Мирный человек

Своим нерусскоговорящим друзьям и коллегам я всегда говорю: «I'm pacific». Они смеются: «Are you not atlantic?»
Я тоже смеюсь.
А вообще, спокойные люди всегда что-то внутри имеют такое… Лучше не копать там.
Сидим как-то со студентами-лингвистами на практике по «Морфологии», делаем морфологический разбор. У меня пособие.
И вдруг кто-то из студентов спрашивает:
– У вас депрессия была, когда вы пособие писали? Да?
Я удивляюсь:
– С чего вы это взяли?
– Ну, у вас в одном тексте про самоубийцу, в другом про сибирскую лихорадку…
Смотрю – и точно… Тут смерть, там смерть… Убили, убился, с ума сошёл… А тексты-то всё хорошие – Достоевский, Мураками, Вишневский… Их ещё никто не отменял.
Эти же студенты, другой предмет – «Концепции естествознания». Это когда физика и химия не по отдельности, как у технарей, а всё вместе – два в одном, для милых пушистых гуманитариев.
Открываем задачник.
Задача первая. На глубине 1 метра земля давит на гроб весом в 1500 кг. По размерам крышки гроба это 3000 кг. Рассчитайте давление земли на двенадцать гробов, если они закопаны на глубине двух метров.
Задача вторая. Тело человека на 60 % состоит из воды, на 34 % – из органических веществ, на 6 % – из неорганических. Рассчитайте, какова будет потеря воды, если выпарить её из десяти человек, весящих по девяносто килограммов.
Задача третья. Пуля летит со скоростью 400 м/с. Рассчитайте, через какое время будет убит человек, если он стоит от стреляющего на расстоянии 50 метров.
Задача четвертая. Средняя жизненная ёмкость лёгких взрослого человека – около 3500 см;. Рассчитайте время заполнения лёгких утопающего водой, если каждые две минуты в них поступает 120 мл воды.
Задача пятая. В гроб помещается 600 литров воздуха. Человек в спокойном состоянии дышит в среднем 10 раз в минуту. В воздухе кислорода 21 %, при выдохе 16 %. Если в воздухе кислорода меньше 9 % наступает кислородное голодание и смерть. Рассчитайте…
Задача шестая. Во время ядерного взрыва… Рассчитайте…
Задача седьмая. При удушении…
И так десять задач.
Что это? Пессимизм? Нет, всего лишь научные факты. И прекрасное воображение преподавателя, которому вдруг стало скучно.
И правда, чему же нас учат физика и химия, как не науке о смерти? За то и люблю их, особенно физику. Нет там тонких материй, только толстые факты.
И всё же. Ни физика, ни химия, ни что-либо иное естественное и точное не является абсолютом, иначе бы всё сводилось к пониманию того, что ультрафиолетовые лучи летят сто пятьдесят миллионов километров от Солнца до Земли единственно с целью высушить чьи-то трусы на балконе.
Точные науки научили нас смотреть на звёзды, неточные же – смотреть на звёзды и видеть там любовь и ненависть богов, линии и кольца судьбы, нашу и вселенскую бесконечность, понимать жизнь и осознавать смерть.
Точные науки лишают нас личности, неточные – индивидуализируют. Точные – разделяют, неточные – объединяют. Точные учат нас строить дома, неточные – здороваться с соседями. Точные – выживать, неточные – жертвовать. Точные – жить и умирать, неточные – жить, умирать и любить. Неточные заставляют искать добро и любовь, точные спрашивают: «Что это?»
Точные науки отправят нас на Марс, а может быть даже, ещё и дальше, неточные же определят, станет ли наш полёт колонизаторской бойней в космической гонке за никому не нужное выживание, или всё будет не напрасно, и, раскрывая секреты Вселенной, мы сможем познать тайны нашей души.
И спокойно умереть.
Ведь, в конце концов, большую любовь суждено пережить не всем, а вот смерть переживёт каждый из нас.
Так что I'm Pacific, not Atlantic.


Рецензии