Иран. РФ. Турция. Сирия. Украина. 2022

На иллюстрации: Раздаточная фотография, предоставленная офисом Верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, показывает, как он (R) принимает президента России Владимира Путина в Тегеране 19 июля 2022 года.
***

Перевод с английского языка. Источник: СМИ США. Опубликовано 19 Июля, 2022 г.

***

Зарождающееся ухаживание между Россией и Ираном - нежелательное развитие событий для Запада, за которым США будут наблюдать с беспокойством, но оно далеко от того, чтобы изменить геополитическую игру.

Президент России Владимир Путин воспользовался редкой зарубежной поездкой во вторник - его первой поездкой за пределы бывшего Советского Союза с тех пор, как он начал вторжение в Украину 24 февраля, - чтобы провести переговоры в Тегеране с Верховным лидером Аятоллой Али Хаменеи и президентом Ибрагимом Раиси, а также президентом Турции Тайипом Эрдоганом.

Но тот факт, что Россия и Иран являются конкурирующими производителями энергии, вероятно, наложит ограничения на любое более глубокое партнерство, даже несмотря на то, что две страны едины в своей враждебности по отношению к Западу.

Вот взгляд на некоторые из ключевых вопросов, которые ставят перед ними развивающиеся отношения.

Может ли Иран помочь России в войне на Украине?

Официальные лица США заявили, что Иран готовится помочь в поставке России нескольких сотен беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), в том числе тех, которые способны стрелять оружием, но ни одна из стран не подтвердила это.

Агентство РИА Новости цитирует помощника президента России Юрия Ушакова, который заявил, что Путин не обсуждал этот вопрос с лидерами Ирана.

“Россия, углубляющая союз с Ираном для убийства украинцев, - это то, на что весь мир должен смотреть и рассматривать как серьезную угрозу”, - заявил на прошлой неделе советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан.

Украина использовала поставляемые Турцией беспилотники Bayraktar со смертельным исходом, нацеливаясь на российские подразделения и уничтожая огромное количество танков и другой бронетехники.

Джек Уотлинг, военный эксперт из аналитического центра RUSI в Лондоне, сказал, что иранские беспилотники были бы полезны России как для разведки, так и в качестве пассивных боеприпасов, которые могут выжидать подходящего момента для обнаружения и поражения подходящих целей.

“Помимо поставок беспилотных летательных аппаратов Иран также может помочь России избежать санкций и потенциально сотрудничать в производстве систем вооружений, которые в меньшей степени зависят от цепочек поставок через западные страны”, - сказал он.

Чему Россия может научиться у Ирана в отношении санкций?

Иран имеет многолетний опыт защиты от западных санкций в связи со своей спорной ядерной программой. “Русские считают Иран очень опытным и потенциально ценным партнером в уклонении от западных санкций”, - сказал Уотлинг.

Россия, тем временем, пострадала от волны санкций против банков, предприятий и частных лиц в связи с войной на Украине. Поэтому обе страны не имеют доступа к западным технологиям и капиталу, сказал Янис Клюге из аналитического центра SWP в Берлине.

“Возможно, есть некоторые уроки, которые Россия может извлечь из Ирана... В обмен Россия могла бы предложить товары военного назначения и, возможно, сырье или зерно”, - сказал он. Россия уже является крупным поставщиком пшеницы в Тегеран.

По словам Клюге, в связи с тем, что некоторые российские банки отрезаны от международной платежной системы SWIFT, Москва разрабатывает альтернативу, в которую могли бы быть включены иранские банки.

В более широком смысле Иран является частью более широкой группы стран, включая Китай, Индию, Латинскую Америку, арабские и африканские страны, с которыми Россия укрепляет связи в попытке доказать свое утверждение о том, что она может процветать в условиях санкций и что они только отразятся на Западе.

Как Россия и Иран могут сотрудничать в области энергетики?

Это потенциально деликатный вопрос: обе страны являются производителями нефти и газа, и конкуренция между ними усилилась с начала войны на Украине, поскольку Россия переключила большую часть своего экспорта нефти на Китай и Индию по заниженным ценам.

“Что касается экономического аспекта, то война значительно ухудшила их отношения. Москва ест обед Тегерана на товарных рынках, и у нее еще меньше ресурсов, чтобы тратить их на проекты в Иране”, - сказал Генри Роум, заместитель руководителя отдела исследований Eurasia Group.

Однако одновременно с визитом Путина Национальная иранская нефтяная компания и российский "Газпром" подписали меморандум о взаимопонимании на сумму около 40 миллиардов долларов, в соответствии с которым "Газпром" поможет NIOC разрабатывать два газовых месторождения и шесть нефтяных месторождений, а также примет участие в проектах по сжижению природного газа (СПГ) и строительству газопроводов для экспорта газа.

