На вручение. Второе продолжение
Классическая русская литература,в которой добро - это добро,а зло - ...н-ну,не знаю,но всё равно зло! - кончилась вместе с Толстым.И началась литература "переходного",если можно так сказать,периода."Алые паруса",написанные Грином в 16-ом году прошлого века,и отображают веру в чудо;отображают боязливое желание в него поверить (а вдруг не сбудется?).Далее у него идут романы "на взлёт":"Блистающий мир" (1924),"Золотая цепь" (1925),"Бегущая по волнам" (1928) и пошёл "спад":"Джесси и Моргиана" (1929) и "Дорога никуда" (1930),на мой взгляд,"отчаявшееся" его произведение.И это всё написано в Крыму...
...В котором несколько ранее оказался Иван Шмелёв,автор самого любимого моего произведения "Лето Господне".Но он пока ещё даже и не догадывается,что скоро напишет бессмертное произведение,увековечивающее единственную ценность в нашей жизни - семью;он пока что пишет "Солнце мёртвых",Солнце сожжённых этим Солнцем и блуждающих по голой земле пеплом...Клятая революционерка Бела Кун ничтоже сумняшеся отдала приказ расстрелять всех не захотевших покинуть Родину - и 120 тысяч "Белой гвардии" предвосхитили "Бабий Яр".Среди этих 120 тысяч был и единственный сын Шмелёва...
А ведь начиналось всё (у Шмелёва) с "Человека из ресторана" (1911),в котором явственно присутствует симпатия к переменам.Перемены произошли - а сына не стало...
Пока всё.Когда из заголовка исчезнет "заготовка" - значит,я закончу это продолжение (но не окончание:в окончании я должен наконец-то разобраться со всеми "премиями" и "номинациями",тьфу на них!).
Скорее всего закончу эту заготовку в воскресенье.Ждите.(Или не ждите - дело вкуса и наличия времени,которого у меня,увы,не много).
----------------------------------------------------------
Итак,сегодня воскресенье 24 июля,в Братиславе 7 утра,пока ещё прохладно;я пока ещё трезвый...м-м-м - может у меня коронавирус?...Поехали!
И тут же,волей-неволей,вспоминается ещё один автор - Андрей Платонов с его "Чевенгуром".Знаете,я до сих пор боюсь перечитывать этот роман - боюсь получить хоть малейшее разочарование после первого и пока единственного прочтения.Даже весьма впечатлившие меня "Мы" Евгения Замятина и так и не прочтённый (по молодости не удосужился,а сейчас времени мало - смерть близка) "1984" Оруэлла вряд ли могут сравниться с этой успешной попыткой построения коммунизма в "одном,отдельно взятом городе".Попытка заканчивается трагически - но единственно "реальный" коммунизм,который только можно создать,был ведь построен!
А теперь постараюсь объяснить,почему три таких разных,но одинаково великих писателя "пост-классической* русской литературы оказались слиты в моём мозгу воедино и именно в такой последовательности:Грин,Шмелёв и Платонов.
Давно уже утихли споры про "чистое" искусство,про искусство "вне времени и вне действительности":Время,чьим рабом является каждый человек,наглядно показало,что такое искусство невозможно- каждый человек,обычный или мнящий себя чем-то,ест,спит и испражняется на унитазе...Да,чуть не забыл - ещё и совокупляется.И любое произведение в любом виде искусства есть лишь удачная или не очень попытка отображения действительности.Так в чём заключается единственно "реальная" действительность в цепочке Грин-Шмелёв-Платонов?
Действительность эта охватывает временной промежуток с 1911 года ("Человек из ресторана") и заканчивается 1928 годом ("Чевенгур")."Человек из ресторана",в котором явственно видны "нежелание низов жить по-старому и нежелание верхов жить по-новому" (почти,как у Ленина).ВременнАя действительность хочет перемен,но ещё боится поверить в их возможность:груз старых привычек тянет ничего не менять,мол,может стать ещё хуже.Но ведь так хочется верить!И тут возникают "Алые паруса" Грина (1916) - сказка о том,что чудеса возможны.И чудо происходит - свершается революция!"Мы старый мир разрушим до основанья,а затем мы наш,мы новый мир построим - кто был ничем,тот станет всем!",сказка стала былью!И пусть вся страна в руинах,пусть пол-населения погибло в братоубийственной гражданской войне - но ведь это всё временно,дальше будет только лучше!Лучше,лучше и лучше!И с верой в неизбежность нового чуда возникают "Блистающий мир","Золотая цепь" и "Бегущая по волнам".
Но время идёт - а чудес не происходит и Тиррей Давенант ("Дорога никуда",1928) умирает с верой в то,что две девушки из его юношеских,самых светлых воспоминаний - дочери Футроза - помнят о нём:помнят,каким он был хорошим,каким он был красивым и здоровым...Но его не помнят - его практически сразу забыли.Чудо не произошло.Жизнь не изменилась.
"Чевенгур" (1928).Смертельный,но пока ещё не "контрольный выстрел" в русскую литературу как отображение действительности.Саша Дванов,простой паренёк,в лихолетье гражданской войны оказался закинут в небольшой городок,оказавшийся как-бы "вне" страны.Он воплощает в жизнь все постулаты партии,которой верит - ведь он строит коммунизм.И он его "достраивает" до логического завершения.Достраивает - и идёт топиться в озере...
А теперь про "контрольный выстрел",про "Лето Господне" (1927-1944) Шмелёва.Читаешь его - и даже против воли (ты противишься этому знанию,противишься) начинаешь понимать что чудеса заканчиваются с детством...
Вы можете напомнить мне про "Мастера и Маргариту".Я поначалу зачитывался этой повестью:вот всё зачитывался и зачитывался...Пока не узнал о письме Булгакова Сталину.Ну не может Творца ничто связывать с "власть держащими",не может - и всё!Как только ты принял от власти хоть какой-то "кусок" - ты сразу превращаешься в Бобика на цепи!
Итак,какой,на мой взгляд,итог?А итог такой,что русская литература как "реальное" отображение действительности умерла:вот просто умерла и всё.А что родилось взамен?Об этом я напишу в окончании этой заметки.
Всем пока.Выходной день,отдыхайте,а мне пора "принять на грудь":профилактика коронавируса,омикрона,обезьянней оспы и...(что там ещё придумали?) - святое дело.
Свидетельство о публикации №222071901417