов, дежурные в гостиницах, кассиры, продавцы…»
    Киновед Юрий Тюрин отмечал, что кульминацией фильма Василий Макарович  считал сцену знакомства Ивана и социолога,  сына московского профессора, дельного человека. Он изучил положение сельских учителей по всей России и пришел к горестным выводам об их чрезмерной занятости и повсеместно мизерной зарплате.

Современные зрители о «Печках-лавочках»

1.«Выступление главного героя Ивана Расторгуева на трибуне перед коллегами московского профессора Степанова я воспринимаю, как вознесение на пьедестал простого сельского труженика, хранителя языка. А саму дивную кинолегенду «Печки-лавочки» считаю бенефисом редкого самобытного самородка из Сибири Василия Шукшина»
2. «Известно, что некоторым  деревенским людям – непрофессиональным артистам -  эта съемка не понравилась (на студию писали, что, мол, Шукшин опозорил нас, своих земляков - мог бы предупредить, мы бы заранее подготовились, приоделись и порепетировали), худсовет в Москве тоже был недоволен. Особенные возражения вызывал балалаечник. До выхода фильма этот старик-самородок не дожил».
3. «В фильме «Печки-лавочки» есть кадры с Марией Сергеевной. Она видела сына тогда в последний раз. При расставании Василий Макарович сказал ей: «Поаккуратней будь, мама! Береги себя!» Подошел, обнял и расцеловал в обе щеки. Позже Мария Сергеевна говорила: «Не знала я, что это последняя встреча — никуда бы не отпустила его тогда от себя...»

Клиповому поколению

    В интернете можно найти подборку роликов, сравнивающих первые и последние кадры знаменитых фильмов. Их публикация заслуживает статуса интернационального проекта. На одном из российских сайтов 25 ноября 2015 года решили присоединиться к нему и сделали свою версию на основе русского кино. Ответ из России таков. Среди 33 фильмов: «Броненосец «Потемкин»», «Я шагаю по Москве», «Баллада о солдате», «Сталкер», «Белое солнце пустыни», «Курьер», «Асса», «Иди и смотри» и других есть кадры из шукшинского фильма «Печки-лавочки».
   "Всю жизнь свою рассматриваю как бой в три раунда: молодость, зрелость, старость. Два из этих раундов надо выиграть. Один я уже проиграл", – говорил Шукшин. А третьего - старости - ему было не дано. Василий  Макарович прожил всего 45 лет...


Рецензии
Хорошая рецензия, искренняя. Хорошим русским языком изложена суть. Спасибо!

Владимир Кузнецов -Горянинский   27.03.2023 19:27     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир! Спасибо за добрый отклик. Творческих успехов!

Нел Знова   28.03.2023 18:17   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.