Изменится ли что-нибудь в переговорах по иранской ядерной программе?

Война на Украине изменила подход Москвы к переговорам о возобновлении иранской ядерной сделки 2015 года, известной как СВПД.

Одиннадцатимесячные переговоры о восстановлении соглашения, которое сняло санкции с Ирана в обмен на ограничение его ядерной программы, достигли своей завершающей стадии в марте. Но они были приведены в замешательство из-за того, что в последнюю минуту Россия потребовала от Вашингтона письменных гарантий того, что западные санкции, направленные против Москвы в связи с ее вторжением в Украину, не повлияют на ее торговлю с Ираном.

Хотя Россия быстро отступила под давлением Ирана, дипломатический импульс для достижения соглашения был утрачен. С тех пор переговоры зашли в тупик из-за различных остающихся вопросов.

Сможет ли сделка вернуться в нужное русло, будет одним из показателей влияния сближения между Путиным и лидерами Ирана.

“Вмешательство России в переговоры по СВПД стало значительным изменением традиционного российского подхода и, вероятно, еще больше усилило подозрения в Тегеране относительно надежности и надежности Москвы”, - сказал Рим из Eurasia Group.

                ПРЕДИСТОРИЯ
Автор: Али Харб
Опубликовано 31 Марта 2022 Года

Война на Украине не должна препятствовать возобновлению сделки с Ираном, считают американские аналитики.

На фоне критики участия России в ядерных переговорах сторонники СВПД говорят, что США должны продолжать дипломатию.

Заместитель генерального секретаря Европейской службы внешних действий (EEAS) Энрике Мора и главный переговорщик Ирана по ядерной программе Али Багери Кани и делегации ожидают начала заседания Совместной комиссии по СВПД в Вене, Австрия, 17 декабря 2021 года.

Иран и мировые державы провели несколько раундов переговоров в Вене, чтобы возобновить ядерную сделку с апреля прошлого года [Представительство ЕС в Вене /EEAS /Раздаточный материал через Reuters]

31 марта 2022 года. Вашингтон, округ Колумбия. В течение нескольких месяцев противники иранской ядерной сделки в Соединенных Штатах предостерегали президента Джо Байдена от повторного вступления в соглашение.

Теперь они добавили участие России в переговорах по возрождению многостороннего пакта к своему длинному списку недовольств, поскольку российские войска продолжают свое наступление на Украине.

Однако сторонники соглашения, формально известного как Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), говорят, что конфликт на Украине должен активизировать, а не ослаблять усилия по его восстановлению.

Негар Мортазави, ирано-американский журналист и аналитик, сказал, что критики СВПД в Вашингтоне всегда будут, но администрация Байдена должна быть готова столкнуться с оппозицией, если она хочет возродить соглашение.

“В конце концов, это все равно что сорвать пластырь”, - сказал Мортазави в интервью "Аль-Джазире". “Президент просто должен принять решение, потратить политический капитал, принять некоторый общественный резонанс – что и сделал Обама – и просто сделать это”.

Европейские, иранские и американские официальные лица уже несколько недель говорят, что сделка находится в пределах видимости, в то же время подчеркивая, что ничто не согласовано, пока не будет согласовано все.

По словам Мортазави, война на Украине фактически дает Байдену более прочную основу для восстановления ядерного соглашения.

По ее словам, международные продажи иранской нефти, на которую в настоящее время наложены жесткие санкции, могут помочь смягчить глобальный энергетический кризис, вызванный войной, и соглашение позволит чиновникам, применяющим санкции против Ирана, сосредоточиться на мерах против России

“По всем этим причинам я думаю, что лучше раньше, чем позже”, - сказал Мортазави. “Но я думаю, что проблема с администрацией Байдена заключается в том, что они слишком стараются, чтобы все были счастливы … С Ираном это просто невозможно”.


США отвергают нефтяной фактор.

Байден и его главные помощники подчеркнули, что они консультируются с лидерами конгресса США и ближневосточными союзниками, многие из которых яростно выступают против СВПД, о ходе переговоров по возрождению пакта.

Противники СВПД заявили, что он неадекватен, утверждая, что он просто ограничивает – без постоянного отключения – ядерную программу Ирана, не затрагивая при этом региональную политику Тегерана и программу создания баллистических ракет.

Сделка, в соответствии с которой Иран свернул свою ядерную программу в обмен на отмену международных санкций против своей экономики, столкнулась с аналогичной оппозицией, когда бывший президент Барак Обама подписал ее в 2015 году.

Три года спустя бывший президент Дональд Трамп отменил сделку и начал кампанию санкций “максимального давления” против Ирана. В ответ Тегеран расширил свою ядерную программу значительно за пределы, установленные соглашением.

Но Байден, который заявил, что предотвращение получения Ираном ядерного оружия является одним из его главных приоритетов национальной безопасности, заявил, что намерен возродить соглашение путем взаимного соблюдения СВПД.


Однако его администрация ясно дала понять, что увеличение мировой добычи нефти не является предметом непрямых переговоров с Ираном, несколько раундов которых состоялись в столице Австрии Вене с апреля 2021 года.

Выступая на форуме в Дохе в прошлые выходные (март, 2022) , специальный посланник США по Ирану Роберт Малли заявил, что критерии для возобновления соглашения основываются исключительно на соображениях национальной безопасности США.

“Руководство, которое мне дали, звучит так: ”Заключите сделку, если наши интересы будут удовлетворены; заключите сделку, если наши опасения будут удовлетворены; заключите сделку, если мы сможем преодолеть эти разногласия", - сказал Мэлли.

“И не было никакого ощущения: "Теперь вам действительно нужно спешить с заключением сделки из-за необходимости вывести нефть на рынок’. Я этого ни разу не слышал.”

Участие России.

Непрямые американо-иранские переговоры ведутся с другими сторонами, подписавшими соглашение 2015 года, и через них, в число которых входят Европейский союз, Германия и пять постоянных членов Совета Безопасности ООН – США, Великобритания, Франция, Китай и Россия.

Но участие России в обсуждениях стало предметом критики СВПД в Вашингтоне, особенно в свете вторжения российских войск в Украину.

“Россия превратилась в государство–изгоя, и это правильно”, - сказал конгрессмен-демократ Ричи Торрес, который решительно поддерживает Израиль - ведущего критика иранской сделки и усилий по ее возрождению.

“Почему же тогда мы ведем переговоры с Россией так, как будто она никогда не вторгалась в Украину? Как будто времена, в которые мы живем, были обычным делом?” Торрес написал в твиттере в начале марта.

Это противодействие усилилось из-за сообщений о том, что Россия пытается добиться освобождения от связанных с Украиной западных санкций в своих собственных отношениях с Ираном.

И хотя Москва заявила, что ее опасения были учтены, неоднократно опровергая сообщения о том, что она создает препятствия на пути восстановления сделки, критики СВПД в Вашингтоне продолжали ссылаться на участие России в переговорах, чтобы подорвать соглашение.

“Это не нужно делать прямо сейчас, и особенно это не нужно делать, когда у нас возникают проблемы, которые мы имеем в Украине. Мы должны уйти”, - заявил Джим Риш, главный республиканец в сенатской комиссии по внешней политике, на пресс-конференции в начале этого месяца.

“Господин президент, вы единственный в Америке, кто ведет дела с русскими, прекратите вести дела с русскими”.

Последнее препятствие.

Райан Костелло, директор по политике Национального ирано-американского совета (NIAC), базирующейся в Вашингтоне группы, выступающей за восстановление сделки, отверг опасения по поводу участия России в переговорах в Вене как “глупые”.

Костелло сказал, что кризис на Украине, возможно, отвлекает дипломатическое внимание от сделки с Ираном в решающий момент переговоров, что может привести к появлению новых препятствий, которые помешают переговорщикам пересечь финишную черту.

”Я действительно беспокоюсь, что этот дрейф продолжается, и администрация Байдена не уделяет такого внимания и внимания на высоком уровне, чтобы решить его, двигаться дальше, заключить сделку и сохранить ее", - сказал Костелло в интервью "Аль-Джазире".

Последним препятствием на переговорах, по–видимому, является требование Ирана исключить Корпус стражей исламской революции (КСИР) из американского списка “иностранных террористических организаций” - то, что Вашингтон не исключил, но неохотно делает.

Костелло сказал, что назначение КСИР является символическим вопросом, который, тем не менее, важен для Ирана – и который может вызвать серьезную негативную реакцию в Вашингтоне на Байдена, в том числе со стороны членов его собственной Демократической партии.

Он добавил, что даже если это назначение будет отменено, КСИР все равно столкнется с санкциями, связанными с нарушениями прав человека, деятельностью по баллистическим ракетам и другими проблемами. “Было бы настоящим позором зайти так далеко и потратить столько энергии на восстановление очень выгодной сделки только для того, чтобы она развалилась из-за этого относительно символического обозначения”, - сказал Костелло.


Рецензии